ГАЗ-3308
ГАЗ-3308 «Садко» — российский грузовой бортовой полноприводный автомобиль 2,5-тонного класса капотной компоновки, выпускавшаяся с 1997 до 2022 год. На шасси «Садко» выпускались следующие вахтовки:
- КАвЗ-39766 — автобус-вездеход с использованием 19-местного кузова автобуса малого класса КАвЗ-3976. Модификации: 397660 — с карбюраторным двигателем ЗМЗ-513; 397663 — с дизелем ММЗ Д-245.7. Производился в 2003—2005 гг.
- СемАР-3257 — грузопассажирский 12-местный автобус-вездеход с карбюраторным двигателем ЗМЗ-513 и кузовом от автобуса малого класса СемАР-3280. Производился ЗАО НПП «Семар» в 2001—2006 гг.
- Вахтовый автобус на шасси ГАЗ-3308 — грузопассажирская «вахтовка» с отдельным угловатым кузовом на шасси ГАЗ-3308 со стандартной кабиной. Производилась в 2003—2006 гг. на СемАРе, позже – на заводе Авто-Профи.
- ГАЗ-330811-10 «Вепрь» — автомобиль специального назначения на укороченной базе «Садко» с цельнометаллическим трёх- или пятидверным кузовом.
Что такое «вахтовка»?
На обыденном уровне многие представляют себе вахтовый автобус в виде обычного грузовика, у которого вместо бортового кузова установлен застекленный фургон с пассажирским салоном. Вроде бы так… Однако назвать это утверждение истинно правильным нельзя, потому что оно не отражает суть термина, а именно предназначение подобных машин. Выражение «вахтовый автобус (или автомобиль)» связано в первую очередь с так называемым вахтовым методом в нефтегазодобывающей и лесной отраслях СССР*.
*Первое упоминание о вахтовом методе встречается в Положении Минлеспрома СССР «Об организации работ вахтовым методом» от 11 апреля 1974 г. и Положении об организации вахтовых лесозаготовок, утвержденном ВО «Тюменьлеспром» спустя два года. Одновременно в Миннефтегазстрое СССР утвердили Положение «Об экспедиционно-вахтовом (вахтовом) методе организации работ», а в типовом положении был закреплен термин «вахтовый метод». (Ю.П.)
Это форма организации труда, основанная на использовании трудовых ресурсов вне места их постоянного жительства при условии, когда не может быть обеспечено ежедневное возвращение работников домой. Особенность такого метода – создание для этих работников специальных вахтовых поселков или полевых городков, расположенных, как правило, на определенном удалении от участка работы. Вопрос ежесменной перевозки вахтовых бригад от места непосредственной работы до такого рабочего поселения породил необходимость создания особого класса транспортных средств. В первое время использовались обычные бортовые автомобили, но они не соответствовали ни требованиям безопасности, ни условиям комфорта для пассажиров. Применение же обычных автобусов (где была такая возможность) было малоэффективным и затратным. Во-первых, потому что сущность вахтовой работы подразумевала тяжелые условия эксплуатации ТС в малопроходимых местах, без дорог с твердым покрытием. Во-вторых, общий дефицит автобусов в стране не позволял в полной мере удовлетворить потребности в них.
Так родилась идея создания вахтового автобуса. Новая схема имела ряд неоспоримых преимуществ, среди которых унификация с грузовыми автомобилями и удовлетворительная степень комфортабельности на уровне автобусов типа ПАЗ или КАвЗ для местных перевозок.
Трудно с определенностью сказать, где и когда появились в СССР первые вахтовые автомобили, предназначенные исключительно для перевозки людей (т. е. к таким не относятся аварийные и ремонтные «летучки»), однако впоследствии широкое распространение они получили в нефтегазовой, строительной, лесопромышленной и других отраслях, где применяется вахтовый метод. Первоначально производство «вахтовок» носило стихийный характер: у ведомств были свои предприятия, выпускавшие доморощенные конструкции, зачастую не отвечающие самым элементарным требованиям удобства и безопасности.
