Фактором популярности тракторов Минского тракторного завода является обилие моделей машин с исполнением конструкции как под универсальное использование, так и адаптированных под выполнение специальных работ. Представителем линейки специальных моделей является трактор МТЗ 921. Целью создания трактора является удовлетворение спроса потребителей в машинах тягового класса 1.4 с уменьшенными габаритами для обработки виноградников и садов. Так же данный трактор отвечает требованиям и условиям выполнения работ при обслуживании животноводческих цехов с узкими проездами и низкими въездными проёмами. Вместе с этим трактор не потерял своей универсальности и может использоваться в стандартных полевых операциях.
Концепция трактора Беларус 921
Базовой моделью для выпуска МТЗ 921 стал универсальный полноприводный трактор МТЗ 952, где основные узлы — двигатель, трансмиссия, гидронавесная часть и система управления абсолютно одинаковы. Отличия модели заключаются в размерных параметрах ходовой части и габаритах кабины, обеспечивающих машине компактность.
Если говорить о ходовой части, то трактор имеет возможность изменения размеров задней и передней колеи только за счёт изменения стороны крепления колёсных дисков к ступицам колёс и изменением положения крепления дика колеса к ободу, а благодаря установленным шинам с уменьшенным наружным диаметром снижен дорожный просвет, влияющий на общую высоту трактора.
Трактор МТЗ 921
Сравнительная таблица габаритов и параметров ходовой части
Марка трактора | МТЗ 921 | МТЗ 82.1 | МТЗ 952 |
Высота, мм | 2380 | 2800 | 2850 |
Ширина по концам задних полуосей, мм | 1600 | 1970 | 1970 |
Пределы регулировки осей, мм Передней Задней | 1250-1420 1160-1640 | 1430-1990 1500-2100 | 1535-2120 1500-2100 |
Дорожный просвет, мм | 250 | 465 | 465 |
Максимальная глубина брода, м | 0,6 | 0,85 | 0,85 |
Передние шины Задние шины | 265/70R16 420/70R24 | 11,2-20 15,5R38 | 360/70R20 18,4R34 |
База трактора, мм | 2460 | 2450 | 2450 |
Обзорная кабина имеет несколько усечённую форму по высоте, что также повышает возможности проезда трактора в невысокие въездные проёмы. В рамках общей компактной концепции машины выхлопная труба выведена в нижнюю часть, обеспечивая дополнительную обзорность и меньшую общую высоту машине.
Беларус МТЗ 921 вид спереди
Визуально МТЗ 921 значительно отличается уменьшенными габаритами от своих стандартных собратьев по тяговому классу, что дало повод трактористам дать своё прозвище трактору – «Гном».
Цена и отзывы
Подавляющее большинство покупателей отмечают высокую надежность и выносливость трактора. Некоторые водители плюсом решили отметить низкую и хорошо просматриваемую кабину. С положительной стороны был также отмечен сравнительно невысокий расход топлива и ремонтопригодность. Высокая степень унификации деталей позволяет использовать запчасти тракторов других моделей.
На трактор МТЗ-921 цена установилась на уровне 821 тыс. рублей. Она обусловлена распространенностью и востребованностью модели в разных отраслях промышленности. Ближайшими аналогами машины являются представители из Китая LUZHONG и 454YTO-X1204. Но технику от наших братьев-славян с каждым днем выбирает все большее число фермеров и владельцев садоводческих хозяйств.
Модификации
Касаемо модификаций данного трактора, то техническая сегментация модели подчиняется общей производственной стратегии Минского завода, где основными отличиями модификаций являются экологический стандарт машины и уровень автоматизации системы управления.
Органы управления
Органы управления
На сегодня трактор представлен тремя модификациями: 921.2, 921.3, 921.4
Беларус 921.2
Машина имеет экологический стандарт Stage I с двигателем Д-245.5С. В отличии от последующих версий трактор не имеет предварительного охлаждения воздуха, нагнетаемого турбиной в цилиндры двигателя (интеркулера). Топливная система имеет стандартное исполнение в составе с рядным четырёхплунжерным ТНВД.
