КамАЗ-45143 представляет собой трёхосный самосвал-тягач с «крупнокубовой» грузовой платформой, ориентированной на перевозку сыпучих грузов по дорогам любых категорий и в полевых условиях. Имеет неофициальное название «сельхозник», так как нашёл широкое применение в аграрном секторе. На автомобилях данной марки вывозят с полей и транспортируют на элеваторы, в порты и на железнодорожные станции зерно, подсолнечник и прочую сельскохозяйственную продукцию; перевозят минеральные удобрения. Задействуется также и для транспортировки сыпучих строительных материалов.
КамАЗ-45143: среднетоннажный универсальный самосвал
При разработке этой модели грузовика, инженеры и конструкторы Камского автомобильного завода ориентировались на потребности сельскохозяйственной и строительной отраслей. Именно здесь ощущался острый спрос на надежный, экономичный и не слишком дорогой самосвал для перевозки сыпучих грузов. Разработка модели КамАЗ-45143 велась еще с семидесятых годов прошлого века, а первые машины были представлены к продаже в середине 1982 года.
Началась тридцатилетняя история модели (КамАЗ-45143 производился до 2012 года), которая включала в себя несколько модернизаций. Отметим, что мелкосерийными партиями сельхозник производился вплоть до 2022 года. За это время несколько раз менялась грузоподъемность машины, ее внешний и внутренний вид, изменялись характеристики силовых агрегатов и трансмиссии. Автомобиль освоил несколько смежных профессий, в частности его часто используют в качестве мусоровоза.
Конструктивно КамАЗ-45143 представляет собой трехосный рамный грузовик (колесная формула шесть на четыре), с передним расположением дизельного двигателя и бескапотной кабиной. Клепаная рама усилена продольными лонжеронами и поперечными балками. Отметим, что грузовик предназначен для использования по дорогам с различными видами покрытия: он отлично чувствует себя на грунтовке и на дороге с асфальтированным покрытием. Одной из особенностей модели, является то обстоятельство, что она не может использоваться для транспортировки щебня и камня.
Кабина грузовика
Над ДВС транспортного средства КамАЗ-45143 установлена цельнометаллическая сварная кабина грузовика. Этот элемент кузова был подвержен рестайлингу, и получил современный внешний вид и компоновку.
У самосвала серии 45143 кабина является трехместной, а также характеризуется наличием спального места и высокой крышей. У предшественников она была рассчитана на двух человек и не имела специального места для отдыха водителя.
В обоих случаях, чтобы иметь возможность осмотреть или починить силовой агрегат, кабина откидывается вперед. Однако рестайлинговая версия отличается более качественной виброзащитой и термоизоляцией, а также «шумкой». Уровень комфорта и удобства пассажиров и водителя также значительно разнятся.
Отметим также, что бортовая электрическая сеть авто имеет напряжение в 24 Вольта, которым её обеспечивает пара 12-вольтовых аккумуляторных батарей (190 А/ч), а также 28-вольтовый генератор на 2000 Ватт.
Экстерьер и интерьер КамАЗ-45143
В большинстве случаев модель КамАЗ-45143 можно отличить по ярко-оранжевому окрасу кабины и кузова. На дорестайлинговые модификации грузовика устанавливалась стандартная малокомфортная кабина, с металлическим бампером и лобовым стеклом, разделенным молдингом. После рестайлинга автомобиль получил модернизированную кабину с квадратными фарами, ударопрочным пластиковым бампером, цельным лобовым стеклом и внешними зеркалами с разными углами обзора.
В салоне устанавливается два или три кресла на (водительское на пневмоподвеске) с регулировками во всех плоскостях. Чаще всего, машина комплектуется достаточно широким и удобным спальником, автономный отопитель доступен в базовой комплектации. Водители и владельцы автомобиля отмечают новую, более эргономичную приборную панель. Индикаторы и приборы управления имеют удобное расположение, панель получила антибликовое покрытие.
В связи с завершением производства, новый КамАЗ-45143 сегодня купить невозможно. В то же время в сети достаточно предложений о продаже автомобиля с пробегом. Самосвал-зерновоз 2016-2017 года выпуска, с небольшим пробегом, можно приобрести по цене от 2 500 000 рублей.
Цены на машины 2010-2011 года намного ниже: 1 200 000 – 1 500 000 рублей.
Габаритные размеры и грузоподъемность
Автомобиль производился в нескольких модификациях, большинство самосвалов имеют двустороннюю разгрузку. В зависимости от модификации может отличаться грузоподъемность машины: от 10 тонн до 12,55 тонн. Нижеприведенные характеристики актуальны для грузовика, грузоподъемностью 12,1 тонны.