Впервые о централизованном производстве вахтовых автомобилей заговорили нефтяники и энергетики. И с 1982 года на вновь образованном Нефтекамском заводе автосамосвалов было налажено массовое производство унифицированного семейства вахтовых машин НЗАС-3964 (на шасси ГАЗ-66-01) и НЗАС-4947 (на шасси «Урал-375Д») – первый серьезный шаг на пути типизации выпускаемых в стране «вахтовок» и искоренении слабых конструкций…
ГАЗ-33088, 4х4, полноприводный: 20 мест и прочие характеристики
Полноприводный автомобиль ГАЗ-33088 «Садко» оснащён двухместной кабиной и бортовой платформой. Комплектация фургона: одностворчатые боковая и задняя двери, являющиеся одновременно запасными выходами. 6 боковых окон, 1 из которых открывающееся (сдвижное). Фургон оборудован вентилятором для принудительной циркуляции воздуха, автономным отопителем «Планар», зуммером, лестницей-трапом.
Описание фургона
Вахтовый автобус ГАЗ-33088 Садко. Фото ГАЗ
Кузов автобуса имеет конструкцию каркасного типа. Каркас изготовлен из гнутых стальных профилей. Снаружи кузов обшит листовой оцинкованной сталью, окрашенной стандартно в зелёный либо белый цвет. Изнутри каркас обшит твёрдым ДВП, окрашенной в светло-серый цвет.
Пространство между наружной и внутренней обшивками заполнено закладным пенопластом, толщиной 40 мм. Пол фургона выполнен из доски толщиной 30 мм. и покрыт автолином чёрного цвета. Двери фургона оборудованы замками автомобильного типа, открывающимися снаружи и изнутри. Кузов имеет по боковым сторонам окна, среднее с левой стороны по ходу движения – раздвижное.
На передней стенке фургона установлено глухое окно. Все окна установлены в проём через резиновые уплотнители. Крайние глухие окна по обеим сторонам кузова дополнительно служат аварийными выходами. Кузов оборудован пассажирскими сиденьями, крепление которых осуществляется болтовыми соединениями через металлический профиль.
Базовые характеристики
- Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). Общие размеры – 6250х2380х2400; габариты фургона – 3370/3777х2370х1800.
- Общее количество мест, в том числе посадочных. 15+1+1/20+1+1.
- Тип сидений. Раздельные мягкие с ремнями безопасности.
- Электрооборудование. Тип электрооборудования. Постоянного тока, однопроводное. Отрицательные выводы источников питания и потребителей соединены с корпусом
- Номинальное напряжение, В. 24
- Аккумуляторная батарея. 2 шт. (6СТ-110).
Технические характеристики
Как уже было отмечено, главная отличительная особенность грузовика ГАЗ-33081, по сравнению с прочими модификациями полноприводного ГАЗовского семейства «Садко» – это его двигатель.
В отличие от базовой версии ГАЗ-3308, с карбюраторным 130-сильным двигателем ЗМЗ-5231.10 рабочим объёмом 4,67 л; на ГАЗ-33081 установлен оснащённый турбонаддувом дизельный мотор ММЗ Д-245.7 с рабочим объёмом 4,75 л и мощностью в 122 лошадиных силы.
ММЗ Д-245.7: двигатель ГАЗ-33081
Дизельный силовой агрегат ММЗ Д-245.7 Минского моторного завода состоит из четырёх цилиндров рядного вертикального варианта расположения. Двигатель ММЗ Д-245.7 полностью соответствует требованиям экологического стандарта Евро-2, а его максимальная мощность достигает 122,4 л.с. при 2400 об/минуту.
Верхний предел крутящего момента мотора достигает отметки 417 Нм в диапазоне от 1100 до 2100 об/минуту. Что вкупе с безальтернативной пятиступенчатой механической КПП обеспечивает грузовик возможностью разгона до максимальной «крейсерской» скорости 93 км/час по шоссе, при среднем расходе топлива – 16,8 литра на каждые 100 км пути. При равномерном же движении со скоростью 60 км/ч средний расход дизтоплива составляет, по данным производителя, 13,5 литров на 100 км пути.
Мотор оснащен жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Возможен вариант опциональной установки предпускового подогревателя, который упростит запуск двигателя при экстремально низких температурах.
Прочие характеристики двигателя ММЗ Д-245.7
- Диаметр цилиндра и ход поршня – 110 х 125 мм;
- Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2;
- Направление вращения коленчатого вала – правое;
- Степень сжатия – 17.
- Максимальный крутящий момент, при частоте вращения коленчатого вала 1300-1600 об./мин. – 413 (42) Н*м (кгс*м).
- Топливный насос высокого давления (ТНВД): Рядный, 4-х плунжерный, золотникового типа, «773-20.05Э2», со всережимным регулятором оборотов, подкачивающим насосом и электромагнитом останова.
