Оборотный плуг предназначен для обработки больших массивов пахотных земель с заделкой растительных остатков (переворотом пласта) и интенсивным рыхлением. Особенность конструкции – два ряда лемехов: правого и левого отвала. Навесное или полунавесное исполнение, количество корпусов от 2 до 12. По окончании полосы, плуг переворачивается относительно продольной оси рамы гидравлическим цилиндром двойного действия, и пахота продолжается в обратном направлении, но отвал производится в одну сторону. Работа выполняется быстрее и с лучшим качеством при экономии топлива. Вспаханное поле имеет ровную поверхность, без провалов и гребней. Для точного копирования профиля поверхности шарнирная рама регулируется.
Оборотные модели
Оборотный или реверсивный плуг имеет сложную конструкцию. Состоит он из двух комплектов лемехов, которые расположены на горизонтальной раме в противовес друг другу, как на фото справа. Во время работы одни лемехи опускаются в почву, а вторые в противовес находятся на поверхности. Отвал от первых, после поворота трактора, попадает под вторые и выравнивается. Лемехи при повороте поворачиваются на 180 0 под воздействием центробежной силы и работать с плугом проще. Аграрий экономит на бензине и времени, так как необходимость каждый раз разворачивать технику в конце борозды отпадает. Челночный метод вспашки при помощи оборотного устройства рентабельнее в 1,5 раза традиционного, чизельной моделью. Поэтому высокая цена на оборотные модели оправдана.
Использование реверсивного плуга помогло решить ряд проблем при обработке почвы:
- После вспашки почва имеет рыхлую и однородную текстуру.
- Поля получаются ровными, без глубоких борозд, так как отбрасывается почва всегда в одну и туже сторону.
- Корни сорняков попадают под второй ряд лемехов и измельчаются, не давая шансов сорной траве для роста.
- После обработки, на почве не образуется корка, поэтому земля не закиснет, а влага легко проникает к корневой системе, не застаивается.
- После обработки земли оборотным плугом, нужно меньше заниматься прополкой и рыхлением почвы.
К маломощным и полноценным тракторам присоединяется оборотный плуг навесом, при помощи трехточечного соединения. Техника может иметь от 2 до 18 отвалов. Для мини-тракторов и тракторов подходит оборудование на 2–5 корпусов. Оно в основном навесное. Большое количество лемехов поддерживается направляющим колесом, которое располагается посередине рамы и имеет размеры равные вышине плуга. Они полунавесные. Многокорпусные отвальные модели предназначены для агрегатирования с мощными тракторами, более 200 л. с.
Оборотные устройства используют для обработки полей большой площади, так как в работе они экономичнее. Подходят навесные плуги для обработки всех видов почвы, в том числе глинистой и не черноземья.
На рынке агропромышленной техники оборотные плуги представлены моделями российских и зарубежных производителей. Среди самых популярных выделяются: Gregoire Besson, Kverneland, Lemken, Kuhn, Gaspardo и ППО.
Оборотный плуг Kuhn Manager
Возможность выбора ширины захвата и системы защиты сделала модельный ряд Manager идеальным для работы с тракторами средней мощности, такими как ХТЗ-17221, Case Magnum 310, МТЗ-2022 и другими, и при любых рабочих условиях. Манёвренность оборотного плуга позволяет вам работать с высокой производительностью даже на участках небольшого размера. Вы можете работать с таким же трактором, что и для навесного плуга, используя, при этом большее количество корпусов, и, ширину захвата.
Фото оборотного плуга Kuhn Manager
Наклон оборотного механизма позволяет плавно повернуть плуг по отношению к направлению движения. Несущие колёса расположены в непосредственной близости от трактора для оптимального радиуса разворота, что гарантирует прямолинейность при выходе из борозды и минимальное не вспаханное пространство по краю поля.
Специально разработанные шарнирные соединения головки плуга обеспечивают угол поворота на 110°.
Опорная рама оборотного плуга Kuhn Manager позволяет значительно уменьшить нагрузку на сцепное устройство трактора в процессе оборота плуга. Это технологическое решение позволяет также снизить центр тяжести. Оборот плуга осуществляется 2 линейными гидроцилиндрами, напрямую соединёнными с движущимися частями, без посредства механической системы. Эта крайне простая технология, без износа, не требует особенного техобслуживания.
Шарнирное соединение позволяет плугу копировать волнистость рабочего участка. За счёт этого, обеспечивается равномерная глубина вспашки. Более того, при выходе из борозды, когда передние корпусы выглубляются задние все-еще продолжают обработку. Такая технология позволяет лучше вспахать края поля и снизить бугристость. Система автоматически блокируется при выходе их борозды (замок закрыт в процессе маневрирования и при транспортировке) и освобождается при входе в борозду.
После обработки грунт готов к применению других механизированных средств, например, сеялок точного высева и т. п.
