Во времена СССР очень большое внимание уделялось разработке и производству специальной техники. Поэтому, трактор Т-150, начало создания которого пришлось именно в те годы, отличается исключительной надежностью и неприхотливостью, пригоден для использования в разных климатических зонах. Трактор Т-150 предназначен для решения широкого круга задач в сельском хозяйстве, строительстве и обслуживании дорог, лесозаготовках и других отраслях, в том числе и в вооруженных силах.
Колесный трактор Т-150 также максимально унифицирован с гусеничной моделью Т-150 по широкой номенклатуре узлов и деталей. Проектирование и производство семейства из двух машин сопряжено с рядом технологических и конструктивных сложностей. Вместе с тем это позволяет снизить затраты на обеспечение техники запасными частями, расходными материалами и комплектующими. Такой подход используется компанией John Deere, выпускающий одновременно модели 8120 и 8120Т.
История создания трактора Т-150
Выпуск данной модели был освоен Харьковским тракторным более 40 лет назад. Первый трактор Т-150 покинул конвейер в 1971 году значительно раньше, нежели гусеничная модификация. Именно колесные машины данного производителя получили наибольшее распространение в народном хозяйстве. Прототипом для создания Т-150 послужил трактор Т-125 оригинальной конструкции. Машина была разработана инженерами завода, что называется, с чистого листа на основании общих требований и технического задания. Предшественник выпускался с 1962 по 1967 год, глубокая модернизация модели привела к появлению Т-150. Это позволило успешно пройти международные испытания в Соединенных Штатах Америки в 1979 году. Модификация оказалась исключительно удачной, трактор выпускается и до сих пор. Машина поставляется во многие страны мира и эксплуатируется в разных климатических условиях. Зачастую техника не получает надлежащего регламентного обслуживания при этом сохраняя работоспособность. Данные обстоятельства говорят о значительном запасе прочности и огромном ресурсе механизмов и систем.
С момента начала производства трактор подвергался несколько раз модернизации. В частности, был заменен двигатель, постоянно совершенствуются системы управления машиной. Большое внимание уделяется улучшению условий труда тракториста. Это позволило ХТЗ в значительной мере сохранить свои позиции в данном сегменте рынка.
Трактор ХТЗ Т-150
Модель трактора ХТЗ Т-150 является одной из лучших разработок Харьковского тракторного завода. Предусматривается две модификации этого трактора, в зависимости от привода: гусеничный и колесный. Во время их проектировки учитывался опыт в создании подобной техники от мировых производителей.
Трактор Т-150
Несмотря на то, что обе модели называются Т-150, они имеют отличия в конструкции рам, коробке передач и механизме управления. Разрабатывался Т-150 на базе предыдущей модели Т125. Свою историю Т-150 берет с 1967 года, когда был начат выпуск этой техники.
Однако ХТЗ не останавливался на банальном выпуске этой машины, а постоянно производил ее модернизацию и усовершенствование, в соответствие с развитием мировых технологий.
Колесный трактор Т-150 относится к 3-му классу тяги с полным приводом. Он отлично проявил себя в сельском хозяйстве, строительных и транспортировочных работах. Особенностью гусеничной и колесной модели трактора является возможность проведения работ с большим спектром навесного оборудования.
Технические характеристики Т-150
Модель представляет собой трактор колесный спроектированный и произведенный по сочлененной схеме. В основу положена рама, состоящая из соединенных между собой шарниром передней и задней части. Такая конструкция обеспечивает машине высокую маневренность. Изменение направления движения трактора Т-150 осуществляется за счет поворота полурам вокруг вертикальной оси на шарнирном соединении. Управление осуществляется с использованием круглого рулевого колеса. Исполнительное устройство — гидропривод, работающий от шестеренчатого масляного насоса. На передней полураме установлены силовой агрегат, трансмиссия, кабина водителя с органами управления и контроля. Для придания плавности хода мост установлен на листовых полуэллиптических рессорах, задний соединен с несущей конструкцией жестко. Передача крутящего момента осуществляется при помощи карданного вала, установленного открыто. Трактор имеет колесный тип движителя, с полным приводом на обе оси. Диаметр передних и задних дисков одинаковый, они оснащаются шинами низкого давления размером 1440 х 510 мм с развитыми грунтозацепами. Таким образом, обеспечивается высокая проходимость трактора и возможность перемещения и выполнения работ вне дорог с твердым покрытием. • Максимальное тяговое усилие (тяговый класс) – 3 тс. • Скорость движения вперед – 1,8 – 30,1 км/ч, реверс – 6,6 – 10,4 км/ч. масса в снаряженном состоянии — 8 т. • Рабочая тормозная система – пневматическая барабанного типа приводится в действие педалью или краном. • Стояночный механизм — ленточный блокирует вал, приводится в действие рычагом. В качестве силового агрегата на первых модификациях использовались дизели марок СМД-60 и СМД-62
. Данный двигатель был специально разработан для этого семейства тракторов и имел следующие характеристики: • Тип — четырехтактный, с жидкостным охлаждением и турбонаддувом. • Номинальная мощность – 165 л.с. (121,4 кВт). • Количество и взаимное расположение цилиндров — 6 V— образный с углом развала в 90гр. • Частота вращения коленчатого вала — 2100 об/ мин. • Удельное потребление топлива – 185 г/ л.с. ч. • Масса двигателя с навесным оборудованием — 1110 кг.
