Рестайлинг автобуса ЛиАЗ 5292. Что нового в низкопольном автобусе


ЛиАЗ 5292 — бестселлер от Ликинского автобусного завода. Легендарная модель, различные модификации которой обслуживают российские города начиная с 2003 года.

Автобус относится к большому классу. Обладая номинальной вместимостью около 100 человек (варьируется в зависимости от модификаций), он предназначен для работы на больших улицах — на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком.

За долгие годы существования модели Ликинским заводом были выпущены десятки версий ЛиАЗы 5292. В том числе дизельные и газовые модели, автобусы с двигателями от ЯМЗ, Caterpillar, Cummins и MAN, а также электробус. Сначала Ликинский завод наполнил своей продукцией столицу, а затем его техника разошлась и по другим городам России. ЛиАЗы 5292 обслуживали Зимние Олимпийские Игры в Сочи, Всемирную Зимнюю Универсиаду и многие другие знаковые для страны мероприятия.

Современный городской автобус

Первая испытательная модель была спроектирована, собрана и публично продемонстрирована на Московском Автомобильном салоне в 2003 г. В тот момент она была «сырой» и нуждалась в доработке, поскольку в наследство ЛиАЗ 5292 достались дизель и запчасти Caterpillar 3116, идентичный предшественнику ЛиАЗ-5256.25, размещенный поперечно салону, КПП-автомат компании Voith серии Diwa D 854.3E, а также рулевой аппарат марки Csepel A-500.73-3520-00.

Двигатель ЛиАЗ 5292 был 6-рядным с турбонаддувом и предварительным охлаждением турбонаддувочного воздуха, обладал мощностью в 230 л.с. и соответствовал нормам Eвро-3, расход топлива составлял 29 л/100 км. В процессе проектирования машины упустили некоторые конструктивные особенности работы, что в результате ухудшило ее эксплуатационные характеристики. Среди них – потребность в размещении системы АСКП, что в связи с несовпадением компоновки с панелью водительской кабины загромождало свободное пространство, уменьшало при этом максимальную вместительность, снижало производительность, экономичность и рациональность эксплуатации автобуса. Главные габариты несущего кузова вагонного типа (длина – 11,48 м; ширина – 2,47 м; высота – 3,00 м) не изменялись со времени первоначальной высокопольной марки ЛиАЗ 5256. В результате модель ЛиАЗ-5293 первое время была переходным «экономичным» вариантом в модельном ряду низкопольной техники ЛиАЗ.

Автобус ЛиАЗ 5292 относится к городскому виду транспорта, широко эксплуатируется в мегаполисах с активным потоком пассажиров. Общая вместимость пассажиров составляет 112 человек. Из них мест для сидения лишь 20, в том числе 2 сиденья для инвалидов. Дизайнерский облик в полной мере соответствует требованиям современного автомобильного дизайна. Низко расположенный пол (автобус приподнят над поверхностью проезжей части на 34 см), просторный проход в дверях способствуют комфортной посадке и размещению пассажиров, что существенно уменьшает продолжительность движения по маршруту.

Давление в шинах автобуса лиаз 5292

ЛиАЗ-5256. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОЛЁС АВТОБУСА
ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕО)

Ежедневное обслуживание колес автобуса проводится каждую смену.

Перед выездом на линию необходимо убедиться, что за время стоянки не было утечки воздуха из шин. При подозрении на снижение давления в шине необходимо проверить давление манометром (см. ниже) и при необходимости устранить причину утечки. При длительных остановках или пересменке водителей необходимо осматривать шины с целью обнаружения повреждения и явной утечки воздуха. Ежедневно после возвращения автобуса с линии необходимо осматривать шины, ободья и внешним осмотром проверять состояние деталей крепления колес. Посторонние предметы, застрявшие в протекторе, в боковинах или между сдвоенными шинами, должны быть удалены. Все детали крепления колес должны быть в исправном состоянии, без следов взаимного смещения. При интенсивном или неравномерном износе рисунка протектора шин следует независимо от сроков проведения технического обслуживания (ТО-1 или ТО-2) принять меры для устранения причин такого износа.

ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-1)

При ТО-1 необходимо контролировать давление в шинах с помощью манометра и доводить до заданного уровня. Давление в шинах всех колес автобуса (независимо от места установки колеса) должно быть в пределах 860—880 кПа (8,6—8,8 кгс/см2). При накачке шин давление доводится до верхнего предела. При движении автобуса, особенно в жаркое время, давление в шинах повышается, но снижать его в нагретых шинах не следует. Давление воздуха проверяется в остывших шинах при плюсовой температуре окружающего воздуха.

Снижение давления в шинах по сравнению с нормой приводит не только к ускоренному и неравномерному износу протектора, но и к ускоренному разрушению каркаса боковин, ухудшает устойчивость и управляемость автобуса.

Недопустима разность давления в шинах сдвоенных колес более 30 кПа (0,3 кгс/см2), так как это вызывает неравномерное распределение нагрузки между колесами и приводит к неравномерному износу протектора шин. Для замера давления во внутренних шинах сдвоенных колес установлены удлинители вентилей.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Приемы определения давления воздуха в шинах на инп, на звук при ударе по шине являются совершенно недопустимыми, так ми к возможная ошибка при этом достигает 150—200 кПа (1,5—2 кгс/см2).

При выполнении ТО-1 контролируется остаточная глубина рисунка протектора, оценивается возможность дальнейшей эксплуатации шин.

ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-2)

При выполнении ТО-2 выполняется тщательный осмотр шин и оценка их состояния на снятых с автобуса колесах. При необходимости производится перестановка колес.

Основанием для перестановки колес могут служить неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора шин, необходимость правильного подбора шин для распределения по осям или сдвоенным колесам, необходимость установки более надежных шин на передней оси автобуса, а также другие причины.

Источник

Эксплуатационные характеристики модели

Технические характеристики обновленного автобуса ЛиАЗ 5292 улучшены за счет использования газового двигателя серии Cummins CG-250 30 с мощностью 234 л.с. при 2200 об/мин. Применение газа в этой сфере менее затратное в сравнении с бензином или дизельным топливом. Плюс ко всему газовые силовые агрегаты экологически чище аналогов, работающих на нефтепродуктах. В качестве газомоторного топлива используется сжатый газ (метан), который располагается в 6-ти баллонах емкостью по 82 л и 4-х по 62 л на крыше или под полом транспорта. Мотор размещается поперечно в задней части автобуса и стыкуется с ведущим портальным мостом марки ZF-AV132/87/6,5 со срединным угловым коническим редуктором. Эта особенность позволяет занимать немного места в длину, что в совмещении с высокопрочным задним мостом компании Raba обеспечивает низкопольной технике свободное пространство.

Использование качественного агрегатного оборудования от серьезных мировых производителей гарантирует: моторесурс – 1.000.000 км, межсервисный ресурс – 30.000 км, уровень наименьшего расходования топлива в результате использования в АКПП функции Topodin снижается до 5-15 %. Технические характеристики дизеля ЛиАЗ 5292 даже на низких передачах обеспечивает прекрасную производительность, что показательно при эксплуатации для городского пассажиропотока. Мотор этой серии вполне соответствует классу токсичности Евро 3 экостандарта категории EEV, что характеризует ЛиАЗ как наиболее экологичный вид транспорта в нашей стране на сегодня. Объем его вредоносных выбросов на 2/3 меньше, чем у соответствующего автобуса экостандарта Eвро 4. Помимо этого, работающие силовые агрегаты имеют пониженный уровень шума и вибрации, что позитивно отражается на атмосфере в салоне в процессе движения. Имеется 2 доступа в двигательный отдел: через заднюю съемную панель или непосредственно из салона через открывающиеся щиты, что достаточно удобно для осмотра и обслуживания мотора.

Техника марки ЛиАЗ 5292 оборудована коробкой-автомат Allison серии ZF Ecolife, запчасти которой обеспечивают уникальную мягкость при переключении передач. Кроме этого, она оснащена мостом фирмы Raba и рулевым управлением марки Сhepel / ZF Servokom 8098. Наибольшая скорость движения автобуса – 80 км/ч, дальше ускорение прекращается. Колесная база автобуса 4х2.

