История создания модели на базе ГАЗ 51
Автобус ГЗА-651 выпускался на Горьковском автобусном заводе (ГЗА) с 1949 года.
В 1952 году его производство было передано на «Павловский автобусный завод», где он выпускался под наименованием ПАЗ-651. Первые 5 автобусов собраны 5 августа 1952 года.
С 1953 года к производству ГЗА-651 под маркой РАРЗ-651 также подключился Рижский авторемонтный завод № 2 (РАРЗ, будущий РАФ). Простота деревянной конструкции позволила многим авторемонтным предприятиям наладить собственное производство автобусов ГАЗ-651 (иногда отличающихся от горьковской версии) из грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-51А.
Подытожим
Название статьи – «Два мира – два образа жизни» – было поставлено в заголовок не случайно. В одном случае налицо многомесячная кропотливая работа по доведению моделей до требуемого уровня копийности, в другом – наспех выпущенный продукт в погоне за призрачным лидерством на рынке. Конечно, каждый выбирает для себя путь развития сам, но, думается, внимательный коллекционер, подержав в руках обе модели, сам сделает вывод, кто же является действительным лидером на рынке.
Источник https://www.gruzovikpress.ru/
Подробное описание советского автобуса, устройство, модификации, различия моделей
Конструктивно ГЗА-651 являлся капотным грузовиком с деревянным каркасом, обшитым тонким металлом. Внутренняя отделка «салона» производилась многослойным картоном. Сделанный из дерева настил пола, двухместные пассажирские сиденья, открываемая водителем вручную с помощью рычажного механизма пассажирская дверь, а так же отсутствие отопления – всё это было характерно практически для всех моделей автобусов, выпускаемых в то время. В принципе, это был пассажирский фургон, установленный на грузовик, а не самостоятельная модель автобуса.
Автобус ГЗА-651. Фото Википедия
Сотрудники ПАЗа хорошо потрудились, запущенный ими в течении полугода новый автобус ПАЗ-651 отличался от ГАЗа даже внешним видом. Так копировавшая капот грузовика передняя часть Газовского автобуса была заменена на округлую переднюю решётку радиатора и такую же крышку капота. Кроме этого, на новом автобусе были установлены под лобовым стеклом дополнительные «поворотники», взятые от «Победы». Такие поворотники были обязательны для всех пассажирских машин. В задней части салона автобуса была установлена дверь. Она требовалась на случай переоборудования автобуса в санитарную машину и была внесена в проект по требованию военных.
Съёмные блоки боковых панелей в первое время имели штампованную надпись располагающуюся в две строчки: «Автозавод им. Молотова», позже её заменили на «Павловский автобусный завод им. Жданова» ПАЗ-651A, располагавшуюся в три строки.
Первые пять экземпляров Павловских автобусов были изготовлены 5 августа 1952 года. При этом конструкцию автобуса постоянно изменяли, так в 1955 году была создана его модификация, оснащённая выполненным целиком из металла каркасом кузова. Она получила обозначение ПАЗ-651А. В качестве материалов конструкции этого автобуса был использован тонколистовой низкоуглеродистый металл. Из него изготовлялись детали кузова омегообразного профиля, что позволяло достичь хорошую прочность при небольшом весе. В дальнейшем все автобусы Павловского завода выпускались цельносварными именно на том участке, который был создан для изготовления кузова ПАЗ-651A.
Позже, когда сварочный цех развил свои производственные мощности, сварными стали изготовлять раму, каркас машины. В 1957 году в производство пошёл первый экземпляр полностью цельносварного автобуса – автолавки 659.
При этом стоит отметить, что первоначально первый Павловский автобус имел обозначение ПАЗ-651, однако во внутренней технический переписке по заводу он обозначался как ГЗА-651 и только после того, как в его конструкции появились сварные узлы, он получил наименование окончательное своё название ПАЗ-651.
В 1958 году в Павловске запустили в производство новую машину – ПАЗ-652, в связи с этим производство старого автобуса решено было передать на только что созданный Курганский автобусный завод. При этом на ПАЗе этот автобус выпускался вплоть до снятия его с производства в 1961 году. Всего же за время выпуска этих машин с конвейера сошло экземпляров ПАЗ-651 и ПАЗ-651А, а так же 24 тысяч единиц цельнометаллических ПАЗ-651А.