- Форсунки: ФДМ-22; 455.1112010-50 или 172.1112010-11.01 закрытого типа; давление начала впрыска 27,0-1,2 МПа (240 кгс/см2).
- Система наддува: газотурбинная, с одним турбокомпрессором С14-179-01, или ТКР-6.1, с радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа.
Впоследствии (а именно, в 2013-м году) вместо двигателя ММЗ Д-245.7 на дизельные полноприводные «Садко» начали ставить более современный, ярославский 134-сильный турбодизель ЯМЗ-53442, относящийся к экологическому классу Евро-4. Как известно, Ярославский моторный завод также вошёл в состав холдинга «Группа ГАЗ». Автомобиль «Садко» с дизелем ЯМЗ-53442 получил уже другой заводской индекс – ГАЗ-33088.
Расход Топлива
Средний расход топлива у модели ГАЗ 33081 на скорости 80-90 км/час составляет 16,5 л. При этом топливный бак вмещает до 105 л.
ГАЗ-3309 на шасси ГАЗ-33098
Вахтовый автобус ГАЗ-3309. Фото ГАЗ
Вахтовый 15-местный автобус ГАЗ-3309 используется для перевозки рабочих бригад и оборудования (возможна поставка 20-местного варианта исполнения). Изотермический фургон снаружи обшит плакированным металлом, внутри обшит декоративными панелями из ДСП, утеплитель выполнен из пенопласта. В автомобиле предусмотрены одностворчатые боковые и задние двери.
Вахтовый автомобиль ГАЗ-3309 продается в комплекте с запасным колесом, свечным и баллонным ключами, отверткой и домкратом. Цена автомобиля может изменяться в зависимости от комплектации, которая оговаривается в договоре купли-продажи. Вахтовая машина может быть оборудована лестницей-трапом, вентилятором и автономным отопителем в салоне, зуммером и любым другим оборудованием.
ГАЗ-3309 имеет незначительные отличия от ГАЗ-33088:
- Габаритные размеры автомобиля, мм. ДхШхВ. 6435х2380х2400.
- Колесная формула. 4х2.
- Минимальный радиус поворота, м. 7,9.
- Максимальная скорость, км/ч. 105.
Клоны «Волгаря»
За долгую эру производства ТС-3966 на разных предприятиях было создано немало разнообразных специальных вариантов этих машин. Самыми распространенными стали куйбышевские агрохимические лаборатории ЛАХ-1. А в 1990-е годы многие заводы с целью выживания предлагали своим потребителям различные грузопассажирские варианты ТС-3966, часто выполняемые под конкретные заказы. Так появились машины аварийно-ремонтных служб, электролаборатории, автозаки и многие другие… И это при том, что даже базовые пассажирские «Волгари» разных производителей различались между собой подчас заметно, например, колесными арками, окнами и др. Это было связано с тем, что каждый завод по-своему дорабатывал сырые львовские чертежи.
В 1991 году в связи с переходом на новое шасси ГАЗ-3307 все выпускаемые «Волгари» получили индекс ТС-39661. Это был единственный прямой наследник «вахтовки» 1980-х годов, а фактически всего лишь его вынужденной модернизацией. В разное время, однако, небольшими партиями или штучно выпускались «вахтовки» и на других шасси, которые повторяли конструкцию кузова «Волгаря». Среди них вахтовый автобус ТС-39641 на шасси ГАЗ-66-11, выпускаемый со второй половины 1980-х. Формально это была модификация северного НЗАС-3964 для умеренного климата, хотя по внешним признакам многие выпускаемые ТС-39641 имели весьма отдаленное сходство с продукцией НЗАСа. Пожалуй, единственным исключением служат машины, выпускавшиеся на Энгельсском заводе специализированных автомобилей, воронежском 172-м Центральном авторемонтном заводе и Ставропольском ОЭПО «Кинотехника» – документацию они брали непосредственно в Нефтекамске. Большинство других производителей (ЩДОК, САРЗ, Павловский ремзавод и ЗЭЗТС) использовали стандартный кузов от выпускаемых ими же ТС-3966, немного дорабатывая его под шасси ГАЗ-66-11.
