Долгое время считали, что низкопольные автобусы хороши лишь для больших городов, особенно для мегаполисов. Поэтому повсюду проектировали и выпускали большие и особо большие машины с низким полом.
Однако в России много средних городов, где пассажиропоток невелик, улицы узкие, и опыт эксплуатации больших автобусов показал, что это нерентабельно.
А время диктует свои законы: горожане хотят видеть в таких городах транспортные средства с низким полом. Это очень удобно прежде всего для маломобильных групп населения: для родителей с колясками, для перевозящих тяжелый багаж, инвалидов и больных.
Дизайн и версии
Внешность мало чем отличается от других моделей российской компании. Все элементы кузова в стиле ЛиАЗа. Смотрится Курсор гармонично и современно, а на первый взгляд он не уступает даже европейским аналогам, однако, многие легко его путают с автобусами китайских производителей.
Передок выглядит очень опрятно. Этому способствует огромное панорамное ветровое стекло, которое занимает большую часть кузова спереди. Под ним красуется логотип компании и хромированная накладка. В углах расположилась раскосая оптика со сложным наполнением, а под ней виднеются круглые противотуманные фары. С правой стороны в переднюю часть вынесено огромное боковое зеркало заднего вида.
В профиль автобус ничем не примечателен, привлекательные колесные арки, большая площадь остекления и прозрачные двери.
На корме можно выделить огромные вертикально ориентированные фонари и круглые противотуманные фары и повторители поворотов, расположенные во всех четырех углах автобуса. Практически вся площадь задней части автобуса закрыта металлической фальш-решеткой радиатора. Большое количество воздухозаборников можно увидеть и на его концевой части сбоку.
Габариты:
- длина – 9.5 метра;
- ширина – 2.5 метра;
- высота – 2990 мм (включая кондиционер);
- масса автобуса составляет 9020 кг, нагрузить его можно до 14 400 кг.
Доступен автобус в двух версиях:
- городская версия – 3-дверный вариант, вмещающий в себя до 82 человек. Из них предусмотрено 24 сидячих места.
- загородная версия – 2-дверный вариант с количеством сидячих мест на 28 человек, однако, принять он способен от 68 до 75 человек.
Купить ЛиАЗ 4292
В настоящее время можно купить одну из двух модификаций:
- полностью низкопольный с тремя дверями и максимально удобной посадкой пассажиров, в том числе и малоподвижных. Имеется всего 24 сидячих места, зато общая вместимость — 82 человека. Для городских перевозок;
- частично низкопольный пригородный двухдверный автобус, 28 сидячих мест или 75 вместе со стоячими.
Обе модификации носят индекс 4292 60.
Салон
Оснащение места водителя на высшем уровне. Перед ним простой 4-спицевый руль, за которым идет самая современная приборная панель, в которую интегрирован цветной бортовой компьютер. Инженеры серьезно поработали над эргономикой салона и добавили огромное количество полезного функционала, однако, многих водителей не устраивает расположение ручки КПП, которая регулярно соприкасается с коленом.
Отдельно отметим водительское кресло с широким спектром регулировок, оптимальное наполнение и выраженную по меркам автобусов боковую поддержку. У водителя открывается хороший обзор во все стороны, также продумана система наблюдения просмотра входных дверей.
Технические характеристики
Модель двигателя | ЯМЗ-53403 |
Тип | Дизельный |
Экологический класс | Евро-5 |
Объем | 4,43 л |
Количество цилиндров | 4 |
Максимальная мощность | 210 л.с. при 2300 об/мин |
Крутящий момент | 780 H*m при 1200-1600 об/мин |
Коробка передач | АКПП ZF 6AP-1000B или Allison Т2100 |
Максимальная скорость | 85 км/ч |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS и ASR |
Рулевой механизм | ZF, Servocom 8095 с гидроусилителем |
Автобус оснащается двигателем ЯМЗ-53403. Это рядный 4-цилиндровый мотор, работающий на «тяжелом» топливе. Его рабочий объем составляет 4.4 литра. Это современный мотор, который оснащается системой Common Rail и турбокомпрессором. Охлаждение жидкостное. Введение новых технологий позволяет проходить мотору по стандартам экологии Евро-5.