Автобус ЛиАЗ 5292 имеет пневматические тормоза на каждом колесе, передние – дисковые Knorr-Bremse SB-7000, задние – колодочные, барабанного типа. Эффективность торможения – высокая. Запаздывание при нажиме на тормоз минимальное. АБС марки Knorr-Bremse.

Таблица допустимого давления в шинах автобусов ПАЗ

МодельМодификации (объем и кВт)шиныРекомендуемое давление в шинах
Летом без нагрузкиЛетом с нагрузкойЗимой без нагрузкиЗимой с нагрузкой
переднеезаднеепереднеезаднеепереднеезаднеепереднеезаднее
32054.75 (86.2)К-8465655.94.95.94.9
32054.75 (86.2)КИ-636.156.1564.964.9
320534.67 (90)К-84/У-24.64.24.64.24.54.14.54.1
320534.67 (90)КИ-1115.34.55.34.55.24.45.24.4
320534.67 (90)О-7954.554.54.94.44.94.4
320534.67 (90)ВИ-40165.565.55.95.45.95.4
320534.67 (90)И-39765.565.55.95.45.95.4
320534.67 (90)Вл-254.74.14.74.14.644.64
32064.67 (96)К-55А64.364.35.94.25.94.2

Следует понимать, что данные показатели могут устанавливаться как автопроизводителем, так и изготовителем покрышек. В зависимости от марки и модели пассажирского транспорта показатели могут отличаться. На современных транспортных средствах имеется индикатор давления воздуха, что облегчает контроль над данным показателем.

Устройство салона

Положительной особенностью является оснащение салона современными вентиляционной и кондиционной системами, повышающими уровень комфортности пассажиров в процессе транспортирования. Система отопления жидкостная, радиаторного типа, с подогревателем.

Новый ЛиАЗ 5292 укомплектован механизмом наклона салона «книлинг», предотвращающим чрезмерное наклонение инвалидной коляски, что обеспечивает комфортную перевозку пассажиров с явной инвалидностью. Кроме этого, имеется просторная накопительная площадка, оснащенная специализированными крепежами, безопасно фиксирующими инвалидные коляски, а также аппарель для удобного заезда и выезда из салона.

Новый ЛиАЗ 5292 оснащен опорным кузовом с тремя достаточно просторными дверьми и объемными накопительными платформами, что для классических автобусов является серьезным достоинством. Современный дизайн автобуса отличается эффектным обликом, широким выбором цветовой гаммы наружной окраски и интересной отделкой салона, укомплектованного удобными антивандальными креслами, позволяющими комфортно располагаться. В проходе каждой двери отсутствуют ступеньки, цельная поверхность пола в салоне абсолютно ровная, что существенно отражается не только на эстетичности и эргономичности автобуса, но и на удобстве и комфорте пассажиров.

Водительское сиденье отделено от салона невысокой перегородкой. Рабочее кресло оборудовано пневматической подвеской с широким спектром регулировок для удобного расположения независимо от комплекции водителя. Положение руля также регулируется и фиксируется клавишным пневмозапорным устройством, рулевое управление оснащено механизмом самовозврата. Контрольная аппаратура и сигнальные лампы на щитке приборов размещаются в зоне видимости водителя, рулевая колонка и руки их не закрывают. Зеркала заднего вида оснащены прочными кронштейнами, что значительно снижает вибрацию.

Если все выявленные недочеты ликвидировать и цена на ЛиАЗ выявится приемлемой для городских потребителей, это даст возможность большим пассажироперевозчикам образовать рациональную городскую автобусную сеть. Такой низкопольный вид транспорта в большей степени оценят инвалиды и пенсионеры, поскольку не понадобится подниматься по ступенькам.

Проверка и советы по эксплуатации

В РФ и странах СНГ принято измерять плотность воздуха в кгс/см 2 , что равняется одной атмосфере. В других странах могут использоваться другие физические величины. Как правило, специальные приборы для проверки автобусных шин оснащаются практичной шкалой.

