КУНГ — это тип закрытого кузова для армейских грузовиков. Сегодня существует много мнений относительно того, что это такое, и до сих пор идут многочисленные споры по поводу расшифровки этого слова.
Со временем оно настолько распространилось в народе, что КУНГами стали называть любые деревянные или металлические будки на машинах или прицепах. В наше время, к примеру, так неформально стали обозначать даже металлическую или стеклопластиковую крышу на кузове пикапа. Одно можно сказать: не всё то КУНГ, что установлено на военных вездеходах или гражданских автомобилях. Попробуем разобраться.
На что обратить внимание
Выбирая аксессуар в магазине, следует уточнить следующие моменты:
- Материал, из которого выполнен элемент. Лучше всего остановить свой выбор на немецком стекловолокне. Такой кунг будет обладать неплохой прочностью, которая уступала бы разве что металлическим аналогам, но намного легче их. Бюджетный вариант – двухслойный хардтоп, но лучше не экономить, и купить четырехслойную модель.
- Тип монтажа. В идеале стоит приобрести модификацию, которая для фиксации не требует портить кузов авто, например, сверлить монтажные отверстия. Струбцины, используемые для фиксации кунга, должны быть изготовлены из прочного металла, и чем больше их будет, тем лучше.
- Материал внутренней отделки. Добротно выглядит винил или кожзам, однако у этого материала есть существенный недостаток – он легко рвется. Лучше покупать вариант с карпетом (ткань для багажников). Даже если он загрязнится, его легко можно отмыть, даже с применением автохимии.
- Уплотнитель крыши. Это еще один фактор, который может сделать бесполезным модернизацию автомобиля. Дело в том, что обычный пористый уплотнитель способен впитывать влагу, поэтому после нескольких моек внутрь машины будет проступать влага, которая испортит важный груз. Лучше остановиться на резиновом аналоге.
- Предоставляет ли продавец запчасти на данную модификацию хардтопа. Если нет, лучше подыскать что-то другое. Проблема заключается в том, что кунг может легко сломаться (или отдельная его часть, например, стекло во время буксировки другого авто). Разные запчасти нельзя заменить аналогичным элементом другого производителя. Это особенность производителей. И это является одним из самых больших подводных камней во время покупки кунга у автодилера. В большинстве случаев такие компании не занимаются реализацией запчастей.
- Какой гарантийный срок, и на какие случаи она распространяется. Этот период не должен быть меньше года, потому что при круглогодичной эксплуатации деталь сталкивается с разными погодными условиями, которые могут выявить слабые места аксессуара. При этом краска не должна потрескаться, амортизаторы должны быть прочные.
- Продавец реализует продукцию, напрямую сотрудничая с производителем, или является посредником. Во втором случае покупатель обязательно переплатит, а за гарантийным обслуживанием его могут направить в другую фирму.
Вот небольшая видеоинструкция по монтажу кунга на Amarok RH04:
Кунг на Амарок Rh04 Установка
Как выбрать кунг для пикапа?
Определяясь с типом кунга, каждый владелец пикапа должен отталкиваться от цели установки данной детали. Это будет визуальный тюнинг или модернизация, имеющая практическую цель.
Если автомобилист планирует часто переводить габаритные грузы, то аксессуар должен быстро и удобно сниматься. Также модель должна быть прочной, чтобы даже небольшой град не повредил защиту.
Когда автомобиль преодолевает приличное бездорожье, его кузов с тяжелым грузом может деформироваться. Кунг при таких нагрузках не должен сломаться. Для этого необходимо уделить внимание более тяжелым металлическим вариантам. То же касается моделей, которые имеют рейлинги сверху. Рано или поздно водитель решит ими воспользоваться, чтобы перевезти какой-то груз.
Сколько весит газ 3307 будка?
Снаряженная масса ГАЗ
—
3307
равна 3200 кг в версии без тента и 3350 кг в комплектациях, оснащенных тентом. Во всех случаях полная масса автомобиля не превышает 7850 кг, а грузоподъемность составляет 4500 кг для версии грузовика с открытым кузовом и 4350 кг для комплектаций с платформой, оснащенной тентом.
