Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
Дальнобойный карьерный самосвал? Да, бывает и такое. Причем в России. Совершенно уникальные «магистральные» самосвальные автопоезда в Якутии уже третий год испытывает АЛРОСА. Какие, как и зачем? Об этом наш рассказ.
Бывает так, что новое алмазоносное месторождение и перерабатывающий руду завод разделяют полторы сотни километров первозданной тайги. Именно с такой ситуацией столкнулась АЛРОСА. Долго просчитывали, как доставлять руду. В качестве промышленного транспорта рассматривались грузовые подвесные канатные дороги, конвейеры, огромные карьерные самосвалы, троллейвозы и дизель-троллейвозы, железнодорожный транспорт. В итоге выбор пал на «магистральные» самосвальные автопоезда.
01.
Даже по своей внешней концепции «алмазные» автопоезда необычны, и ни на что прежде применявшееся в России не похожи. Но такими они стали не сразу. Был эволюционный путь, в котором переплелись сразу несколько научных дисциплин — геология, география, логистика, экономика.
Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
Для того, чтобы понять, каким был этот путь, почему он был таким и к чему ведет, необходимо понять особенности тех мест, где эти автопоезда эксплуатируются. С географическо-геологических деталей и начнем.
02.
Итак, добро пожаловать в Якутию, самое крупное административно-территориальное образование в мире. Она больше, чем второе по размеру государство СНГ — Казахстан. По площади Якутия — примерно как Индия. Но в Индии проживают 1,3 миллиарда человек, а в Якутии в 1350 раз меньше — около 962 тыс. Это меньше, чем в Воронеже. Населенных пунктов в Якутии тоже не много.
03.
В городе Удачный, расположенном в 1100 км к северо-западу от Якутска, проживают меньше 12000 человек. Однако, по якутским меркам это именно город, причем немаленький. Видите промышленные постройки на заднем плане?
Медиагалерея alrosa.ru
04.
Это Удачнинский горно-обогатительный комбинат — градообразующее предприятие.
Медиагалерея alrosa.ru
05.
А это главное «рудное тело», разработкой которого занимается ГОК — карьер «Удачный». В алмазодобывающей промышленности такие геологические объекты обозначают термином «кимберлитовая трубка».
Медиагалерея alrosa.ru
06.
Трубка «Удачная» скромно является крупнейшим месторождением алмазов на планете. Карьер «Удачный» имеет размеры 1600 х 2000 м, а глубина достигает 640 м. Этот карьер уже выработан. Добыча открытым способом остановлена. Но шахтным методом здесь продолжают копать.
Медиагалерея alrosa.ru
07.
Та порода, которую здесь добывали прежде открытым, а теперь шахтным способом перерабатывается на обогатительной фабрике №12, расположенной здесь же, в Удачном. «Аппетиты» фабрики огромны и сырья из шахты для нее недостаточно.
Медиагалерея alrosa.ru
Собственно, необходимость в новом сырье для этой фабрики и вызвала к жизни те самые автопоезда.
08.
Параллельно с завершением открытой добычи на трубке «Удачная» начали разрабатывать другой карьер — кимберлитовую трубку «Зарница». Это месторождение находится в 22 км от Удачного. И именно маршрут Зарница – Удачный стал испытательной трассой для автопоездов, о которых мы говорим.
Alice Nerr
photo,
backdoorpath.com
Так что же, большие карьерные самосвалы вытеснены автопоездами? Нет, не вытеснены, а дополнены. И работают с ними в логистической связке.
09.
Автопоезда на «
дорожных компонентах
» не выдержат ударных нагрузок от гигантских экскаваторов. Кроме того, не поднимут руду на поверхность. Максимальный допустимый уклон для автопоездов — 6°. Технологические дороги кимберлитовых трубок имеют больший градус уклона. Так что без больших профессиональных карьерников не обойтись.
Медиагалерея alrosa.ru
10.
Огромные специальные карьерники по извилистому серпантину доставляют руду наверх. А на поверхности руду в автопоезда перегружают фронтальными погрузчиками. То есть, по сути, автопоезда выполняют роль челноков-доставщиков.
Но и объемов трубки «Зарница» для перерабатывающей фабрики мало. Главный новый источник сырья для нее находится еще дальше — в 160 км к северо-востоку от Удачного. Речь о Верхне-Мунском месторождении. Открыто оно было в 2007 году.
11.
По сути, оно находится в первозданной тайге, где до геологов АК «АЛРОСА» редко ступала нога человека.
Нужна была дорога к месторождению. Строить ее начали 1 ноября 2015 года, когда самосвальные автопоезда, собратьям которых предстоит по ней колесить, уже вовсю испытывались на 20-километровом маршруте Зарница – Удачный.
12.