Запуск силового агрегата
осуществляется при помощи двухтактного бензинного двигателя П-350 мощностью 13.5 л.с. В свою очередь, пусковой двигатель включается электростартером или вручную путем резкого рывка веревкой, накрученной на шкив.
Система смазки
дизеля имеет две ступени очистки: центрифуга – для удаления крупных частиц и бумажный фильтрующий элемент – для задержки мелких частиц. Давление масла в контуре создается шестеренчатым насосом, который имеет привод от коленчатого вала.
Система питания
силового агрегата включает топливный насос высокого давления (ТНВД), форсунки с четырехточечным впрыском и двухступенчатую систему очистки топлива. Для горючего предусмотрен бак емкостью 430 л.
Последующие модификации трактора комплектуются двигателями марки ЯМЗ-236, произведенные ярославским . Номинальная мощность силового агрегата — 180 л.с. при 2280 об/мин. Это позволяет трактору развивать тяговое усилие от 3 до 6 тс, что обеспечивает высокую производительность при проведении сельскохозяйственных и других видов работ.
Характеристика трактора
Высокую маневренность машине обеспечивает рама, положенная в основу модели сочлененной схемы:
она состоит из передней и задней части и соединяется положенным между ними шарниром. Гидропровод является исполнительным устройством.
Управление же происходит при помощи круглого рулевого колеса.
На передней раме установлены такие элементы трактора:
- трансмиссия;
- силовой агрегат;
- кабина водителя.
Благодаря шинам с низким давлением, обеспечивается высокая проходимость трактора. Эта модель оснащена движителем колесного типа.
Т-150 достигает 30 км/ч при полной снаряженности, весит 8 тонн. На заводе на эту модель установили пневматическую тормозную систему барабанного типа. В действие приводится при помощи педали, установленной в кабине водителя.
Двигатель Т-150
В первые годы выпуска трактора устанавливали силовые агрегаторы СМД-60 и СМД-62. Этот двигатель был четырехтактного типа, мощностью в 160 л. с., при 2000 об/мин и потреблялось 180 г/л.с. ч. топлива. Вес трактора Т-150 — 1 тонна.
Двигатель запускается при помощи электростартера или накрученной на шкиф веревкой. Работу агрегатора также обеспечивает система охлаждения, вентиляция и установленный воздухоочиститель. Это все входит в устройства трактора Т-150к.
Модернизированные модели Т-150 выпускаются с двигателем ЯМ3−236. Этот агрегатор производят на заводе в Ярославле. Он имеет — 175 л. с. при 2200 об/мин.
При такой мощности машина способна выполнять продуктивную работу как в сельском хозяйстве, так и при использовании в строительстве.
Коробка передач
На харьковском предприятии устанавливали механическую коробку передач с 12 скоростями. Они распределены на 4 диапазона:
- замедленный;
- рабочий;
- транспортный;
- задний ход.
Переключаются скорости на ходу при помощи гидроподжимных муфт. В результате этого не происходит разрыв мощности внутри диапазона. Управление же коробкой передач осуществляется с помощью рычага, установленного внутри кабины тракториста. Перед переключением коробки выжимается сцепление и устанавливается рычаг в нужном положении.
У Т-150К стоит механическая трансмиссия. Она состоит из таких элементов:
- главная и конечная передача;
- коробка смены передач;
- главная передача и карданный вал.
Кабина транспорта
Для комфортной работы созданы все условия. Кабина Т-150 — закрытого типа. Оснащена стеклами со всех сторон. Внутри размещаются самые важные измерительные приборы и органы управления.
