Высокая потребность в малотоннажных автомобилях в начале девяностых годов прошлого столетия побудила завод им. Лихачева (АМО ЗИЛ) приступить к разработке такого типа машин.
Первые конструкторские эксперименты на основе опыта зарубежных автомобилестроителей проводились в 1992-1993 годах.
Рост производства автомобилей наблюдался до второй половины 2-х тысячных годов, но появление конкурирующих моделей производства ГАЗ и китайских аналогов сократило объемы практически на треть к 2008 году. В 2010 производство Бычков перенесли на Петровское подразделение завода. Модель получила гран-при на выставочной экспозиции «Дизайн-95».
Грюнвальд полуприцеп: их особенности и характеристики (самосвальный, отзывы).
Описание и технические характеристики Камаза 5320 тут.
МАЗ 5516 и его технические характеристики.
Комплектация ЗИЛ 5301: технические характеристики
Название «Бычок» вполне соответствует архитектуре машины, которая включает большую кабину, оборудованную коротким упрямым капотом и упрямым взглядом фар.
Использование коробки переключения скоростей, гидравлического усилителя руля ЗИЛ 131, а также тормозных механизмов от автобуса «Юность» сделали автомобиль самым тяжелым в своем классе. Полная масса достигала 7-ми тонн, при этом впервые на трехтонную машину установили гидроусилитель.
Под капотом грузовика установили сначала модифицированный дизельный тракторный двигатель от «Белоруси» с кодовым названием ММЗ Д-245.10 (105 л.с.), а позднее в линейку силовых агрегатов добавили ММЗ Д-245.12С (109 л.с.) и ММЗ Д-245.9 (136 л.с.). Кроме того выпускались небольшие партии с установленными дизельными движками от американской корпорации Caterpillar, французского Renault и болгарского Vamo. Отечественные двигатели, устанавливаемые на модель, перечислены в таблице.
Таблица 1 — Двигатели, устанавливаемые на модель ЗИЛ 5301
Двигатель | Мощность | Дополнительное оборудование | Экология |
ММЗ Д — 245.10 | 105 л.с. | Базовая модель | — |
ММЗ Д — 245.12С | 109 л. с. (80 кВт) | ТНВД Motorpal интеркулер турбокомпрессор Schwitzer | Euro 1 |
ММЗ Д — 245.9 | 136 л. с. | Интеркуллер турбонадув регулятор давления воздуха | Euro 2 |
Все модификации комплектуются пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. Технические характеристики ЗИЛ 5301 Бычок на разных версиях не значительно отличаются.
Основные параметры для базовой модели с силовым турбинированным агрегатом ММЗ Д-245.9 Е3, на который установлена система промежуточного охлаждения воздухаописаны в таблице 2.
Технические характеристики ЗИЛ 5301 Бычок
Объем двигателя, л | 4,75, четырехцилиндровый |
Мощность, л.с. (кВт) | 130 (95,7) |
Скорость max, км/час | 95 |
Крутящий момент для стандартных двигателей ЗИЛ 5301, Нкм | 350 |
Расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/час | 12 |
Время для разгона до 60 км/час, сек | 30 |
Полная масса, кг | 6950 |
Допустимая нагрузка для передних колес, кг | 2350 |
Допустимая нагрузка для задних колес, кг | 4900 |
Грузоподъемность ЗИЛ 5301, кг | 3450 |
Радиус разворота, м | 7,8 |
Тип сцепления | Однодисковое |
Тип коробки передач | Механическая пятиступенчатая |
Тип ведущего моста | Гипоидный с одной ступенью |
Структура карданной передачи | Два вала, конструкция с 3 шарнирами, промежуточная опора. Валы соединяются посредством скользящих шлицев. |
Рулевое управление | Гидравлический усилитель |
Тормоза | Передние дисковые |
На задней оси | Установлены барабаны |
Схема электрооборудования ЗИЛ 5301 | Однопроводная |
Напряжение питания, В | 24 |
Габаритные размеры платформы, м | 3,75 на 2,25 на 0,45 |
На автомобиль установлены бескамерные шины марки 225/75R16С и колесные диски размером 6,5Jх16Н2. Запасное колесо, набор ключей, домкрат и пр. включается в комплект поставки ЗИЛ 5301. Инструкция по эксплуатации предусматривает обкатку машины и периодическое техническое обслуживание. То 1 производится после 4000 пробега, а ТО 2 после 16 000 км.
