История производства автобусов Scania за прошедшие 100 лет


26 Октября 2017 Автобус Scania IRIZAR I6 — это универсальный высококлассный автобус, идеально подходящий для междугородних и туристических перевозок пассажиров.
В линейке автобусов SCANIA IRIZAR I6 занимает особое место благодаря своим техническим характеристикам, конструкции, аэродинамике, проработке мельчайших деталей и высокому уровню комфорта.

Международная репутация компаний SCANIA и IRIZAR превращает автобус в эталон безопасности, надежности и экономической прибыльности.

Автобус SCANIA IRIZAR I6 обладает огромным потенциалом для производства по индивидуальному заказу.

Наши клиенты могут выбрать комплектацию в соответствии со своими техническими и коммерческими требованиями. Путешествие в автобусе SCANIA IRIZAR I6 доставляет истинное наслаждение.

Пятая декада – американский опыт

В 1950-е гг. Scania-Vabis вступила с новыми переднемоторными автобусными шасси семейства B, на которые устанавливали кузова сторонних изготовителей. Все модели оснащали дизелями собственного производства мощностью 90 и 135 л.с.

В этот же период шведские специалисты возобновили связи с автомобилестроителями США. На этот раз это была компания Mack Manufacturing Corp., которая помимо грузовиков до 1960 г. выпускала и автобусы. Еще в 1949 г. Scania-Vabis приобрела для пробной эксплуатации заднемоторный автобус вагонной компоновки Mack C50. После 18 месяцев испытаний было решено наладить выпуск этой модели в Швеции. Взамен специалисты Scania-Vabis поделились с американцами своими разработками дизелей. Шведский вариант получил обозначение С50 Metropol и оснащался 8-цилиндровым атмосферным дизелем Scania-Vabis мощностью 180 л.с. Это был первый автобус, который полностью собирали в автобусном цеху фирмы в Сёдертелье. В 1953–1954 гг. было построено 200 экземпляров, из которых 199 закупили для Стокгольма. Однако для шведской столицы автобус длиной 12,1 м оказался слишком громоздким, поэтому в 1955 г. его сменила укороченная до 10,6 м и более лёгкая модель С70 Capitol, выпускаемая до 1959 г. За этот период было собрано 244 автобуса трёх модификаций – 70/1, 70/2 и 70/3. На базе модели C70/3 был разработан её экспортный вариант C71, представлявший собой шасси с каркасом кузова. Четыре машины продали в Израиль, где на предприятии Haargaz их оснастили кузовными панелями.

Наконец, в 1959 г. начался выпуск последнего автобуса с американскими корнями – модели C75 Capitol. До 1962 г. было собрано 118 машин этого типа. На его базе была создана экспортная междугородная модель IC75/2V, 12 этих автобусов в 1959 г. отправили в Аргентину. Переняв заокеанский опыт постройки полностью комплектных машин с несущим кузовом, Scania-Vabis начала выпуск автобусов с более традиционным для Швеции дизайном.

Из-за расширения модельного ряда система обозначения автобусов начала меняться: у новых моделей с расположением силового агрегата перед передней осью к индексам B (шасси) и С (автобус с несущим кузовом) теперь добавлялась литера F.

В первое послевоенное десятилетие из 5507 выпущенных автобусных шасси почти половина ушла на экспорт. Автобусы с эмблемой Scania-Vabis в 1950-х гг. можно было встретить на дорогах Голландии, Бельгии, Норвегии, Финляндии, Дании, Испании, Португалии, Греции, Индии и Сирии. Особое место в экспорте занимали страны Латинской Америки. Так, в 1956 г. в Аргентине ездило уже 600 автобусов «Скания-Вабис». В 1957 г. в пригороде бразильского г. Сан-Паулу был открыт сборочный завод Scania-Vabis Motores i São Bernardo, начавший свою деятельность со сборки двигателей и грузовиков, а в 1959 г. освоивший сборку переднемоторных автобусных шасси серии В75. Кроме того, во всем мире свыше 50 кузовных предприятий использовали шасси Scania-Vabis.