Максимальная мощность двигателя ЯМЗ-53403 составляет 210 л.с., а максимальный крутящий момент – 780 Нм. Работает он в паре с двумя автоматическими КПП на выбор: ZF и Allison. Обе эти коробки передают весь крутящий момент на заднюю ось. «Механика» пока недоступна.
Максимальная скорость девятитонного автобуса составляет 85 км/ч.
Автомобиль имеет полностью зависимую подвеску. Также он укомплектован и пневномабаллонами для увеличения дорожного просвета при прохождении трудных участков дороги.
Тормозная система имеет двухконтурный центр и полностью дисковую систему на всех колесах. Рулевое управление может похвастаться наличием гидравлического усилителя.
Лиаз 4292: технические характеристики, расход топлива, фото кузова и салона автобуса
Скоро на маршруты всей страны выйдет первый в своем классе отечественный низкопольный 9,5-метровый автобус полный передовых технических новаций. Нам удалось опробовать его в деле
ЛИАЗ-429260 (ГАЗ 9,5). Габаритная длина: 9,5 м. Начало продаж: 2016 г. Цена: от 7 500 000 руб.
Степень унификации кузова (силовой каркас, остекление, внутренняя отделка, элементы крыши) с моделями ЛиАЗ большого класса составляет около 60 %
Еще недавно считалось, что стихия низкопольного автобуса — мегаполис с развитой дорожной инфраструктурой и стабильно высоким пассажиропотоком. Именно поэтому эра низкопольников, где доступ в салон существенно упрощен, началась с машин большого и особо большого классов.
Между тем, в малых городах с узкими улочками, короткими маршрутами и нестабильным пассажиропотоком эксплуатация крупногабаритной техники себя не оправдывает. В этом случае перевозчику выгоднее иметь два юрких и маневренных небольших автобуса, чем один вместительный, но требующий более дорогого обслуживания. Однако решения, касающиеся облегчения входа и выхода пассажиров, включая наклон кузова в сторону дверей, безусловно, приобретают все большую актуальность. Неудивительно, что на рынке имеется спрос на низкопольные автобусы среднего и даже малого классов.
Последнее время эту нишу заполняла продукция Минского автозавода (МАЗ-206) и Павловского автобусного завода (ПАЗ-3237). Продавались у нас и украинские Богдан А302 с частично низким полом. Но полностью низкопольной машиной, позволяющей свободно перемещаться по всей длине салона без ступенек, был только МАЗ-206.
Похоже, «Группа ГАЗ» решила всерьез заняться этой проблемой. В качестве пробного шара выступил 10,5‑метровый ЛиАЗ-52926. Разработанный по заказу ГУП «Мострансавто», он встал на конвейер Ликинского автобусного завода в 2014 году. Затем, в конце минувшего года, производственную программу «Группы ГАЗ» пополнил 9,5‑метровый ЛиАЗ-429260 (по новому бренд-буку ГАЗ 9,5), позиционируемый как первый полностью низкопольный автобус среднего класса российского производства. Для справки: в соответствии с Федеральным законом об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (№ 220‑ФЗ) к среднему классу относятся транспортные средства длиной от 7,5 до 10 м включительно.
Рабочее место водителя выполнено в соответствии с европейским стандартом EBSF
Прототип ЛиАЗа среднего класса впервые был представлен широкой публике на фестивале «Мир автобусов» в Коломне. А к грузовому салону «КОМТРАНС — 2015» конструкторы подготовили существенно доработанный вариант. Именно с этой машиной мы недавно познакомились в Ликино-Дулево.
