Главная > Новости > Классификация автобусов
Автобус – категория автотранспорта, вмещающая от 9 пассажиров. В отличие от рельсовых типов транспорта и троллейбусов, автобус более маневренен. Современные автобусы делят на два типа: для перевозки пассажиров и машины специального назначения.
Современные автобусы обладают большим набором технических характеристик, а также различными уровнями комфортности, скорости, различаются внешними параметрами.
Пассажирские автобусы также подразделяются на несколько типов по определенным параметрам. Основной критерий классификации – вместительность транспортного средства. Например, автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров по городским маршрутам, существенно отличаются по количеству пассажиров, внутреннему обустройству и техническим параметрам от машин, предназначенных для туристических перевозок. Аренда автобусов для перевозки пассажиров сегодня пользуется большим спросом. Вместе с тем важно правильно определиться, какой тип транспорта подойдет лучше для поездки. Более конкретные признаки классификации современных пассажирских автобусов представлены далее.
По вместимости пассажиров и длине
Вместимость пассажиров и длина автобуса имеют решающее значение в определении назначения автобуса. По такому признаку транспортные средства можно разделить на малые, средние и большие виды.
Малые
Малый вид автобусов рассчитан на перевозку не более 20 пассажиров на сидячих местах. Общее количество, которое возможно перевозить в одном автобусе, не должно превышать более 40 человек. Длина кузова малого транспортного средства для перевозки пассажиров не превышает 8 метров.
Автобусы малого типа зачастую предназначены для осуществления по городским и пригородным маршрутам, турпоездок на несущественные расстояния. Благодаря своим компактным габаритам такая техника отличается хорошей маневренностью и высокими эксплуатационными показателями. К тому же стоимость таких автобусов существенно ниже, чему более крупных моделей. Эти характеристики делают малые типы автобусов наиболее привлекательными для предпринимателей, начинающих свой бизнес в сфере пассажирских перевозок.
Средние
Автобусы, входящие в категорию среднего типа, вмещают не более 60 человек, 30 из них могут комфортно разместиться на посадочных местах. Кузов такого транспортного средства не превышает 10 метров в длину.
Средний тип автобусов считается универсальным. Такая техника активно используется как в черте города на регулярных городских маршрутах, так и для пригородных и междугородных регулярных и туристических рейсов.
В соответствии с назначением маршрутов автобуса – пассажирский или туристический, внутреннее наполнение может быть разным. Туристические виды более удобны, имеют отличную от пассажирских автобусов расстановку посадочных мест и дополнительные опции для обеспечения комфортной поездки пассажиров.
Большие
Транспортные средства большого типа может одновременно вмещать не более 90 пассажиров, до 40 из которых могут занимать сидячие места в салоне. Большие автобусы чаще всего предназначены для туристических и междугородних перевозок.
Такие модели оснащены комфортабельными посадочными местами. Кресла в автобусах мягкие, с функцией регулировки угла наклона спинки. Над каждым посадочным местом дополнительно обустроено индивидуальное освещение, возможно наличие дополнительных вентиляторов и других устройств для обеспечения более комфортной поездки на дальние расстояния. Большие автобусы легко перевозят пассажиров на расстояния более 500 километров.
Модификации ПАЗ 3237
На сегодняшний день на платформе базовой модели завод-изготовитель выпускает несколько модификаций, которые отличаются в основном использованием разных силовых агрегатов.
ПАЗ 3237-01 комплектуется двигателем Cummins ISBe 150 и автоматической коробкой переключения передач. Силовой агрегат развивает мощность до 150 лошадиных сил, а значение крутящего момента достигает отметки 550 Н*м при частоте вращения 1500 оборотов в минуту. Двигатель соответствует требованиям экологических стандартов EURO-3. Рабочий объем составляет 3,9 литров.
ПАЗ 3237-03 оснащается мотором Cummins 4ISBe 185B и автоматической либо механической коробкой переключения передач. Двигатель имеет максимальную полезную мощность 183 лошадиных сил при частоте вращения коленчатого вала 2500 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент равен 636 Н*м при частоте вращения 1200-1700 оборотов в минуту. Рабочий объем силового агрегата — 4,5 литра. Экологический стандарт — EURO-3.
На ПАЗ 3237-05 устанавливают двигатель Cummins ISF 3.8e4168 рабочей мощностью 170 лошадиных сил при значении частоты вращения 2600 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент — 592 Н*м при частоте вращения 1300-1700 оборотов в минуту. Рабочий объем двигателя — 3,76 литров. Соответствует нормам экологической безопасности EURO-4. Коробка переключения передач — шестиступенчатая автоматическая Allison-S2100.
