Случай из практики
Даниил Минаев, фото автора
Конкурентная борьба на фоне общеевропейского экономического спада заставляет производителей искать новые рынки сбыта, делать специальные ценовые предложения, адаптировать по требованиям заказчика существующие модели и модификации. Порой приходится создавать вообще специальные версии.
Так или иначе седельный тягач марки MAN модели TGX – неплохой выбор. Этот немецкий автомобиль поселился в парке крупного российского логистического оператора в середине 2012 года, и за прошедший период успел накатать чуть больше сотни тысяч километров в составе рефрижераторного автопоезда, регулярно курсировавшего по маршруту «Москва – Пермь – Новосибирск – Москва». Всего для движения по этому регулярному маршруту перевозчик приобрёл два таких тягача. На мой взгляд, это неплохой повод немного взглянуть на машину глазами её экипажа.
Внешний дизайн автомобиля вызывает уважение – ведь этот магистральный тягач относится к флагманской линейке «большой семёрки», а потому работать на нём комфортно и престижно. Интерьер тоже под стать, хоть и немного консервативен, как показалось младшему члену экипажа. Но вот незадача какая, чуть что – поднимай кабину! Нет, это не упрёк надёжности авто, просто здесь конструкторы, заботясь о сохранности узлов от пыли и грязи много чего «спрятали» под неё. Например, воздушный фильтр. По идее, о необходимости его замены, как и о проведении планового обслуживания, извещает чуткая электроника, но и визуальный контроль иногда бывает необходим в наших условиях. Поднять кабину придётся и для контроля уровня масла при помощи щупа, и, если потребуется, подкачать топливо вручную – здесь предусмотрена такая возможность.
Дизайн
Седельные тягачи имеют обычный дизайн. Грузовику не свойственны плавные и обтекающие линии – весь он выглядит немного угловато. Все здесь обычно – и фары дневного света в форме трапеции, и расположенные под ними противотуманки, равно как и небольшая лесенка несут в себе чисто функциональное значение.
Возвышенная над землей безкапотная кабина придает автомобилю уверенный вид. На небольшой решетке радиатора расположен фирменный знак компании – пожалуй, единственный элемент, по которому можно признать в модели немецкие корни. Не оригинальна и палитра цветов – кого можно удивить сочетанием белого и черного.
Подытожив, можно сказать, что MAN TGS 4×2 имеет стандартный для грузовиков вид, не выделяется в общей массе седельных тягачей, что позволит ему быстро слиться с привычным для российского водителя парком машин.
Двигатель / Система охлаждения / Система впуска / выпуска
- Марка и модель двигателя — MAN D2066LF62, Common-Rail, OBD2
- Мощность двигателя — 440 л.с.(324 кВт) при 1 900 об/мин
- Крутящий момент 2 100 Нм при 1000…1400 мин¹
- Управление двигателем — EDC
- Жидкостный радиатор и интеркулер
- Вентилятор с вязкостной муфтой
- Электрофакельное устройство облегчения холодного пуска
- Топливный фильтр с обогревом
- Дополнительный топливный фильтр с водоотделителем, обогреваемый
- Меры по снижению шума, 80 дБ (92/97EWG)
- Модуль управления для обмена внешними данными (KSM) с интерфейсом управления парком автомобилей
- 1-цилиндровый воздушный компрессор 360 см3
- Круиз контроль
- Система впуска, с фильтром-осушителем для сложных условий
- Функция защиты двигателя: холостой ход при очень низких температурах
- Регулируемый моторный тормоз (EVBec)
- Решетка радиатора для защиты от камней
- Электронный ограничитель скорости, 89 км/ч
Кабина и ее дизайн
К проектированию кабины немецкие инженеры подошли более ответственно и создали три класса под разные условия перевозок:
- Тип М создает идеальные условия для ближних дистанций и городских условий. Большая площадь остекления создает хороший обзор и помогает ориентироваться в плотном трафике, а возможность установки дополнительного кресла и откидного спального места позволяет использовать тягач на междугородних направлениях.
- Тип TGS L для использования автомобиля в составе автопоезда на межрегиональных направлениях. Она оборудована спальным местом, но в то же время обладает хорошей маневренностью за счет небольшой ширины, а возможность переустройства позволяет подстроить кабину под нужды водителя.
