Грузовая техника имеет широкую область применения. Посредством её использования выполняется транспортировка тяжелых грузов, строительных материалов, заводской продукции. Практически не заменима такая техника в сельском хозяйстве. Отдельного внимания заслуживает грузовой транспорт, предназначенный для работы в карьере. Из всех производителей такой техники, представленных на современном рынке, следует выделить карьерные самосвалы марки Вольво.
Карьерные самосвалы Вольво (Volvo)
Карьерные самосвалы Вольво производит известный шведский концерн Вольво. Автопроизводительная компания осуществляет свою деятельность с 1927 года. На сегодняшний день фирма позиционируется в качестве производителя грузовой техники, автобусов, двигателей и комплектующего оборудования.
До 1999 года открытое акционерное общество из Швеции также специализировалось на производстве легковых транспортных средств. Однако после этого периода руководством компании было принято решение о продаже отделения легковых автомобилей концерну Ford. Впоследствии состоялась очередная перепродажа. На этот раз собственником производства стала компания Geely, которая и сегодня выпускает качественные автомобили на основе шведского продукта.
Помимо карьерных самосвалов (FMX), компания из Швеции выпускает также и другие вариации грузовой техники такого типа. В модельном ряде представлены самосвалы, используемые для различных задач — FE, FL, FH, FM.
Грузовой транспорт FH отличается повышенной комфортабельностью. Он хорошо подходит для транспортировки грузов на большие расстояния. Самосвалы FL предназначены для работы в условиях ограниченного пространства. Это обусловлено хорошей маневренностью машины. К самосвалам FE относятся малотоннажные грузовики, которые предназначены для эксплуатации в условиях проведения строительных работ на объекте. Модели Вольво FM можно использовать для перевозки грузов на сложных участках дороги.
Фото самосвала Вольво серии FM
Производством карьерных самосвалов компания Вольво занимается уже продолжительный промежуток времени. Для такого вида техники актуален большой потенциал грузоподъемности и высокий уровень проходимости. Карьерные самосвалы оснащаются системой полного привода и мощной силовой установкой, благодаря чему могут легко преодолевать любые условия бездорожья. Вездеходной грузовой транспорт может эксплуатироваться в условиях болотистой, каменистой или песчаной местности. Одной из главных особенностей карьерных самосвалов является наличие шарнирного сочленения.
Назначение
Посредством использования карьерных самосвалов Вольво можно разрешать задачи различного характера. Этот особый вид грузовой техники является незаменимым помощником на разработке полезных ископаемых, а также при необходимости транспортировки сыпучих и навалочных грузов. Карьерные самосвалы Вольво также могут использоваться с целью доставки горной массы в конечный пункт назначения. Высокий уровень грузоподъемности позволяет транспортировать большие объемы грузов, благодаря чему повышается уровень производительности и скорость выполнения работы.
Кроме этого, карьерные самосвалы Вольво используются на строительных площадках и во время заготовки леса. Также машины могут эксплуатироваться на предприятиях нефтедобывающей отрасли. Грузовики способны выполнять свою работу вне зависимости от погодных и дорожных условий.
Ввиду существенных габаритов и больших весовых показателей таких моделей их эксплуатация на дорогах общественного назначения становится невозможной. При других раскладах это может привести к разрушению дорожного полотна, так как на поверхность оказывается максимальное давления. С целью предупреждения таких разрушений доставка самосвалов на рабочий объект выполняется в разобранном виде. Впоследствии комплектующие детали собираются на месте.
Преимущества и недостатки
В отличии от самосвалов с традиционной жесткой рамой вариация машин, предназначенных для работы в условиях карьеров или других сложных объектов, имеют независимую кабину и кузов. Данные элементы являются автономными по отношению друг к другу. Эта конструктивная особенность способствует тому, что самосвалы Вольво могут легко передвигаться по участкам дороги с низким качеством покрытия.
Качественная гидравлическая система облегчает их эксплуатацию по болотистой и каменистой почве. Благодаря шарнирному сочленению также можно говорить о высокой маневренности транспортного средства. При учете имеющихся габаритов этот момент является жизненной необходимостью.
Карьерные самосвалы Вольво могут легко эксплуатироваться при любых погодных условиях, в результате чего сроки выполнения работ будут максимально сжатыми. Опция блокировки дифференциалов способствует увеличению потенциала проходимости транспортного средства.
В модельном ряде Вольво представлены карьерные самосвалы, оснащенные гибридной вариацией силовой установки. Благодаря этому можно говорить о предельной топливной экономичности. Комплектующий агрегат дизельного типа приводит в действие генератор переменного тока.