Интересные материалы:
Когда завершился нэп? Когда Здание относится к категории Г по пожарной и взрывопожарной опасности? Когда женщина считается матерью одиночкой в Украине? Когда звоню один гудок и сбрасывается? Кого больше всех любил султан Сулейман? Кого держали в концлагерях? Кого Государственная Дума назначает и освобождает от должности? Кого и за что наказывает Воланд? Кого из офицеров запаса не призывают? Кого из перечисленных лиц следует считать водителем?
История КУНГа и Пикапа
Так как кунги являются военной разработкой, их история начинается с военных времен. На территории Советского Союза для переброса мобильных войск с их опорными точками должны были соответствовать общим стандартам доступного транспорта. например, при массовой передислокации мобильных модулей необходимо было воспользоваться товарными составами, а для транспортировки небольшого эшелона – грузовые автомобили.
По этой причине габариты первых кунгов были адаптированы под размеры шасси такого транспорта. Ширина погрузочной колеи таких модулей составила 1435 миллиметров. В военное время из-за плохой жкономики корпус таких модулей изготавливался преимущественно из дерева, а внутри стены обшивались фанерой. В пустотах стены утеплялись войлоком, паклей древесной тырсой и т.п. Все окна вставлялись в прорезиненные проемы.
Начиная с 1967 года, кунги начали появляться в широком доступе для гражданских лиц. С того года такие модули перестали производиться исключительно для нужд армии. Если говорить о зарубежных модификациях, то их производство неразрывно связано с пикапами, потому что именно с этим типом кузова многие ассоциируют кунги.
Подробно о пикапах рассказывается в другом обзоре. Если коротко, то это гражданский легковой автомобиль с открытой грузовой частью (бортовой кузов). Большинство моделей изготавливаются японскими и американскими автопроизводителями. Многие модели – специальные внедорожники с бортовым кузовом, но в ассартименте многих брендов также присутствуют автомобили, созданные на базе легковых собратьев.
История производства пикапов в Америке началась в 1910-м году компанией Chevrolet. На протяжении почти 60 лет такие автомобили использовались в большей степени фермерами за счет их универсальности. Начиная с 1980-х годов, производители пикапов стали уделять внимание не только улучшению технической части своих пикапов, но и придавать им оригинального стиля, благодаря чему молодое поколение автомобилистов стало обращать внимание на данный тип кузовов. Особенно популярностью пикапы пользовались среди любителей активного отдыха на природе.
Чтобы такие автомобили соответствовали своему типу кузова (наличие бортового кузова подразумевает, что машина должна быть способной транспортировать тяжелые грузы), производители оснащали их мощными моторами и качественной и выносливой трансмиссией. Для большей функциональности на большинство моделей пикапов производители предлагают аксессуар в виде надстройки на борта, которые защищают все, что находится в кузове, от суровых погодных условий и кражи. Премиальные модели раскладываются в виде козырьков или даже спальных мест для кемпинга.
Основные модели КУНГов
С первой половины 1950-х по конец 1960-х годов в конструкторском бюро (ЦПКБ) Главмебельпрома создали довольно большую группу кузовов типа КУНГ для разных видов армейских вездеходов и прицепов к ним, выпускавшихся в то время. Вот лишь некоторые модели:
- КУНГ-1 для ЗИС-150, ЗИЛ-164;
- КУНГ-1М для ЗИС-151, ЗИЛ-157;
- КУНГ-1ММ для ЗИЛ-131;
- КУНГ-2М для ГАЗ-63, ГАЗ-66-02;
- КУНГ-П2М для прицепов СМЗ-710Б, СМЗ-810;
- КУНГ-П6М для прицепа МАЗ-5207В;
- КУНГ-П10 для прицепа МАЗ-5224В.
В 1970-е годы появились другие разработки кузовов типа КУНГ:
- КУНГ-1МД для ЗИЛ-131;
- КУНГ-66 для ГАЗ-66;
- КУНГ-1.П2М для прицепа СМЗ-8326 (2-ПН-2М).
Уже в 1980-х и 90-х годах разработали такие модели как:
- КУНГ-3307 для ГАЗ-3307;
- КУНГ-1.П4М для прицепа ГКБ-782Б (2-ПН-4М);
- КУНГ-1.П6М-01 для прицепа МАЗ-8926;
- КУНГ-1.П6М-02 для прицепа МАЗ-8926.
