Система охлаждения двигателя ЯМЗ, ее особенности и распространенные неисправности

6-цилиндровый дизельный силовой агрегат ЯМЗ-650 представляет собой русифицированную версию знаменитого французского мотора DCi11, создателем которого является Renault Trucks. Российские конструкторы приобрели лицензию на собственную сборку таких моторов в далеком 2006-м году, даже не подозревая о том, что их творение получит столь широкое распространение не только в РФ, но и на территории других стран СНГ.

К слову: выкупила лицензию ГК «ГАЗ». В поле ее зрения двигатель ЯМЗ 650 попал из-за превосходных технических характеристик и продолжительного срока службы, а также хорошей ремонтопригодности.

Силовой агрегат получил широкое распространение благодаря тяжелым грузовикам от компании Renault, однако он устанавливался не только на эти машины. О том, какие ТС еще оборудовались данным мотором, каковы его особенности и преимущества, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.

Происхождение двигателя

Выпуск моторов, ставших темой нашего разговора, налажен на Ярославском моторном заводе. Производитель изготавливает продукцию собственными силами, используя при этом французскую оснастку и технологическую линию, которая была специально закуплена во Франции. Таким образом, речь идет о собственном производстве, а не о сборке двигателей из поставляющихся из-за рубежа деталей.

Клапаны системы смазки ЯМЗ

Конструкция редукционного клапана нагнетаю­щей секции масляного насоса, предохранительного клапана радиа­торной секции и сливного клапана системы смазки в принципе оди­накова, а редукционный и сливной клапаны отличаются между собой только пружинами, имеющими различную характеристику. Следует иметь в виду, что редукционный и сливной клапаны, имея одинаковые установочные размеры, отрегулированы на разное давле­ние открытия, поэтому менять их местами или заменять один клапан другим категорически воспрещается. Предохранительный клапан радиатор­ной секции отличается наружной резьбой корпуса и поэтому не может быть установлен в другое отверстие.

Клапаны системы смазки

— плунжерного типа, монтируются в цилиндрическом трубчатом корпусе. Снаружи на одном из концов корпуса нарезана цилиндрическая резьба, служащая для установки клапана в соответствующее резьбовое отверстие корпуса насоса или блока цилиндров. Для затяжки резьбового соединения на кор­пусе имеются лыски под ключ. Внутренняя поверхность корпуса клапана обработана и имеет две ступени. Ступень меньшего диаметра служит направляющей клапана, а вторая ступень образует упор, на который клапан садится своим буртом. По образующей направляющей части расточки кор­пуса выполнен прямоугольный паз, по которому часть масла во время открытия клапана перетекает в плоскость пружины. Это устройство позволяет гасить колебания клапана во время его работы. В средней части корпуса имеются четыре радиальных сверления, через которые при открытом клапане излишки масла сливаются -в картер двигателя. На свободном конце корпуса имеются два диаметрально распо­ложенных отверстия, в которые устанавливается разводной шплинт.

Клапан

имеет цилиндрическую форму с буртом. Наружная нап­равляющая поверхность клапана обработана. Со стороны бурта в клапане выполнено глухое отверстие, в которое входит пру­жина. Другой конец пружины упирается в специальный колпачок, в конструкции которого предусмотрено ограничение максимального перемещения клапана. С наружного торца на колпачке имеется диаметрально расположенный прямоугольный паз, через который проходит разводной шплинт корпуса. Это предотвращает провора­чивание колпачка во время работы клапана и предохраняет шплинт от перетирания.

Затяжка пружины клапана регулируется специальными регули­ровочными шайбами, устанавливаемыми между колпачком и пру­жиной. Количество шайб на каждом клапане должно быть не бо­лее 4.

Источник

Особенности производства и конструкции

Собираются моторы на напольном конвейере, состоящем из двух последовательных нитей, которые делятся на ¾ и ¼ соответственно. Сборка осуществляется поэтапно, процесс полностью автоматизирован, соединение деталей и их перемещение между постами происходит на специальных тележках, грузоподъемность которых увеличивается по мере того, как процесс сборки агрегата подходит к завершению.

Первый пост – это место, где роботизированная установка выполняет гильзовку цилиндров, далее двигатель оснащается поршнями и деталями, входящими в состав кривошипно-шатунного механизма. Следующий этап – установка коленвала, после которой начинается автоматическое тестирование на предмет прокручивания.

По завершению данного этапа устанавливаются шестерни распределителя, крышка и кратер, целый ряд других деталей, а дальше происходит монтаж топливного насоса ЯМЗ-650.