ДРУГИЕ ВОЗМОЖНОСТИ


  • Указатели маршрутов

  • Возможность подключения устройств iPod
  • Цифровые часы
  • Защитные профили из алюминия в днище багажного отделения
  • Светодиодные фонари на заднем бампере
  • Перегородки в багажных отделениях
  • Конструкция из нержавеющей стали
  • Камера заднего вида
  • Камера гида
  • Видеорегистратор
  • Камера средней/задней двери
  • Система мойки автобуса
  • Пожарная сигнализация в туалете
  • Система тушения пожара
  • Камеры наблюдения
  • «Чувствительная кромка» в люках багажного отделения
  • Парктроник
  • Запасное зеркало в багажном отделении
  • Независимые климатические системы для водителя и пассажиров
  • Освещение LED для чтения
  • Освещение LED в проходе
  • Полка в багажном отсеке
  • Выдвижная аккумуляторная батарея
  • Пылесос
  • Аптечка
  • Устройство блокировки включения зажигания Alcolock

Тема: Новые модели автобусов / Тест автобуса

Шестая декада – смена марки

Важной составляющей производственной программы по-прежнему были автобусные шасси типа В и BF, являющиеся наследниками машин предыдущих лет. В этот период их экспортировали примерно в 100 стран мира, где оснащали кузовами различных местных изготовителей. К концу 1960-х сбыт переднемоторных автобусов в континентальной Европе резко упал, но они по-прежнему пользовались спросом в странах третьего мира. Другим направлением стал выпуск автобусов полностью собственного изготовления серий CF и CR (так теперь обозначали заднемоторные машины). Но по сравнению с шасси их выпуск носил ограниченный характер. Главным направлением в этой области Scania-Vabis считала обеспечение комфорта пассажиров и охраны окружающей среды. Так, в 1966 г. начался выпуск городского автобуса CR76 заднемоторной компоновки, отличавшийся низким расположением пола и двигателем с пониженным уровнем выхлопа.

В октябре 1966 г. Scania-Vabis приобрела завод кузовостроительной фирмы Svenska Karosseri Verkstäderna (SKV), расположенный в г. Катринегольме, куда в 1967 г. перевела из Сёдертелье сборку автобусов модели CR76, а в 1968-м – автобусных шасси, после чего производство автобусов и шасси было выделено в подразделение Scania-Bussar AB.

3 сентября 1967 г. в Швеции настал так называемый «день R», когда произошел переход на правостороннее движение. Решение ездить так же, как в континентальной Европе, было принято еще в мае 1963 г., и к переходу основательно подготовились. В начале 1967 г. уже начали «про запас» выпускать автобусы с правым расположением дверей, а выпуск леворульных машин практически свернули. После введения правого движения началась массовая замена автобусов, для чего перевозчикам выдавали льготные кредиты и частично их субсидировали. При этом на ещё крепких автобусах прежних лет кустарным способом переносили двери на другой борт, но их эксплуатировали недолго.

В 1968 г. марку Scania-Vabis переименовали в Scania. Тогда же в связи с началом производства грузовиков так называемой «нулевой серии» стали выпускать заднемоторные шасси BR110M (1968–1973 гг.), а автобусы модели CR76 получили обозначение CR110М.

В 1969 г. Scania-Vabis объединилась с компанией Saab, в результате чего появилcя концерн Saab-Scania AB. В том же году началось освоение специфического британского рынка. В Туманный Альбион стали поставлять шасси BR110M, на которые кузовостроительная фирма Metro Cammell Weymann (MCW) монтировала кузова городских автобусов. Готовая продукция получила название Metro-Scania.

ЛЮКСОВЫЙ КОМФОРТ


Обновленная модель Irizar i6 в ряду одноклассников сочетает в себе изысканный дизайн и комфорт класса люкс — удобный салон, уникальный дизайн и множество опций делает автобус привлекательным на рынке как для пассажиров, так и для перевозчиков.
Достоинство Scania Irizar i6 в том, что он может быть адаптирован для любого типа пассажирских перевозок: от максимального числа мест для сидения и внушительного багажного пространства, до максимального комфорта, вплоть до езды в полулежащем состоянии. Основной уровень исполнения – 3 звезды, хотя есть и несколько вариантов с комфортом на одну звездочку больше.