Модель Беларус 921.3
Модификация с экологическим стандартом Stage II и двигателем Д-245.5S2. В дополнение стандартной системы питания на трактор установлено предварительное охлаждение наддува (интеркулер), что обеспечивает увеличение КПД сгорания топлива в цилиндрах с обеспечением повышения мощности, экономичности и экологичности дизеля.
Беларус 921.3 спередней навеской
Беларус 921.4
Машина со стандартом Stage IIIА с двигателем Д-245.5S3А. Дизель в комплексе с интеркулером оснащён аккумуляторной системой электронного впрыска топлива Common Rail, системой каталитической нейтрализации и рециркуляцией выхлопных газов. Данное оснащение обеспечивает максимально рациональный расход топлива за счёт увеличения плотности топливной смеси и повышения давления впрыска с электромагнитным управлением. Работу всех систем двигателя и его диагностику производит установленная электронная система управления двигателем ЭСУД.
Достоинства и недостатки
Минские тракторы имеют положительную репутацию благодаря высокому уровню качества и надежности.
Модель 921 имеет такие достоинства:
- возможность выполнения ремонта своими силами, в том числе в полевых условиях;
- простое устройство, не требующее использования сложного диагностического оборудования для обслуживания и текущего осмотра;
- удобство управления, комфортные условия для оператора;
- многофункциональность, нет необходимости покупать отдельно специальную технику;
- широкий ассортимент недорогих запчастей и расходных материалов;
- длительный срок эксплуатации даже в самых суровых условиях;
- доступная для граждан СНГ стоимость.
К числу недостатков владельцы Беларуса 921 относят отсутствие бортового компьютера и недостаточный уровень электронного оснащения. Остается открытым вопрос с токсичностью выхлопа.
Двигатель
Базовой моделью силового агрегата для Беларус 921 является четырёхцилиндровый дизель с турбонаддувом Д-245.5 и как отмечалось выше в соответствии с модификацией модели дизеля отличаются экологическим стандартом благодаря усовершенствованиям в топливной системе.
Двигатель Д 245.5
Характеристики двигателей устанавливаемых на модификации Беларус 921
Марка двигателя | Д-245.5С | Д-245.5S2 | Д-245.5S3A |
Модификация трактора | 921.2 | 921.3 | 921.4 |
Рабочий объём, см³ | 4,75 | ||
Номинальная мощность, кВт/л.с | 65/88,4 | 66/89,8 | 70/95 |
Номинальная частота вращения, об/мин | 1800 | ||
Удельный расход топлива, г/кВт в час | 232+6 | 229+6 | 220+/-11 |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1200 | 1400 | 1400 |
Минимальная частота вращения, об/мин | 800 | ||
Номинальный крутящий момент, Н м | 404 | 464 | 464 |
Коэффициент запаса крутящего момента, % | 15 | 25 | 25 |
Обслуживание и поставки запчастей
При соблюдении рекомендаций производителя и требований к техническим жидкостям, частоте их замены, дорогостоящий капитальный ремонт технике не потребуется на протяжении всего срока эксплуатации. Во всех регионах России работают авторизованные станции технического сервисного обслуживания, гарантийного ремонта, налажены бесперебойные поставки оригинальных запчастей. На новую спецтехнику действует гарантия от производителя.
Как официальный представитель Минского Тракторного Завода в России мы предлагаем лучшие условия поставок, выгодные финансовые программы.
Коробка передач и сцепление
Трактор оснащён стандартным для тракторов МТЗ класса 1.4 однодисковым сухим, фрикционным, постоянно-замкнутым сцеплением. Комфорт управления муфтой обеспечен внедрённым гидростатическим приводом. Коробка передач механическая с прямозубыми цилиндрическими шестернями c формированием 18 скоростей движения вперёд и 4-х – заднего хода (18F+4R). Узел абсолютно одинаков и взаимозаменяем с коробкой МТЗ 82(80).