Технические особенности корпусного Kuhn Manager
- Полуавтоматическая сцепка с изменяемой высотой – процедура навески и рассоединения упрощена;
- Шарнирно-сочленённая рама с механической регулировкой жесткости сочленения обеспечивает жесткость конструкции;
- Запатентованные болтовые предохранители на разрыв уменьшают повреждение стоек во время срабатывания;
- Отвалы изготовлены из стали “Triplex” на самом моном в Европе гидравлическом прессе под давлением 5000 тонн;
- Показатель твёрдости отвалов составляет 9000 викерс – самый высокий в отрасли;
- Цилиндр автоматического переворачивания одинарного или двойного действия не требует высокого давления масла в гидросистеме трактора для переворачивания;
- Инновационная конструкция болтового предохранителя: он срабатывает не на срез, а на разрыв – тем самым снимается деформация корпуса, чем продлевается срок его службы;
- Простота, эффективность и долговечность;
- Только плуги Kuhn Manager и Kuhn Chalenger имеют тележку с двумя опорными колёсами;
- Есть возможность добавления еще одного корпуса.
Технические характеристики оборотного плуга Kuhn Manager
Техническая характеристика | Manager C — 5 корпусной | Manager C — 6-корпусной | Manager C — 7-корпусной |
Количество корпусов | 5 | 6 | 7 |
Максимальная мощность трактора (кВт) | 110 | 132 | 154 |
Максимальная мощность трактора (л.с.) | 150 | 180 | 209 |
Предохранение | болтовые предохранители на разрыв T | болтовые предохранители на разрыв T | болтовые предохранители на разрыв T |
Ширина захвата (см) | 35 и 40 | 35 и 40 | 35 и 40 |
Высота под рамой (см) | 80 | 80 | 80 |
Расстояние между корпусами (см) | 102 | 102 | 102 |
Сечение квадрата рамы (мм) | 180 | 180 | 180 |
Тип отвалов | цилиндрический — винтовой — полосовой | цилиндрический — винтовой — полосовой | цилиндрический — винтовой — полосовой |
Выбираем технику для своего хозяйства
При выборе оборудования к своей технике, рекомендуем обратить внимание на основные характеристики:
- Мощность техники, с которой будет агрегатироваться навесное оборудование. Чем мощнее трактор, тем больше корпусов может иметь плуг.
- Защитное устройство. Бывают модели с рессорной и болтовой защитой, реже с обрезной гайкой. Последняя защита хуже всего в эксплуатации.
- Толщина рамы, стандартные размеры для трактора 140 и 180 мм.
- Глубина пахоты, на которую регулируется оборудование.
Особой популярностью пользуются 8, 5 и 3 корпусные устройства. 3-х и 5-и корпусные плуги способны обработать почву на глубину от 20 до 27 см. Так как модель облегченная, то работать с навесом можно только на не засоренных камнями полях. Подходят для агрегатирования с тракторами: МТЗ-100/102, 80/82, ЮМЗ-82, Т-150. Тяговое сопротивление у моделей не больше 12кН. При работе скорость трактора может быть до 9 км/час.
8-ми корпусный оборотный плуг имеет полунавесное соединение с трактором. Максимальная глубина обработки почвы от 20 до 30 см. Подходит для тракторов, мощность которых 280 л. с. На раме размещены колеса, которые упрощают транспортировку. Передвигаться по полю трактор с 8-ми корпусным плугом может со скоростью до 9 км/час.
Где применяют
Как и обычные плуги, оборотные чаще всего используются для вспашки больших по площади участков. В данном случае их применение позволяет повысить рентабельность производства за счет скорости и качества производимых работ. В хорошо пропаханную ровную землю легко проникают воздух, влага и микроэлементы при внесении удобрений.
Самый популярный оборотный плуг 3-корпусной допускается использовать на полях, не слишком засоренных толстыми корнями растений и камнями. Обработку почвы с применением таких моделей целесообразно производить там, где глубина пахоты должна составлять примерно 20-27 см.
Плуги от (Lemken)
Компания лемкен выпускает навесные и полунавесные оборотные плуги. Ширина захвата у моделей ступенчатая, что удобно при выборе покупателю — от 30 до 50 см. Наличие корпусов у оборудования от 1 до 6. Корпусы располагаются на расстояние друг от друга на 90–100 см. Подходит техника для агромашин с мощностью от 45 до 250 л. с.
Особенности плугов лемкен:
- Наличие двойного цилиндра переключения;
- Новейшая гидравлика Унитрон;
- Автоматика для вертикального крепления плуга, что упрощает работы. Оператору не нужно постоянно контролировать угол наклона пула;
- Представленные ниже модели Лемкен с различным вариантом сечения рамы: Европал, ВариОпал, Ювель, ВариДиомант);
- В комплектацию входит специальный ящик для инструментов.