Проверить исправность автобуса и узнать пробег до техобслуживания можно с помощью многофункционального дисплея
ПО ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Итак, ЛиАЗ-429260. Машина с, казалось бы, привычными для ликинских автобусов дизайном и компоновкой при близком знакомстве оказалась довольно оригинальной. Серьезным обновлениям подверглись и внешность, и агрегатная база, и компоновка салона. Если в прототипе некая оригинальность передней маски рассматривалась лишь как поисковое решение для рестайлинга, то в окончательном виде экстерьер преобразился кардинально — автобус получил высокое ветровое стекло, оригинальную головную оптику и новые задние блок-фонари.
Реализуя проект, что называется, с чистого листа, конструкторы постарались заложить в новую машину максимально возможный технологический уровень. От «больших братьев» укороченный до 9,5 м автобус отличается агрегатной базой: он оснащен более легкой передней независимой подвеской ZF RL-55, 4‑цилиндровым дизелем ЯМЗ-534030 (210 л. с., Евро-5 с технологией EGR), автоматической коробкой передач Allison T211 или ZF 6 AP-1000B и портальным ведущим мостом ZF AV-110. Применение агрегатов, рассчитанных на меньшую полную массу, позволяет заметно снизить как первоначальную стоимость автобуса, так и дальнейшие расходы на эксплуатацию, считает производитель. Действительно, рядная «четверка» все равно окажется менее прожорливой, чем 6‑цилиндровый собрат. А ведь есть еще объемы технических жидкостей, которые тоже стоят денег. Компоновка мотоотсека унифицирована с пригородными автобусами: радиатор расположен поперечно на одном уровне с двигателем. Это решение также продиктовано экономическими соображениями: отсутствие массивного углового редуктора снижает стоимость машины и упрощает ее обслуживание.
В салоне может быть до 23 посадочных мест
На рынке будут предлагаться две модификации ЛиАЗ-429260: полностью низкопольный городской и частично низкопольный пригородный (ЛиАЗ-429260‑01). Городской вариант имеет три двери. При общей вместимости до 75 пассажиров он предусматривает от 19 до 23 посадочных мест, плюс зона для пассажира в инвалидной коляске. Детальная проработка компоновки салона здесь видна невооруженным глазом. Например, среднюю пассажирскую дверь сдвинули в сторону задней части автобуса, освобождая дополнительное салонное пространство для стоячих мест, а сиденья передней площадки лишили подиумов — так конструкторы прислушались к пожеланиям пожилых людей. При этом степень унификации кузова (силовой каркас, остекление, внутренняя отделка, элементы крыши) с моделями ЛиАЗ большого класса составляет около 60 %.
Список новаций дополняет рабочее место водителя — оно выполнено в соответствии с европейским стандартом EBSF (European Bus System of the Future). Под этой сложной аббревиатурой предусматривается одинаковое расположение органов управления (клавиши приборной панели, подрулевые переключатели, кран стояночного тормоза и т. п.) и соблюдение всех правил эргономики: стандартные способы регулировки кресла, зеркал и рулевой колонки. Нет смысла подробно описывать все удобства для экипажа, поскольку то же самое можно увидеть, оказавшись за рулем любого современного европейского низкопольника. В Европе это делается для того, чтобы водитель, пересев в автобус другой марки, освоился как можно быстрее. А вот у нас пока подобных обязательных требований нет, поэтому «Группа ГАЗ» в этом смысле действует на опережение.
Сиденья передней площадки установлены без подиумов и снабжены подлокотниками
АПГРЕЙД ПРЕДУСМОТРЕН
В качестве обязательного приложения к новому командному посту автобус получил мультиплексную систему электрооборудования. Каналом обмена информации между бортовыми электронными системами является CAN-шина — в единой сети управления прописаны все конечные адресаты, начиная с электронных компонентов шасси и заканчивая системой освещения, управления зеркалами и стеклоочистителями. По сравнению с прежней аналоговой системой (она предлагается как базовый вариант для пригородной версии автобуса), мультиплекс уменьшает количество жгутов электропроводки в 2,5 раза. Имеется возможность реализации множества дополнительных функций (круиз-контроль, датчик дождя, автоматическое переключение света, настройка интервала движения щеток и т. п.) без изменения архитектуры.