Юридически это не автомобильная дорога, а «временный технологический проезд», поэтому
общероссийские ограничения по нагрузке на ось
, как и габаритные нормы по длине автопоезда, здесь не действуют. «Обожаемой» системы
ПЛАТОН
здесь тоже не будет Однако этот «временный проезд» АЛРОСА строит «как для себя», применяя такие технологии, которым позавидуют многие сибирские участки федеральных трасс. Например, в «подложке» используется геотекстиль. Полностью готов к эксплуатации «проезд» должен быть к 1 ноября 2022 года.
Медиагалерея alrosa.ru
Вот теперь, разобравшись с географией и геологией, перейдем непосредственно к автомобильной технике.
Концепция автопоездов за три года испытаний и проработки идеи успела пройти интересный эволюционный путь. Подробности:
13.
Первой в бой «ринулась»
Scania
. Но не одна. «В разведку» вместе со шведами пошел немецко-российский производитель прицепной техники и самосвальный «бодибилдер»
Meusburger Новтрак
.
Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
Справедливости ради надо отметить, что ни заказчики, ни производители техники поначалу толком не представляли, какие именно нужны автопоезда, и какие нюансы необходимо учитывать. Нужного опыта не было ни у кого. Однако с чего-то начинать надо было.
14.
В апреле 2014 года в Удачнинский ГОК пришли два первых автопоезда, состоявших из тягачей-самосвалов
Scania R620CB 8×4 EHZ
с прицепами
Meusburger Новтрак АК-48
. Самосвальные кузова с возможностью трехсторонней разгрузки для ускорения сроков поставки были закуплены у фирмы
Meiller Kipper
. Вероятно, использовались не специально спроектированные, а ближайшие по характеристикам body из «каталога серийной продукции
Meiller Kipper
«. Но монтажом занимался
Meusburger Новтрак
. В штатном двухзвенном варианте грузоподъемность такого автопоезда составляла 80 тонн.
15.
Однако в Якутии экспериментировали и с
трехзвенным
вариантом сцепки, когда к самосвалу-тягачу пристыковывали уже два прицепа. В этом случае автопоезд вывозил уже 110 тонн руды за рейс, правда, в ненастную погоду пробуксовывал.
16.
Сразу после первых тестовых рейсов стало понятно, что при разгрузке из-за свойств руды происходит засыпание перевозимой горной породой колес автомобиля и прицепа. Как следствие — порезы шин, и весьма затруднённое дальнейшее движение автопоезда. Так выявилась первая проблема.
Фото из журнала «Горная промышленность»№6/2014
Необходимо отдать должное компании Meusburger Новтрак
, которая оперативно отреагировала и за свой счет (!) сделала «редизайн» конструкции бортов самосвальных платформ. Монтажные работы велись прямо в ангаре автобазы Удачнинского ГОКа.
17.
Так у кузовов стало по два откидных борта с левой стороны. Новый нижний борт при открывании теперь создавал дополнительный «козырек», который отводил «лавину» руды от колес автопоезда.
Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
18.
Также именно
Meusburger Новтрак
подсказал идею со специальной разгрузочной эстакадой. На рудном складе обогатительной фабрики №12 ее изготовили из частей списанных кузовов огромных карьерных самосвалов
Caterpillar
. Теперь разгрузка руды колесам перестала угрожать.
Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
Выявилась и еще одна проблема, связанная с физико-механическими свойствами руды. Порода «залипала» у правого борта. Стало понятно, что правый борт должен иметь овальную форму во избежание «залипания». Кроме того, стало понятно, что в сформировавшейся логистической схеме трехсторонняя разгрузка совершенно не нужна. Достаточно разгрузки только на левый борт. На основе этих выводов был построен новый автопоезд «второго поколения».
19.
Новые совершенно нестандартные самосвальные кузова для автомобиля и прицепа спроектировал и изготовил
Meusburger Новтрак
. Правая половина кузовов — овальной формы, разгрузка — только на левую сторону, откидные борта — одностворчатые, подвешенные на нижних шарнирах. Открывание / закрывание бортов — автоматическое при подъеме / опускании кузова.
Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
20.
Новые автопоезда пришли в Удачный весной 2015 года. Самосвальный кузов для
Scania R620 8×4
получил обозначение
Meusburger Новтрак S4 MK
, а трехосный прицеп назывался
Meusburger Новтрак AK354S
. Внутренний объем кузова для автомобиля составлял 21,1 м3, а объем кузова трехосного прицепа — 25 м3. Грузоподъемность этого варианта прицепа составляла 45 т, всего автопоезда — 85 т.
Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
Прицепа «этого варианта»? А есть другой? Да! Meusburger Новтрак
построил сразу две модели. Помимо трехосного прицепа, изготовили еще и четырехосный вариант.
21.