Это лишь неполный перечень. За всё время разработали и внедрили гораздо большее количество моделей. В массовом масштабе со второй половины 1950-х годов КУНГи производили на Шумерлинском мебельном комбинате. Затем, словно по эстафете, выпускали на десятках предприятий и деревообрабатывающих комбинатах СССР.
КУНГ-66 на шасси ГАЗ-66
В чём особенности КУНГов?
Несмотря на то, что КУНГ — это строго стандартизированный тип кузова, имеющий вполне конкретные параметры, постепенно в армии и на «гражданке» так стали называть и другие типы кузовов-фургонов и даже вахтовки для буровиков и геологов, словом, разнообразные будки на колесах. Поэтому часто возникала неразбериха относительно того, что же такое КУНГ, которая и сейчас множится на просторах интернета.
Чем же отличается классический КУНГ от других кузовов-фургонов, например, цельнометаллических или бескаркасных, которые также массово выпускались для потребностей армии?
Проще говоря, первые модели кузовов типа КУНГ (такие как КУНГ-1, КУНГ-1М и другие) — это обыкновенные будки с прямоугольными стенами и скругленной крышей, с одностворчатой или двустворчатой дверью, в которой было небольшое окно. В зависимости от требований заказчика, в разных частях стен фургона также делали окна и специальные люки.
Деревянный каркас снаружи обшивали листовой сталью, а внутри листовой фанерой. Пространство между обшивками заполняли различными теплоизоляционными материалами, в зависимости от модели. Сначала набивали войлоком или паклей, позднее — опилками, вкладывали также поролон, стекловату, пенопласт.
Для того чтобы кузов был водонепроницаемым, все швы в обшивке обрабатывали герметиком, а в люки, окна и двери ставили резиновые уплотнения. Кроме этого, общая черта всех КУНГов — наличие фильтро-вентиляционной установки (ФВУ). Такая система принудительной вентиляции устанавливалась в кузове, чтобы обеспечить избыточное давление и создать приемлемую среду обитания в замкнутом пространстве. Это защищало не только от атмосферных явлений, но и от радиоактивной пыли или других последствий воздействия оружия массового поражения.
В обязательном порядке фургоны этого типа оснащали системами электроосвещения и обогрева. На ранних моделях ставили «буржуйки», позднее — электропечки. Фургон обогревали и специальными выхлопными трубами, которые проходили под полом кузова или в его передней стене.
Внутренний вид переоборудованного КУНГа-66 на шасси ГАЗ-66
Технические и эксплуатационные характеристики КамАЗ-4310
Габариты и грузоподъемность
- Высота автомобиля – 3 590 миллиметров;
- Ширина без учета зеркал– 2500 мм;
- Длина — 7 650;
- Клиренс (дорожный просвет): 365 мм;
- Наружный габаритный радиус поворота: 11,2 метра;
- Вес снаряженного автомобиля: 8 410 килограмм;
- Грузоподъемность: 6000 кг;
- Погрузочная высота: 1 530 миллиметров;
- Максимальная глубина преодолеваемого брода: 1 500 мм;
- Максимальный угол преодолеваемого подъема: 310;
- Максимальная скорость: 85 км/час.
Двигатель и расход топлива КамАЗ-4310
В первые годы производства вездеход комплектовался отечественным четырехтактным силовым агрегатом КамАЗ-740.10. Это классическая V-образная восьмерка с рабочим объемом 10,85 литра и номинальной мощностью в 210 лошадиных сил, при частоте вращения в 2 600 оборотов.
В дальнейшем на грузовик стали устанавливать дизельный мотор КамАЗ-740.10-20. По своим основным характеристикам он во многом схож со своим предшественником, но отличается большей мощностью – 220 л.с. Мотор прославился своей надежностью и простотой в обслуживании, вследствие чего получил неофициальное название «Рекс». Оба двигателя не отличаются высокой экологичностью по своим параметрам они едва отвечают стандартам Евро 1.
КамАЗ-740.10.
Спортивные и специализированные модификации КамАЗ-4310 приводятся в движение турбированным дизелем, мощностью в 430 лошадиных сил. Этот двигатель, с рабочим объемом 11,86 литра, имеет систему турбонаддува и промежуточного охлаждения воздуха. Конструктивно мотор представляет собой V-образную восьмерку.