Схема переключения механической коробки передач 18F+4R
Управление синхронизированной коробкой передач
Управление синхронизированной коробкой передач с реверс редуктором
Формируемые скорости движения:
- Вперёд – от 1,63 до 28,83 км/час
- Назад – от 2,02 до 14,46 км/час
В сравнении с другими современными тракторами данного класса максимальные скорости МТЗ 921 сознательно занижены производителем. Обоснованность такой тихоходности заключается в предохранении трактора от опрокидывания с учётом его узкой коли. (например, максимальная скорость движения в перёд трактора МТЗ 952 -39,9 км/час).
По заказу в состав трансмиссии может устанавливаться синхронизированная механическая КПП с 14-ю передачами переднего хода и 4-мя — заднего хода (14F+4R).
Дополнительное оборудование
Универсальность и многофункциональность трактора МТЗ-921 обусловлена совместимостью с широким спектром навесного и прицепного дополнительного оборудования.
- В сельскохозяйственном секторе используются всевозможные плуги и фрезы, культиваторы, агрегаты для посева, ухода за культурами и уборки урожаев. Это опрыскиватели, роторные и сегментные косилки, которые также находят применение в ЖКХ;
- Жилищно-коммунальное хозяйство – роторные щетки для уборки улиц, снежные отвалы, ковши или роторные снегоуборщики, транспортные прицепы и т.п.;
- Строительство – гидравлические инструменты для дорожных работ, насосное оборудование, ковши для сыпучих стройматериалов, цистерны для доставки воды и другие виды оборудования.
Таким образом, покупая машину для выполнения сельскохозяйственных работ, вы получаете универсальный трактор для решения широкого спектра задач.
Задний мост и тормоза
Конструкция моста одинакова с задним мостом МТ3 82(80). Главная передача моста выполнена в виде пары конических шестерён с винтовыми зубьями, конечные передачи представляют собой пары цилиндрических шестерён. Привод колёс осуществляется от полуосей, взаимодействующих через шлицевое соединение с ведомыми шестернями конечных передач.
На ведущих шестернях конечных передач установлены сухие дисковые тормоза. Привод рабочих тормозов гидростатический с подвесными педалями.
Единственным отличием моста является механическая блокировка дифференциала по типу трактора МТЗ 50(52), где блокирование осуществляется только в принудительном режиме шлицевой муфтой, соединяющей шлицевые внутренние концы колёсных полуосей. Управление блокировкой осуществляется тягой, выведенной в кабину.
Передний ведущий мост
ПВМ с конической парой шестерён главной передачи, самоблокирующимся дифференциалом повышенного трения и колёсными редукторами с парами конических шестерён. Особенностями моста является: усеченный размер корпусов полуосей, обеспечивающий формирование минимальной колеи; в конструкции изменённых колёсных редукторов изменена форма корпусов и уменьшен вертикальный вал механизма для формирования соответствующего малого просвета.
Схема переднего моста
Привод ПВМ имеет классическую конструкцию – от раздаточной коробки (с механическим включением принудительного или автоматического режима) на карданную передачу через предохранительную промежуточную муфту в отдельном корпусе.
Вом
Вал отбора мощности имеет также идентичную конструкцию с МТЗ 82. Привод работает в двух режимах — в двухскоростном независимом и синхронном. Управление режимами осуществляется переключением кулачковой муфты, включение привода ВОМ механическим управлением ленточными тормозами планетарного редуктора. Максимальная мощность передаваемая на вал отбора мощности 59 кВт.
