Mercedes Zetros Camper: фешенебельный «дом на колёсах» для поездок по бездорожью

Очень большой джип

Даниил Минаев, фото автора

Производитель:DAIMLER AG
Модель:Mercedes-Benz Zetros 2733A (6х6) 48
Начало продаж:2010 г.

Парадокс. Серийный и официально поставляемый на наш рынок автомобиль на практике оказался настолько «редкой птицей», что раздобыть его на тест оказалось делом нескольких месяцев. После долгих переговоров и томительного ожидания в моём распоряжении оказалось трёхосное шасси, только что прибывшее в Россию для дальнейшего монтажа надстройки под конкретного клиента. В итоге у меня есть один день и «голый» трёхосный Mercedes-Benz Zetros.

Большой «капотник», но не «Америка»

С первых минут знакомства с машиной, когда ещё только ходишь вокруг неё, присматриваешься, подстраиваешь под себя сиденье и руль, становится ясно, что никакие параллели или намёки на американские «капотники» или российские «Уралы», украинские КрАЗы и даже чешские «Татры» здесь неуместны. Это совсем другой автомобиль. А сравнение напрашивается разве что с «Унимогом», будто его «раздули» до каких-то невероятных размеров. В подтверждение своих доводов я обнаружил, что двери кабины точно от Unimog U5000. Знакомое и довольно типовое конструкторское решение, широко используемое в грузовом автомобилестроении. Вспомните, например, кабину ЗИЛ-5301, который больше известен как «Бычок», и кабину ЗИЛ-4331. И что интересно: на рубеже 1980-х – 1990-х на АМО ЗИЛ строили опытные образцы армейских полноприводных автомобилей на обновлённом шасси с использованием «4331-й» кабины. Но это было давно…

Обманщик

При первом взгляде на капотное чудо из Вёрта может показаться, что это исключительно эксклюзивный продукт с оригинальной начинкой. Но это не совсем так. Да, по объемам выпуска он должен быть сопоставим с машинами тяжелого класса Axor и Actros (чего пока не случилось), а в плане проходимости – стать в один ряд с моделью Unimog (а это состоялось). Однако разработанные с чистого листа детали не лучшим образом отразились бы на стоимости автомобиля. И поскольку Zetros – продукт крупносерийный, он получил уйму деталей и узлов, заимствованных от других моделей Mercedes-Benz.

Например, двери с электрическими стеклоподъемниками ему достались от Unimog U5000, панель приборов – от Axor, рама (правда, усиленная) – от строительной серии Actros Bau. Есть в конструкции и элементы от модели Atego. Но какими бы ни были компоненты грузовика, все они имеют маркировку «made by Mercedes-Benz», поскольку изготовлены на предприятиях Daimler: 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель – в Мангейме, 9-ступенчатая механическая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка – в Гагенау и т. д. Специалисты завода Daimler Trucks собирают Zetros в г. Вёрте, причем на одной линии с Unimog и Econic.

Обман видится и в том, что у Zetros неестественно маленькие «глазки». Казалось бы, такому монстру нужны не глаза – глазищи, да только в размере ли дело. Имеющиеся у него линзы прожекторного типа светят – отлично. А маленькие они из-за того, чтобы не подвергнуться риску повреждения камнями (кстати, для этого предусмотрена и дополнительная металлическая сетка с крупными ячейками). А фары глубоко посажены для того, чтобы не повредить их при соприкосновении с неровностями дороги и расчистке завалов – да-да, Zetros готов освобождать путь от подбитой или неисправной техники как в зоне боевых действий, так и при пожарах и на объектах ликвидации последствий техногенных катастроф.

Сбил меня с толку и бачок с реагентом AdBlue. Оказывается, Euro 5 – основное, но не единственное исполнение автомобиля. Предусмотрена и версия Euro 3, естественно, без всякой мочевины. Проще говоря, за пределами изнеженной Европы Zetros готов мириться с другими правилами игры. Но даже на машинах с двигателем высшего на сегодняшний день экологического стандарта можно перепрограммировать электронное управление, что позволит кратковременно использовать дизтопливо с высоким содержанием воды и серы.