Обозначение четырехосного трейлера —
Meusburger Новтрак AK472S
. Внутренний объем его кузова — 30 м3, а грузоподъёмность — до 58 т. Четыре усиленных оси
BPW
с допустимой нагрузкой по 18 тонн каждая, шины — «злобные»
Michelin 14.00R20 HCS
. Длина прицепа — 12,5 м. Самосвальный монстр-трейлер!
22.
Общая грузоподъемность такого автопоезда уверенно стремится к сотне тонн. А подогрев кузовов есть? Конечно. На обоих вариантах самосвальных прицепов
Meusburger Новтрак
имеются автономные отопительные установки. Кузова на шасси грузовиков обогреваются выхлопными газами.
С появлением восьмиосной двухзвенной сцепки стало понятно, что именно эта концепция является самым удачным вариантом из всех, что имелись в Удачнинском ГОКе по состоянию на 2015 год. Несколько дополнительных подробностей:
23.
Пол и стенки самосвальных кузовов
Meusburger Новтрак
сделаны из стали
Hardox 400
толщиной 10 мм. Внутренняя их высота — около 1,5 м.
24.
Ширина откидного борта — более метра. В сочетании с конфигурацией разгрузочной эстакады вероятность засыпания колес горной породой теперь исключена полностью.
25.
Звенья автопоезда разгружаются не одновременно, а последовательно — сначала грузовик, затем прицеп. Подъем / опускание откидных бортов кузова, напомним, автоматическое.
26.
Еще через год, примерно в мае 2016-го, в Удачнинском ГОКе появилась еще одна
Scania R620
. На сей раз в варианте седельного тягача, который буксировал за собой изделие нового участника «конкурса» — подмосковного завода
Тонар
.
Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
27.
На основе своего серийного двухзвенного самосвального полуприцепа семейства
Тонар-9540
отечественный производитель создал специальную «АЛРОСА-версию». Грузоподъемность этого поезда — около 120 т. Он пополнил общий парк самосвальных сцепок.
Но к тому моменту на Тонаре работали над воплощением в жизнь, без преувеличения, амбициозного и дерзкого проекта совсем другого автопоезда.
28.
Сенсационный, разработанный с нуля автопоезд, состоящий из двухзвенного полуприцепа
Тонар-95405
и седельного тягача
Тонар-45252
, был собран в августе, а в сентябре 2016 года прибыл в Удачный.
Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
Тот факт, что МЗ «Тонар»
, когда-то начинавшийся как кооператив по выпуску ларьков на колесах, теперь может проектировать и изготавливать полностью оригинальные не только трейлеры, но и тяжелые тягачи — особо примечателен.
29.
Длина «состава» — 26 м, ширина — более 3 м, высота — около 5 м, грузоподъемность — 130 тонн, объем кузовов — порядка 70 м3. Автопоезд-уникум, автопоезд — мегамонстр. Естественно,
Тонар
возлагает на эту сцепку особые надежды. По грузоподъемности
Тонар
— безусловный лидер «гонки».
Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
Борьба за престижный контракт еще больше обострилась, когда с разницей буквально в пару недель в Удачный прибыл новый игрок. В борьбу включился извечный соперник Scania — Volvo Trucks
.
30.
В партнерстве с московским кузовщиком «
ИнтерПайп Ван
» были построены два автопоезда, по концепции повторяющие 8-осный вариант, «выстраданный» Мойсбургером. Но здесь совершенно другое шасси, и другой «бодибилдер».
Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
Конечно, у тандема Volvo
/
IPV
было определенное преимущество перед дуэтом
Scania
/
Meusburger Новтрак
. Уже существовал опыт, уже были понятны нюансы. По крайне мере, концепцию не надо было вырабатывать с нуля. Между шведскими марками «война» теперь идет не за концепцию сцепки, а за надежность работы систем и агрегатов в экстремальных условиях.
31.
Этот
Volvo
c двигателем в 750 л.с., вероятно, первый четырехосный самосвальный
New FH16
в России. Обозначение самосвального кузова —
ИПВ 6832АС
. Внутренний объем кузова — около 21 м3.
Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
32.
Самосвальный прицеп носит обозначение
ИПВ 8590FG
. Внутренний объем кузова — около 30 м3. Грузоподъемность — около 51 т. Оси — 18-тонные
BPW
, шины —
Michelin XZL 14.00 R20
.
Про шины Ремарочка
:
Ремарка М-Парка
33.
Именно такие шины
Michelin XZL 14.00 R20
долгое время использовала команда «КАМАЗ-Мастер».
Начиная с Дакара’2017 «КАМАЗ-Мастер», правда, ездит уже на Continental, но Michelin XZL
продолжают использовать многие «грузовые» раллийные команды мира.