Перед рулем размещен орган управления, показывающий объем топлива и количество масла в двигателе, а также спидометр.
Для продуктивной работы установлен воздухоочиститель с кондиционером. Это дает возможность находиться длительное время за работой, не испытывая дискомфорт.
Транспорт может использоваться в самых разных сферах, благодаря навесному оборудованию. Так, в сельском хозяйстве трактор применим в пахоте, обработки земли перед посевом и уборкой. С помощью навесного оборудование используется при строительстве и при проведении дорожных работ.
Коробка передач Т-150
Усилие от двигателя передается на механизмы трансмиссии через сухое фрикционное сцепление. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента и состоит из двух частей: основной и раздаточной. Каждая из них имеет отдельные корпуса, жестко соединенные между собой. Коробка передач – механическая ступенчатая имеет 12 скоростей, распределенных между четырьмя диапазонами: замедленный, рабочий, транспортный и задний ход. Агрегат снабжен двумя валами: ведущим и ведомым с косозубыми шестернями постоянного зацепления. Переключения скоростей осуществляется на ходу при посредстве гидроподжимных муфт. Это позволяет избежать разрыва потока мощности внутри одного диапазона. При переходе на повышенную или пониженную передачу в течение нескольких миллисекунд включается ее гидромуфта. Только после этого происходит разъединение предыдущего потока мощности. Управление работой коробки перемены передач осуществляется при помощи рычага, который переводится в нужное положение трактористом. Выбор диапазона производится только после полной остановки машины.
В конструкции механизма установлено устройство, блокирующее возможность запуска двигателя при включенной передаче. Раздаточная коробка механическая с двумя рабочими диапазонами предназначена для распределения потоков мощности между задним и передним мостов. Последний подключается по мере необходимости при движении с максимальной нагрузкой или по бездорожью. Работа коробки переключения передач обеспечивает собственной гидросистемой, в состав которой входят:
• шестеренчатый насос производительностью не менее 35 л/ч; • заборного и основного фильтров; • нагнетающей магистрали; • распределительного устройства с перепускным и предохранительными клапанами; • радиатора охлаждения; • гидроаккумулятора; • шлангом и магистралей. Для переключения передач тракторист выжимает сцепление и переводит рычаг в требуемое положение. Управляющий процессом золотник имеет четыре пары отверстий, которые позволяют производить выбор любого из режимов внутри диапазона произвольно через одну или две передачи.
Ходовая часть (трансмиссия)
Трактор Т-150 оснащается механической трансмиссией с ручным управлением, которая обеспечивает передачу крутящего момента на колеса. В состав ее входят следующие агрегаты: • сухое двухдисковое сцепление с пневмоусилителем привода; • коробка перемены передач; • карданный вал; • главная передача; • межколесный дифференциал; • конечная передача. Механизмы и узлы трансмиссии смонтированы в отдельных корпусах или открытым способом. Передача крутящего момента от раздаточной коробки к дифференциалам переднего и заднего моста осуществляется через карданные валы. Они способны работать при значительном смещении передней и задней полурамы относительно друг друга. Карданная передача имеет промежуточную опору с подвесным подшипником. Валы имеют сложное устройство со шлицевым соединением для изменения длины при поворотах трактора. Оба моста трактора и передний, и задний являются ведущими, причем последний подключен постоянно. В них установлены главные передачи, которые взаимозаменяемы между собой. Корпуса их крепятся к мостам при помощи шпилек. Главная передача состоит из ведущей и ведомой шестерни со спирально-коническим зацеплением, а также дифференциала повышенного трения. Данный механизм обеспечивает разную частоту вращения колес при поворотах. Непосредственно привод осуществляется через конечные передачи или колесные редукторы планетарного типа. В состав его входят солнечная, неподвижная эпициклическая шестерня, сателлиты и водило. Ведомая часть передачи смонтирована в отдельном корпусе, к которому прикреплено колесо.
Области применения тракторов Т-150 и Т-150К
Продуманная конструкция и хорошие эксплуатационные параметры тракторов Т-150 и Т-150 К дают возможность интенсивно использовать их в самых разных отраслях. Наибольшее распространение, как и практически каждый трактор МТЗ, эти популярные агрегаты обрели в сельском хозяйстве,
где они используются для следующих целей:
- вспашки особо плотных видов грунтов, в том числе, целинных почв;
- предпосевной подготовки участков, площадью до 5 Га – для этого тракторы используются вместе с граблями, роторными косилками, боронами и другими видами соответствующего навесного оборудования;
- посева семян и посадки клубневых культур;
- ухода за насаждениями – для этого трактора оборудуются окучниками и другими видами навесного оборудования;
- сбора и перевозки урожая – трактора Т-150 и Т-150К могут оснащаться прицепом, общий вес которых, вместе с перевозимым грузом, составляет до 4 т.
