Завод ТОНАР провёл в текущем году для потребителей демонстрацию новой и оригинальной для РФ модели самосвала для карьеров. Самосвал ТОНАР-7501 имеет колёсную формулу 6 на 4. Он предназначен для транспортировки рекордной массы груза — шестидесяти тонн. Однако по большому счёту любой самосвал для карьеров, выпущенный компанией ТОНАР, можно назвать обладателем рекордной в России грузоподъёмности, поскольку в нашей стране просто больше нет ни одного предприятия, выпускающего такую спецтехнику.
Грузоподъемность
ТОНАР-7501, кроме компоновки, отличается от своего предшественника (ТОНАР-45351 грузоподъёмностью 40 тонн) по всем остальным характеристикам. В отличие от последнего, новый самосвал получил более массивную и длинную раму, мосты с более высокой грузоподъёмностью и силовую установку более высокой мощности. Повышение снаряжённого веса ТОНАР-7511 относительно ТОНАР-45251 оказалось не очень значительным в сравнении с повышением грузоподъёмности: c 24 200 кг до 27 500. Таким образом, грузоподъёмность возросла на 20 тонн, тогда как снаряжённая масса — лишь на 3 с небольшим.
Благодаря чему тогда была значительно увеличена грузоподъёмность? Повысилась массивность рамы, усилилась подвеска, были использованы ведущие мосты весом 35 тонн, заменившие мосты весом 25 тонн. Возможную нагрузку на управляемый мост повысили до 17 500 кг вместо 13 000. Поставки каждого моста для любого самосвала для карьеров ТОНАР осуществляет предприятие Hande Axle из Китая.
Тонар-7501: цена
На российском рынке Тонар-7501 в базовом исполнении (технологический самосвал под скальную породу, передний мост — 17,5 тонн, средний и задний мосты — по 35 тонн) предлагается по цене от ~15 миллионов рублей (однако итоговая стоимость зависит от предпочтений заказчика, а также условий и местности эксплуатации грузовика). В базовой комплектации карьерного самосвала присутствуют: кондиционер, пневмоподвеска водительского кресла, автономный отопитель кабины, магнитола, настраиваемая в двух положениях рулевая колонка, зеркала заднего вида, галогеновая оптика и прочее оборудование.
Кабина
Кабина отличается от кабины первой модели данного типа техники этой компании тем, что является двухместной. Панель приборов имеет несколько простой вид, однако выполнена достаточно качественно. Кузов производится самим заводом ТОНАР. Из-за возросшей грузоподъёмности возросла вместимость платформы: для скальных пород — до 27 куб. м, для угля — до 48.
С правой стороны от руля расположено место, на котором крепится смартфон — благодаря этому им более удобно пользоваться как навигатором либо монитором, позволяющим получать информацию от системы, с помощью которой осуществляется управление автопарком. Снизу находится панель для управления АКПП. Центральная консоль стала местом размещения рычага для управления ретардером. Под ним находятся рычаги, с помощью которых включается механизм блокирования межосевого дифференциала.
Тонар-7501: технические характеристики
Грузовик оборудован рулевым механизмом с двумя гидравлическими усилителями, а также тормозной системой с пневматическим приводом и барабанными устройствами на всех колесах. Автомобиль снабжен топливным резервуаром объемом 700 литров и бескамерными пневматическими покрышками размерностью 16.00 R25.
Подвеска
Другой любопытной отличительной чертой капотного самосвала ТОНАР является (при наличии в передней части пневморессорной подвески) оригинальная для спецтехники российского и европейского производства расположенная в задней части машины подвеска, включающая упругие элементы из резины. Её особенность — передача вертикальной нагрузки на любой отдельный мост с помощью четырёх элементов, обладающих высокой упругостью, с восприятием нагрузки реактивными тягами, на которые установлены резинометаллические шарниры.
Вследствие этого такая подвеска обладает большей выносливостью, чем классическая рессорно-балансирная, тогда как от подвески гидропневматического типа, обычно устанавливаемой на аналогичную спецтехнику, её отличают простота конструкции, более высокая холодоустойчивость и фактическое отсутствие необходимости в обслуживании.