Откидной пандус и наклон кузова в сторону дверей упрощают доступ в салон маломобильных пассажиров
Другим достоинством мультиплекса является возможность ускоренной диагностики — полную картину технического состояния машины можно получить в течение нескольких минут. Решения, реализованные в новом ЛиАЗе, обеспечивают не только автоматическую передачу данных об автобусе во время нахождения на маршруте (скорость, местоположение, расход топлива, изображение с бортовых видеокамер и т. д.), но и удаленную диагностику всех систем с передачей данных в техническую службу парка или диспетчерскую. Проверить исправность автобуса, узнать пробег до следующего техобслуживания (межсервисный интервал составляет 30 000 км) всегда может и сам водитель — это позволяет многофункциональный дисплей, распложенный справа от приборной панели.
Моторный отсек унифицирован с пригородными автобусами
Логично поставить вопрос: готовы ли перевозчики в регионах работать с техникой такого высокого уровня? На ЛиАЗе не видят в этом никаких проблем. «Вопросов с ремонтом не будет — персонал обучим, оборудование предоставим», — говорит Вячеслав Орехов, директор департамента продвижения автобусов ЛиАЗ ООО «Русские автобусы — Группа ГАЗ». В будущем компания планирует предлагать на рынке автобусы с сервисным контрактом. «Перевозчик должен заниматься обслуживанием пассажиров, — поясняет Вячеслав Орехов. — Все остальное, включая техническую готовность подвижного состава, является ответственностью поставщика или той компании, с которой заключен договор. Электронные средства мониторинга, реализованные в ЛиАЗ-429260, органично вписываются в эту концепцию».
Применение 5 агрегатов, рассчитанных на меньшую полную массу, позволяет заметно снизить как первоначальную стоимость автобуса, так и дальнейшие расходы на эксплуатацию
Вкратце об ощущениях за рулем. Понравилась управляемость машины. Минимальный радиус разворота 8,9 м — это следствие использования независимой подвески. Помнится, автобус с обычной передней осью нуждался в куда большем пространстве для маневра.
Из замеченных минусов — неудачное расположение правого зеркала: обзор искажает сдвинутая к ветровому стеклу перегородка кабины. Впрочем, конструкторы в курсе проблемы, обещают, что в товарных машинах будет другой кронштейн. В общем, остается надеяться что новый автобус завоюет популярность, будучи конкурентоспособным не только по характеристикам, но и по цене, которая для городской версии с тремя дверями начинается с 7,5 млн руб.
Передняя независимая подвеска обеспечивает не только улучшенную плавность хода, но и маневренность
- Высокая маневренность, низкие эксплуатационные расходы, упрощенный доступ в салон
- Неудачное расположение зеркала заднего вида
Технические характеристики | |
Количество мест для сидения | 23 |
Снаряженная масса, кг | 13 150 |
Полная масса, кг | 8000 |
Габариты (длина/ширина/высота), мм | 9500/2500/2880 |
Колесная база, мм | 4500 |
Объем топливного бака, л | 180 |
Двигатель | |
модель | ЯМЗ-5340300, Евро-5 |
тип | дизельный, рядный, 4-цилиндровый |
рабочий объем, л | 4,43 |
мощность, л.с. | 210 при 2300 мин-1 |
крутящий момент, Нм | 730 при 1300-1600 мин-1 |
Коробка передач | Allison T211 или ZF 6 AP-1000B |
Подвеска | |
передняя | независимая, пневматическая |
задняя | зависимая пневматическая |
Тормоза | дисковые |
Шины | 265/70R19,5 |
Сервис | |
Заводская гарантия | 18 месяцев или 100 000 км |
Межсервисный пробег | 30 000 км |
Цена | |
Базовая/тестируемого автобуса | 7 500 000 руб. |
Конкуренты | |
ПАЗ-3237, MAЗ-206 |