Заявленная норма расхода топлива соответствует показателю в 30 литров на 100 километров пути. Впрочем, нужно учитывать, что такое потребление горючего возможно только при эксплуатации автомобиля на дороге с твердым покрытием в летнее время года. В реальных условиях, при движении по бездорожью и пересеченной местности, расход топлива вездехода КамАЗ-4310 может достигать 50 литров на 100 км. В базовой комплектации грузовик поставляется с двумя топливными баками, по 125 литров каждый.
Трансмиссия и электрооборудование КамАЗ-4310
В базовом варианте КамАЗ-4310 комплектуется механической пятиступенчатой коробкой передач, обладающей высокой живучестью и позволяющей разогнать грузовик до скорости 60 км/час за 35 секунд. На 2 – 5 скоростях установлены синхронизаторы, мосты вездехода оснащены блокируемыми дифференциалами. Как и любой полноприводный грузовик, КамАЗ-4310 оборудован раздаточной коробкой, которая имеет двухступенчатый редуктор и цилиндрический блокируемый межосевой дифференциал. Взаимодействие двигателя и коробки передач обеспечивается посредством сухого двухдискового сцепления с гидравлическим приводом и пневмоусилителем.
Питание электрических схем и приборов автомобиля обеспечивается двумя 12-вольтовыми аккумуляторными батареями общей емкостью 380 А/часов. Также автомобиль оборудован двухкиловаттным 28-вольтовым генератором и регулятором напряжения.
Тормозная система и подвеска КамАЗ-4310
Грузовик КамАЗ-4310 оснащен четырьмя тормозными системами, кроме основных тормозов здесь установлен вспомогательный, резервный и стояночный тормоз. Также автомобиль имеет систему аварийного растормаживания и механизм двухпроводного и однопроводного привода тормозных систем прицепов. Каждое колесо грузовика оборудовано тормозными барабанами с опорными дисками, фрикционными накладками, стяжными пружинами и разжимными кулаками. Стояночный тормоз работает на пружинных энергоаккумуляторах.
В конструкции КамАЗ-4310 применяется зависимая рессорная подвеска, выполненная на четырех листовых рессорах. В передней подвеске также используются гидравлические телескопические амортизаторы. Рессоры передней подвески набраны из десяти листов, задняя подвеска усилена дополнительными рессорами. Как показала практика, такая подвеска отличается надежностью и живучестью, кроме того она проста в ремонте и обслуживании.
Подробные технические характеристики, описание и заправочные объемы грузовика КамАЗ-4310 можно найти в таблице:
Грузоподъемность, кг | 6000 |
Снаряженная масса, кг | 8745 |
В том числе: | |
на переднюю ось | 4315 |
на тележку | 4430 |
Полная масса с учетом дополнительного снаряжения, кг | 15205 |
В том числе: | |
на переднюю ось | 5020 |
на тележку | 10185 |
Допустимая масса прицепа, кг | |
по дорогам с твердым покрытием | 10000 |
по видам дорог | 7000 |
Макс, скорость автомобиля, км/ч | 85 |
То же, автопоезда | 80 |
Время разгона автомобиля до 60 км/ч, с | 35 |
Макс, угол преодолеваемого автомобилем подъема, град | 31 |
То же, автопоездом | 20 |
Выбег автомобиля с 50 км/ч, м | 600 |
Тормозной путь автомобиля с 40 км/ч, м | 17,2 |
То же, автопоезда | 18,4 |
Контрольный расход топлива, л/ 1 00 км, автомобиля при 60 км/ч | 30,0 |
То же, автопоезда | 37,0 |
Глубина преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении в шинах, м: | |
без подготовки | 0,8 |
с предварительной подготовкой продолжительностью не более 15 мин | 1,5 |
Радиус поворота, м: | |
по внешнему колесу | 10,5 |
габаритный | 11,3 |
Применение в армии
КУНГи устанавливали на военные автомобили и прицепы, а также монтировали в них различное оборудование для армейских нужд: дизель-генераторы, радиолокационные станции, всевозможную радиоэлектронную аппаратуру и средства связи, приборы управления ракетными комплексами и многое другое. Кроме того, их использовали для транспортировки личного состава, в них размещали лаборатории, полевые кухни, медпункты, передвижные ремонтные мастерские, контрольно-пропускные пункты и прочее.
КУНГ-1М на шасси ЗИЛ-157. 1961 год (архив 21 НИИЦ)