Фото карьерного самосвала Volvo серии FMX
Также следует обратить внимание на комплексную конструкцию тормозной системы, которая состоит из гидравлических и электрических элементов. При учете больших весовых показателей такое исполнение тормозной системы является весьма целесообразным решением.
К преимуществам самосвалов Вольво еще следует отнести и максимальную надежной такой техники, благодаря которой машины пользуются популярностью во всем мире. Даже в случае выхода из строя отдельных элементов устранение неполадок не будет сопрягаться с большими трудностями. Это обусловлено высокой ремонтопригодностью самосвалов.
При всех своих достоинства самосвалы Вольво являются весьма прожорливы в плане потребления топлива. Однако при учете имеющихся объемов можно говорить, что такая проблема носит системный характер для всех машин такого класса. Это же можно говорить и о невозможности эксплуатации самосвала на дорогах общественного значения. В данном контексте возникает необходимость в дополнительных расходах при доставке грузовой техники в конечный пункт назначения.
Самосвал Volvo FM нашёл – компромисс.
Теперь, чтобы повысить рентабельность грузоперевозок необходимо или сократить общую массу грузовика, в противном случае адаптировать конструктивную часть для применения разрешённых нагрузок на все оси. Оптимальным является сочетание двух вариантов. Такого направления придерживается Примером служит самосвал Volvo FM, допустимая масса которого на 500 кг. снижена на каждую ось в отличии от Volvo FMX. Рама Volvo FM меньше в размерах, соответственно и меньше усилие. В связи с этим подвеска самосвал Volvo FM 6×4 использует параболические, мало листовые рессоры T- Ride 2, изготавливаемые из полос металла, ширина которых составляет 90 мм. Для обеспечения большего количества рабочих циклов использован кузов KH-KIPPER, где используется стабилизатор поперечной устойчивости. Роботизированная механическая коробка l-Shift позволяет переключать передачи электронной системе и по желанию водителя перейти на ручное управление, что имеет значение для экономии топлива. КПП l-Shift располагает – 12 передачами. Данная коробка входит в стандартный вариант комплектаций грузовиков на Европейском рынке. Большинство самосвалов Volvo, завезённых из Европейских стран в последние годы, комплектовались непосредственно этой коробкой, реже механической КП с 14 скоростями. Стоит отметить, что роботизированная механическая коробка l-Shift легче обычной механики на 70 кг. На эти грузовики устанавливают три типа современного дизеля: D11C, D13B и D13C. Оптимальным из которых, признан D11 с достаточной мощностью и пониженным уровнем выхлопных газов. Дизельный силовой агрегат D11 в сравнении с 13 – литровым D13 легче на 140 кг., однако мощность дизеля D11 является вполне сопоставимой 400 л.с против 440 л.с D13. При желании, есть возможность приобрести топливный бак меньшего объёма, рассчитанного на рабочую смену. Для увеличения запаса полезной массы самостоятельно устанавливают кузов уменьшенного объёма. Так сравнивая с грузовиком Volvo FMX 6×4 объём кузова которого равняется 16 м3, то у трёхосного Volvo FM он достигает всего 10 м3. В связи с этим самосвал Volvo FM имеется запас легальной грузоподъёмности до 12 т., когда техническая допускает 17 т. Что нельзя сказать о самосвале Volvo FM 8×4 имеющий 15 — кубовый кузов, обладает допустимой грузоподъёмностью 14,5 т. Стоит отметить, что техническая соответствует – 28 т. Преимущество в грузоподъёмности очевидна, к тому же при изготовлении кузова меньшего объёма требуется меньше металла, а при меньшей массе груза в кузове уменьшается и нагрузка на стенки кузова, что позволяет сэкономить на толщине стенок и дна кузова. Выигрыш в грузоподъёмности с учётом всех ухищрений составляет 3 400 кг. Шведские конструкторы рекомендуют для распределения осевых нагрузок брать в расчёт зазор между кабиной и кузовом. Для полноценной загрузки передней оси рекомендуется максимально уменьшить размер кабины. А подъёмный механизм рекомендуется устанавливать под платформой, вместо установки под козырьком кузова. Результатом этих нововведений допустимая грузоподъёмность самосвала Volvo FM 6×4 была увеличена на 3 600 кг. в отличие от 16 – кубового Volvo FMX. Схема достаточно проста: максимально облегченный самосвал способен принять больше груза и не нарушая установленные нормы, а значит не попасть под штрафные санкции. Для полной уверенности есть возможность установить систему контроля нагрузки на каждую ось. Заслуживает внимания и четырёхосный самосвал Volvo FM 8х4, по большому счёту это тот же самосвал с формулой 6х4, но имеющий меньшую колёсную базу и оборудованный дополнительным «ленивым мостом» расположенным в удлинённой части заднего свеса. Шведские инженеры, данную тип назвали Tridem, когда каждая задняя ось оборудована пневмоподвеской, и