Автобус может быть построен с учетом индивидуальных потребностей и вкусов заказчика, к услугам которого широкий выбор материалов отделки салона, типов сидений, мультимедийных систем.Салоны оборудуются беспроводным интернетом. Также предусмотрена возможность подключения устройств iPod, спутниковая навигация, встроенные в спинки сидений мониторы, индивидуальная аудиосистема.

Внутреннее LED-освещение с сенсорным управлением в панели кондиционера для включения света работает в режиме чтения, вызова стюарда, сигнала остановки и подсветки номера места.

В некоторых исполнениях люксовый автобус имеет устанавливаемые на заказ игровые столы, внешний тент над линией окон, розетки электропитания на 220 В. Отдельным пунктом идут опции по организации питания на борту. За дополнительную плату ставят кофеварку, кулер для воды, мини-кухню.

Седьмая декада – от Британии до Бразилии

К началу 1970-х гг. Scania начала терять доминирующее положение на автобусном рынке в Скандинавии, поэтому важное место в производственной программе стали занимать автобусные шасси заднемоторной компоновки моделей BR110M, а затем BR111M (1974–1978 гг.). Однако по-прежнему были популярны и шасси с передним расположением двигателя. Самыми массовыми из них были шасси моделей BF110 (1968–1975 гг.) и BF111 (1975–1981 гг.), которых построили 6971 единицу. При разработке городских автобусов по-прежнему уделялось много внимания экологии. В 1971 г. начался выпуск автобусов модели CR111M с 190-сильным 6-цилиндровым дизелем и автоматической коробкой передач. Автобус отличался пониженным уровнем шумности (достигался тщательной звукоизоляцией моторного отсека), который не превышал 77 децибел, что ниже даже современных европейских норм, допускающих уровень шума от грузовых автомобилей 78–80 дБА. До 1978 г. было собрано 806 автобусов этого типа. Одновременно был начат выпуск шасси BR145 для междугородных автобусов, оснащённого дизельным двигателем типа V8 мощностью 260 л.с. На этом шасси выпускался междугородный автобус модели CR145 (1971–1976 гг.).

Важную роль в автобусном производстве играло бразильское отделение. Совместно с ним Scania-Bussar создала заднемоторное шасси BR116 для междугородных автобусов, которое можно считать одним из самых массовых изделий марки Scania этого типа. В 1977 г. выпуск шасси начался в Бразилии, а годом позже – в Швеции. Всего до 1982 г. построили 5624 таких шасси. Эту модель собирали и в Аргентине.

В 1970-х гг. Scania продолжала осваивать британский рынок. Стагнация национальной автомобильной промышленности Великобритании привела к тому, что на шведских шасси начали строить знаменитые даблдекеры. В 1973–1978 гг. для этих целей в Великобританию отправили 663 шасси модели BR111DH, которые оснастили кузовами на фирме MCW, после чего автобусы получили название Scania Metropolitan. Другая британская фирма – East Lancashire Coachbuilders в 1980–1982 гг. строила двухэтажные автобусы на шасси модели BR112DH.

В 1978 г. началось производство городского автобуса модели CR112, ставшего до 1983 г. основной машиной этого типа в производственной программе, а 1980 г. – первых сочленённых шасси BR112A.

В 1980 г. отделение Scania-Bussar изготовило 1800 автобусов и шасси.

Восьмая декада – завоевание Америки

В начале 1980-х гг. по выпуску и экспорту автобусных шасси Scania выходит на 2-е место в мире, уступая только Daimler-Benz, при этом до 90% продукции идет на экспорт. Например, в этот период немецкая фирма G. Auwärter построила 1000 автобусов Neoplan Jetliner на шасси Scania BR116. Восьмидесятые годы примечательны частыми и масштабными обновлениями модельного ряда. В 1981 г. начался выпуск переднемоторных шасси серий F и S, созданных на базе грузовиков Scania 2-го поколения, но теперь их собирали в Бразилии, и практически вся продукция шла в страны Латинской Америки на кузовные заводы Camena из Перу, бразильские Nielson, Busscar, Comil, Siferal, аргентинскую Cametal. Начались поставки шасси и в Африку (марокканские Jdidi и CIM, египетские El Nasr, Ghabbour, кенийские Labh Singh), где на них ставили упрощённые кузова, получившие в просторечии название «Джунгли-Бус».