Еще один обман я узрел в стальном обрамлении задних фонарей. Функции у него скорее декоративные, нежели прикладные. Видимо, эта «кольчуга» придумана для защиты от камней, но никак не от встречи с препятствием. При «штурме» горок и спуске с них на заводском полигоне трехосный грузовик несколько раз зацепил грунт, и этого хватило для того, чтобы металлический панцирь раздавил фонари, как тиски скорлупу ореха. Не будь этой «удавки», фонари отогнулись бы назад, но остались целыми. А так дополнительные расходы на ремонт обеспечены.

Война войной, а комфорт никто не отменял

То, что передо мной серьёзный грузовой внедорожник, к тому же готовый в любой момент одеть военную форму, – сомнений нет, но это не помешало мне удобно устроиться на «пневмоподвешенном» сиденье, отрегулировать по вылету и углу наклона рулевую колонку. А чтобы не было жарко, я включил кондиционер.

Ощущения статичного комфорта – это одно, вдвойне приятно, если их дополняют удобные и чуткие органы управления в движении. Вот здесь и появляются первые замечания. Когда я привыкаю к новому, ранее не знакомому авто, я всё делаю очень плавно, чуть касаясь, чуть надавливая, плавно воздействую на педали, рычаги, рулевое колесо. А здесь так нельзя! Педаль тормоза тугая и не информативная, хотя замедления (когда всё же её сильно надавить) более чем достаточно, да и сохранение траектории хорошее. Руль мне напомнил старые добрые советские автобусы – большого диаметра, да и начинать вращать его надо задолго до поворота. Постойте, я, кажется, забыл, что управляю трёхосным полноприводным грузовым автомобилем, снаряжённая масса которого около 11 т, просто меня расслабила удобная кабина…

Глобалист

В целом автомобиль получился убедительным. Его нацеленность на глобальный рынок подтверждается тем, что в этом году появится версия с правым рулем: немецкий «многостаночник» приглянулся транспортникам Великобритании. Наверняка будут и другие заказчики, а иначе для чего завод объявил, что в конце 2010 года на двигатель установят тандемный насос для гидравлики. Это расширит возможности вездехода по установке дополнительного оборудования, а значит, повысит его конкурентоспособность.

К перечисленным ранее сферам применения Zetros можно смело добавить десяток-другой возможных профессий немецкого вездехода. К нему присматриваются даже фанаты трак-триала, и единственное, что их пока останавливает, – шестизначные цифры на ценнике, который даже в кризис не станет доступнее.

Выбор передачи, моторный тормоз и жёсткая связь

Полной противоположностью чисто «внедорожным грузовым» тормозам и рулевому управлению оказалась коробка передач. Всего здесь 9 ходовых ступеней на двух рядах, не считая внедорожных блокировок, вариантов перераспределения крутящего момента, подключения вала отбора мощности. Первые четыре передачи включаются «по-легковому», затем переводом рычага вправо включается повышенный ряд. Имеется и сверхнизкая передача переднего хода, позволяющая двигаться со скоростью пешехода (обозначена на рычаге КП символом «С»). Тронуться с места на порожнем автомобиле можно запросто и без ущерба для сцепления с IV передачи. Рычаг КП механически не связан с коробкой, поэтому усилия на нём минимальны, чёткость включения на высоте, а главное – умная электроника не позволит порвать трансмиссию при ошибочном включении слишком низкой передачи во время движения. Интересно, что на алгоритм переключения передач задействован моторный тормоз. Шкала тахометра у Zetros размечена по традиции зелёным цветом в зоне оптимальных оборотов, затем идёт жёлтая зона, после неё жёлто-красная и красная зона недопустимых оборотов. Так вот жёлто-красная зона индицирует обороты максимальной эффективности моторного замедлителя.