Дальнейшие шаги – поэтапное оснащение будущего движка такими важнейшими деталями, как клапаны ЯМЗ-650, форсунки, штанги и коромысло, крышка клапанов. Когда с этим покончено, начинается финальный этап производства, когда устанавливается поддон силового агрегата.

После успешного прохождения будущим мотором ¾-х конвейера проходит следующее тестирование – изделие проверяют на предмет герметичности полостей с использованием потока воздуха, подающегося под огромным напором. Далее двигатель поступает на последнюю часть производственной линии, где его оснащают навесным оборудованием, коллекторами (впускным и выпускным), электропроводкой и прочими деталями электрооборудования, а также турбиной.

Важно

В противовес французскому аналогу российский продукт адаптирован под местные реалии – впускной коллектор оборудован спиралями для нагрева холодного воздуха, обеспечивающими оперативный запуск мотора при минусовых температурах.

Дальнейшим этапом следует так называемая контрольная опрессовка, необходимая для того, чтобы убедиться в надлежащем качестве сборки. Максимум внимания при этом уделяется герметичности соединений и системе охлаждения.

Перед отправкой клиенту моторы поступают на специальный стенд, где осуществляется их горячая обкатка. Благодаря столь строгому контролю на каждом этапе моторы российского производства полностью соответствуют мировым стандартам.

Принцип работы топливной системы

Топливная ЯМЗ 650 работает стандартным способом. Топливо из основной емкости проходит сквозь фильтр для грубого очищения и охладитель электронного элемента управления. Затем оно всасывается внутрь при помощи насоса, подкачивающего топливо под давлением до 700-800 кПа, после поступает в фильтр для тонкого очищения с высоким уровнем очищения. Система этого типа гораздо более восприимчива к загрязнениям по сравнению с аналогами, дополненными стандартным топливным насосом плунжерного типа.

После топливо переходит в насос для высокого давления, оснащенный парой секций, питание каждой из них осуществляется при помощи дозирующего элемента, дополненного электрическим клапаном. Из насоса топливная жидкость переходит в основной топливный накопитель под давлением, после чего подводится к форсункам за счет индивидуальных топливных проводов. Форсунки способны подавать топливную жидкость в камеру для сгорания, длительность одного впрыскивания можно определить частотой электрического импульса от блока, который будет управлять двигателем.

Процесс впрыскивания топливной жидкости осуществляется в три этапа:

  1. Пилотное впрыскивание в пределах 1-3% с ранними углами для опережения впрыскивания производится с целью понизить шумовой эффект двигателя.
  2. Главный впрыск в пределах 94-96%.
  3. Вспомогательный впрыск в пределах 1-5% с целью понизить дымность ушедших газов.

Определить топливный баланс на впрыскивании можно по режиму функционирования двигателя. Электрические клапаны помогают регулировать топливное давление, которое поступает в пространство насоса над плунжером. В штуцерных частях рамы присутствуют гидравлические ограничители для расходования топливной жидкости. Они способны блокировать выдачу топливного элемента во все форсунки, если заданная долгота впрыска будет превышена, к примеру, когда форсунка внезапно засорится. Работоспособность ограничительного элемента будет восстановлена в стандартном режиме после устранения проблем с форсункой.

Датчики на двигателе способны передавать данные на электронный блок для управления, за счет них осуществляется функционирование системы. Блоки применяют эти данные, чтобы управлять впрыскиванием и подавать сигналы о работоспособности остальных систем на щиток прибора, а также контролировать механизмы исполнения, отвечающие за работу двигательного элемента. Информация приходит от датчика давления внутри рампы, фазового элемента, температуры и воздушного давления, частоты вращения, а также давления масла.

Где применяется ЯМЗ-650

Ключевым потребителем моторов стал Минский автозавод. ЯМЗ-650 ставятся на 2-хосные тягачи МА3-544ОА9, эксплуатирующиеся с полуприцепами, на самосвалы, грузовики и шасси данного производителя с весом до 52-х тонн. Также двигатели прекрасно показали себя на автопоездах, общий вес которых не превышает 65 тонн.

Применяется установка и на выпускаемых Минским (на тягачах, грузовых авто, самосвалах и шасси общей массой до 41 т.). Устанавливаются такие двигатели и на автопоездах, вес которых не превышает 54 тонны.

Крупным заказчиком ЯМЗ-650 является МЗКТ из Беларуси и , функционирующий на территории Московской области. По мнению экспертов, возможна установка 6-тицилиндровых моторов от Ярославского завода на комбайны, тяжелые трактора, а также на промышленную спецтехнику.