Проверка показателя происходит в разных случаях:

  • при подозрении на снижение давления воздуха;
  • во время пересмены водителей;
  • спустя 100 километров пробега после монтажа или ремонта резины;
  • в случае внезапных заморозков или оттепели;
  • перед выходом пассажирского транспорта в рейс, а также в конце рабочего дня;
  • при длительных остановках и ТО.

Дизайн

Сравнение с Geely Xingyue L было проведено не случайно. Китайская модель, как и представленный купеобразный кроссовер ЛиАЗ, имеет кузов, который отличается резкими очертаниями. Кроме того, удлиненная корма у российской новинки намекает на то, что автомобиль оснащается семью посадочными местами. Выпускать столь длинный кроссовер с 5-местным салоном станет необоснованным решением. Сегодня мало кто хочет переплачивать за автомобиль с большим багажником. Об этом свидетельствует падение спроса на универсалы как в России, так и за рубежом.

Новое кросс-купе ЛиАЗ-5292 2021-2022 выполнено в стиле, характерном для многих одноклассников. Помимо резко очерченного кузова, автомобиль выделяется практически ровной крышей, которая медленно опускается в сторону кормы. Но у представленной новинки задние опорные стойки получились компактными. Это связано с тем, что подоконная линия ближе к корме резко изгибается вверх, визуально увеличивая размеры задних колесных крыльев. Переднее стекло у представленной новинки получилось достаточно крупным, что в сочетании с компактными стойками обеспечивает хорошую обзорность и сужает площадь «мертвых» зон. В пользу того, что отечественный дизайнер создал 7-местный кроссовер говорит наличие дополнительных боковых окон, размещенных в районе багажного отсека.

Спереди у российской новинки размещается широкая радиаторная решетка многоугольной формы с выраженными пластиковым кантом черного цвета. Несмотря на узнаваемые по многим современным паркетникам передние фары, у кросс-купе ЛиАЗ они выделяются оригинальным рисунком: внутри головной оптики размещено множество квадратных светодиодов, часть которых, вероятно, выполняет роль ДХО.

Скругленный передний бампер у российской новинки более чем на половину перекрывается удлиненным воздухозаборником, «подчеркнутым» снизу характерным выступом. Разработчик разместил по бокам компактные противотуманные фонари, также базирующиеся на светодиодах.

Задняя часть кузова у кросс-купе ЛиАЗ-5292 2021-2022 тоже выдержана в знакомом стиле. Здесь можно найти развитое антикрыло и крупные фонари, которые по краям сужаются до тонких полосок. Кормовая оптика у российской новинки не соединяется между собой, несмотря на то, что данное решение все чаще встречается на современных кроссоверах. Сравнительно просто оформлен и задний бампер, дополненный узкими стоп-сигналами.

Технические характеристики ЛиАЗ-529260

С 2014 года был начат выпуск моделей ЛиАЗ-529260 – низкопольных автобусов длиной 10,5 м. Техника выпускается в двух- или трехдверном исполнении. Сидячих мест – 22+1 или 26+1, общая вместимость – 75 пассажиров. Двигатель – ЯМЗ, КПП – ZF, автоматическая. Машина может использоваться на городских маршрутах как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах с ограниченным пассажиропотоком.

Для модификации ЛиАЗ-529260 характерны:

  • наличие системы наклона «книлинг»;
  • большая накопительная площадка;
  • приспособления для удобной перевозки пассажиров в инвалидных колясках;
  • высокая маневренность, благодаря которой автобус может удобно перемещаться по узким улицам.

Основными преимуществами модификаций, созданных на базе ЛиАЗ-5292, являются: комфортабельный салон, грамотно обустроенное водительское место, длительный ресурс кузова (не менее 12 лет), небольшой шум от двигателя, низкий уровень вибраций.

Источник

Модификации с газовым двигателем

5292.67

Модификация с газовой версией дизельного двигателя ЯМЗ-536. Первоначально планировалось автобусу присвоить индекс ЛиАЗ-5292.90, но в последние месяцы индекс был перенумерован. На данный момент выпущен лишь 1 автобус данной модификации и с мая 2016 года он начал испытания с пассажирами в Екатеринбурге. От результата испытаний будет зависеть судьба запуска данной модификации в серийное производство.