В аграрной промышленности трактора Т-150 и Т-150 К также активно применяются в паре с измельчителями веток, гидравлическими дровоколами и распылителями.
Эти сельскохозяйственные машины нередко используется на службе в коммунальных предприятиях. Для этого они могут оснащаться отвалами, подметальными щетками и ковшами. В строительстве трактора Т-150 и Т-150 К эксплуатируются в качестве экскаваторов для ликвидации старых нежилых зданий, расчистки строительного мусора и погрузки автомобилей для его дальнейшей транспортировки.
Габаритно-массовые параметры
Т-150 имеет классическую компоновку с передним расположением двигателя. Основные габаритно-массовые характеристики трактора: • Вес без эксплуатационных жидкостей и топлива – 7535 кг; в снаряженном состоянии с полной заправкой – 8135 кг. Распределение масс между осями:
• передний мост — 5200 кг; • задний мост — 2935 кг.
Габаритные размеры:
• длина с навесным устройством — 5795 мм; по кромке задних крыльев — 5580 мм. • ширина при узкой колее -2220 мм; при широкой — 2400 мм. • Высота: с вентилятором-пылеотделителем — 2945 мм; с климатической установкой — 3165 мм. • База (расстояние между передней и задней осью) — 2860 мм. • Колея – 1860 и 1680 мм в зависимости от выбранного варианта установки колес. • Клиренс при давлении воздуха в шинах 0,12 – 0,18 МПа составляет не менее 400 мм. Габаритно-массовые и технические характеристики трактора обеспечивают ему высокую проходимость по бездорожью. Машина обладает возможностью преодоления водоемов вброд глубиной до одного метра. Трактор способен передвигаться по склону с углом возвышения не менее 40гр, с прицепом и полной загрузкой до 14гр. Машина отличается хорошей маневренностью, минимальный радиус разворота не превышает 6,7 м по внешней колее.
Технические характеристики
Несмотря на высокие технические характеристики, трактор Т 150К является относительно небольшой и маневренной техникой. Габаритные размеры составляют 6130×2460×3170 мм. Весит трактор без топлива и навесного оборудования — 8400 кг.
Трактор Т-150
Длина базы – 286 см. Плюсом считается возможность регулировки ширины колеи на расстоянии в 168 или 186 см. Высота клиренса гусеничной модели составляет 30 см, а колесной – 40 см. Трактор способен развернуться на участке в 6,5 метров.
Кабина трактора Т-150
Управление машиной осуществляется квалифицированным механизатором для обеспечения, работы которого созданы комфортные условия. Трактор Т-150К снабжен кабиной закрытого типа с панорамным остеклением, где сосредоточены органы управления, контрольно-измерительные приборы и коммутационное оборудование.
Для размещения водителя предназначено подрессоренное кресло, регулируемое по высоте и положению относительно продольной оси. Перед ним установлены органы управления
: • Рулевое колесо на колонке с кнопкой включения звукового сигнала и рычажным переключателем ближнего и дальнего света. • Рычаг ручного управления ТНВД, сблокированный с педалью акселератора. • Педали сцепления и тормоза. • Рычаги переключения диапазонов КП и переключения передач. • Рычаг стояночного тормоза с фиксатором-защелкой. • Рычаг включения привода переднего моста. • Рычаги управления насосом гидросистемы навесного оборудования. Перед водителем установлена приборная панель со спидометром, указателем уровня топлива, индикаторами давления масла в двигателе. Для создания комфортного микроклимата в кабине в зависимости от комплектации устанавливается воздухоочиститель с вентилятором или климатическая установка с кондиционером. Допускается перевозка одного пассажира в неподрессоренном кресле, расположенном слева от водительского. В целом рабочее место механизатора с точки зрения эргономики достаточно удобное. Панорамное остекление обеспечивает хороший обзор во все стороны практически без мертвых зон. Органы управления трактором легкодоступны, при работе они не требуют приложения чрезмерных усилий. Это служит сохранению работоспособности водителем в течение длительного времени.