«4»>

Масла для двигателей без турбонаддува (Группа масел ЯМЗ-1-97)

ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2

Марка маслаНомер стандартаПредприятие-изготовитель
М-10-Г2(к) М-8-Г2(к)ГОСТ 8581-78 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «Норси», ОАО «Рязанский НПЗ», ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», ОАО «Ярославский НПЗ им. Менделеева», ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Ангарская нефтехимическая ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
М-6з/10-ВГОСТ 10541-78 ОАО «Норси», ОАО «УфаНефтехим»
М-6з/12-ГТУ 0253-011-00151742-95 АО «Кременчугский НПЗ»
Славол М-3042У (М-10-Г2у) Славол М-2042У (М-8-Г2у)ТУ У 13932946.015-96 НПП «Присадки»
Лукойл Стандарт SAE 10W-30, АР SF/CCТУ 0253-072-00148636-95 изм. 1-8 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»

Примечание

: Для двигателей без турбонаддува допускается использование масел групп ЯМЗ-2-97 — ЯМЗ-5-06 с увеличенным в два раза сроком смены.

Технические характеристики

Характеристики силовой установки, ставшей предметом нашего интереса, с момента ее изобретения практически не изменились. Единственное новшество – появление турбонаддува, системы выхлопа отработанных газов и системы питания. Более детально с техническими характеристиками мотора можно ознакомиться в таблице ниже:

Наименование характеристикиЗначение
Мощность, л. с. при об/мин311 — 412 при 2000
Объем, куб. см11120
Число цилиндров6
Число клапанов24
Момент вращения, Нм при об/мин1870 при 1300
Степень сжатия16,4 : 1
Диаметр цилиндра, мм123
Ход поршня, мм156
Расположение цилиндровРядное
Подача горючей смесиНепосредственный впрыск
Норма выхлопных газовЕвро 3
ОхлаждениеЖидкостное

Масла для форсированных двигателей с турбонаддувом (Группа масел ЯМЗ-2-97 ~ ЯМЗ-3-02)

ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-850.10

Марка маслаНомер стандартаПредприятие-изготовитель
М-10-Д2(м) М-8-Д2(м)ГОСТ 8581-78 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», АО «Азмол» г. Бердянск ОАО «Ангарская нефтехимическая Рязанский НПЗ», ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка»
Consol М-10-Д2(м) Consol М-8-Д2(м)ГОСТ 8581-78 ООО «ВИАЛ ОЙЛ», г. Москва
Омскойл-Турбо 2 (М-10-Д2(м))ТУ 38.301-19-110-97 изм. 1-4 ОАО «Омский НПЗ»
Сам-Ойл-4126 М-10-Д2(м)ТУ 38.301-13-008-97 ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»
Сам-Ойл-4127 М-6з/14-Д(м)ТУ 38.301-13-008-97 ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»
ЛУКойл-Супер (SAE 15W-40, АРI СF-4/SG) М-5з/14-ЕТУ 0253-075-00148636-99 изм. 1 ООО «НОРСИ», г. Кстово
ЛУКойл-Супер (SAE 15W-40, АРI СD/SF) М-5з/14Д(м)ТУ 0253-004-00148599-00 с изм. 1 ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка»
М-16-ДРТУ 38.401.642-87 ОАО «Роснефть-МОПЗ «Нефтепродукт»
Castrol Formula RS Rasing Syntec (SAE 20W-60, API SH/CF)
Titan GT (SAE 20W-50, API SG/CD)
Titan Supersyn SL (SAE 5W-50, API CF/SI)

Примечание

: Для двигателей с турбонаддувом допускается использование масел групп ЯМЗ-4-02, ЯМЗ-5-06.

Достоинства и недостатки

Как бы странно это ни звучало, но в процессе подготовки данного материала нам так и не удалось найти недостатков этих моторов. Владельцы транспортных средств, под капотами которых установлены такие силовые агрегаты, единогласны во мнении о том, что двигатели от Ярославского завода полностью адаптированы под отечественные условия, они с легкостью наматывают по 300, а то и больше тысяч километров.

Ремонт ЯМЗ-650 также не вызывает никаких проблем, ведь комплектующих на рынке достаточно. Силовые установки тяговитые, они с легкостью справляются со своими функциями, обеспечивая свободное перемещение тяжелой груженой техники на большие расстояния в любых условиях эксплуатации.