Камаз 4308 технические характеристики и его описание.
Унивирсальный и экономный самосвал марки Камаз 65115 здесь.
На этой странице вы найдете описание надежной и выносливой техники Камаз 6520.
Руководство ЗИЛ 5301 Бычок 1998 — страница 1
ЗИЛ-5301 Бычок. ВВЕДЕНИЕ
Рис.1. Автомобиль ЗИЛ-5301
Автомобили семейства ЗИЛ-5301 предназначены для перевозки различных грузов по любым автомобильным дорогам с твердым покрытием, а также для переоборудования в автомобили специализированного назначения.
Автомобили предназначены для эксплуатации без прицепа.
Автомобиль изготовлен в исполнении «У» по ГОСТ 15150 и рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающей среды от плюс 40 до минус 40 °С, относительной влажности воздуха до 80 % при 20 °С, запыленности воздуха до 0,1 г/м3.
На базе автомобиля ЗИЛ-5301 выпускаются более 35 модификаций. Сведения об основных из них приведены ниже.
Автомобиль ЗИЛ-5301 АО (5301-0000014) — с бортовой платформой и базой 3650 мм, предназначенный для перевозки грузов по дорогам с твердым покрытием.
Автомобиль ЗИЛ-5301ДО (5301-0000019) — с бортовой платформой и базой 4250 мм, предназначенный для перевозки длинномерных грузов и грузов малой плотности по дорогам с твердым покрытием.
Автомобильное шасси ЗИЛ-5301 БО (5301-
0001014) с базой 3650 мм, предназначенное для дооборудования специальным кузовом или установкой.
Автомобильное шасси ЗИЛ-5301ЕО (5301-
0001015) с базой 4250 мм, предназначенное для дооборудования специальным кузовом или установкой.
Автомобильное шасси ЗИЛ-5301ГА (5301-0001017) с базой 4250 мм, оборудованное четырехдверной двухрядной кабиной и предназначенное для дооборудования специальным кузовом или установкой.
Автомобиль ЭИЛ-5301АА (5301-0000020-02) -с кузовом-фургоном, оборудованный удлиненной кабиной с двумя спальными местами, предназначенный для перевозки грузов по дорогам с твердым покрытием.
Автомобиль ЗИЛ-5301ТО (5301-0000017) с бортовой платформой и базой 4250 мм, оборудованный четырехдверной двухрядной кабиной и предназначенный для обслуживания ремонтно-технологических служб.
ЗИЛ-5301 Бычок. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Исправная работа автомобиля и его долговечность могут быть обеспечены только при внимательном и регулярном обслуживании его с соблюдением всех правил, изложенных в настоящей инструкции.
2. В течение первой 1000 км пробега во всех механизмах происходит приработка деталей, поэтому в этот период особенно важно строго выполнять правила, приведенные в разделе «Эксплуатация нового автомобиля».
3. Запрещается транспортирование шасси автомобилей своим ходом на расстояние более 300 км. 4. Запрещается начинать движение при горящих красных сигнализаторах на щитке приборов. 5. Движение автомобиля следует начинать после прогрева двигателя до устойчивой его работы в режиме холостого хода. Сразу после пуска холодного двигателя нельзя развивать большую (более 1500 мин’1) частоту вращения коленчатого вала, особенно при отрицательных температурах окружающей среды. 6. При эксплуатации автомобиля следует использовать дизельное топливо по ГОСТ 305-82*. При летней эксплуатации — топливо марки «Л»; при
зимней: при температурах от 0 до минус 30 °С топливо марки «3», при температуре ниже минус 30 °С — топливо марки «А».