На практике это выглядит так. Перед спуском с горки переключаю на одну, а то и две передачи вниз, «вгоняю» двигатель в зону жёлто-красных оборотов и, одновременно убрав ногу с педали акселератора, правым подрулевым переключателем задействую моторный тормоз. Грузовик плавно идёт вниз, не разгоняясь, не грея колодки и не расходуя топливо. Великолепно! И все эти телодвижения не сопровождались толчками и ударами трансмиссии. Но, когда наступает момент перед подъёмом добавить «газку», чтобы не «подсадить» машину ближе к вершине, тут держи ухо востро! Резкая, неумелая работа правой педалью сразу заявит о себе сильнейшей раскачкой и тряской, хотя отчасти виновен в этом недогруженный задок: шасси есть шасси… Тут надо приспособиться к частоте колебаний силового агрегата и дросселировать ему «в унисон». Впрочем, хватит разъезжать по дорогам – это не магистральный тягач.

Ахтунг! Партизанен!

Под капотом Zetros установлена рядная «шестерка» с потенциалом 326 «лошадей», которые только и ждут, чтобы их пришпорили. Но для начала нужно освоиться, поскольку интерьер кабины при беглой идентификации с Mercedes-Benz все равно незнакомый.

Первым делом удивляет рулевое колесо огромного диаметра. Оказывается, «троллейбусное» решение предусмотрено на случай отказа гидроусилителя. Да что там отказа: и при работающем ГУР крутить его непросто. И это не тот случай, когда изменять направление движения можно одной рукой. На высокой скорости по трассе то и дело приходится понемногу подруливать, а на бездорожье только и смотри, чтобы в яме «баранку» не вырвало из рук. Может, я утрирую, но именно такими были первые ощущения.

Переключение на механической коробке легкое, и особенно приятно, что начинать движение пустой грузовик позволяет не только со II, но и с III, и даже с IV передачи. Перед переходом на V нужно сделать кулисой движение вправо, иначе вы так и останетесь на понижающем ряду. Ход сцепления мне понравился – он вполне предсказуемый. Дозировать открытие дроссельной заслонки педалью газа тоже удобно, но отклик на подачу топлива не такой резвый, как у магистральных моделей. Проще говоря, при старте с места езду наперегонки с любой из дорожных версий вы точно проиграете. А происходить все это будет под аккомпанемент раздаточной коробки, которая во время движения по трассе «голосит» на любых скоростях.

Бесспорное достоинство машины – ее мощный вид. При подъезде к перекрестку другие участники движения смотрят на Zetros завороженно. Да что там говорить: когда я первый раз подъезжал к регулируемому перекрестку, вдруг выяснилось, что машину трудно остановить. Первое нажатие на педаль тормоза не произвело никакого эффекта. Второй раз я надавил сильнее, но «немец» лишь слегка замедлился. В то же время многотонная махина стремительно приближалась к светофору, на котором во всех рядах выстроились малолитражки. Тревожный взгляд в зеркало заднего вида водителя, стоявшего прямо по курсу VW Golf Cabrio, я не забуду никогда: он собирался рвануть через перекресток на красный, лишь бы не попасть под раздачу. В конце концов, «гольфист» был готов сам выпрыгнуть из машины. Но когда я приложил к педали усилия штангиста, Zetros начал эффективное замедление.

Другой неприятный сюрприз произошел, когда инструктор забыл подсказать, что надо повернуть налево. Дело было на маленьком скоростном шоссе с двухполосным движением. Я сказал «яволь!» (слушаюсь!) и, встав на тормоза, начал менять направление движения. Но не тут-то было! Даже сильно замедлившийся грузовик упорно не хотел поворачивать под углом 90°. Мы были близки к тому, чтобы не вписаться в «ход конем» и протаранить стоявший на газоне предупреждающий знак. Инструктор впился руками в кресло так, словно готовился к катапультированию. На лице беспечного водителя старенького Opel, выскочившего с примыкания, был неподдельный ужас…