ЯМЗ 7511.10

Марка маслаНомер стандартаПредприятие-изготовитель
ЮТЕК Супердизель (SAE 10W-40, API CF-4/SG) М-4з/14-Е ЮТЕК Супердизель (SAE 15W-40, АРI СF-4/SG) М-5з/14-Е

Марка масла

ТУ 0253-283-05742746-95 изм. 1Номер стандарта ОАО «Ангарская нефтехимическая ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»

Предприятие-изготовитель

Рольс Турбо (SAE 15W-40, АРI СF-4/SF) М-5з/14-Е

Марка масла

ТУ 38.301-41-185-99Номер стандарта ОАО «Рязанский НПЗ»

Предприятие-изготовитель

ЛУКОЙЛ-авангард (SAE 15W-40, АРI СG-4/SJ) М-5з/14-Е

Марка масла

ТУ 0253-102-00148636-00 с изм. 1…4Номер стандарта ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»

Предприятие-изготовитель

Спектрол Чемпион (SAE 15W-40, АРI СF-4/SG) М-5з/14-Е

Марка масла

ТУ 0253-15-06913380-98Номер стандарта ЗАО ПГ «Спектр-Авто» г.Москва

Предприятие-изготовитель

Essolube ХТ-4 (SAE 15W-40, АРI СF-4/CF)

Марка масла

-Номер стандарта Компания Exxon Mobil

Предприятие-изготовитель

Consol Титан Транзит (SAE 15W-40, АРI СF-4/SG) М-5з/14-Е

Марка масла

ТУ 0253-007-17280618-2000Номер стандарта ООО «ВИАЛ ОЙЛ», г. Москва

Предприятие-изготовитель

Shell Rimula D (SAE 10W-30, АРI СF-4/SG)

Марка масла

-Номер стандарта Shell East Europe Co

Предприятие-изготовитель

Shell Rimula D (SAE 15W-40, АРI СF-4/SG)

Марка масла

-Номер стандарта Shell East Europe Co

Предприятие-изготовитель

ВНИИ НП М-5з/16-Д2

Марка масла

ТУ 38.401-58-309-2002Номер стандарта ОАО «Роснефть МОПЗ «Нефтепродукт»

Предприятие-изготовитель

Ravenol Turbo-Plus SHPD (SAE 15W-40, АРI СI-4/CH-4/CF/SL)

Марка масла

-Номер стандарта Компания Ravensberger Schmierstoffvertrieb GmbH, Deutshland

Предприятие-изготовитель

ЛУКОЙЛ-Дизель (SAE 10W-40, АРI СF-4/SG) М-5з/14-Е

Марка масла

ТУ 38.601-07-38-2002Номер стандарта ОАО «ЛУКойл-Нижегороднефтеоргсинтез»

Предприятие-изготовитель

Примечание: Для двигателей ЯМЗ, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-2, допускается применение моторных масел групп: а) ЯМЗ-5-06, б) ЯМЗ-2-97…ЯМЗ-3-02 со сроком смены вдвое меньшим, чем для масел группы ЯМЗ-4-02.

Редукционный клапан масляного насоса — что это такое и для чего он нужен?

Двигатель автомобиля не может нормально функционировать без постоянной смазки машинным маслом: детали будут нагреваться от излишнего трения и быстро придут в негодность. Для того чтобы обеспечивать постоянную смазку всех необходимых элементов, была разработана такая конструкция, как масляный насос. Именно он отвечает за подачу и распространение смазывающего вещества.

Однако тут нужно обратить внимание на один важный момент: если бы масло стекало свободно, исключительно под воздействием силы притяжения, многие удалённые и труднодоступные детали не получали бы свою долю смазки и работали всухую. С другой стороны, слишком сильное давление внутри насоса тоже бы усиливало износ ряда элементов. От подобного особенно страдают сальники и прокладки, потому что из-за сильного напора потока они истончаются и начинают пропускать масло через себя.

Из всего вышесказанного легко сделать вывод, что масляный насос нуждается в особом устройстве, отвечающем за поддержание стабильного давления внутри системы. По этому признаку все насосы делятся на две категории:

Первый тип осуществляет регулировку давления за счёт того, что изменяется положение определённой части насоса. А вот во втором эту функцию выполняет редукционный клапан. Именно о нём мы и поговорим подробнее.

Редукция (от лат. reductio возвращение приведение обратно) — упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение, ослабление чего-либо.