7. Не рекомендуется работа двигателя на холостом ходу более 15 мин.
8. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с.
9. Запрещается выключать двигатель до полной остановки автомобиля или при движении автомобиля на спусках, так как это приведет к резкому увеличению усилия на рулевом колесе и прекращению подачи сжатого воздуха в пневмопривод тормозов.
10. Запрещается установка при движении автомобиля ключа выключения приборов и стартера в положение «Стоянка», так как это может заблокировать рулевое управление и автомобиль при этом становится неуправляемым.
11. При работе в подкапотном пространстве с работающим двигателем нужно соблюдать осторожность во избежание возможных травм, которые могут причинить вращающиеся лопасти вентилятора и приводные ремни.
12. Запрещается прогревать двигатель в закрытом помещении с плохой вентиляцией во избежание отравления выхлопными газами.
13. Открывая пробку расширительного бачка при перегреве двигателя, следует помнить, что возможно выбрасывание пара из горловины бачка, приводящее к ожогу лица и рук.
14. Этиленгликолевые низкозамерзающие смеси токсичны. При попадании их на кожу следует это место насухо вытереть и промыть теплой водой с мылом.
15. Не допускаются длительная работа на автомобиле с неработающим рулевым усилителем, так как в этом случае чрезмерно нагружается механизм рулевого управления.
16. При выезде автомобиля из колеи и при маневрировании нельзя двигаться более 15 с с повернутым в крайнее положение рулевым колесом и приложенным к нему усилием для поворота, так как при этом насос рулевого усилителя работает на максимальном давлении и может отказать вследствие перегрева масла.
17. Следует употреблять для рулевого усилителя только чистое отфильтрованное масло; доливать масло через воронку с двойной сеткой. При использовании загрязненного масла быстро изнашиваются детали насоса и рулевого усилителя.
18. Установка коробок отбора мощности на коробку передач для привода специальных механизмов допускается только после согласования с Управлением конструкторско-экспериментальных работ (УКЭР) AM О ЗИЛ режима работы и порядка эксплуатации механизма.
Установка коробок отбора мощности без согласования с УКЭР лишает потребителя права предъявлять заводу-изготовителю рекламации на преждевременный выход из строя деталей автомобиля.
19. Нельзя отключать аккумуляторную батарею при работающем двигателе во избежание повреждений диодов генератора и других полупроводниковых приборов.
20. Нельзя, даже кратковременно, включать в сеть аккумуляторную батарею, соединяя положительный вывод генератора с отрицательным выводом аккумуляторной батареи.
21. Присоединять провода к генератору и регулятору напряжения следует в строгом соответствии с маркировкой, имеющейся на этих изделиях.
22. Все работы по ремонту и замене приборов электрооборудования следует проводить только после отсоединения клемм аккумуляторных батарей от электросети автомобиля. Это нужно делать
и при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника тока.
23. Запрещается разбирать пружинный энергоаккумулятор стояночной тормозной системы, так как в цилиндре находится в сжатом состоянии мощная пружина. Разбирать его можно только в мастерской с использованием специального приспособления.
24. Следует соблюдать осторожность в обращении с тормозной жидкостью, так как она ядовита.
25. Нельзя находиться под автомобилем, поднятым на домкрат. Домкрат следует устанавливать только в места, указанные в данной инструкции.
26. Во избежание пожара нельзя допускать подтекания топлива и масла, а также пользоваться открытым пламенем для прогрева агрегатов.
27. При мойке автомобиля не допускается попадание воды в воздушный фильтр во избежании гидравлического удара при запуске двигателя.
Не допускается промывать внутренность кабины водой из шланга или ведра из-за возможности повреждения приборов электрооборудования.