3.2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ТРАКТОРА Т-150К
Все органы управления трактором, контрольно-измерительные приборы, сигнализация и коммутационная аппаратура размещены в кабине (рис. 4):
Рис. 4. Органы управления трактором и контрольные приборы. 1 — блок предохранителей. Установлен под крышкой вещевого ящика; 2—включатель «массы». Имеет две кнопки. При нажатии на аккумуляторной батареи подключается на «массу». При нажатии на нижнюю кнопку —отключается; 3 — указатель давления масла в гидравлической системе коробки передач. Действует во время работы дизеля. Диапазон шкалы 0—1,6 МПа (0—16 кгс/см2). Нормальное показание 0,95—1,05 МПа (9,5—10,5 кгс/см2);
4 — контрольная лампа аварийного давления воздуха в пневмосистеме загорается красным светом при понижении давления до 0,45—0,55 МПа (4,5—6,5 кгс/см2);
5 — контрольная лампа указателей поворота. При включении указателей загорается мигающим зеленым светом;
6 — головка крана управления стеклоочистителем. Стеклоочиститель включается поворотом полочки крана против часовой стрелки. Вращением головки регулируют скорость стеклоочистителя,
7 — переключатель указателей поворота. При переводе рукоятки влево включаются указатели левого поворота, при переводе вправо — правого поворота. После окончания поворота необходимо перевести рукоятку переключателя в нейтральное положение;
8 — манометр двухстрелочный для контроля давления воздуха в пневматической системе. Прибор имеет две шкалы, градуированные в кгс/см2, стрелка верхней шкалы показывает давление И воздушных баллонах, нижней — в тормозных камерах;
9 — переключатель вентиляторов. При переводе рукоятки вниз включается обдувающий вентилятор, вверх — включается вентилятор-пылеотделитель;
10 и 11 — включатели плафона кабины и задних фар. Плафон и задние фары включаются переводом рукоятки соответствующего включателя в верхнее положение;
12 — тахоспидометр. Показывает скорость трактора (в км/ч) на четырех концентрических шкалах, размещенных в верхней части прибора, в соответствии с включенной передачей III диапазона и частоту вращения коленчатого вала дизеля в минуту на шкале, размещенной в нижней части прибора. Установленный па приборе счетчик отсчитывает моточасы работы дизеля;
13 — включатель стартера. Для включения стартера повернуть ключ по часовой стрелке до упор;
14 — кнопка выключения зажигания пускового двигателя. При нажатии на кнопку зажигание выключается;
15 — указатель давления масла в системе смазки дизеля. Действует во время работы дизели. Диапазон шкалы 0—0,6 МПа (0—6 кгс/см2). Нормальное показание 0,3—0,5 МПа (3—5 кгс/см2);
16 — амперметр. Контролирует зарядно-разрядный режим аккумуляторной батареи;
17—указатель температуры охлаждающей жидкости. При включении включателя «массы» показывает температуру жидкости в системе охлаждения дизеля. Нормальное показание 353—373К (80—100°С);
18 — рукоятка центрального переключателя света. Переключатель может быть поставлен в одно из трех фиксированных положений: 0—рукоятка вдвинута до отказа, освещение выключено; I—рукоятка наполовину вытянута, включены габаритные фонари; II — рукоятка полностью вытянута, включены габаритные фонари и дальний или ближний свет передних фар — в зависимости от положения ножного переключателя света. При установке рукоятки в положение / или II включается также освещение приборных щитков. Кроме того, рукоятку можно вращать. При этом будет изменяться яркость освещения приборов;
19 — рулевое колесо;
20 — кнопка звукового сигнала;
21 — кнопка включателя для контроля исправности ламп фонарей аварийной сигнализации в системах смазки и охлаждения дизеля;
22 — рычаг ручного управления топливным насосом дизеля. При перемещении рычага на себя подача топлива увеличивается. Крайнее переднее положение рычага соответствует прекращению подачи топлива;
23 — рычаг переключения диапазонов коробки передач. Он служит для включения I, II и III диапазонов передач и заднего хода. Рычагом включают тот или иной диапазон во время трогания трактора с места при выжатой муфте сцепления. Положения рукоятки рычага переключения диапазонов показаны на рис. 5;
24 — контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости. Загорается красным светом при температуре жидкости в системе охлаждения дизеля 371—377К (98—104°С);
25—контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки ди-зеля. Загорается красным светом при понижении давления масла до 0,19—•-0,13 МПа (1,9—1,3 кгс/см2);