Дебют внедорожного самосвала ТОНАР-7501 на угольных разрезах Кузбасса
С июля на разрезе «Шестаки» проходит испытание новый внедорожный автосамосвал ТОНАР-7501 грузоподъемностью 60 тонн. Это первый и единственный отечественный самосвал подобного класса. уже ни первый год сотрудничает с ООО МЗ «ТОНАР», так как в компании не понаслышке знают, что отечественная техника может составить достойную конкуренцию импортной карьерной технике.
Когда МЗ «ТОНАР» выпустил первый 45-тонный самосвал ТОНАР-4525 для горнодобывающей промышленности, пессимисты утверждали, что завод потерпит крах со своей идеей. Но прошло совсем немного времени, и даже ярые скептики признали, что завод выпустил простой и надежный в эксплуатации внедорожный самосвал. Сейчас спрос на технику постоянно растет, а следом растет и объем ее выпуска.
В 2022 году инженеры завода пошли дальше и спроектировали внедорожный самосвал Тонар-7501 грузоподъемностью 60 тонн и полной массой 88 тонн. Модель второго поколения объединила все наработки и новинки, которые были опробованы на самосвалах первого поколения.
Кемеровская область не случайно была выбрана для испытания нового автосамосвала. Кузбасс – лидер угледобывающей отрасли страны, где подобная техника крайне востребована. ЗАО «Стройсервис» – крупнейший покупатель техники ТОНАР. Здесь уже давно работают 25 внедорожных карьерных самосвалов первого поколения грузоподъемностью 45 тонн. Техническое задание на первые машины инженеры завода составляли вместе с высокопрофессиональными специалистами ЗАО «Стройсервис». По результатам эксплуатации карьерных самосвалов ТОНАР на предприятиях ЗАО «Стройсервис» удалось усовершенствовать и внести положительные конструктивные изменения в отечественную технику.
В заинтересованы в улучшении экономики и оптимизации угледобычи. Снижение себестоимости грузоперевозок, активное внедрение новейших разработок и отечественной техники по государственной программе импортозамещения – одни из основных принципов работы одной из крупнейших угольных компаний региона.
- При движении по прямой с загрузкой 60 тонн на 6 передаче скорость автомобиля составляет 40 км/ч; обороты ДВС 1 300 об/мин.
- При подъеме из забоя на уклоне в 6° с грузом при скорости 10 км/ч автомобиль двигается на 2-й передаче; обороты ДВС 1800-2000 об/мин. На данном участке срабатывает гидромуфта Lock up (механическая блокировка муфты АКПП).
Технические характеристики
Технические характеристики ТОНАРА-7501 полностью соответствуют задаче, которую должна выполнять такая машина. Передняя подвеска пневморессорная, усиленная, задняя – балансирная на резиновых упругих элементах. Она позволяет машине иметь солидный запас грузоподъемности, практически не требует обслуживания и обеспечивает работоспособность в диапазоне от -60 ºС до +50 ºС. Такой «температурный запас» крайне важен для погодных реалий Кемеровской области.
Такая схема подвески позволяет надежно работать в условиях особо больших осевых нагрузок, с которыми не справляются обычные многолистовые рессоры. Вертикальная нагрузка на каждый ведущий мост передается через четыре упругих элемента, продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными тягами с резинометаллическими шарнирами. Допустимая нагрузка на каждую ведущую ось составляет 35 т, при этом основные детали подвески имеют трехкратный запас прочности.
В качестве силового агрегата на новом самосвале установлен 6-цилиндровый 15-литровый турбодизель Cummins QSX15 мощностью 540 л. с. (при 2 100 об/мин) и максимальным крутящим моментом 2 344 Н·м при 1 400 об/мин. Удельный расход топлива по скоростной характеристике при максимальной мощности не превышает 210 г/кВт·ч. Гидромеханическая коробка передач Allison 4700 c гидротрансформатором и ретардером уже хорошо зарекомендовала себя на тягаче Тонар-45252. Вместимости 700 л топливного бака достаточно для работы в течение полной смены.