Характеристики различных оборотных Лемкен представлены в таблице:
Преимущества оборудования
Помимо всего прочего, при использовании оборотного плуга можно производить вспашку любой требуемой глубины. Регулируется положение его лемехов путем изменения высоты опорного колеса.
К достоинствам такого оборудования, как оборотный плуг, относят также то, что вспашку с его использованием можно производить ускоренными темпами. Разворот трактора с рабочим органом этого типа на 180 градусов осуществляется легко и без каких бы то ни было ударов. Достигается это благодаря наличию в конструкции плуга двух телескопических цилиндров. Надежно защищено это оборудование и от разного рода поломок. Повредить гидравлические шланги, к примеру, совершенно невозможно, так как они закрыты специальным брезентовым рукавом.
К самому трактору оборотный плуг крепится в трех точках. Это обеспечивает максимальную жесткость конструкции. Поэтому идет плуг очень плавно. Работы же при этом можно производить с максимальной маневренностью. К преимуществам оборотного плуга также можно отнести:
- удобную регулировку всех узлов и механизмов;
- большую ширину захвата почвы;
- легкость транспортировки по обычным дорогам;
- высокую степень износостойкости рабочих механизмов.
ППО плуги
Плуг оборотный навесной отечественного производства ППО выпускается на Чувашском Машинотракторном заводе, в Москве, СПб, и в Ростове-на-Дону. Аналоги производят на Украине, в Белоруссии. Выпускается 5,6,8 корпусной. Это полу-навесной оборотный плуг, массивный и предназначен для обработки полей более 2 гектар. Агрегатируется с тракторами мощностью от 140 л.с. Глубина обрабатываемой почвы до 27 см.
Отличительные особенности отечественной модели:
- Рама выполнена из прочной сварной стали;
- Защитная рессорная или полу-болтовая система;
- Современные лемехи, которые позволяют работать на средне засоренной почве.
Технические характеристики ППО можно рассмотреть в таблице:
Конструктивные особенности
Состоят оборотные навесные плуги из следующих узлов и механизмов:
- симметричной жесткой рамы;
- устройства поворота, включающего в себя зубчатый сектор, цилиндрическую шестерню и гидроцилиндр;
- дисковых корпусов, перед каждым из которых установлен отвальчик с острой кромкой;
- предохранительного устройства, обеспечивающего выглубление рабочих органов при встрече с препятствиями;
- гидравлики и опорных колес.
Ширина захвата плуга этого вида на каждом корпусе может устанавливаться в четырех положениях — 33, 38, 44, 50 см. При использовании 5-9 корпусов, таким образом, ширина пропахиваемой за один раз полосы может достигать 5-9 метров.
Как переделать готовый плуг?
Уже готовый плуг по мере надобности всегда можно переделать. К примеру, простой конский вариант можно легко изменить на мотоблочный. Почти все конские плуги отличаются внушительным весом из-за наличия грузного отвала. Если подобный элемент установить на мотоблок без предварительной переделки, земля попросту не будет отбрасываться. Чтоб переделать конский плуг в мотоблочный, работы проводят в определенной последовательности.
- Сооружают отвал. Для него заранее подготавливают подробный чертеж. Опираясь на схему, вырезают из стальной заготовки отвал. Желательно для этого подготовить картонный шаблон.
- Придают стали требуемую форму.
- Снимают конный отвал и фиксируют на его место деталь, сделанную своими руками.
- Убирают ручки, которые находились на вертикально сориентированной оси.
- Вместо них фиксируют крепежи из металла. Через них плуг прикрепляют к мототехнике.
Если по ходу «испытаний» в поле вдруг выяснится, что приспособление не очень хорошо откидывает землю, то можно аккуратно подогнуть лемех, чтобы он мог сильнее врезаться в почву.
Поворотный
Поворотный вид плуга по праву признан одним из самых функциональных и практичных. Такая конструкция является прекрасным помощником для вспахивания земли на участке, потому что может охватывать достаточно большую площадь. Хорош плуг и тем, что с ним не надо тратить время впустую после каждого подхода. Нужно будет только повернуть плуг и двигаться в обратном направлении. Производительность техники возрастет в разы. Основные действия совершают таким же образом, как и в случае с роторным механизмом, но в этом случае режущие элементы должны находиться ниже полоза (хотя бы на 2 см).
Роторный
Изготовление конструкции можно разделить на несколько основных этапов.
Подготавливают хороший отвал по форме цилиндра. Делать это необходимо исключительно в соответствии с чертежом. Деталь выполняют из легированного металла
Важно следовать составленному чертежу при самостоятельном изготовлении конструкции. Выставляют лемех. Вводят клинышки в железный лист (3 мм) под углом в 45 градусов. Соединяют лемех с щитом сбоку
Обязательно следят за тем, чтобы лезвие лемеха располагалось чуть ниже самого щитка (1 см, не более). Присоединяют отвал к лемеху. К трубке из металла, которая выполняет функцию основания, приваривают с помощью сварочного аппарата рабочую половину с лемехом. С противоположной стороны – крепеж к мототехнике. Когда плуг готов, в его нижней половине можно приварить ось с колесами.