Но к чести немецкой техники испытание экстремальной ситуацией она выдержала. Мы вписались в сложный поворот, не только не остановившись, но даже не выехав за пределы проезжей части. От сердца инструктора явно отлегло, и он одобрительно сказал: «Зер гут, Александр!» И тут же задал вопрос, где я так научился водить машину, на что я без задней мысли ответил: «В армии, ведь я подполковник запаса». Получилось, как в анекдоте про разведчика Исаева: «Мюллер спрашивает: «Штирлиц, а где вы получали права?» «В ДОСААФ СССР», – ответил тот и подумал: а не сболтнул ли я чего-нибудь лишнего? Всю дорогу до полигона инструктор больше не проронил ни слова, и я его понимаю…

Как мы по полю бродили

Повезло мне с погодой в тот день или нет, я до сих пор так и не решил. С одной стороны, ясный солнечный день создал отличные условия для фотосъёмки, а с другой – длительная сухая погода практически не оставила мне шансов найти раскисший от дождя просёлок. А в-третьих, Zetros вернулся в тот день на стоянку целым и невредимым, без признаков тракторной чалки в буксирных проушинах, что тоже немаловажно.

По рекомендации немцев, перед съездом на бездорожье стравливаю воздух из пневмоподвески водительского кресла нажатием клавиши и поворачиваю с местной асфальтированной дороги сначала на уплотнённый «грейдер», который через несколько километров преобразуется в грунтовку, а затем по краешку поля направляюсь в сторону лесной опушки. Если по полю иногда и ездили тракторы, то здесь уже точно «нога» никакого автомобиля пока не ступала, но грунт достаточно твёрдый; и немецкий внедорожник пока совершенно равнодушен к происходящему, едет себе и едет, периодически подминая бурьян и мелкие кустики, даже не просит переключиться ниже IV передачи.

Стоп, а вот здесь уже поинтереснее будет. Недавно велись работы по установке столбов, с помощью которых будет электрифицирован пока ещё несуществующий объект. Зато распахали на славу, а ещё «на закуску» небольшая болотистая низинка на краю леса. Теперь самое время разобраться, как манипулировать трансмиссией с помощью двух изящных «рукояток-крутилок», что на консоли по правую руку водителя. Левая ручка отвечает за блокировки, правая ведает управлением раздаточной коробкой.

Как мне посоветовал шеф-тренер из «МБ ТРАК ВОСТОК», при выезде на бездорожье лучше заблаговременно при полной остановке выбрать левое положение рукоятки управления раздаткой, где на пиктограмме нарисован автомобиль на горке. Оно соответствует распределению крутящего момента по 50% между передним и задними мостами. Положение, соответствующее пиктограмме движения по равнине, распределяет крутящий момент в соотношении 70% на задние (как наиболее загруженные оси) и 30% на передок. Это больше подходит при движении по дорогам. А у меня вообще «голое» шасси, и задние оси недогружены, тем более выбираю «50х50»! И преспокойненько выезжаю на приглянувшуюся мне полянку, «отгороженную» небольшим болотцем.

Даже скучно стало. Не ждите громких сенсаций, ведь это не испытательный полигон бундесвера, и на помощь никто не придёт, даже мобильная связь, чёрт возьми, куда-то подевалась. Надо быть осторожнее. Ну всё, перееду через вон ту неглубокую (на глаз сантиметров 80) канавку с илистым дном – и домой, ведь за машину я головой отвечаю. А канавка оказалась вредной. С молодецким «ух» я плавно сполз в неё левым передним колесом, аккуратно вывесив, сам того не желая, по классической диагональной схеме задние правые колёса, и совсем немножко одно заднее левое.

Пора «блокироваться» по кругу. Но что тогда будет с радиусом поворота, ведь этому немаленькому автомобилю всё-таки нужно место для манёвра, а у меня его, честно говоря, маловато – впереди густая поросль. Главное – тронуться с места, а там разберусь. Теперь точно пригодится передача, обозначенная буквой «С».

Тронулся. Выехал. Через два метра «пути» опять остановился, но уже на более-менее ровном и твёрдом грунте, зафиксировал автомобиль стояночным тормозом, чтобы отключить блокировки, и поехал восвояси.