Если говорить о вахтовых автобусах, прообразом которых послужил «Волгарь», то таких наберется если не полсотни, то уж несколько десятков точно. Простая схема модульного кузова стала отправной точкой для создания многих вахтовых машин, выпускавшихся впоследствии много лет. Среди них можно выделить такие примечательные и близкие по конструкции ТС-3966, как вахтовые автобусы серии «3210», разработанные для предприятий лесного хозяйства РСФСР. Их изготовляли, как минимум, на двух предприятиях – на (Апшеронск) и «Лесхозмаш» (Казань). Примером для подражания «Волгарь» стал и для конструкторов краснодарского ПКТИ «Культтехника», которые разрабатывали серию вахтовых машин ТСК1. Их производство в начале 1990-х освоило ОАО «АвтоКубань» (бывший Краснодарский механический ). Это, пожалуй, самые известные… Рассказать подробнее обо всех в рамках статьи просто невозможно. Хотя даже эти два примера показывают, насколько востребованной оказалась тогда конструкция «Волгаря».
Варианты исполнения ГАЗ ПАРМ
комплектуется комплектом мебели (сиденья, откидные спальные лежаки, столик), мобильной кухней с мойкой и плитой и другой гарнитурой (по запросу заказчика).
Комплектация Газ дорожный мастер
включает набор необходимого профессионального оборудования (слесарного, сварочного, газорезательного, прессовального, наждачно-заточного и пр.), а также рабочие стеллажи, верстаки, шкафчики и т.д.
Оба варианта также оснащаются системой освещения (искусственного, естественного), электричества, отопления (в том числе – автономного), водоснабжения и шумоизоляции.
Назначение автомастерских и автовахт ГАЗ
Автовахты и автомастерские на базе Газ
применяются для проведения ремонтно-восстановительных работ с оборудованием и техникой (в том числе – полевой), а также транспортировки к месту проведения рабочей деятельности людей и организации их временного проживания.
В перечень производимых передвижными мастерскими (ПАРМами) действий входит восстановление работоспособности двигателей, подвесок, электро- и пневмооборудования, аккумуляторов, шин (траков – у гусеничной техники), агрегатов трансмиссий, редукторов любого типов, навесного гидрофицированного оборудования и т.д.
ГАЗ-3307
Вахтовый автобус на базе ГАЗ-3307 ГАЗон обладает следующими характеристиками:
- Кабина однорядная, двухдверная, двухместная.
- Кузов-фургон кунгового типа: утеплитель – пенопласт 50мм
- 6 окон: 5 глухих и 1 раздвижное форточка;
- одностворчатые задняя и боковая двери с выдвижной подножкой;
- наружная обшивка – плакированный металл;
- напольное покрытие – автолин или линолеум;
- внутренняя обшивка – декоративное ДВП;
- освещение.
Вездеход ГАЗ-33081
Автобус на базе ГАЗ 33081 «Садко» предназначен для работ в вахтовом режиме, для транспортировки рабочих бригад с оборудованием в труднодоступные и отдаленные от проживания места. Автомобиль с отличной проходимостью, кузов, выполнен каркасным методом из гнутых стальных профилей, обшит плакированным металлом, что обеспечивает ему высокую коррозионную стойкость. Внутри кузов обшит ДВП, для теплоизоляции используется 40-миллиметровый пенопласт.
Вахтовый автобус ГАЗ-33081. Фото Гирд
Вахта имеет переднее (за водительской кабиной) и боковые окна, которые установлены на резиновые уплотнители для достижения меньшей теплопроводности. Крайние глухие окна как справа, так и слева служат аварийными выходами. Среднее окно с левой стороны (если смотреть по ходу движения) раздвижное. В холодное время года работники смогут быстро согреться в вахтовом автобусе благодаря установленному отопителю, поддерживающему комфортную температуру.
Модификации
Базовые характеристики
Количество и тип дверей. Одностворчатая боковая, одностворчатая задняя.
Технические характеристики
- Тип топлива. Дизель.
- Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 4050/3615 и 6300.
- Тип рулевого управления. С рулевым механизмом типа «винт-шариковая гайка», с гидравлическим усилителем.
- Тормозная система. Рабочая. Двухконтурная, с гидравлическим приводом. Стояночная. Трансмиссионная.
Характеристики шасси
- Марка. ГАЗ.
- Колесная формула. 4х4.
- Колесная база, мм. 3770/4570/5070.
- Клиренс/дорожный просвет, мм. 315.
Характеристики двигателя/силового агрегата
- Модель. ММЗ Д-245.7; ЯМЗ-5344.
- Тип. Дизельные.
- Количество и расположение цилиндров. 4, рядное.
- Нормы экологической безопасности. Евро-4.