В 1982 г. производственная программа Scania-Bussar обновилась и теперь состояла из шасси для городских автобусов серии N и шасси для междугородных автобусов серии K. Они были разработаны в содружестве с бразильским отделением и унифицированы с грузовиками Scania 2-го поколения. В 1983 г. автобус Scania CR112 был переименован и теперь выпускался как модель CN112. Годом позже появилась его сочленённая модификация CN112A. В том же 1984 г. в американском штате Коннектикут была организована сборка автобусов модели CN112 для рынка США. Шасси и двигатели для автобусов привозили из Швеции, а кузова и их оснастку собирали из американских комплектующих. Всего до 1988 г. в США собрали около 250 машин этой модели. В 1988 г. начался выпуск автобусных шасси и автобусов, унифицированных с грузовиками 3-го поколения. В их число входили шасси для городских автобусов серии N113, шасси для городских и пригородных автобусов L113 и шасси для междугородных и туристских машин серии K113. Все они предлагались в двух- и трёхосных вариантах, а в серию N входила и сочлененная модель N113A. Весь этот модельный ряд выпускали до 1996 г., а в Бразилии шасси серии K113 продержались на конвейере до 1998 г. Единственным городским автобусом в производственной программе был Scania CN113 (1988–1993 гг.).

В 1990 г. 50% всех автобусных шасси Scania реализовывалось в Южной Америке, на долю Европы без стран Скандинавии приходилось 23%, а в Швеции оставалось всего 8% выпущенных машин.

Девятая декада – период унификации

В начале 1990-х гг. производственная программа автобусных шасси не претерпела значительных изменений, но этот период стал для муниципальных российских пассажироперевозчиков временем знакомства со шведскими автобусами, которые тогда пригоняли из карельской Костомукши.

В 1992 г. Scania начала сотрудничество с испанской кузовостроительной компанией Irizar. Автобусы совместного производства базировались на шасси серии K113 и продавались через торговую сеть Scania по всему миру. Существенной новинкой стал городской автобус модели CN113CLL MaxCi, появившийся в 1993 г. От своего предшественника он отличался кузовом измененной конструкции и низким уровнем входа. В 1994–1999 гг. эту модель собирали на совместном предприятии Scania-Kapena SA в польском Слупске.

В первой половине 1990-х гг. отделение Scania-Bussar AB было переименовано в Scania Buses & Coaches, а в 1994 г. концерн Saab-Scania распался на две независимые компании – Saab и Scania.

Между тем в 1993 г. дмитровский НТЦ «Поиск» начал штучный выпуск автобусов «РусСкан-5263» на шасси Scania R113 с кузовами, унифицированными с ЛиАЗ-5256. Чуть позже началась поставка шасси для «Волжанина». В 1995-м началась сборка автобусов на шасси Scania L113CLB и Scania L94UB с кузовами Hess и Duple Metsec на эстонском предприятии Baltscan (на мощностях Тартуского авторемонтного завода).

В сентябре 1996 г. в Швеции начался выпуск автобусов и автобусных шасси нового поколения, созданных по модульному принципу. При этом унификация между автобусными шасси и грузовиками 4-го поколения достигла 85%. В гамму выпускаемой продукции входили следующие заднемоторные автобусные шасси: серия N c поперечным расположением двигателя, серия K с продольным расположением и серия L c продольным и наклонным расположением силового агрегата. На шасси серии N была начата сборка городских автобусов CN94UB OmniCity. Их отличительной особенностью была возможность наклона кузова, облегчавшая доступ пассажирам в салон автобуса на остановках. Шасси серии K служили базой для междугородных и туристских автобусов.

В августе 1997 г. сборка городских автобусов началась на построенном в 1992 г. заводе Scania во французском г. Анже. В 1998 г. начался выпуск городских и пригородных автобусов CL94UB OmniLink, созданных на шасси серии L. Эта модель также существовала в трёхосном и сочленённом вариантах. В этом же году сборка шасси 4-го поколения началась в Бразилии. При этом бразильская производственная программа в отличие от европейской включала как переднемоторные шасси серии F94, так и некоторые «экзотические» модели, например, четырёхосные шасси K124EB 8×2 420. В 2000 г. в Европе началась сборка междугородных автобусов OmniLine, созданных на шасси серии K.