26—рычаг переключения передач. Расположен на кронштейне рулевой колонки и связан тягой с рычагом распределителя гидросистемы коробки передач. Он имеет четыре фиксированных положения (рис. 6), которые соответствуют четырем передачам коробки передач. На кронштейне рычага установлен указатель включенной передачи;
27 — цепочка управления шторкой радиатора дизеля. Цепочка может быть зафиксирована в любом положении в пазах направляющей втулки;
28 — цепочка управления воздушной заслонкой карбюратора пускового-двигателя. При перемещении тяги на себя заслонка прикрывается;
29 — рычаг включения приводмой шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя. При перемещении рычага вверх (положение I) (рис. 7) включается приводная шестерня, при перемещении вниз (положение 11) замыкается муфта редуктора. В нейтраль ном положении рычага (Н) муфта редуктора всегда выключена, а цриводная шестерня либо включена, либо выключена;
30— рукоятка управления краником бензоотстойника пускового двигателя. При повороте рукоятки против часовой стрелки краник открывается;
31 — педаль управления топливным насосом дизеля. Сблокирована с рычагом 22
32 — рычаги управления распределителем гидравлической системы заднего навесного устройства. Схема положений рычагов показана на таблице, прикрепленной па задней панели кабины;
33 — педаль управления тормозным краном;
34 — педаль управления муфтой сцепления. Педаль сблокирована с механизмом блокировки переключения передач, что не позволяет переключать скорости при включенной муфте сцепления;
35— ножной переключатель света предназначен для переключения передних фар с дальнего света на ближний или наоборот при установке рукоятки 18 центрального переключателя в положении 11;
36 — рычаг включения привода переднего моста. При перемещении рычага вперед включается передний мост;
37 — рычаг центрального (стояночного) тормоза;
38 — рычаг управления гидроподжим пой муфтой редуктора ВОМ. При перемещении рычага вверх муфта включается,
39 — рычаг включения привода редуктора ВОМ, а также привода насосов гидравлических систем коробки передач и рулевого управления от колес трактора. Схема положений рычага показана на рис. 8. Включать ВОМ следует при неработающем дизеле. При буксировке трактора с неисправным дизелем для
управления поворотом следует включать привод насосов от колес. Для этого снимите
крышку люка в полу кабины и вдавите до от-
каза стопор на верхней крышке механизма включения {рис. 9). Одновременно передвиньте рычаг включения ВОМ в переднее крайнее положение и отпустите стопор. В таком положении рычаг заблокирован. Чтобы разблокировать его, нужно снова нажать
на стопор и перевести рычаг в нейтральное положение. При работающем дизеле привод насосов от колес включать нельзя;
40 — рычаг включения привода насоса гидравлической системы заднего навесного устройства. При перемещении рычага вперед насос включается;
41 — рычаг торможения прицепа. Схемы положений рычагов 23, 26, 29, 36,
39 и 40 показаны на таблице, прикрепленной на передней панели кабины слева;
42 — рычаг управления автосцепкой. Верхнее положение рычага соответ-
ствует утопленному положению фиксатора, позволяющему производить подсоединение и отсоединение рамки автосцепки от замка навесного орудия;
43 — включатель вентилятора воздухоохладителя-отопителя;
44 — включатель водяного насоса воздухоохладителя-отопителя.
Рис. 8. Схема положений рычага включения привода редуктора ВОМ и приводов насосов гидросистемы коробки передач и рулевого управления от колес; 1—насосы включены от колес, ВОМ выключен; 2 — насосы включены от .дизеля, ВОМ выключен; 3 — насосы включены от дизеля. ВОМ включен.
содержание .. 1 2 3 5 ..
Система навесного оборудования
Трактор Т-150 колесный относиться к машинам общего назначения и может быть использован для выполнения широкого спектра операций. Перечень основных видов работ:Сельскохозяйственные
: пахота, культивации, обработка почвы перед посевом и буксировка сеялок, дискование, а также уборка зерновых культур при помощи несамоходного комбайна. Скорость движения от 7 до 14 км/ч.
Транспортные операции с буксировкой прицепов и полуприцепов
на скорости до 30 км/ч.
Выполнение дорожных, дорожно-строительных и других видов работ
с применением навесного и полунавесного и буксируемого оборудования. Трактор отличается высокой энергонасыщенностью и оснащен прицепным устройством специальной конструкции.