- Длина шасси/по кузову: – 7 615/8 590 миллиметров;
- Высота по трубе воздухозаборника: 2 900 мм;
- Ширина, без учета внешних зеркал: 2 500 мм;
- Межосевое расстояние: 3 690 мм;
- Габаритный радиус поворота: 9,8 метра;
- Снаряженная масса самосвала: 9 850 килограмм;
- Грузоподъемность: 12 100 кг;
- Максимальный вес с прицепом: 36 тонн;
- Объем платформы со стандартными бортами: 7,8 м3;
- Объем кузова с надставными деревянными бортами: 10 м3;
- Объем платформы с надставными металлическими бортами – 15,4 м3;
- Размер шин: 10.00 R20 (280 R508);
- Максимальная скорость – 80 км/час.
Устройство
КамАЗ-45143 обычно используется в составе автопоезда для транспортировки разнообразных сельскохозяйственных и строительных грузов. Автомобиль оснащается мощной металлической сварной платформой, имеющей прямоугольную форму и откидные боковые борта. Торсионные помощники облегчают закрывание надставных и боковых металлических бортов. Основные борта посредством цепей могут удерживаться в открытом положении, а разгрузка осуществляется в обе стороны.
Платформа имеет опрокидывающий гидравлический механизм с дистанционным управлением. Дополнительно могут монтироваться надставные металлические борта.
Определить их наличие можно по индексу модификации:
- КамАЗ-45143-10 – оборудован основными бортами;
- КамАЗ-45143-11 – имеет деревянные надставные борты;
- КамАЗ-45143-12 – оснащен металлическими надставными бортами.
Модель комплектуется пневматическими тормозными механизмами барабанного типа для всех колес. Сама тормозная система оснащена пневматическим приводом с шириной тормозных колодок в 140 мм. Автомобиль также имеет ABS и стояночно-тросовый ручной механический винтовой привод на задние тормозные механизмы.
Управление КамАЗом-45143 осуществляется посредством 9-скоростной коробки передач с однодисковым сухим фрикционным сцеплением.
Автомобиль оснащается улучшенной наклоняемой кабиной. Она имеет высокую крышу и располагается над силовой установкой.
Малый радиус поворота (9800 мм) делает самосвал очень маневренным, позволяя использовать его в стесненных условиях.
У потребителей КамАЗ-45143 пользуется большим спросом и хорошими отзывами. Главные критерии, обеспечивающие популярность данной модели, выражаются в хорошей обзорности, высокой управляемости, устойчивости и небольшой стоимости, которая существенно ниже, чем у зарубежной техники.
Конструкция грузовика проверена испытаниями в естественных условиях. При этом Камский автозавод постоянно совершенствует ее.
В целом, КамАЗ-45143 представляет собой идеальной сочетание высочайшего качества и приемлемой цены. Благодаря ралли «Париж – Дакар» данный грузовик известен во всем мире, что еще больше увеличивает его популярность. Модели не страшны ни песчаные дюны, ни сибирские морозы.
Дизайн и кабина
Кабина КамАЗ-45143 имеет классическую конструкцию, не отличимую от грузовиков предыдущих лет выпуска. Характерные черты кабины прошлого поколения – навесной передний бампер со встроенными фарами, а также горизонтальная решетка радиатора.
Габаритные размеры:
- длина – 7615 мм;
- высота – 2900 мм;
- ширина – 2500 мм.
Объемы платформы:
- стандартные борта – 7,8 кубометра;
- дополнительные деревянные борта – 10 кубометров;
- надставные металлические борта – 15,4 кубометра.
Линейка двигателей и расход топлива КамАЗ-45143
В зависимости от периода производства, на КамАЗ-45143 устанавливался один из трех основных силовых агрегатов:
- КамАЗ 740.31 240;
- КамАЗ 740.622-280;
- Cummins ISB6.7 300.
КамАЗ 740.31 240. Проверенная Камазовская V-образная восьмерка, с системой турбонаддува и технологией промежуточного принудительного охлаждения наддувочного воздуха. Этот четырехтактный турбодизель отличается качественной газотурбиной и надежными турбокомпрессорами. По заявлению производителя, его моторесурс составляет 800 000 километров. Рабочий объем дизеля – 10,86 литра, при скорости вращения коленчатого вала 2 200 об/мин, номинальная мощность достигает 240 лошадиных сил. По экологическим параметрам, мотору КамАЗ 740.31 240 присвоен индекс Евро 2.
Двигатель камаз 740.31 240 л.с.
КамАЗ 740.622-280. Еще один отечественный турбодизель с рабочим объемом в 11,76 литра и номинальной мощностью в 280 лошадиных сил. Двигатель оборудован качественной топливной системой Common Rail и электронным блоком управления, которые помогают экономить топливо и уменьшают количество вредных выбросов в атмосферу (Евро 4).