рассчитаны на нагрузку 36 т. (13 т., на ведущие и оставшиеся 10 т. приходится на «ленивый мост» имеющий односкатную ошиновку. Подвеска Tridem снабжается ещё одним пневмобаллонном, с помощью которого при отсутствии необходимости можно поднять «ленивый мост». Это может потребоваться для полной загрузке ведущих мостов при движении по скользкому дорожному покрытию и на бездорожье. Есть возможность преодолеть сложный участок дороги на основных, ведущих трёх мостах, ну а на к посту весового контроля задействовать конечно все четыре. Стоит отметить, что при небольшой скорости движения колёса «ленивого» моста движутся в противофазе к переднему управляемому мосту – что способствует снижению радиуса поворота, а при скорости 36 км/ч. Система подруливания автоматически отключается, что снижает излишний износ шин. Полный привод на самосвалах Volvo FM и FMX. Из всех грузовых самосвалов в худшей ситуации допустимая грузоподъёмность у трёхосного, хотя и полноприводного Volvo FMX бх6. Самосвал обычно загружается 19-25 т. груза, техническая рассчитана на 41 тонну. По новым нормативам сегодня загружать разрешается всего 9 т. – при этом полная масса составит всего 15,6 т. Стоит подчеркнуть, что шасси предназначены для более тяжёлой работы. Самосвал имеет большие 24- дюймовые колёса, мощный 13-кубовый двигатель, оборудованный автоматической коробкой передач и классическим ГМП — Volvo Powertronic, имеет раздаточную коробку и «лишние» два кардана. В общем, грузовик очень надёжный, если бы не новое весовое ограничение. Возникает вопрос, где законно разрешается самосвал использовать в полной нагрузке? Ответ прост, исключительно в карьерах. В северных районах для отсыпки. На нефтегазовых месторождениях, где маршрут движения самосвала не пересекает бетонку, и не встречает по своему маршруту пункт весового контроля. Это отлично подходит для Российской Федерации. И как утверждают владельцы, самосвал Volvo FM и FMX, полностью подходят для эксплуатации в Российских условиях.
Модельный ряд
Модельная линейка содержит в себе версии самосвалов с различными колесными формулами. В зависимости от этой конструктивной особенности определяется эксплуатационный потенциал машины.
FMX 6×6
Необходимость транспортировки больших грузов обязала производителей уделить много времени созданию надежного продукта. Отдельные детали самосвалов с такой колесной формулой выполнены таким образом, чтобы модульный ремонт в полевых условиях не сопрягался с большими трудностями. Передняя часть рамы выполнена при использовании чугуна.
Отдельного внимания заслуживают особенности проектировки наружных крепежных элементов. Они реализованы так, чтобы при необходимости можно было в кратчайшие сроки произвести замену элементов шасси и кузовных деталей.
Задний мост самосвала имеет два различных варианта исполнения заднего моста. В первом случае можно говорить об использовании одноступенчатого редуктора. Кроме этого, может использоваться задний мост с разносторонней главной передачей и колесными редукторами. При этом общая масса грузовика будет иметь тенденцию к росту.
Технические характеристики самосвалов вольво 6х6
Характеристики | Показатели |
Общая масса, кг | 41000 |
Грузоподъемность, кг | 27000 |
Объем кузова, м3 | 16 |
Серия двигателя | D11 |
Мощность двигателя, л.с. | 400 |
Мощность двигателя, кВт | 294 |
Объем двигателя, л | 12 |
Количество цилиндров | 4 |
Тип коробки передач | механическией |
Колесная формула | 6х6 |
Количество осей | 3 |
На видео карьерный самосвал Вольво 6х6 в работе:
FMX 8×4
Такие машины комплектуются 13-литровым двигателем, номинальная мощность которого держится на уровне 440 л.с. При общей длине 6200 мм ширина самосвала составляет 2500 мм. Полезный объем кузовной части держится на уровне 23,4 м3. При этом высота бортов эквивалентна 1750 мм.
Модель FMX с колесной формулой 8х4 представлена в кузовном исполнении KH Kipper. Такие самосвалы используются для транспортировки горных пород и сыпучих материалов.
Технические характеристики:
Характеристики | Показатели |
Общая масса, кг | 32000 |
Грузоподъемность, кг | 17365 |
Объем кузова, м3 | 23,4 |
Погрузочная длина кузова, мм | 5800 |
Погрузочная ширина кузова, мм | 2340 |
Высота бортов, мм | 1350 |
Мощность двигателя, л.с. | 448 |
Тип топлива | ДТ |
Тип коробки передач | механический |
Колесная формула | 8х4 |
Количество осей | 4 |
Дополнительный опции | кондиционер, круиз-контроль, электростеклоподъемники. |
На видео карьерный самосвал Вольво 8х4 в работе:
FMX 10×4
Пятиосный самосвал с приводом на колеса задней тележки используется с целью перевозки сыпучих и навальных материалов. Он применяется исключительно на дорогах технологического значения. Конструкция машины имеет классическую компоновку. Кабина расположена над двигателем, а рамное основание реализовано при использовании лонжеронной рамы.