28. Запрещается сверлить, прорезать,, а также ослаблять какими-либо другими способами горизонтальные полки лонжеронов рамы.
ЗИЛ-5301 Бычок. ЭКСПЛУАТАЦИЯ НОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Срок службы автомобиля, а также надежность и экономичность его работы в большой степени зависят от приработки деталей в начальный период эксплуатации. В этот период необходимы более тщательное обслуживание автомобиля и строгое соблюдение особых правил эксплуатации, изложенных ниже.
На протяжении первых 2000 км пробега не следует допускать скорость движения автомобиля свыше 60 км/ч; нагружать автомобиль более чем на 75 % номинальной нагрузки.
В начальный период особое внимание следует обращать на крепление рулевой сошки, рулевого механизма, шаровых пальцев рулевых тяг, поворотных рычагов, клиньев шкворней, фланцев полуосей, фланцев карданных валов, стремянок рессор.
Следует подтягивать гайки крепления колес через каждые 100 км пробега до стабилизации момента затяжки (360…440 Н.м).
После 1000 км пробега автомобиля необходимо выполнить все операции технического обслуживания, изложенные в разделе ТО первая 1000 км пробега.
Хронические болезни ЗИЛ 5301. Отзывы владельцев
Идеальных машин не бывает, но профилактика «болезней» позволяет длительно эксплуатировать транспортное средство, тем более, когда речь идет о коммерческих автомобилях. Это утверждение подтверждают опубликованные в сети отзывы. ЗИЛ Бычок 5301 обладает рядом недостатков, часть из которых, связана с человеческим фактором, а часть с техническими проблемами, свойственных отечественному автопрому. В первую очередь нужно отметить, что лакокрасочное покрытие кабины не выдерживает никакой критики. Уже в течение первого месяца эксплуатации можно наблюдать отслаивание краски с капота грузовика ЗИЛ 5301.
Фото бывших в кратковременном употреблении машин, предлагаемых к продаже на автомобильных порталах, являются неоспоримым доказательством этому факту. Более детально о наиболее часто встречающихся неполадках можно судить, изучив множественные отзывы.
Если владелец за дополнительную плату приобрел автономное отопление, то следует обратить внимание на долговечность системы и отсутствие отдельной гарантии на агрегат. Что касается кабины, то вмонтированный в крышу люк достаточно удобен, но в большинстве случаев подтекает.
В зимнее время владельцы транспортного средства отмечают трудности с пуском. Эта проблема может решиться только путем тщательной подготовки топливной и пусковой систем. Кроме того существуют проблемы в демонтаже радиатора охлаждения и в сложности процесса замены воздушного фильтра.
При эксплуатации автомобиля с перегрузкой наблюдается порывание резины колесными дисками, а нагрузка на двигатель при этом не ощущается.
Не рекомендуется при эксплуатации экономить на качестве горюче-смазочных материалов. При этом кроме двигателя и трансмиссии необходимо периодически обслуживать задний мост. ЗИЛ 5301 – модель, которая является самой дорогой в обслуживании среди всех моделей автозавода. Замену моторного масла рекомендуется производить через каждые 10 000 км, а замену в коробке после 30 000 км пробега. Задний мост с редуктором от 130-й модели обладает рядом проблем:
- растрескивание крестовин;
- раскрашивание саттелитов;
- дефекты шестеренок дифференциала.
Неправильный уход за элементами заднего ведущего моста приводят к замене всего агрегата ЗИЛ 5301. Видео материалы показывающие результаты эксплуатации автомобиля подтверждают серийность поломок. Владельцам и обслуживающему персоналу рекомендуется производить техническое обслуживание с учетом выявленных многолетним опытом неисправностей, а не пользоваться поговоркой, что хороший стук сам наружу вылезет. Обычно проявление поломок «тянет» за собой другие и стоимость обслуживания и ремонта значительно увеличивается.