ПАЗ 3237-09 получил двигатель Cummins ISBe 160В и автоматическую коробку переключения передач. Силовой агрегат имеет мощность 160 лошадиных сил, которая достигается при частоте вращения 2500 оборотов в минуту. Максимальное значение крутящего момента составляет 600 Н*м при частоте вращения 1300-1700 оборотов в минуту. Рабочий объем двигателя — 4,462 литра. Соответствует классу экологического стандарта EURO-4. Также на этой модели использованы прямоугольные фары головной оптики, в то время как все остальные автобусы имеют круглые передние световые приборы.
Отзывы о ПАЗ 3237, в основном, положительные. Его хвалят за экономичный двигатель, высокую маневренность на дороге и хороший запас прочности всех узлов и агрегатов. Водители отмечают отзывчивое управление и плавность хода, а также удобное обслуживание. У пассажиров не вызывает нареканий компоновка и отделка салона. Единственное замечание касается неудачно продуманной вентиляции салона, из-за чего в жаркую погоду внутри автобуса очень душно. За эту особенность транспортное средство получило в народе прозвище «духовка».
Цена автобуса ПАЗ 3237 на апрель 2014 года составляет около 3 миллионов рублей.
По предназначению
Для того чтобы определить, по какому маршруту будет курсировать автобус, важно правильно определить параметры его предназначения.
Городские автобусы должны быть вместительными, чтобы обеспечить не только комфортное расположение пассажиров внутри транспортного средства, но и относительно свободное перемещение внутри салона автобуса. Городские маршруты предполагают частые остановки в черте города, чтобы пассажиры могли выходить и заходить в автобус в определенной точке маршрута. Для этих же целей городские автобусы должны быть оснащены просторными входными группами и небольшими подножками в средней и задней части машины. Кроме этого, в городских моделях низкий пол и просторные накопительные площадки. Также предусмотрены отдельные места для пассажиров с колясками и инвалидов. Городской автобус должен быть оснащен хорошей вентиляцией и отопительным оборудованием, естественным и искусственным освещением.
Пригородные автобусы во многом схожи с городским типом. Главное отличие таких транспортных средств в большем количестве сидячих мест. Некоторые модели могут развивать большую скорость, чем это необходимо для перемещения внутри города. Предназначены такие автобусы для перевозки пассажиров между населенными пунктами, находящимися на небольшом расстоянии друг от друга.
Зачастую для пригородных маршрутов используют автобусы городского типа. Это позволяет пассажирским перевозчикам существенно сэкономить средства на покупке и обслуживании техники. Однако если пригородный маршрут предполагает перевозку пассажиров в сельской местности, приобретаются автобусы с более высокой проходимостью, чем у городских моделей.
Междугородние и туристические автобусы отличаются как внешне, так и по внутреннему наполнению. Такие машины в отличие от городских и пригородных моделей развивают более высокую скорость. При этом большая скорость транспортного средства никак не должна сказываться на комфортном расположении пассажиров внутри автобуса и их безопасности.
Междугородние и туристические модели обычно оснащены всего одной дверью и имеют просторное багажное отделение. Накопительные площадки в таких автобусах не предусмотрены, так как все пассажиры во время движения должны быть размещены на сидячих местах.
Сидения оснащены механизмом регулировки угла наклона спинки. Над каждым пассажирским креслом обустроено дополнительное освещения и вентиляция, возможно наличие аудио-, видеоаппаратуры. Автобусы, предназначенные для туристических маршрутов, дополнительно снабжаются микрофоном и громкоговорителями. В люксовых моделях дополнительно установлены холодильники, санузел, термонагреватели для напитков, гардеробные отсеки.
Кроме указанных наиболее распространенных типов есть и другие вариации:
- школьные автобусы для перевозки детей;
- перронные или аэродромные – для перевозки пассажиров от здания аэропорта до самолета;
- служебные автобусы, используемые для перевозки сотрудников отдельно взятого предприятия;
- пати-басы – машины для вечеринок;
- вахтовые, экспедиционные, подземные – для транспортировки людей в особо сложных условиях по бездорожью или под землей.
Пассажирские АТС в зависимости от назначения, конструкции и пассажировместимости подразделяются на легковые автомобили и автобусы.
Согласно международной классификации и ОН 025 270-66 по этому признаку автобусы делятся на 5 классов (с 22 по 62) : особо малый, малый, средний, большой, особо большой.
класс ТС | длина кузова, м | 2 первые цифры индекса |
особо малые | до 5,0 | 22 |
малые | 6,0 — 7,5 | 32 |
средние | 8,0 — 9,5 | 42 |
большие | 10,5 — 12,0 | 52 |
особо большие | бол. 12 | 62 |
Экономически важное для СССР деление по габаритной длине кузова утратило свое значение и остается актуальным для междугородных и туристских автобусов.