Помимо прочего имеется вал отбора мощности для подключения соответствующего навесного оборудования. Агрегатирование трактора с машинами осуществляется в строгом соответствии и с инструкцией. Перечень навесного оборудования и агрегатов включает в себя: • Лущильник дисковый с шириной захвата в 15 м. • Плуги: лущильники; пятикорпусные навесные; шестикорпусные полунавесные; пятикорпусный для тяжелых и каменистых грунтов. • Бороны дисковые тяжелые и стандартные. • Культиваторы в сцепке (две или три единицы). • Сеялки. Сцепка из трех или четырех агрегатов. • Катки для прикатывания. • Буксируемые комбайны силосо- и кукурузоуборочные. • Разбрасыватели удобрений минеральных, органических, пылевидных и жидких. • Транспортные работы с использованием двухосного полунавесного и трехосного прицепа. • Культиватор-плоскорез для глубокого рыхления почвы. • Борона игольчатая в сцепке из пяти устройств. • Сеялки-культиваторы для посева зерновых культур. Широкое применение колесного трактора Т-150 объясняется его многофункциональностью и возможностью передвижения по дорогам общего пользования. Высокая проходимость делает его незаменимым при выполнении многих видов сельскохозяйственных работ.
Обзор модельного ряда
Мощность трактора Т-150 пригодилась многим отраслям хозяйства и промышленности. В основном ХТЗ занимался производством колесной модели Т-150К. Гусеничная модель не нашла широкого применения в силу большой конкуренции от аналогичной техники со стороны ЧТЗ.
Трактор Т-150К
На базе колесного трактора Т-150К были разработаны следующие модели:
- Т-155 используется в качестве легкого тягача
- Т-157 предназначен для трелевки леса
- Т-150КД является бульдозерным вариантом трактора
- Т-154 была разработана специально для применения в качестве армейского тягача
- Т 150К 09 на этой машине был установлен двигатель ЯМЗ с 175 л.с. и двухместная кабина
Модификации трактора Т-150
На его базе создано семейство самоходных машин, предназначенных для выполнения разных видов работ. Харьковский тракторный завод производит следующие модификации Т-150:
Т-155 – армейская инженерная машина
, используется для выполнения инженерно-заградительных работ и буксировки артиллерийских орудий разного калибра. Легкий колесный тягач Т-155 со специальным оборудованием для инженерных войск и артиллерии. Модификация имеет бульдозерный отвал и модуль для рытья траншей и выполнения других земляных работ. Тягач существенно отличается от базовой версии конструкцией прицепного устройства, вместо маятникового подвеса установлен стандартный крюк. На удлиненной задней полураме смонтирована грузовая платформа.
Т-156 — фронтальный погрузчик
, предназначен для выполнения погрузочных работ и имеет специальное оборудование в виде вместительного ковша объемом в 1,3 куб, м. Трактор оснащен 8-ю фарами для освещения места проведения работ, для обеспечения из работы добавлен еще один аккумулятор 6СТ-140А3.
ЛТ-157 — трелевочный трактор
, спроектирован специально для работ в лесу. Основные отличия от базовой версии: наличие каркаса безопасности, улучшена тепло- и шумоизоляция кабины. Машина оборудована трелевочным чокером, мощной лебедкой, стальным щитом и бульдозерным отвалом, по специальному заказу возможна комплектация с клещевым захватом.
Т-158 — трактор колесный промышленный
предназначен для выполнения технологических и транспортных операций. Комплектуется тяговым крюком с демпфером и автомобильным седельным прицепным устройством.
Т-150КД — оснащен бульдозерным отвалом
. Угол поворота 25гр в каждую сторону, ширина ножа в 2520 мм, глубина опускания в 300 мм и высота подъема в 700 мм. Все представленные версии трактора Т-150К изготовлены из стандартных узлов и механизмов. Унификация упрощает снабжение организаций и предприятий запасными частями, расходными материалами и комплектующими.
Опыт эксплуатации трактора Т-150К. Достоинства и недостатки
Харьковский тракторный завод выпускает данную модель уже почти 45 лет. За этот период накоплен значительный опыт эксплуатации трактора Т-150 в разных климатических условиях. Полученная информация обобщалась для совершенствования конструкции и выработки рекомендаций по эффективному применению техники. В частности, было подготовлено руководстве по эксплуатации и ремонту. Специалисты выделяют следующие периоды в применении трактора Т-150К и его модификаций:1
. Обкатка машины и введение ее в эксплуатацию. Вновь приобретенный трактор надлежит правильно подготовить к первому запуску двигателя. Для этого необходимо произвести тщательный осмотр механизмов и агрегатов, проверить наличие и уровень масла в картере двигателя, коробки передач и в гидросистеме. Произвести заправку машины горючим: дизельным топливом по сезону и бензином. На этапе обкатки трактора не допускается полная нагрузка на силовой агрегат и механизмов. По завершении процесса осуществляется замена масла в двигателе и механизмах трансмиссии.