Cummins ISB6.7 300. Двигатель производится на китайском заводе компании Камминз. Конструктивно – это рядная шестерка с диаметром цилиндра в 107 миллиметров и максимальным крутящим моментом 1 087 Нм. Двигатель оборудован системой турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха, здесь применена безгильзовая конструкция цилиндров. За счет использования топливной системы Common Rail и качественного топливного насоса высокого давления (ТНВД) достигается высокая экологичность мотора (Евро 5), также он отличается низким потреблением горючего. При рабочем объеме в 6,7 литра Cummins ISB6.7 300 развивает мощность в 292 лошадиные силы.
Cummins ISB6.7e5 300
Расход топлива на КамАЗ-45143 зависит от нескольких факторов, в первую очередь от модели двигателя, установленного на грузовик. Норма расхода топлива исправного автомобиля, оснащенного турбодизелем Cummins ISB6.7 300 составляет около 26 литров в летнее время, зимой расход может подниматься до 28-30 литров горючего на сто километров пути. В базовой комплектации КамАЗ-45143 поставляется с топливным баком, объемом 500 литров.
Силовые агрегаты
Технические характеристики различных модификаций КамАЗ-45143 (15, 50 и другие) разнятся потому, что они оснащаются двигателями, разными по мощности. Так, модели данной серии могут агрегатироваться дизелями на 244, 280 и 300 лошадиных сил, которые производятся на Камском автозаводе или в Китае (КамАЗ и Камминз, соответственно).
В первом случае это 8-цилиндровые дизельные агрегаты с V-образной архитектурой, а во втором рядные моторы Cummins. Оба подразумевают наличие турбонаддува и жидкостного охлаждения. В этом контексте отметим, что все современные грузовики данной модели отличаются от более ранних версий системы впрыска CommonRail.
Трансмиссия и электропитание КамАЗ-45143
В зависимости от модификации и установленного мотора, КамАЗ-45143 оборудуется одной из девятиступенчатых коробок передач: КамАЗ 152, Камаз 154 и ZF-9S. Все агрегаты собираются в Набережных Челнах, они отличаются высокой надежностью и обеспечивают хорошую динамику набора скорости. «Механика» состоит из двухступенчатого делителя, планетарного демультипликатора и основной коробки. Управление всеми МКПП осуществляется дистанционно, при помощи рычага качающегося типа. Взаимодействие мотора и коробки переключения передач осуществляется при посредничестве диафрагменного двухдискового сухого фрикционного сцепления модели ZF&SACHS или MFZ 430 с гидроприводом и пневматическим усилителем. Конструкторы предусмотрели возможность межколесной блокировки шасси и блокировки межосевого дифференциала.
Механизм сцепления мод MFZ — 430: 1 — ведущий вал; 2 — маховик; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — упорное кольцо; 6 — диафрагма; 7 — кожух сцепления; 8 — муфта выключения сцепления; 9 — вилка выключения сцепления; 10 — вал вилки выключения сцепления; 11 — кольцо ограничительное; 12 — коробка передач; 13 — пневмогидроусилитель .
Электропроводка автомобиля КамАЗ-45143 выполнена по однодротовой технологии. Электронные приборы и электросхемы питаются от двух кислотно-щелочных 12-вольтовых батарей, суммарной емкостью 380 А/часов. Помимо этого грузовик оснащается двухкиловаттным генератором, и преобразователем напряжения.
Особенности самосвала
Имеет колёсную формулу 6х4, автомобиль КамАЗ-45143 «сельхозник» демонстрирует отличные эксплуатационные и технические характеристики. Помимо прочего, его отличает хорошая проходимость по трассам общего пользования и по полям.
Грузовая платформа данной модели обладает внушительной кубатурой, которую заметно повышают надставные бортовые конструкции, и способна осуществлять разгрузку назад и в стороны.
Обычно рассматриваемый транспорт эксплуатируется в составе автопоезда с прицепом, поэтому в его конструкции предусмотрено специальное тягово-сцепное приспособление. В линейке автопроизводителя КамАЗ-45143 позиционируется как транспорт для перевозки сельхозпродукции, сыпучих материалов и промышленных грузов с плотностью до 0,75 кг/м.
Поэтому авто снабжается сварной прямоугольной коробчатой платформой, на которой монтируется распашной задний и откидные боковые борта. Последние оборудованы запорами и навеской.
Грузовая платформа поднимается и возвращается в маршевое положение посредством гидравлики, управление которой осуществляется оператором дистанционно. Гидроцилиндр имеет три ступени и действует в одном направлении, а закрывание бортов облегчают торсионные помощники.