Автобусы отличаются от легковых автомобилей большим (бол.8) числом мест для пассажиров.
Пассажировместимость для городских и пригородных автобусов рассчитывается как число мест для сидения и стояния, для других автобусов — для сидения пассажиров.
- Номинальная вместимость – в межпиковое время: не мен. 0,315 м2 для сидящего, 0,2 м2 для стоящего пассажира,
- Предельная вместимость – в часы пик: до 0,125 м2.
По пассажировместимости автобусы делятся на 5 классов:
- особо малой (до 10 мест), малой (до 25), средней (40-50), большой (60-80), особо большой вместимости (100-120 мест).
Показатель в сумме с назначением диктует:
- габариты и планировку: число и размещение мест для пассажиров, ручной клади, багажа и персонала,
- оборудование салона, тягово — мощностные и экономические качества силовой установки автобуса,
- более высокие требования к квалификации и опыту работы водителей (транспортных средств категории D).
Автобусы по назначению делятся на 5 групп, каждая из которых имеет конструктивные особенности, связанные с условиями эксплуатации:
- городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения, междугородные, туристские, экскурсионные. специальные.
Городские автобусы эксплуатируются в качестве городского линейного общественного транспорта, что предполагает большое число пассажиров, интенсивный пассажирообмен, частые остановки и относительно небольшие расстояния. Пассажиры перевозятся сидя и стоя, в автобусах особо малой вместимости — только сидя. Условия эксплуатации диктуют характеристики городских автобусов:
- минимум невысоких ступеней, поручни и накопительные площадки около дверей для ускорения выхода и входа большого числа пассажиров,
- широкий центральный проход и несколько широких дверей, ровный и низкий пол,
- расположение и удобство сидений,
- место кондуктора у задней двери, .
- большая площадь остекления, хорошее искусственное освещение, отопление и вентиляция.
Автоматические гидромеханические передачи современных автобусов облегчают труд водителя. К городским автобусам относятся автобусы ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-695А, Икарус-260 и ЛиАЗ-677.
Междугородные автобусы предназначены для перевозок только сидящих пассажиров на дальние расстояния, что делает необходимым удобные мягкие кресла с регулируемой спинкой, 4-хрядное расположение кресел, большие багажные отделения с местами для ручной клади. Удобства салона и сидений обратно пропорциональны протяженности маршрутов. Спальные автобусы — это модификация оснащенных спальными местами междугородных автобусов.
Пригородные автобусы отличаются редкими остановками от городских и небольшим расстоянием перевозок от междугородних, поэтому в них обычно отсутствуют, накопительные площадки и поручни для пассажиров. На пригородных маршрутах используют городские автобусы и их модификации с четырехрядной планировкой салона и увеличенным числом мест для сидения, накопительными площадками меньшей емкости. Могут отличаться от городских меньшим числом дверей и их шириной.
Туристические автобусы относятся, как правило, к большому классу, двухэтажные с большим остеклением для обзорности. Автобусы дальнего следования используют на международных, в т.ч. туристических маршрутах большой протяженности. Эти автобусы часто по ряду элементов конструктивно близки к междугородным автобусам и отличаются повышенной комфортабельностью.
На базе стандартных автобусов выпускаются модификации, предназначенные для специальных перевозок:
- Аэродромные или перронные автобусы: для доставки пассажиров к самолету вне дорог общего пользования.
- Школьные: для перевозки детей, снабжены техническими средствами для обеспечения безопасности: ремни безопасности, специальные световые и звуковые сигналы, низкие подножки, поручни на небольшой высоте, полки для ручной клади.
- Экскурсионные: для обслуживания экскурсий.
- Вахтовые или экспедиционные: для перевозки рабочих на место ремонтных, строительных и других работ.
- Вездеходы: для транспортировки людей в сложных дорожных условиях.
- Грузопассажирские: для перевозки грузов и пассажиров.
- Автобусы связи (почтовые): для почтовых перевозок. Междугородные автобусы могут иметь изолированный и пломбируемый отсек для почтовой корреспонденции.
- Ритуальные автобусы: для обслуживания похоронных процессий.
- Клубные автобусы: для служебных целей.
- Подземные: обслуживают шахтные нужды.
Дополнительными признаками являются: используемое горючее, специальное исполнение, принятая конструктором компоновка, колесная формула.
Например: ЛАЗ-4202:
- ЛАЗ — завод-изготовитель (Львовский автозавод),
- 4 — габаритная длина (9,7м),
- 2 — вид автотранспорта — автобус,
- 02 — номер модели в классе.