2
. В ходе эксплуатации трактора Т-150 необходимо строго придерживаться рекомендаций производителя и обеспечить своевременное проведение регламентного обслуживания техники. При этом специалисты обращают особое внимание на состояние и работу дизеля марки СМД-62. К числу характерных неисправностей его можно отнести поломки агрегатов турбонаддува, закоксовывание маслосъемных колец по причине неправильного теплового режима и некоторые другие.
3
. Точная диагностика и своевременный ремонт систем и механизмов. Для уменьшения времени простоя техники, восстановление ее работоспособности следует доверять только квалифицированным и опытным мастерам. При необходимости замены деталей, следует приобретать только оригинальные запасные части и комплектующих.
4
. При длительном хранении трактора Т-150 выполняются мероприятия по консервации в соответствии с рекомендациями производителя. Это позволит сохранить машину в исправном состоянии в течение длительного времени. Особое внимании уделяется при этом системам двигателя, трансмиссии и электрооборудованию.
В процессе длительной эксплуатации тракторов Т-150 были выявлены его сильные и слабые стороны. К числу достоинств можно отнести следующие достоинства: • Машина может применяться как на дорогах общего пользования благодаря колесному ходу и соответствия габаритно-массовых характеристик требованиям правил дорожного движения. • Многофункциональность. Трактор может быть использован для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных и других видов работ. Наличие значительного парка навесного и полунавесного оборудования. • Большой ресурс двигателя ЯМЗ, трансмиссии, ходовой части и других систем и механизмов. • Комфортные условия для работы механизатора и как следствие повышение производительности труда. • Высокая скорость и значительная грузоподъемность при выполнении транспортных операций. Вместе с тем колесный трактор имеет и ряд особенностей, которые не могут быть устранены без полной переделки конструкции. Данные недостатки необходимо учитывать в процессе эксплуатации: • Повышение удельного давление на почву в сравнении с гусеничным вариантом и склонность к буксованию при выборе неправильного режима движения на бездорожье. • Падение тягового усилия на 25 – 35% из-за особенностей колесного движителя. • Увеличение потребления горючего и некоторое снижение производительности. • Более высокая стоимость трактора из-за применения кабины со встроенным каркасом безопасности.
Описанные выше недостатки приведены в сравнении с гусеничным трактором Т-150, составляющим с колесной моделью единую серию. Данные особенности при правильной эксплуатации машин нивелируются и становятся практически незаметными.
Устройство трактора Т-150К
В популярной модификации трактора Т-150 – модели Т-150К, двигатель также расположен в передней части конструкции. К задней части мотора агрегата неподвижно крепиться коробка передач, которая может работать в тех же режимах, что и КПП трактора Т-150. Для более плавного переключения скоростей без разрыва мощности двигателя, конечные передачи трактора Т-150К оборудованы планетарными редукторами.
Трактор Т-150К оснащен двумя полурамами, расположенными в передней и задней части агрегата. Передняя полурама удерживает мотор, КПП, топливный бак и кабину, а задняя – навесной механизм, предназначенный для фиксации и использования дополнительных сельскохозяйственных орудий. Оба ведущих моста одинаковы, при этом, задний мост – отключаемый. Для устранения неполадок производитель предусмотрел свободный доступ к деталям ходовой части агрегата, что в значительной мере упрощает его самостоятельный ремонт.
Для лучшей проходимости трактора при движении по пересеченной местности в его комплектацию входят 4 одинаковых крупных колеса с увеличенным давлением и агрессивным рисунком шин.
В число основных отличительных конструктивных особенностей модели Т-150К следует отнести наличие нового двигателя марки СМД-60 с турбонаддувом. Улучшенный 4-тактный ДВС на 6 цилиндров показывает скромный расход горючего при работе под наиболее высокими нагрузкам. Запчасти двигателя изготовлены из прочных и устойчивых к коррозии и износу материалов, что существенно продлевает сроки эксплуатации мотора.
Все органы управления агрегатом Т-150К находятся в его кабине. Рычаги включения-выключения муфт, рычаг переключения передач и рычаг включения навесного оборудования расположены рядом с рулем трактора, а рулевое управление – по центру кабины агрегата.