- Рабочий объем, л. 4,75; 4,43.
- Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 92,2 (125,4) при 2200 об/мин.; 99 (134,5) при 2300 об/мин.
- Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 417 при 1100-2100 об/мин.; 417 (42,5) при 1200-2100 об/мин.
- КПП. Пятиступенчатая механическая синхронизированная.
- Подвеска передней-задней оси. Зависимая рессорная, с гидравлическими амортизаторами-Зависимая рессорная, с гидравлическими амортизаторами.
- Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 17-19.
- Максимальная скорость, км/ч. 90.
Вахтовый автобус
Купить Автобусы специальные
Вахтовый автобус на шасси ГАЗ-3308 или ГАЗ-3309.
Модель снята с производства
- Фотографии
- Базовый автомобиль
- Фургон Вахта
- Комплектация
- Цена
- Сервис
Вахтовый автобус — фургон на грузовом шасси ГАЗ, оборудованный для перевозки пассажиров. Вахтовки перевозят рабочие бригады по дорогам с покрытием и без него.
Базовый автомобиль
Вахтовый фургон устанавливают на шасси:
- ГАЗ-3308 Садко — полноприводный вездеход с односкатными внедорожными колёсами, самоблоками и системой спуска-подкачки шин. Чемпион по проходимости в линейке ГАЗ;
- ГАЗ-3309 — заднеприводный автомобиль с двускатными задними колёсами, приспособлен для езды по грунтовой дороге;
- ГАЗ-33086 — полноприводный гибрид ГАЗ-3308 и ГАЗ-3309. У него двускатные задние колёса, агрессивный протектор и повышенная проходимость;
- ГАЗ-C41R13 Газон-Некст — преемник ГАЗ-3309, современный заднеприводный грузовик с комфортабельной трёхместной кабиной. Выпускается в городском варианте на маленьких колёсах и универсальном, который подходит для езды по грунтовке.
На всех среднетоннажных автомобилях ГАЗ стоит дизельный силовой агрегат ЯМЗ-534 стандарта «Евро-5». Двигатель разработали в России из отечественных и импортных комплектующих. Систему Common Rail Bocsh адаптировали для работы на российской солярке, сепаратор оснастили автоматическим подогревом. Мощность ЯМЗ-534 — 148,9 л. с. Максимальный крутящий момент 490 Нм доступен в диапазоне 1200 – 2100 об/мин.
Фургон Вахта
Стандартная комплектация вахтового автобуса
- Вахтовый фургон теплоизолирован пенопластом, толщиной 40 мм, снаружи отделан плакированными металлом, с внутренней стороны — пластиком или ламинированной фанерой, пол покрыт автолинолеумом. Скосы повышают геометрическую проходимость, потолочный люк служит для вентиляции. Стандартный цвет фургона — белый или зелёный;
- 15 или 20 пассажирских кресел оснащены с двухточечными ремнями безопасности;
- Две распашные двери установлены сзади и по правому борту фургона, посадку-высадку обеспечивают откидные трапы;
- Окна со сдвижными форточками расположены по левому и правому борту;
- В фургоне установлено устройство связи с водителем: зуммер;
- Автономный отопитель фургона работает независимо от двигателя.
Дополнительно
- Установим на Вахту «северный пакет»: двойные стёкла, теплоизолятор 80 мм;
- Перекрасим фургон и кабину, нанесём цветоргафическое оформление;
- Врежем дополнительные окна;
- Вместо зуммера поставим переговорное устройство;
- Уменьшим количество пассажирских мест и сделаем грузовой отсек;
- Заменим стандартные сиденья на кресла повышенной комфортности с трёхточечными ремнями безопасности;
- Поставим мультимедийную систему.
Комплектация шасси ГАЗ-3308
- Гидроусилитель руля
- ABS
- Жидкостный предпусковой подогреватель
- Контроль исправности тормозов
- Самоблокирующиеся межколёсные дифференциалы
- Система спуска-подкачки колёс
- Запасной инструмент и принадлежности
- Запасное колесо
Цена на Вахтовый автобус ГАЗ стартует с отметки рублей. В неё входит автомобиль ГАЗ-3308 с фургоном на 15 пассажирских мест в базовом оснащении.
Отправьте заявку, и мы рассчитаем фургон на другом шасси и предложим дополнительные опции.