Наличие пяти колесных осей позволяет выдерживать максимальные нагрузки. Самосвал комплектуется 480-сильным двигателем, работающим в паре с многоступенчатой коробкой передач в механическом исполнении.
Технические характеристики самосвалов Volvo 10х4:
Характеристики | Показатели |
Максимальная нагрузку на передние оси, кг | 18000 |
Максимальная нагрузка на заднюю тележку, кг | 48000 |
Колесная база, мм | 5100 |
Объем кузова, м3 | 35 |
Серия двигателя | D13 |
Мощность двигателя, л.с. | 500 |
Крутящий момент, Нм | 2500 |
Объем топливного бака, л | 415 |
Тип коробки передач | механический |
Тип передней и задней подвески | ресорный |
Колесная формула | 10х4 |
Количество осей | 5 |
Видео обзор карьерного самосвала Volvo 10х4:
Экстерьер и интерьер самосвала Volvo FM.
Для удобного доступа в кабину предусмотрены удобные ступени и установлены поручни. Под самой дверью располагаются две ступеньки, в некоторых случаях приходится использоваться и третью, на гибкой подвеске, находящиеся ниже кабины. А удобные поручни помогают дотянуться до ветрового стекла, для удаления пыли и грязи. Радиаторная решётка оборудована противомоскитной сеткой – которая обеспечивает защиту от мелких насекомых забивающие радиаторные ячейки, что может доставить массу неприятностей. Рядом с дверями предусмотрены контейнеры для хранения домкрата и различной мелочи.Для головной оптики так же предусмотрена защитные решётки, которые необходимы для эксплуатации на строительных площадках и в карьерах. Водительское место обладает продуманной эргономикой. Большое внимание уделено комфорту и простоте регулировки рулевой колонки. Находящееся слева небольшая педаль при нажатии легко активирует настройку по наклону и вылету. Кресла в кабине так же легко настраиваются под любого водителя, Для этого предусмотрены электрорегулировки по основным параметрам. Основная панель приборов ни чем не выделяется, обычные стрелочные индикаторы, самых необходимых параметров. Помимо этого, вспомогательная информация выводится при помощи сигнальных лампочек, с также дублируется на мониторе центрального компьютера. Приборная панель необходимая часть, без которой невозможно обойтись, в связи с этим, вся информационная часть на приборах была полностью русифицирована, и отображает все данные по пройденному маршруту, пройденное расстояние, уровень зарядки аккумуляторных батарей, информация о наличии количества топлива в баках и другие важные показатели. При запуске холодного силового агрегата на экран дисплея выводится информация о наличии и уровне масла – альтернатива масляному щупу расположенного под капотом. Для комфорта в жаркие и холодные сезоны в салоне предусмотрена мощная система кондиционирования, которая легко и быстро справляется как с летней жарой, так и зимним холодом. Ну а в межсезонье вполне достаточно и лючка установленного в крыше кабины. Для полного комфорта в кабине имеется и магнитола с четырьмя динамиками. Прямо перед глазами на стеклом, расположена информация тахографа. Справа от водителя на расстоянии вытянутой руки, располагается багажник. Традиционно, система безопасности на автомобилях Volvo, выполнена на высочайшем уровне. Высокая конструкционная безопасность при фронтальных ударах. Продуманная система энергопоглощающения, обладающая защитным каркасом и имеющийся противооткатный брус.
Техническая характеристика самосвала Volvo FM
Габариты автомобиля Д /Ш /В | 8 000 / 2 495 / 3 228 мм. |
Габариты кузова Д /Ш /В | 5 100 / 2 550/ 1 450 мм. |
Колесная база передняя / задняя | 2 028 / 1 874 мм |
Максимальная грузоподъемность, | 25 тонн |
Кузов, объёмом | 16 м3 |
Тип двигателя | Volvo D13A (Euro 3) |
Мощность | 400 л.с / 294 кВт |
Объем двигателя | 12,8 лит. |
Крутящий момент/ обороты | 350 Нм / 1 400- 1 800 об./мин |
Масса автомобиля | 13 000 кг. |
Полная масса | 41 000 кг. |
Стоимость самосвала Volvo FM с пробегом начинается от 1,9 млн. руб. Покупка новой модели обойдётся от 3,5 – до 5 млн. руб.