Специальный перевозчик

Возможности этого грузовика открывают широкие горизонты для его применения. Да, это не просто перевозчик грузов, в первую очередь это носитель спецоборудования, да там где не то что автомобилей нет, а и человек иногда оказывается впервые. Для таких условий эксплуатации Zetros и был создан. И конечно же для армии. Он может быть фургоном, вахтовкой, самосвалом, автокраном, буровой установкой, автоцистерной, аэродромным заправщиком и… кем угодно, где надо быть его хозяину вне зависимости от наличия дороги. В Европе его покупают спасатели, геодезисты, коммунальщики и пожарные. В нашей стране он, бесспорно, прижился бы на всех этих должностях, не будь он так дорог. Zetros в России могут себе позволить компании, добывающие нефть, полезные ископаемые и ведущие геологоразведку, но тоже далеко не все. Иногда его заказывают для… охоты или рыбалки люди, мягко говоря, не слишком ограниченные в средствах, и называют «джипом, только очень большим».
Техническая характеристика Mercedes-Benz Zetros 2733A (6х6) 48

Полная масса, кг27 000
Снаряжённая масса, кг10 500
Грузоподъёмность, кг16 500
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
OM 926 LA – рядный шестицилиндровый, турбодизель, I-6, Euro 5 7200 326 1300 при 1200 – 1600 мин-1
Коробка передачМеханическая, 9-ст.
Максимальная скорость, км/ч90
Тормозные механизмыПневматические, барабанные на всех осях
Вместимость топливного бака, л300
Расход топлива, л/100 км28–45

Салон кабины

В ней присутствуют три комфортабельных кресла – для водителя и двух пассажиров. Они наделены мягкими подголовниками и повторяющими изгибы тела спинками. Сиденье водителя имеет несколько степеней регулировки. Справа от него аккуратно расположился рычаг коробки передач.

Передняя панель Мерседес-Бенз Зетрос своим дизайном чем-то похожа на панели седельных тягачей. Она также плавно выгибается посередине, предоставляя водителю возможность дотянуться до расположенных на ней элементов управления легко.

Основная же приборная панель разместилась за рулевым колесом. Находясь за водительским местом, складывается впечатление, что попал в кабину самолета – так технологично и эффектно выглядит блок управления автомобилем.

В зависимости от предназначения интерьер может быть выполнен в серой гамме. В таком случае кресла будут обиты мягкой тканью. Куда эффектнее смотрится кожаная отделка кабины нежных коричневых тонов и мягкой обивкой. Выбрав для себя кожаный дизайн, водитель также обзаведется оригинальными кожаными сумочками на двери и под бардачком.

Когда ключ висит на гвозде в дежурке

Число жертв техногенных катастроф, авиапроисшествий, пожаров и наводнений, терактов было бы меньше, будь этот мужественный «Мерседес» в гаражах наших спасателей и пожарных. В автопарках этих служб традиционно в основной массе эксплуатируется отечественная техника. Не время и не место перечислять достоинства и недостатки российских автомобилей, но все автомобильные специалисты точно знают одно «но». Будь то ЗИЛ или КАМАЗ, он всегда жив и здоров в руках умелого и неленивого водителя, а когда «дежурная», «оперативная» или «аварийка» ждёт выезда месяцами у забора, а ключи весят на гвозде в диспетчерской, это скорее «основные фонды предприятия», нежели боевая единица. В отличие от «Зетроса»…

Взобраться на капот может даже мальчишка, этому способствуют специальные элементы конструкции: лесенки, поручни, рукоятки, специально усиленные площадки для удобства доступа и обслуживания всех точек машины

Вещь в себе

Сравнение с «Уралом», которое так любят проводить некоторые мои коллеги, для Zetros, на мой взгляд, неприемлемо. Во-первых, они в разных весовых категориях: «немец» раза в полтора тяжелее будет. Во-вторых, уровень комфорта у иностранца выше: это хотя и не легковой Mercedes, но и не «дубовая» машина для войны в чистом виде. В-третьих, ценовой диапазон у них тоже несопоставим: за один Zetros можно приобрести полдюжины «Уралов». Логичнее было бы сравнивать «арийца» с КрАЗом, но и этого я бы делать не стал: все-таки техника разная.