Дополнительные опции

Возможности по индивидуализации лайнера можно расширить за счет покрытия пола под дерево, установки камеры заднего вида и камеры гида, использования видеорегистратора и камеры средней (задней) двери.

Покупателям доступна пожарная сигнализация в туалете, камеры наблюдения салона, «чувствительная кромка» в люках багажного отделения, парктроник.


Даже «запаску» можно переместить из фронтальной части в багажное отделение.


Для удобства можно заказать выдвижную аккумуляторную батарею, перегородки в багажном отсеке и устройство блокировки зажигания Alcolock.

Одним словом, Scania Irizar i6 не только создан по последнему слову техники, но и по последнему слову комфорта. А это то, что в туристических лайнерах ценится в первую очередь.

ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ


Еще в 1991 году Scania в сотрудничестве с кузовной фирмой из Испании Irizar создала отличный туристический автобус, который имеет комфортный и безопасный кузов с . Настолько удачной, надежной и комфортной оказалась их конструкция, что разработчики компаний не стали останавливаться на достигнутом. Почему выбор многих операторов по всей Европе падает на автобус Scania Irizar i6? Туристический автобус Scania Irizar i6 может похвастаться превосходным стилем, длинным эксплуатационным периодом, отличной управляемостью и топливной экономичностью. Кроме того, чтобы сохранить Ваш бизнес, двигаться вперед, Scania всегда готова предоставить обслуживание на высшем уровне.


ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ К БЕЗОПАСНОСТИ

Безопасность всех пассажиров — главный приоритет Scania Irizar i6. По этой причине компания Scania инвестирует значительную часть прибыли в сферу безопасности. Она сотрудничает с наиболее авторитетными проектно-конструкторскими фирмами, чтобы создавать и внедрять самые передовые технологии защиты и безопасности.

НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАДЕЖНОСТИ

Конструкция автобусов Irizar i6 разрабатывалась с учетом самых высоких требований к надежности, что гарантирует долговечность и безотказность автобусов нашего модельного ряда для всех операторов.


Следует отметить, что Scania Irizar использует комплектующие и материалы, созданные на основе самых последних разработок. Производство автобусов Scania Irizar i6 происходит в основном с применением автоматизированных, но в то же время персонализированных процессов. Все они проходят самые жесткие испытания на полигоне Scania в Швеции. Наши автобусы всегда показывают отличные эксплуатационные качества.

ОБСЛУЖИВАНИЕ — КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО SCANIA IRIZAR — 24 ЧАСА В СУТКИ, 365 ДНЕЙ В ГОДУ

Обслуживание является важной миссией Scania: мы усердно трудимся, завоевывая и укрепляя доверие наших клиентов.


При обслуживании компания Scania придерживается индивидуального подхода. Он проявляется с самого первого этапа работы с клиентом, когда клиент выбирает автобус и требуемую комплектацию в соответствии со своими потребностями. С этого момента нашим клиентам помогает команда специалистов, сопровождающих транспортное средство на протяжении всего жизненного цикла. Scania — это залог высококачественного сервиса, обеспечивающего комплексный ремонт, настройку и техническое обслуживание. Кроме того, это современные логистические центры, принимающие заказы на замену компонентов и поставку всех необходимых деталей в любую точку планеты в минимальные сроки.


ВАША ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЫГОДА!

Автобусы Scania Irizar i6 позволяют операторам максимально увеличить прибыль за счет снижения расхода топлива до минимального уровня и простого технического обслуживания. Нам удалось добиться этого благодаря особой конструкции наших автобусов, в которой идеально сочетаются превосходные аэродинамические свойства и оптимальное распределение массы. В конструкции также предусмотрена максимальная доступность всех узлов и агрегатов, что позволяет сократить время операций на проведение технического обслуживания и ремонта.