5292.70 (52927)

Газовая модификация автобуса ЛиАЗ-5292.00. Вместо двигателя Caterpillar 3116 установлен двигатель Cummins CGe 250 30 (по данным производителя — MAN Е0836 LOH01 (Евро-5)[2]). Всего было выпущено два автобуса данной модификации.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2984 дня

]. В январе 2016 года 5 автобусов поступило в Нальчик[5]. Один автобус ЛиАЗ-52927 эксплуатировался в филиале 11-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» с 2006 года, списан в 2015 году из-за износа оборудования. Автобус имел поперечное расположение двигателя Cummins CGe250 и автоматическую коробку передач Voith с угловым редуктором. Из-за неудачного расположения радиатора системы охлаждения двигатель начинал греться, как только скорость автобуса превышала 30 км/час. Автобус эксплуатировался только в зимнее время года и был списан с пробегом менее 200 тыс. км.

5292.71 (52927 EEV)

Модификация с газовым двигателем MAN E0836 LOH01, отвечающим нормам EEV (Евро-5+) и автоматической трансмиссией нового поколения ZF EcoLife 6 AP 1200B (установлена только на самой первой выставочной машине данной модификации).[6] Первый экземпляр данной модификации был впервые показан на выставке Busworld-2010 в июле 2010 года. На нём были продемонстрированы новый салон и новый дизайн передней маски кузова для автобусов семейства ЛиАЗ-5292. В 2012 году ЛиАЗ-5292.71 был запущен в серийное производство. Первые 40 автобусов этой модели поступили в филиал 11-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» без кондиционеров, однако потом были возвращены на завод для доработки. На автобусы был установлен кондиционер, а газовые баллоны смещены вперёд. Следующая партия автобусов в количестве 20 единиц поступила с кондиционерами. С апреля 2012 года автобусы этой модификации оснащаются кондиционерами. После разрыва газового баллона типа КПГ/CNG-2 09.05.2013 года все газовые автобусы Москвы были временно отстранены от эксплуатации. В 2014 году после замены производителем автобусов баллонов типа КПГ/CNG-2 на баллоны КПГ/CNG-3 и устранения конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, эксплуатация данной модели автобуса в Москве было поэтапно полностью восстановлена. Тридцать автобусов данной модификации работают в Челябинске (с июля-сентября 2014 года), тридцать шесть в Санкт-Петербурге и двадцать девять автобусов — в Химках. В декабре 2015 года первая партия данного типа автобусов прибыла в Симферополь. Она приступила к работе 15 июля 2016 года.

Вариации и модификации

Для любого российского автозавода вполне характерны ситуации частой смены поставщиков компонентов, изменение схем и технологий отделки экстерьера и постоянная модернизация от партии к партии, несущая множество мелких отличий. При этом изменения не относятся конкретно ни к модельному году, ни к региону поставок. Заказчики, в свою очередь, обсуждая спецификации, вносят свои коррективы в детали. Посему буквально нескольких абсолютно одинаковых отечественных автомобилей-близнецов найти крайне сложно.

Так и с ЛиАЗ-5292. Осмотр реальных автобусов, курсирующих по улицам и изучение огромного количества фотографий, показали, что за полтора десятка лет на конвейере автобус комплектовался стеклопакетами примерно с пятью вариантами форточек, тремя вариантами оптики, не менее чем двумя вариантами дверей, сдвоенными или одинарными цельными ветровыми стёклами, двумя вариантами формул дверей, не говоря уж о постоянно «плавающих» всевозможных решётках и лючках, обусловленных применением разных двигателей и КП.

Вносят в это многообразие свою лепту и авторемзаводы, и сами ПАТП. На этом этапе я решил согласиться с китайцами, предложившими своё видение некой условной модификации ЛиАЗ-5292, оправдавшись вышеизложенными факторами.