Автобус повышенной проходимости КАвЗ-663. Фото Википедия
Кроме базовой модели завод выпускал и специальные модификации этого автобуса:
- ПАЗ-651В (санитарный),
- ПАЗ-657 (хлебный фургон),
- ПАЗ-659 (автолавка),
- ПАЗ-659Б (эпидемлаборатория),
- ПАЗ-661 (фургон для одежды),
- ПАЗ-661Б (грузовой фургон),
- ПАЗ-654 (штабной),
- ПАЗ-655 (инкассаторский).
С января 1958 года производство автобуса ПАЗ-651А параллельно началось на Курганском автобусном заводе под индексом КАвЗ-651А. Производство на ПАЗе продолжалось до 1961 года. С 1971 года по 1973 год в Кургане выпускалась модификация КАвЗ-651Б, единственным отличием которой было наличие отопителя в салоне.
На базе автомобиля ГАЗ-63 выпускался автобус повышенной проходимости КАвЗ-663.
Миниатюрный держите шаг!
В марте 2014 года компанией SSM на российский рынок была выпущена модель автобуса «Кубань-Г1А1-02» по цене 3350 рублей. Следует отметить, что в 1990-х годах пластиковую модель этого автобуса выпускало краснодарское предприятие «Компаньон». Выглядела она довольно грубо в силу избранной технологии и материалов для производства. Однако за отсутствием альтернативы коллекционеры тех лет весьма благосклонно принимали её, и до сих пор она есть во многих коллекциях. Не будем сравнивать эти две модели «кубаней» – копийность модели всё же определяется её схожестью с прототипом, а не с другой моделью.
Первое, что следует проверить, – соответствие габаритов модели заявленному производителем 43-му масштабу. Для сравнения возьмём три основных габаритных размера автобуса (длина/высота/ширина), приведённых в статье Дениса Дементьева «Южный форпост автобусостроения».
Результаты измерений автобуса «Кубань-Г1А1-02»
Размер реального автобуса, мм | Идеальный размер в масштабе 1:43 (с округлением), мм | Фактический размер модели производства SSM, мм |
Длина – 6870 | 159 | 158 |
Ширина – 2450 | 57 | 56 |
Высота – 2835 | 66 | 61 |
Нетрудно заметить, что SSM сделал модель существенно ниже, чем следует. Нельзя сказать, чтобы 5 мм разницы в этих измерениях сильно бросались в глаза на «живой» модели (хотя ошибка производителя составила 8% по высоте!), но пересчёт тех же потерянных 5 мм высоты модели в реальный размер даёт «усадку» по высоте настоящего автобуса на двадцать с лишним сантиметров. Как-то это чересчур.
Что же, первый, самый простой тест, модель не прошла, и теперь ей предстоит пройти более пристрастный осмотр недовольного приобретением коллекционера.
Итак, передок «Кубани». Оба отверстия капота выглядят переразмеренными по ширине, что является следствием более широкого, чем следует, капота, а более крупное нижнее отверстие вдобавок переразмерено и по высоте. Если смотреть на модель строго фас, то видно, что профиль модели передан не вполне верно – близко к прототипу, но всё же могло бы быть и лучше. Здесь же отметим и упрощённо выполненную заводскую эмблему, и невероятной толщины рукояти под дворниками. Привлекают внимание фары и подфарники. Первые явно меньше, чем следует, из-за чего вторые смотрятся слишком большими. При этом производитель (отдадим ему должное) предпринял всё же попытку разделить оранжевую и белую секции подфарников, но итог этой попытки выглядит не очень убедительно. Зеркала выполнены чуть меньшего размера, чем следовало бы, и оттого выглядят подслеповато. Чисто субъективно, немного неверно выполнено закругление ветровых стекол – слишком «угловато». А вот задняя часть автобуса особых вопросов не вызывает – «Кубань» вполне узнаваема, хотя и не слишком удались производителю задние фонари.
Даже не разбирая модель и разглядывая салон через стёкла, нетрудно увидеть циклопической толщины стенку позади водителя, переразмеренную по толщине раза этак в три. Очень странно выглядит приборная панель без выделения приборов хотя бы другим цветом – обычно такой уровень детализации можно увидеть на сторублёвых игрушечных машинках. Из этой же категории детских игрушек явно заимствован и кронштейн руля. На фоне этих недоработок замечания о простецких сиденьях, их небрежной окраске и наличии на них остатков литников, отсутствие ручек на аварийных люках с внутренней стороны будет выглядеть, пожалуй, уже чистой воды придирками.