Скорость вращения ВОМ
- Независимый режим –I скорость 540, II -1000 об/мин
- Синхронный режим – 3,03 об/метр пути
Гидронавесная система
Трактор оснащён трёхточечной задней навеской с гидроподъёмником (с двумя гидроцилиндрами) и автономным управлением через встроенный отдельный распределитель. Навеска в комплексе с гидроподъёмником обеспечивает применение землеобрабатывающих устройств в режиме силового, позиционного, высотного и смешанного регулирования. Грузоподъёмность навесного устройства на оси подвеса не менее 3600 кг. Время поднятия навески с нижнего положения в верхнее 3,5 не более секунд.
Задняя навеска с гидроподъёмником
Для работы с гидроузлами агрегатируемого оборудования система оснащена трёхсекционным распределителем РП70-921 с тросоворычажным приводом управления. Для удобства обслуживания распределитель и гидробак системы вынесен наружу задней стенки кабины.
Схема задней навески трактора
Шестерёнчатый насос НШ-32 с объёмной подачей 53 литра в минуту или НШ 40 – 65 литров в минуту. Предохранительный клапан системы настроен на давление 20 мПа.
Для подсоединения гидроузлов, используемого с трактором оборудования, машина оборудована двумя парами выводов в зоне задней навески, которые сдублированы одноимёнными боковыми выводами с левой и правой стороны.
Гидровыводы гидросистемы МТЗ 921
Дополнительно для соединения системы с гидроматорами, по заказу, трактор может оборудоваться свободным сливом с быстроразъёмной муфтой. Также в заказной комплектации дополнительно может быть установлена передняя трёхточечная навеска.
Технические характеристики
При проектировании трактора старались создать экземпляр, который бы при всех описанных преимуществах был бы еще и просто в обращении и отличался ремонтопригодностью. Именно поэтому машина имеет классическую компоновку с расположением кабины позади силовой установки.
В то же время при конструировании решались задачи по созданию мощного, неприхотливого и вездеходного транспорта, способного работать на грунтах с разной несущей способностью. Как уже стало понятно, инженерам удалось сделать свое дело и дать МТЗ-921 технические характеристики, которыми обладают лишь некоторые западные аналоги.
Одноместная низкопрофильная кабина соответствует стандарту безопасности ROPS и защитит водителя при опрокидывании. Внутри нее созданы все условия для комфортной работы – система подогрева и фильтрации воздуха, вентиляционный люк, стеклоомыватели и противосолнечный козырек не позволят оператору отвлекаться от работы.
Рулевое управление
Трактор оснащён гидрообъёмным рулевым управлением в составе с насосом дозатором. Работа гидроусилителя обеспечивается давлением отдельной гидростстемы с шестерёнчатым насосом. Поворот управляемых колёс обеспечивается гидроцилиндром двухстороннего действия.
Насос дозатор:
- Производительность дозатора 160 см³/об
- Давление срабатывания противоударных клапанов 20-21 мПа
- Давление предохранительного клапанов 14-15 мПа
Насос системы:
- Узел левого вращения НШ 14Л
- Производительность 14 см³/оборот
Гидроцилиндр поворота колёс:
- Диаметр поршня 50 мм
- Ход штока 250 мм
- Диаметр штока 25 мм
Другие конструктивные особенности
Трактор оборудован стандартной пневматической системой для обеспечения работы привода тормозов буксируемого транспорта в составе с компрессором, регулятором давления, ресивером и тормозным краном.
Машина оборудована пластиковым топливным баком, размещённым с левой стороны трактора ёмкостью 95 литров. Практики утверждают, что данное размещение усложняет процесс регулировки сцепления.
Боковые и задние окна озорной кабины — открываемые для проветривания, пластиковая крыша имеет люк. Благодаря выведенной вниз выхлопной трубе в кабине трактора гораздо тише, при работающем двигателе, в сравнении с тракторами со стандартным размещением глушителя.
В виду малой ширены передней балки моста крылья передних колёс присоединены непосредственно к остову машины и имеют статическое постоянное положение.
Как и все современные модели трактора МТЗ класса 1.4 имеет переднее размещение пусковых аккумуляторов под капотом моторного отсека.