ЛиАЗ 429260-60

Андрей Филиппов, фото автора

«Андрей, а зачем ЛиАЗ сделал такую короткую машину с тремя дверями и полностью низким полом?» – с таким вопросом ко мне подошли сразу несколько участников фестиваля «Мир автобусов» за день до официального открытия выставки. В ответ я мог только пожать плечами, потому что на тот момент меня мучил этот же вопрос – уж слишком дорогостоящим выходит применение заднего портального моста при такой малой пассажировместимости, да и вопросов с компоновкой масса… Пришлось ждать официального релиза «Группы ГАЗ», а потом ещё прослушать дополнительные комментарии её представителей, прежде чем удалось-таки понять, зачем же был создан этот автобус.

Зачем нам в городе малый класс?

Согласитесь, востребованность в полноценных городских автобусах малого класса есть, особенно в небольших городах, где 12-метровым машинам мало того, что тесновато, так ещё и с их 100 %-ной наполняемостью большие проблемы.

До недавнего времени эту нишу заполняли МАЗ (МАЗ 206 – до сих пор на рынке), ПАЗ (ПАЗ-3237 – последняя поставка в 2014 г.) и б / у автобусы из Европы (нынешний ценник остановил и без того небольшие закупки). Вездесущие «китайцы» помогали, как могли, но наличие даже одной невысокой ступеньки на входе для города – уже проблема, ну и цены опять же подскочили. Используемый в этом сегменте перевозок ПАЗ-4234 и даже новый ПАЗ-320412 семейства Vector из-за своих «трапов» на входе категорически не отвечают термину «городской автобус» в современном понимании.

Выходит, один крупный игрок на рынке. Не маловато ли? Похоже, в «Группе ГАЗ» решили всерьёз заняться этой проблемой.

За всё нужно платить

Результат решения данной задачи как раз перед вами – 9,5-метровый ЛиАЗ-429260. Машина на первый взгляд с привычными для ЛиАЗа дизайном и компоновкой, тем не менее оказалась довольно оригинальной при ближайшем знакомстве.

Начнём с формулы дверей – 1–2–1. Для машин подобной длины, присутствующих на российском рынке, это редкое явление. Обычно дверей только две, а задний свес полностью отдаётся на откуп пассажирам. Нельзя не признать, что наличие третьей двери наряду с «минусами» – уменьшение числа сидений и появление неиспользуемого пространства салона, есть и «плюсы» – увеличение скорости ротации пассажиров и сокращение перемещений по узкому проходу в салоне.

Теперь низкий пол по всей длине салона. Безусловно, перемещаться по ровной поверхности прохода удобнее, чем прыгать по ступеням. Тем более когда речь идёт о городской машине, где течёт бесконечный поток пассажиров, а сам автобус постоянно передвигается в «рваном» ритме. Но из-за того, что сиденья всё равно расположены на подиумах различной высоты, воспользоваться всеми благами низкопольности возможно только при 60 %-ной загрузке салона, ибо процесс перемещения пассажиров с упомянутых подиумов всё равно требует дополнительного места в проходе, сводя на нет все «плюсы» ровного прохода.

Более того, применяемые для создания ровного пола задние портальные мосты значительно дороже своих стандартных аналогов, что, собственно, и сдерживает повсеместный выпуск «низкопольников» малого класса. Из-за соотношения цена – удобство полунизкопольная схема пользуется куда большим спросом.

Ну и наконец компоновочные вопросы, естественно, возникшие при сочетании низкого пола, малой длины и трёхдверной схемы. Описывать их все большого смысла нет – всё видно на фото. Как говорится, за всё надо платить.

Цены

В России цена приблизительно составляет 9 000 000 рублей.

Заявленный срок службы кузова и технических деталей 12 лет, но как утверждают владельцы и водители автобусов, с каждым последующим рестайлингом качество существенно снизилось. По мотору и коробке претензий ни у кого нет, исключением является система впрыска топлива, для которой необходимо только хорошее топливо. Часто сбои в работе дает электрика. Система кондиционирования работает некорректно. Пассажирские сиденья подвержены быстрому износу.

Несмотря на перечисленные недостатки, автобус ЛиАЗ-529222 пользуется большой популярностью как раз из-за своей надежности и неприхотливости. Он полностью ремонтопригоден, а любые детали на него найти не составит труда.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]