Дисковый
Есть возможность собрать собственноручно и дисковый плуг для техники. Подобная модель собирается из деталей:
- дисков;
- кулака;
- оси;
- кронштейна;
- скребка;
- ведущей балки;
- ручки;
- стяжки.
Диски для устройства можно взять от старенькой «сеялки», если она есть в арсенале. Устанавливают эти элементы под углом, чтобы повысить производительность работ. Окучник навешивают на технику сквозь сцепной кронштейн. Т-образный поводок от плуга привинчивают к нему при помощи болтиков и стопора. На внушительной скорости окучник, возможно, станет буксовать, поэтому работать придется исключительно на небольших оборотах либо со спаренными колесиками.
Как изготовить плуг к мотоблоку своими руками из конного?
Конский плуг, по сравнению с другими типами навесных устройств, может быть полностью деревянным. Единственным элементом из металла может выступать лемех.
Пошаговая инструкция по самостоятельному изготовлению конского плуга для вспашки земли приведена ниже:
- Рукоятки изготавливаются из двух деревянных брусьев, толщина которых около 10 сантиметров. Верхняя часть рукояток дополняется прорезиненными накладками;
- Рукоятки соединяются под прямым углом, так будет удобнее за них держаться двумя руками;
- Нижние части элементов соединяются саморезами;
- Брус толщиной 20 сантиметров нужно изогнуть, чтобы его концы расположились параллельно;
- Нижний конец бруса прикрепляется к лемеху;
- На верхнем конце устанавливается крепление плуга к мотоблоку. Для изготовления можно использовать деревянные бруски небольшого размера;
- Посередине крепления устанавливается двойная рукоятка.
Строение конского плуга очень простое, но отличается высокой эффективностью. Его нельзя использовать при обработке влажного грунта, чтобы не сломать деревянные детали.
Способ изготовления плуга для мотоблока можно подобрать под себя. Каждый самодельный навес может быть использован с агрегатами популярных марок Нева, МБ-1 и МБ-2, МТЗ, Крот, Салют.
Установка плуга на мотоблок МТЗ
Мотоблок МТЗ — это универсальная колесная техника, которая превосходно справляется с любыми работами в поле или саду. Устанавливая плуг для мотоблока МТЗ, нужно помнить, что колесный мотоблок может кренит в сторону при неправильной сцепки, таким образом, мешая работе. Поэтому плуг на мотоблок закрепляется специальными шкворнем, а сцепка используется или универсальная, или стандартная.
Если использовать такой способ сцепки, то можно уменьшить силу сопротивления земли и исключить кренение техники. Регулировка плуга на мотоблок МТЗ нужна, чтоб настроить такие особенности работы с ним, как:
- наклон угла полевой доски;
- глубину вспашки земли;
- отвальный угол наклона.
только зная, как отрегулировать плуг на мотоблок МТЗ, есть возможность Получить качественную обработку определенного поля для посадки разных видов культур.
Регулировка и настройка плуга для мотоблока
После того, как плуг сделан, нужно его настроить. Но перед этим, необходимо настроить мотоблок. После того, как вывезли мотоблок, на поле, обязательно снимаются колеса с резиновыми покрышками, и меняются на колеса, которые оснащены грунтозацепами.
В противном случае во время вспахивания мотоблок с оборотным плугом начнет буксовать из-за сопротивления грунта. Затем плуг для мотоблока крепится к навесному устройству. Для регулировки устройства гайки на креплении полностью не затягиваются. После чего, используя два металлических штыря, фиксируем агрегат с крепежной серьгой мотоблока. От максимально правильной настройки напрямую зависит качество вспашки.
Основные этапы регулировки плуга
Для проведения балансировки, мотоблок устанавливают колесами на специально подготовленные подставки. От высоты этих подставок зависит глубина вспахивания. Для зимней обработки грунта высота подставок составляет 20-25 см, для весенней обработки — примерно 15-20 см.
Используя регулировочное болты, нужно выставить угол наклона плуга. Следим за тем, чтобы «пятка» плуга сохраняла параллель с поверхностью грунта. После закрепления плуга, мотоблок ставится на грунт. Ручки управления выставляются по высоте поясницы пахаря. На последнем этапе оцениваем правильность настройки плуга экспериментальным методом.
Вспахиваем две-три борозды, и определяем глубину среза, дистанцию между гребнями и качество отвала грунта. Если же между бороздами дистанция будет более 10 см, или же они будут перекрываться, то повторяем регулировку.