Различия видны даже в деталях. Например, садиться в кабину Zetros удобнее. На капоте и бамперах немецкой машины есть площадки с нанесенным покрытием против скольжения, а на российской и украинской их нет. Капот у «арийца» не металлический, а отлитый из армированной стекловолокном пластмассы с дополнительной термической обработкой. В крыше Zetros сделан внушительный люк, играющий роль запасного выхода при ДТП, затоплении или пожаре. У того же «Урала» люки играют роль приточной вентиляции, через которые взрослому человеку, да еще в одежде, вылезти невозможно.

Производственный плагиат

Ещё одним препятствием, ставящим под сомнение покупку Mercedes-Benz Zetros, является его специфичность, и, как следствие, вероятные проблемы со снабжением запасными частями. А здесь как раз всё совсем не так! Унификация с другими моделями грузовых автомобилей Mercedes-Benz составляет ни много ни мало – 70%! Двигатель – рядная «шестёрка» – ОМ 926 уже давно не новинка, причём как стандарта Euro 3, так и Euro 5; рама позаимствована у строительного Actros Bau, но усилена, приборная доска практически как у Axor, рулевое управление MB LS 8 – это только то, что я сумел разглядеть. Ну а сломать ведущие мосты с планетарными колёсными редукторами? Я не знаю, что для этого надо сделать с машиной…

На гражданку!

Первоначально Zetros готовили для службы в армии. Не зря прототипы автомобиля под разным соусом подавали на специализированных выставках вооружений и техники двойного назначения по всей Европе. Специалисты акцентировали внимание на капотной компоновке, низком силуэте и способности грузовика вписываться в чрево транспортных самолетов и железнодорожные вагоны. Капотная компоновка увеличивает шансы экипажа на выживание при подрыве переднего моста на фугасе. Низкий силуэт облегчает маскировку и позволяет легче выехать из зоны обстрела противника. Кроме того, угловатые формы упрощают бронирование кабины. Однако ни у Бундесвера, ни у других армий НАТО денег на закупку Zetros не нашлось. И было бы странно рассчитывать исключительно на то, что грузовик «наденет погоны» и станет самым желанным в западных войсках: помимо Mercedes-Benz армейские машины выпускают DAF Trucks, Scania, MAN и иные производители. Другое дело, что капотник среди них только один.

Впрочем, всё в этом мире относительно. Если на пути следования заложен слишком мощный фугас, то он порвет грузовик не то что по частям – разнесет на молекулы. И никакой капот не спасет. К сожалению, такие примеры известны по опыту контртеррористической операции в Чечне. Да и броня бывает разной. Та, что для Zetros выполнила африканская фирма, спасает только от натовских пуль. Если же шмальнуть по бронекапсуле из «калаша» пулями калибра 7,62 мм со стальным упрочненным сердечником, экипажу, мягко говоря, не позавидуешь…

Из массовых закупок вездеходов для армейского применения известен пример Канады, которая приобрела автомобили повышенной проходимости для своего контингента в Афганистане. Единичные поставки погоды в общей картине не делают. Кризис вообще размыл первоначальные установки, и машину стали предлагать гражданским организациям. В канун 2010 года партию таких вездеходов приобрела Финляндия для обслуживания линий электропередачи. А вообще Zetros может буквально всё: быть строителем и спасателем, вахтовым автобусом и пожарной машиной, ремонтной «летучкой» и аварийным тягачом, инкассатором и передвижной лабораторией, автомобилем технического сопровождения и топливозаправщиком. Это надежное шасси для монтажа лестниц, буровых вышек, телескопических подъемников, кранов и коммунального оборудования. Вездеход может работать в сцепке с тяжелыми прицепами: до 30 т при схеме 4х4 и до 40 т в исполнении 6х6. При необходимости он легко заменит трактор, а в отдельных случаях по эффективности превзойдет даже вертолет. В общем, сфера его применения практически безгранична.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]