Большой Энциклопедический словарь

Неисправности в работе редукционного клапана

Строение редукционного клапана довольно простое, что обеспечивает его надёжность и уменьшает вероятность поломки. Однако иногда такое всё же происходит. Чаще всего это связано с износом механизма, поэтому не забывайте регулярно проводить диагностику всех составных элементов автомобиля, а также своевременно менять устаревшие детали.

Существует два основных типа неисправности механизма.

  1. Клапан создаёт недостаточное давление. Обычно причина этой проблемы кроется в пружине. При долгой работе она становится менее упругой и растягивается. В результате клапан всё время находится в приоткрытом состоянии. За счёт этого давление уменьшается, а масло не достигает некоторых узлов двигателя. Иногда случается, что непрофессиональные мастера во время ремонта устанавливают пружину с недостаточной упругостью. Это приводит к такому же эффекту.
  2. В клапане образуется избыточное давление. Как правило, причиной этой поломки является попадание внутрь механизма частичек мусора или использование старого вязкого масла.

Как определить, что сломан именно редукционный клапан?

Определить с первого взгляда, что сломан именно клапан, невозможно. Нужно внимательно осмотреть другие элементы системы и исключить возможность поломки других частей масляного насоса. Для того чтобы понять, что в нём наблюдаются неисправности, следует взглянуть на приборную панель. У большинства моделей автомобилей там расположен датчик, сигнализирующий о проблемах в системе. Он представляет собой сигнальную лампу с пиктограммой, которая загорается при высоких оборотах.

Если такое произошло, следует немедленно остановить автомобиль, так как дальнейшее движение может привести к окончательной поломке двигателя. Заглушите его и выйдите из машины. Далее вам нужно будет предпринять следующие действия.

  1. Наденьте защитные перчатки. В данный момент подкапотные элементы машины находятся в нагретом состоянии, поэтому вы легко можете обжечься.
  2. Нет смысла проверять уровень масла, если вы только что остановились. Должно пройти время, прежде чем оно стечёт в картер. В это время вам нужно обследовать двигатель: поищите свежие масляные подтёки или повреждения картера.
  3. Если проблема заключается в поломке картера, вам будет нужно его загерметизировать. Это можно сделать с помощью подручных материалов: обычной тряпки, куска резины и даже скотча.
  4. Обследуйте масляный фильтр. Повреждение его прокладки также может быть причиной поломки.
  5. Если вышеперечисленные элементы находятся в порядке, следует проверить уровень масла. Делается это специальным щупом с о и «максимум». В идеале уровень масла должен быть между ними. При недостатке смазочного вещества просто долейте его.

Все дальнейшие действия проводятся уже на клапане, изъятом из насосной системы. Внимательно осмотрите его. Часто причиной поломки становится засорение механизма. Обычно такое происходит у водителей, которые ленятся менять масло. На поверхности клапана или пружины скапливается грязь, которая препятствует нормальной работе. Если же вы недавно проводили капитальный ремонт автомобиля, то есть риск, что клапан плохо промыли, и в нём остались частички стружки и прочего мусора.

По этой причине мастера часто рекомендуют менять клапаны после капитального ремонта. Если вы не хотите этого делать, то убедитесь, что система не засорена, прежде чем использовать автомобиль.

Существует необычный способ проверки работоспособности этого элемента. Возьмите небольшой кусок хлопчатобумажной (или другой пропускающей воздух) ткани и приложите его к штуцеру, который расположен параллельно крышке. Теперь вам нужно сделать резкий вдох через материал. Если вы почувствовали сильное сопротивление, значит, клапан работает так, как нужно: перекрывает поток воздуха и пропускает его через специальное отверстие. Исправный механизм не должен быть легко продуваемым.

Таблица: диагностика пониженного давления в масляном насосе, причины и способ устранения

Справочник по диагностике гипотонии
НеисправностьПричинаСпособ устранения
  • пониженное давление масла в нижнем диапазоне оборотов двигателя;
  • повышенное давление масла при частоте вращения коленчатого вала свыше 2 тыс. об/мин.
  • из-за загрязнения заклинило клапан-регулятор давления в открытом состоянии;
  • предохранительный клапан не открывается вследствие загрязнения.
  • снять и проверить клапан;
  • клапан снять и проверить.
Пониженное давление масла во всём диапазоне оборотов двигателяСлишком мало масла в двигателе. Загрязнена сетка маслозаборника, сломана маслозаборная трубкаДолить масло в двигатель. Снять масляный картер, прочистить сетку, если необходимо, заменить трубку.
Изношен масляный насосСнять, проверить, если требуется, заменить
Износ подшипников двигателяОтремонтировать двигатель
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]