УЛЬТРАСОВРЕМЕННЫЙ АВТОБУС


Scania Irizar i6 — это универсальный высококлассный автобус, идеально подходящий для междугородних и туристических перевозок. В линейке автобусов Scania он занимает особое место благодаря своим техническим характеристикам, конструкции, аэродинамике, проработке мельчайших деталей и высокому уровню комфорта.

Международная репутация компаний Scania и Irizar превращает этот автобус в эталон безопасности, надежности и экономической прибыльности.

Путешествие в автобусе Scania Irizar i6 доставляет истинное наслаждение.

СЛАГАЕМЫЕ СОВЕРШЕНСТВА


Конструкция Scania Irizar i6 разрабатывалась с уче-том защиты автобуса от лобовых столкновений и опрокидывания в соответствии с нормами безо-пасности R66.01, которые будут введены в будущем.

Прочность конструкции и жесткость при кручении были улучшены, как и равномерность распределе-ния массы и нагрузки, что повышает устойчивость автобуса во время движения.

Водительское место в автобусе стало более про-сторным и эргономичным, а все необходимые води-телю функции интегрированы на экране приборной панели.

ПОСЛЕДНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Технология LED-освещения в передних дневных ходо-вых огнях и поворотных фарах.


Уникальные компактные двойные зеркала заднего вида Scania Irizar i6, соответствующие европейским стандартам, в том числе требованиям к перевозке детей.

Проведены следующие улучшения, направленные на повышение надежности Scania Irizar i6:

  • Боковые панели, созданные на основе энергосбе-регающей технологии пултрузии. Четкие прямые линии экстерьера.
  • Надежные системы открывания дверей
  • Новый механизм открывания багажного отсека
  • Большие прочные багажные полки из алюминия
  • LED-технологии для внешнего и внутреннего (потолок и проход) освещения автобуса
  • Легкие крышки багажного отделения, оборудо-ванные системами ограничителей и выполнен-ные с использованием листового ламинирован-ного материала
  • Люки из нержавеющей стали в полу проходов для доступа в зону двигателя
  • Превосходный климат-контроль

АВТОБУС ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ


Автобус Scania Irizar i6 обладает огромным потенциа-лом для производства по индивидуальному заказу. Наши клиенты могут выбрать комплектацию в соот-ветствии со своими техническими и коммерческими требованиями. Компания предлагает широкий выбор опций и возможностей, таких как различные варианты отделки и обивки кресел, а также большое разно-образие мультимедийных систем — оборудование Wi-Fi, возможность подключения устройств iPod, встроенные в спинки сидений мониторы, индивиду-альная аудиосистема, навигация и целый ряд опций по организации питания в автобусе.

Среди дополнительных опций также система, облег-чающая посадку пассажиров с ограниченными воз-можностями, поставка дополнительного оборудова-ния для пожаротушения, воздухоочистителей и мно-гое другое.

Мы предлагаем своим клиентам в оснащении автобусов все новейшие технологии.

ИСТИННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ ПОЕЗДКОЙ

Дизайн интерьера автобуса Scania Irizar i6 позволяет водителю и пассажирам наслаждаться комфортом и создает ощущение большого пространства.

Интерьер автобуса продуман с учетом максимальной степени комфорта:

  • Кресла эксклюзивной конструкции Irizar. Их отличительные особенности — дизайн, эргономика, прочность, удобство в обслуживании и оптимизация по весу
  • Двухзонная климатическая система, адаптирующаяся к потребностям водителя и пассажиров
  • С новой системой звукоизоляции двигателя в салоне автобуса стало еще тише
  • Внутреннее освещение с использованием технологии LED и сенсорным управлением в панели кондиционера для включения света в режиме чтения, вызова стюарда, сигнала остановки и подсветки номера места
  • Мониторы с плоским экраном.
  • Оптимальные технические характеристики систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха.

Десятая декада – интернациональная сборка

Первые годы нового столетия ознаменовались коренной реорганизацией автобусного производства. В 2001 г. началась сборка городских автобусов OmniLink на совместном предприятии в польском г. Слупске, а в следующем году оно стало отделением Scania Production Sl/upsk SA. В 2002 г. с открытием (Scania-Peter) на территории а/к № 1109 сборка автобусов OmniLink началась в Санкт-Петербурге. В том же году отделение по выпуску автобусов переименовали в Omni Katrineholm AB, а два года спустя производство автобусов в Катринегольме было завершено. Теперь автобусы собирали в России и Польше, а автобусные шасси – в Сёдертелье.