Распахнутые борта фиксируются цепями, а надставные бортовые конструкции могут изготавливаться из стали или дерева, что отражает дополнительный индекс в названии модели (12 и 11, соответственно).
Тормозная система и подвеска КамАЗ-45143
Безопасность автомобиля обеспечивается барабанными тормозами и антиблокировочной системой АВС, которая предотвращает блокировку и скольжение колес. Каждое колесо КамАЗ-45143 оборудовано тормозным механизмом с диаметром барабана 400 миллиметров и шириной тормозных накладок 140 мм. Кроме основного, грузовик оборудован резервным, вспомогательным и стояночным тормозом.
Конструкция подвески выглядит стандартно, на всех тележках установлены рессоры, также присутствуют поперечные стабилизаторы. В конструкции передней подвески предусмотрено наличие телескопических амортизаторов, задняя усилена за счет большего количества рессор.
Подробные технические и эксплуатационные характеристики самосвала КамАЗ-45143:
Тип транспортного средства | Самосвал |
Базовое шасси | KAMAZ — 65115-3063-А5 |
Колесная формула | 6х4 |
Полная масса автопоезда, кг | 35950 |
Полная масса автомобиля, кг | 21950 |
Снаряженная масса автомобиля, кг | 9850 |
Грузоподъемность, кг | 12100 |
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг | 5270 |
Допустимая нагрузка на заднюю тележку, кг | 16680 |
Длина, мм | 7040 |
Ширина, мм | 2550 |
Высота, мм | 2850 |
Межосевое расстояние, мм | 3690+1320 |
Передний свес, мм | 1260 |
Задний свес, мм | 1710 |
Размер шин | 11.00 R20 |
Тип кузова | Самосвальная платформа |
Объем платформы, м. куб. | 15,2 |
Размеры платформы, мм | 5258х2320х1270 |
Тип разгрузки | Боковая |
Тент, каркас | Нет |
Тип кабины | Рестайлинговая |
Спальное место | Есть |
Экологический стандарт | ЕВРО-5 |
Модель двигателя | Cummins ISBe6,7 Е5 |
Мощность л.с. | 300 |
Топливная аппаратура | ТНВД BOSCH |
Объем топливного бака, л | 500 |
Модель КПП | ZF 9 |
Модель сцепления | ZF&SACHS/MFZ 430 |
Подвеска | рессорная |
Межосевая блокировка дифференциала | Есть |
Межколесная блокировка | Есть |
Передаточное отношение главной передачи | 5,43 |
Насос | Есть |
Коробка отбора мощности | Есть |
Управление КОМ | Есть |
Тип сцепного устройства | Шкворень-петля |
Управление автомобилем
Грузовик КамАЗ-45143 имеет три пары колес, каждое их которых оснащено традиционной системой тормозов. Под «классикой» в этом случае подразумевается барабанный тип + система антиблокировки + пневмопривод. Линейные размеры здесь следующие:
- ширина накладок – 14 см.
- диаметр барабанов – 40 см.
Ручной тормоз имеет механический винтовой привод, который задействует тормоза задних колесных пар.
На авто установлены дисковые колеса с ободом 7,5-20 (190-508), системой корректировки внутреннего давления в камере и резиной
О чем говорят на форумах: отзывы владельцев и водителей КамАЗ-45143
Никита Домбровских, 35 лет, Гомельская область:
У меня КамАЗ-45143, 2010 года выпуска с двигателем Камминз и коробкой от ZF. Используется для перевозки зерна, удобрений, других сельскохозяйственных грузов. По мотору, коробке и ходовой особых проблем нет, сборка кабины тоже сносная. Хуже дела обстоят с лакокрасочным покрытием. Кузов покрылся ржавчиной уже через пять лет эксплуатации, еще через год появились рыжие пятна на кабине. Пришлось все убирать и перекрашивать. Пока нормально – значит дело не в металле и не в условиях эксплуатации, а именно в заводской покраске.
Стоимость покупки и аренды
Цена новой модели 2016 года выпуска будет начинаться от 2,7 млн. рублей, в среднем все предложения варьируются около 3 млн. рублей и выше.
Можно существенно сэкономить, если искать вариант среди подержанной техники, так стоимость моделей 2007 – 2010 годов выпуска варьируется от 1,1 млн. рублей, техника «поновее» – например, 2012 года выпуска будет стоить уже около 2 млн. рублей.
При возможности можно воспользоваться арендой автомобиля – это очень удобный вариант, если техника нужна только для каких-либо кратковременных работ. Стоимость аренды в среднем составляет 1 тысячу рублей в час.