Балка переднего моста Hande – 17,5 т, средний и задний мост Hande – 35 т. Карданный вал открытого типа с игольчатыми подшипниками.
В трансмиссии применены межколесные и межосевые блокировки; передаточное отношение главной передачи – 14,298. Шины бескамерные, пневматические 18.00R25, самые крупные из всех, которые применялись на МЗ «ТОНАР»,
Система централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklub на 24 точки смазки повышает долговечность таких узлов, как шкворни, пальцы, рулевые тяги, серьги рессор, опоры подвесок и кабин и т.д.
Цельнометаллический кузов с задней разгрузкой и гидравлической системой подъема кузова оснащен системой подогрева выхлопными газами для предотвращения примерзания груза. Днище и стены изготовлены из низколегированной стали марки 09Г2С. Возможно два исполнения кузова: 48-кубометровый (с шапкой 2:1 – 60 м3) с задним откидным бортом с верхней осью вращения и ковшового типа для транспортировки 27 кубометров (с шапкой 2:1 – 37 м3) скальной породы.
Импортозамещение – в приоритете
Поддержка государственной программы импортозамещения имеет большое значение для ЗАО «Стройсервис». Компания социально и экономически ориентирована на поддержку российской экономики прежде всего. «Стройсервис» заинтересован в том, чтобы машиностроение в России крепло и развивалось. Именно поэтому и была предоставлена возможность ООО МЗ «ТОНАР» испытать внедорожный самосвал в реальных условиях на одном из угольных карьеров компании. Благодаря техническим характеристикам, таким как небольшой расход топлива относительно техники конкурентов, использование нового 60-тонного самосвала ТОНАР-7501 позволяют значительно снизить себестоимость перевозок угля.
Сотрудничество с отечественным производителем позволит компании существенно снизить затраты на покупку карьерных самосвалов, на перевозку угля, щебня, песка и подобных грузов, что в итоге положительно скажется на конечной стоимости продукта и экономике предприятия.
ЗАО «Стройсервис» – группа предприятий, объединяющая предприятия по добыче и обогащению угля, выпуску кокса, сбыту продукции на российском рынке и на экспорт. Занимает 6-е место в РФ по добыче коксующегося угля. Общая численность работников компании – более 11 200 человек.
В корпоративном управлении ЗАО «Стройсервис» находятся:
Угледобывающие предприятия: ООО «Разрез «Березовский», ООО «Разрез Пермяковский», ООО «СП «Барзасское товарищество», АО разрез «Шестаки», ООO «Шахта N12» и 4 обогатительные фабрики;
Коксо-химический ;
Железнодорожное предприятие ООО «Беловопромжелдортранс», авторемонтное ООО «Белтранс».
ЗАО «Стройсервис» – показатели 2022 года
Объем добычи угля в 2022 году – 13,07 млн тонн (рост на 24,5% в сравнении с 2022 годом).
Потребителям отгружено 11,9 млн тонн угля, что на 21,1% больше, чем годом ранее. В том числе экспортные поставки выросли на 8% – до 3,5 млн тонн угля, реализация угля на внутреннем рынке увеличилась на 25% – до 8,4 млн тонн угля. Обогатительные фабрики компании переработали свыше 7 млн тонн угля, дробильно-сортировочные комплексы – 4 млн тонн угля (рост на 12,2%). Объем вскрышных работ увеличился на 18,5% к уровню 2022 года и превысил 220 млн кубометров.
По существующим планам в 2022 году планируется добыть 15,7 млн тонн угля.
Коротко об основных доработках и изменениях
Детище подмосковных машиностроителей настолько самобытное и уникальное, что технику квалифицированно обслужить и отремонтировать под силу лишь её создателям, отчего эксплуатация десятков машин проходит под неустанным взором бдительных очей конструкторов и технологов из подмосковного именья Губино, что в городском округе Орехово-Зуево.