Осенью 2003 г. туристский автобус Scania Irizar PB был удостоен титула «Автобус 2004 года».

В 2004 г. бразильское отделение начало сборку нового поколения переднемоторных шасси серии F с 5-цилиндровыми двигателями объёмом 9 л. В 2005 г. модельный ряд автобусов был модернизирован. Теперь вместо прежних индексов, в которых был зашифрован литраж двигателя и порядковый номер поколения, автобусы получили обозначения, в которых была указана мощность двигателя. В том же году для британского рынка Scania начала выпуск двухэтажного варианта городского автобуса OmniCity высотой 4,21 м. Сборка этих машин была организована в Польше. В 2007 г. междугородные автобусы серии OmniLine сменили машины нового поколения OmniExpress с колёсными формулами 4х2 и 6х2. В 2010 г. совместно с китайской кузовостроительной компанией Higer была начата сборка туристских автобусов Scania Touring.

Итоги к юбилею

В настоящее время производственная программа Scania включает заднемоторные автобусные шасси серий N и K типа 4х2 и 6х2, переднемоторные шасси серии F, а также целую гамму комплектных автобусов для осуществления перевозок в городской зоне и между городами OmniCity, OmniLink и OmniExpress и туристскую модель Touring. Автобусы OmniCity и OmniLink имеют сочленённые модификации, а серии OmniLink и OmniExpress включают и трёхосные варианты. Совместно с компанией Irizar выпускаются туристские и междугородные автобусы Scania Irizar i4, Scania Irizar Century и Scania Irizar PB, а совместно с Higer – Scania Higer A80 аналогичного назначения. С 2010 г. центром выпуска городских и пригородных автобусов стал польский Слупск. А всего в 2010 г. покупателям пяти континентов было отправлено 6875 автобусов и их шасси, изготовленных в Сёдертелье (Швеция), Слупске (Польша) и Сан-Паулу (Бразилия).

Не забыты и страны третьего мира. Шведский концерн в прошлом году вложил $1 млн в развитие производства завода Skenya Motors из Руанды, где помимо автобусов, работающих на биодизеле, начат выпуск автобусов средней вместимости для Уганды, Кении, Демократической Республики Конго и Бурунди.

Автор выражает благодарность Станиславу Кирильцу за помощь в подготовке статьи.

Часть 1 Часть 2

Scania Irizar PB: С почином!

После явления публике в 2002 году как только не называли экстравагантный туристический автобус Scania Irizar PB. И все – благодаря незаурядному дизайну. Но теперь, после присвоения ему титула «Coach of the Year 2004» наряду с MAN Lion`s Star, вряд ли у кого-то повернется язык бросить едкую шутку в его адрес.

Справедливости ради нужно сказать, что свой первый титул «Автобус года» Scania Irizar PB получил у себя на родине, в Испании. Но то было событие местного масштаба – каждый кулик, как известно, свое болото хвалит. Компания не раз выставляла свои автобусы на престижных выставках европейского и мирового уровня. Не раз она устраивала тест-драйвы для клиентов, специалистов и прессы, но ни разу в ее новейшей истории не удавалось завоевать титул городского или туристического «Автобуса года». Трудно сказать, сколь долго бы сохранялось такое положение вещей, если бы однажды боссы Scania не решили объединиться с испанской кузовной фирмой Irizar. Результат сотрудничества, как говорят в таких случаях, налицо. Завод Irizar расположен на севере Испании, в г. Сан-Себастьяно. Собственно, его имя и значится в названии туристического лайнера. Что же касается аббревиатуры РВ, то она означает «новый автобус». О том, что красота далась не просто так, говорят усилия и затраты: на разработку машины ушло 18 млн евро, которые были освоены за 36 месяцев. Простой подсчет показывает, что в среднем в месяц тратилось по полмиллиона евро. Прелюдией к знакомству с новым покорителем расстояний в фирменном буклете недвусмысленно звучит фраза «Выигрышная концепция».