Итак, все «конкурсные» автопоезда изготовлены и опробованы. Дорога на Муну для них тоже почти готова.
34.
Тестовый прогон магистрального самосвального автопоезда уже состоялся. 24 января 2022 года из Удачного в Муну по временному технологическому проезду отправился первый автопоезд с 45 «кубами» щебня для отсыпки площадок вахтенного поселка. На обратном пути поезд привез первые 50 тонн руды, добытой на Верхне-Мунском месторождении.
Видеорепортаж ТРК «Алмазный край»
, стоп-кадр
35.
Почти все готово для запуска проекта. Уже в самое ближайшее время АЛРОСА объявит победителя «конкурса» самосвало-поездо-строителей. Кто победит? Самое время делать ставки!
36.
Мы рискнем предположить, что львиная доля заказа на самосвальные шасси достанется
Volvo Trucks
.
Вероятно, изготовление надстроек и прицепов как-то распределят между заводами Meusburger Новтрак
и
InterPipe VAN
. А, возможно, будет и один поставщик.
Очень нам интересна судьба Тонаровского мега-поезда. Есть ли у него шанс «размножиться»? Здесь пока не решимся выдвигать версии. Подождем официальных результатов. Как только они станут известны — мы дадим новость.
В нынешнем году с Верхне-Мунского месторождения должно быть вывезено 75 тысяч тонн алмазоносной руды. Полная проектная мощность этого месторождения составляет 3 миллиона тонн руды в год. Выход на проектную мощность запланирован на 2022 год, а добыча там будет вестись как минимум до 2043 года. Предстоит разработать как минимум четыре кимберлитовые трубки, которым даны названия «Заполярная», «Деймос», «Новинка» и «Комсомольская-Магнитная».
Сколько для этого нужно автопоездов? Это как раз известно — около семи десятков. Планируется, что в транспортном цикле по доставке руды на расстояние в 160 км будут задействованы 68 автопоездов. А с освоением других удаленных месторождений в районе потребность в таком транспорте возрастет. Кроме того раз в 7 лет парк магистральных самосвальных сцепок будут обновлять.
Главная интрига — кто из производителей получит престижный самосвальный контракт? Ждём развязки с интересом.
Седельные тягачи
Дилерский – официальный представитель бренда Scania в Ставропольском крае. Компания активно осуществляет продажу тягачей Скания и выполняет их сервисное обслуживание. Дилерский центр динамично развивается, прогрессирует в работе. Опыт и квалификация профессионалов помогают клиентам выбирать седельные тягачи Scania с учетом персональных потребностей.
успешно осуществляет продажу и сервисное обслуживание седельных тягачей и другой продукции Скания. Компания активно растет и развивается, а опыт и профессионализм сотрудников позволяет оперативно решать любые задачи, которые могут возникнуть у клиентов.
Как выбрать тягач Скания?
Вся продукция шведского бренда Scania обладает поистине высочайшим качеством, а инновационные технологии, которые применяются при сборке автомобилей, способны сделать двигатели не только эффективными, но и экономически выгодными. Выбрать и купить седельный тягач Скания не составит большого труда, все флагманские и классические модели тягачей отсортированы по специальным категориям: всегда в наличии имеются серии P, G, R и S. Каждая серия тягачей способна эффективно решить любую из задач бизнеса.
- Серия Р. Седельные тягачи этой серии надежны и просты в управлении, предназначены для работы в строительной сфере и для перевозки грузов на небольшие расстояния. Мощность двигателей от 380 до 440 л.с., а расход топлива составит всего 28-32 л/100 км. В кабине тягача имеется нижнее спальное место для водителя.
- Серия G. Если вам необходимы региональные перевозки, то тягач Скания серии G идеально справится с этой задачей. Просторная кабина и вместительный багажный отсек позволят комфортно и безопасно перевезти необходимый груз. Модель оснащена двумя спальными местам наверху и внизу. Мощность двигателей варьируется от 380 до 500 л.с.
- Серия R. Для комфортных, а главное, безопасных перевозок на дальние расстояния рекомендуем присмотреться к тягачам серии R. Неоспоримые преимущества этих тягачей делают их по-настоящему универсальными: просторный салон, удобные спальные места, вместительное багажное отделение. Мощность двигателей от 440 до 520 л.с.
- Серия S. Эта серия относится к классу тягачей повышенной комфортности и идеально подойдет для международных перевозок. В кабине водителя есть все необходимое, чтобы сделать поездку удобной и безопасной: холодильник, кондиционер, раздвижное спальное место шириной до 1000 мм, а также множество мест хранения.
Не смогли определиться с выбором?
Наши сотрудники всегда готовы прийти на помощь и подобрать для вас необходимую технику, которая поможет в развитии вашего бизнеса.
Оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону ближайшего к вам дилерского .