Все замечания фиксируются и воплощаются в доработки буквально уже на следующем серийном экземпляре. Если говорить о семействе внедорожных самосвалов (именно так указано на заводской табличке) ТОНАР-7501 для перевозки угля, который мы сегодня рассматриваем в качестве примера, то можно перечислить наиболее значимые крупноузловые изменения 2022 года.
Первое, что видно при внешнем осмотре самосвала – гидравлический привод заднего борта: дань безопасности и инструмент повышения эффективности. Второе, что бросается в глаза при поднятом кузове – массивное теплообменное оборудование для трансмиссии и топливной системы. Третье – централизованная система автоматического пожаротушения. Четвёртое – пневмоподвеска кабины водителя с системой стабилизации.
В Губино продолжают экспериментировать и с силовой линией. В этом году под капотом ТОНАР-750100К могут быть установлены двигатели Cummins QSХ15 или QSZ13, по заказу АКП Allison 4700 (7-ступенчатая с увеличенным проходным крутящим моментом).
Решения по внешним световым приборам постоянно шлифуются
Решения по внешним световым приборам постоянно шлифуются
Технически допустимая полная масса самосвала семейства 7501 возросла с 87 до 93 т.
Изменились и шины задних осей, их размерность увеличена до 18.00R25. Грузоподъёмность самосвала выросла до 60 т (+15 т), а номинальный объём кузова до 48 м3 (+3 м3). Теперь подробнее о нововведениях.
Перед отправкой потребителю машину разбирают. Кузов и внешние колёса будут уложены на один полуприцеп, а сама машина поедет на втором низкорамном полуприцепе
В рабочем кабинете
Пять ступенек наклонной решётчатой лестницы, и как будто не было года, отделяющего меня от прошлого тест-драйва. И всё же внутри машина другая, даже не надо ставить рядом прошлогоднюю модель. Стёганные обивки немарких серых оттенков прикрывают металл стен, а на полированной стали панели приборов по-прежнему играют солнечные лучи. Царство круглых аналоговых приборов теснит россыпь мониторов и небольших ЖК-дисплеев. Слева появился блок индикации температурных режимов трансмиссии, причём информация о теплонапряжённости узла выдаётся в два этапа – на входе в теплообменник и выходе.
Интерьер 2022 г. (ТОНАР-750100К) вновь повзрослел, по просьбам эксплуатантов добавилось много температурных указателей, необходимых для оперативного контроля теплонагруженных точек целой плеяды узлов и агрегатов, причём температура теперь контролируется на входе и выходе из теплообменного оборудования
Как и прежде у гиганта 750100К по правую руку обычный селектор АКП Allison, который теперь удачно обыгран в боксе-подлокотнике
Мониторов, транслирующих различную инфу, теперь три: один минимизирует «слепые» зоны при помощи камер, другой отвечает за навигацию, третий – диагностический Multitronix. Блок клавиш управления АКП Allison переехал под правый локоть водителя, громоздкая «тумбочка», примыкавшая ранее к «торпедо» трансформировалась в удобный бокс-подлокотник.
Обивка дверей обрела солидность, голый металл практически отсутствует, дверная карта придаёт ощущение благородной автомобильной классики полстеллара в американском стиле, а не формального интерьера, призванного «прикрыть срам», характерного для узконаправленной спецтехники.
Кабина самосвала и рабочее место в брутальном дизайне и оформлении, но продолжает совершенствоваться, это видно во множестве мелких деталей
Новая рулевая колонка с рулевым колесом совсем небольшого диаметра настойчиво намекает на то, что управление автомобилем полной массой под 93 т не требует незаурядного физического развития. Очень дружелюбно!
В движении первым делом заметил, что плавность хода стала ощутимо лучше, эту информацию мне подтвердили специалисты завода. С 2019 года внедрена новая 4-точечная подвеска кабины с упругими пневмоэлементами, телескопическими амортизаторами и диагональными реактивными штангами.
Компоненты новой подвески кабины
Подниматься в кабину стало удобнее из-за вертикально размещённой дверной ручки – ещё одно новшество 2022 г.