Путевка в жизнь
Работы по созданию и доводке машины возглавили ведущий конструктор проекта от ВКЭИА В. А. Рябов, главный конструктор Госкомсельхозтехники РСФСР В. В. Опоцкий, работники Куйбышевского АРЗ – главный инженер Л. М. Александров и главный конструктор Т. Д. Поддубский. Первый опытный образец ТС-3966 был изготовлен экспериментальным цехом ВКЭИА в декабре 1982 года. В течение лета 1983 года «Волгарь» проходил эксплуатационные испытания в совхозах и колхозах Куйбышевской области, а в декабре в передвижной механизированной колонне №19 управления строительства «Куйбышевводстрой».
В ноябре 1983 года был выпущен второй опытный образец ТС-3966, направленный на лабораторно-дорожные испытания на автополигон НАМИ в Дмитров, а через месяц обе машины были представлены межведомственной комиссии, которая по результатам полного комплекса приемочных испытаний актом от 27 декабря 1983 года, ровно 25 лет назад, признала «Волгарь» годным для постановки на производство.
С начала 1984 года в Куйбышеве развернулась подготовка к серийному производству «Волгарей». Была изготовлена оснастка, подготовлено оборудование. Однако запланированный выпуск с января 1985 года был сорван из-за огромного числа технологических недоработок в документации и стапелях, привезенных из ВКЭИА, большинство деталей и узлов кузова пришлось заново перепроектировать уже на месте. Серийное производство «Волгаря» ведет отсчет с 13 марта 1985 года, когда первый ТС-3966 на шасси ГАЗ-53-12-01 вышел из сборочного цеха Куйбышевского АРЗ.
Некоторые «Волгари» изготовлялись на основе капитально отремонтированных «газонов», что допускалось техническими условиями. В соответствии с конструкцией «Волгаря» базовое шасси подвергалось определенным доработкам: устанавливали дополнительные амортизаторы на задней подвеске, двухконтурную систему торможения с ресивером на 20 л для гидровакуумного усилителя тормозов… На какие только ухищрения не шли разработчики этой машины, чтобы при минимальном вмешательстве в конструкцию базового шасси она могла соответствовать жестким требованиям безопасности и эргономики, предъявляемым к пассажирским ТС. Однако несмотря на всевозможные попытки, превратить «вахтовку» в полноценный автобус было невозможно. Чтобы «пропихнуть» ТС-3966 по нормативным документам, его пришлось официально зарегистрировать как «специальное транспортное средство для перевозки сельских рабочих бригад на объекты», т. е. не предназначенное для работы на пассажироперевозках общего пользования.
Эксплуатация «Волгарей» показала высокую надежность этих машин. Простая конструкция позволяла без труда обслуживать вахтовки силами машинотракторной станции любого совхоза. Немаловажным фактором был и удовлетворительный уровень комфорта и хорошая проходимость по грунтовым дорогам за счет хорошего распределения нагрузки по осям автомобиля и высокого клиренса. Из недостатков ТС-3966 можно выделить: высокий центр тяжести, за счет чего машина была подвержена опрокидыванию; большую высоту подножки для входа в салон; отсутствие прямой связи «водитель–пассажир» (салон оборудовали только устройством оповещения водителя об остановке).
Однако даже несмотря на это «Волгарь» оказался как нельзя кстати и нашел широкое применение не только в сельском хозяйстве, сумев заполнить ту транспортную нишу, где так остро не хватало простых и неприхотливых автобусов. Здесь привожу список известных предприятий (скорее всего, далеко не полный*), занимавшихся производством ТС-3966 и его модификаций.
1. Для сельского хозяйства: Котовский РМЗ, Краснопахорский РМЗ, Куйбышевский (Самарский) АРЗ, Павловский ремзавод (под названием «Сибирь»), Сайрамский РМЗ (под названием «Сайрам»), Светлоградский ремзавод.
2. Для отраслей строительства: Запорожский экспериментальный завод транспортных средств, Щёкинский ДОК.
3. Для коммунального хозяйства: Уфимский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод, Конотопский авиационно-ремонтный завод.
4. Для водного хозяйства: Каховский опытный механический завод, Кокшетауский ремзавод, Куйганярское экспериментальное предприятие, Пинский завод средств малой механизации.
* Дополнение: Вилейский ремонтный src=»https://www.gruzovikpress.ru/article/17468-istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-proizvodstva-vahtovogo-avtobusa-volgar-volgar-25-let-na-vahte/Images/11.jpg» class=»aligncenter» width=»717″ height=»456″[/img]