А чтобы ни у кого не возникало сомнений в достоинствах лайнера, каждый из разделов (дизайн, комфорт, топливная экономичность, управляемость) представлен цитатами из ведущих транспортных изданий старушки Европы. Коротко, просто, ненавязчиво, а главное – убедительно. Что же установили в редакционных испытаниях наши коллеги? Например, что при скоростях до 100 км/ч средний расход топлива на маршруте составляет 20-21 л топлива. Иными словами, новый перевозчик странствующих европейцев на 8.6% экономичнее своего предшественника под названием Scania Irizar Century. За это спасибо конструкторам, установившим на автобус экономичный 12-литровый двигатель и коробку передач Opticruise с электронным управлением. Что же касается сравнения с прямыми конкурентами в этом секторе, то и здесь Scania Irizar PB на высоте: его «аппетит» в среднем на 3 л умереннее. Любители скоростного передвижения определили, что 100 км/ч при старте с места «швед» набирает за 42 с, что является рекордом среди «одноклассников». Но и без цифровых привязок отзывы коллег по цеху звучат, как гимн техническому совершенству. Один из авторов, оценивая работу двигателя, круиз-контроля и ретардера, сравнил легкость управления автобусом с детской игрой. Кто-то восторгался независимой передней подвеской, а кто-то конкретно резюмировал свои ощущения не иначе, как «Scania Irizar PB – абсолютный фаворит на трассе». Впрочем, оставив в стороне эмоциональное восприятие бесспорно прекрасного автобуса, давайте познакомимся с ним без оглядки на мнение авторитетов.

Вход в салон стал более удобным. Это особенно очевидно, когда две модели – предшественник и потомок – стоят рядом. Качество отделки интерьера тоже впечатляет, в основном – тщательной подгонкой панелей и выдержанным стилем. На глаз не видно, но сидя за рулем, ощущаешь, что стало чуть просторнее. Так и есть: здесь конструкторы обеспечили прибавку полезного пространства в 15%. Более того, водитель может создать себе микроклимат, отличный от того, что в салоне: у него своя свадьба, у пассажиров – своя. Для облегчения труда водителя в его распоряжении – видеокамера заднего вида и система спутниковой навигации GPS. Для сменного водителя за передней осью скомпоновано традиционное спальное место. Scania Irizar PB – это не одиночная модель, а целое семейство. На осенней выставке Busworld-2003 в Кортрийке (Бельгия) был показан как коронованный двухосник, так и его трехосный тезка. Всего же в гамме Irizar PB – ни много ни мало дюжина базовых моделей. Пять из них объединены в класс Gran Turismo High и при габаритной высоте 3.5 м обладают колесной формулой 4х2 (длина кузова – 12; 12.2 и 12.9 м) и 6х2 (длина кузова 12.9 и 13.9 м). Еще семь моделей габаритной высотой 3.7 м составляют класс Gran Turismo Superhigh: две двухосные версии длиной 12 и 12.2 м, плюс пять трехосников длиной 12; 12.2; 12.9; 13.9 и 15 м. Если же считать модификации по уровню отделки и «звездной» классификации, впору браться за калькулятор. Многие из тех, кто видит автобус впервые, спрашивают, что это за горб на крыше? А это не что иное, как обтекатель кондиционеров, которые на 30% эффективнее, чем на предшественнике. Обычно они расположены в хвостовой части. Но свежее решение продиктовано не столько желанием выделиться, сколько соображениями эстетики и рационализма: благодаря возросшей нагрузке на переднюю ось улучшилась курсовая устойчивость на высоких скоростях. Кстати, передняя подвеска – независимая уже в базовой комплектации. В стандартное оснащение Scania Irizar PB включены система регулировки дорожного просвета FLC, гидравлический ретардер, дисковые тормоза всех колес с ABS и ESP.

Вот такой он, «Туристический автобус года-2004» Scania Irizar PB. Осталось дождаться его появления в России и познакомиться с ним «живьем», т.е. без посредников. Уверен: яркие эмоции вам обеспечены. Не зря ведь народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]