Отдельный вопрос вызывают колёса модели – мы хорошо знаем, что диски ГАЗ-53 крепились на шести шпильках. Производитель же имеет на этот счёт своё видение – по его мнению, передние диски, и правда, крепились на шести шпильках, но на задних для этого использовали все восемь. Кстати, и колёсные диски модели в целом, даже если не брать в расчёт странное количество крепёжных шпилек, далеки от идеала. Запасное колесо закреплено, как и положено, в заднем свесе автобуса, но производитель сэкономил и не стал создавать отдельную пресс-форму на «запаску», и по этой причине её изображает одно из задних колёс с торчащей из него ступицей и восемью шпильками. Ну и коль уж мы заглянули под автобус, отметим, что днище выполнено безобразно. Дело даже не в откровенно торчащих крепёжных винтах – производитель модели просто выполнил всё днище единой деталью, не сильно беспокоясь даже о подобии копийности. А отсутствие аккумуляторного отсека, исполнение выхлопной системы, передней балки и заднего моста наверняка послужит отдельной причиной проклятий со стороны уважающих себя коллекционеров в адрес производителя. И нельзя сказать, что они будут неправы – учитывая высокую стоимость модели, производитель мог бы приложить и больше усилий для придания модели аутентичного вида.
Справедливости ради отметим, что хоть с окраской модели коллекционерам повезло – для модели производителем выбрана одна из реальных схем окраски.
Основные сведения, характеристики
Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. «Павловский автобус» — советский и российский производитель автобусов малого и среднего классов. Расположен в городе Павлово Нижегородской области. Входит в группу ГАЗ. Производство автобусов с 2005 года осуществляет ООО «ПАЗ» — 100%-я дочка ПАО «Павловский автобус».
Горьковский автобусный завод (сокращённо «ГЗА») — советское автомобилестроительное предприятие, производитель автобусов и мелкосерийных модификаций автомобилей марки ГАЗ. Известен также как Государственный автосборочный завод №1. Находился в Нижнем Новгороде (с 1932 — Горький) в Канавинском районе. Упразднен в 1952 году.
«КАвЗ» (ранее Курганский автобусный завод имени 60-летия Союза ССР (КАвЗ)) — производитель автобусов в России. Расположен в городе Кургане. С 2005 года входит в Дивизион «Автобусы» холдинга «Группа ГАЗ», с 2001 года входит в состав «Группы ГАЗ».ООО «КАвЗ» является дочерним предприятием ОАО «ГАЗ».
РАРЗ (рижский авторемонтный завод №2), а также многие другие авторемонтные заводы: Тарту (Эстония), Москва, Щекино (Тульская область), Скуратово (Тульская область), Киев (Украина), Семёнов (Горьковская область), Тосно (Ленинградская область), Каунас (Литва), Апшеронск (Краснодарский край).
Назначение. Зависит от модификации, базовая модель – для коротких загородных маршрутов или служебных нужд.
Класс. Малый.
Тип кузова. Капотная.
Технические характеристики
- Тип топлива. Бензин.
- Емкость топливного бака, л. 90.
- Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 3750 и 5550.
- Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 1470 / 4080.
- Минимальный радиус разворота, м. 8,1.
- Угол въезда передний / угол съезда задний, градусов. 37 / 16.
- Тормозная система. С гидравлическим приводом.
Характеристики двигателя/силового агрегата
- Тип. Бензиновый.
- Количество и расположение цилиндров. 6, рядное.
- Рабочий объем, куб.см. 3485.
- Мощность двигателя, л.с/мин. 70.
- Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 205.
- Расположение двигателя. Переднее, продольное.
- КПП. МКПП 4.
- Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 22.
- Максимальная скорость, км/ч. 60-70.
- Предпусковой обогрев. Отсутствует.
Самосвал ГАЗ-93
Самосвал ГАЗ-93
изготавливался на шасси ГАЗ-51Д. Металлический коробчатый кузов объемом 1.65 м³ имел откидной задний борт. Для перевозки легковесных грузов в боковых стенках кузова имелись отверстия и скобы для крепления стоек увеличенных бортов. Подъемный механизм — гидравлический с управлением из кабины, объединенный с маслонасосом, с горизонтальным расположением цилиндра, усилия от которого передавались на платформу посредством двух промежуточных тяг. Горизонтальное расположение гидроцилиндра дало возможность приблизить насос к коробке передач и обойтись одним приводным валиком. Максимальное давление в гидросистеме составляло 15 кгс/см2. ГАЗ-93, сконструированный на Уральском автозаводе, первоначально собирались выпускать на Новосибирском автомобильном заводе (НАЗ), но из-за его перепрофилирования выпуск самосвала был налажен на Одесском автосборочном заводе (ОдАЗ).