- Тип LХ для особо дальних поездок. Высокая и узкая, она хорошо оптимизирована для перевозок с высокой полезной нагрузкой. Комфортное спальное место и система контроля микроклимата, входящие в базовую комплектацию, позволят почувствовать водителей как у себя дома.
Интерьер тоже находится на высоте. Кабина MAN TGS 4×2 оснащена комфортабельными креслами, повторяющими изгибы тела и обитые мягким тканевым материалом. Сиденье водителя на пневмоподвеске с большим количеством настроек и подлокотниками.
Большое количество ниш для мелочи находятся под рукой – к ним не надо тянуться, равно как и к элементам управления. Аудиосистема аккуратно расположена справа от водителя на небольшом выступе. Интерьер выполнен в спокойных бежевых и серых тонах, не давит на глаза и приятен взглду даже спустя тысячи километров.
Кабина седельного тягача MAN TGS 19.440 4×2 BLS-WW
- Кабина L- со спальным местом
- Аэродинамический пакет, включая спойлер и боковые обтекатели
- Подвеска кабины: пружинная;
- Комфортное сиденье водителя с пневмоамортизацией;
- Пассажирское сиденье с продольной регулировкой и наклона спинки
- Кондиционер с автоматической регулировкой температуры
- Воздушный отопитель
- Изоляция кабины Nordic
- Электро-регулируемые зеркала заднего вида • с подогревом;
- Зеркало для обзора бордюров справа и переднее зеркало со стороны пассажира
- Центральный замок с дистанционным управлением;
- Электростеклоподъемники
- Бортовой компьютер MAN Tronic
- Радиомагнитола MAN Media Truck Advanced с 7-дюймовым дисплеем, функцией воспроизведения видео и системой навигации
- Устройство громкой связи для двух мобильных телефонов
- Подготовка для установки радиостанции
- Разъем AUX-in/USB
- Холодильник, с раскладным столиком
Двигатель и трансмиссия
Седельные тягачи оснащаются двигателями стандарта Euro-5. В базовой комплектации это дизельная установка D20 объемом 10,5 литров и мощностью в 540 л.с. Эти 6-цилиндровые моторы характеризуются высоким крутящим моментом в 1900 Нм, который сохраняется в широком диапазоне оборотов.
Система впрыска топлива сконструирована по технологии Common Rail и имеет электронное управление EDC. Это существенно снижает энергопотребление и токсичность выхлопных газов. Турбонаддув имеет промежуточное охлаждение, что в сочетании с механизмом комбинированной смазки и водяным охлаждением отлично сказывается на сроке службы силовой установки.
Силовая установка работает в паре с 16-диапазонной механической коробкой передач ZF, которая передает усилие на задний мост MAN TGS 4×2. Ее идеально подобранные передаточные числа экономят ресурс двигателя и снижают потребление топлива. Задняя ось имеет блокируемый межколесный дифференциал, что повышает проходимость тягачей.
Сочетание МКПП с мощной силовой установкой разгоняет автомобиль до 90 км/ч при полной загрузке. Потребление топлива составляет 30 литров на 100 км.
На ходу
Для перевозки стандартных грузов мощности 440-сильного двигателя вполне достаточно, но если приходится спешить, то некорректное использование трансмиссии может вызвать серьёзный перерасход топлива – ошибок MAN не прощает, но достойная плавность хода и ездовой комфорт в сочетании с просторной кабиной и минимальным моторным тоннелем прощают «МАНу» многое.
К сожалению, довольно часто водители не участвуют в выборе конфигурации заказываемых автомобилей. Лишь потом экипаж узнал, что для этого тягача доступны различные топливные баки, а в одной из версий возможна установка дополнительного запасного колеса на раме тягача, что для Сибири совсем не лишняя опция! А так, что нашему настоящему профессионалу – всё вытянем, куда бы ни послали, а уж с такой техникой просто стыдно не справиться! С мощным мотором, дисковыми тормозами, подкреплёнными эффективным моторным замедлителем, удобными «спальниками» и отличным головным светом.
Техническая характеристика автомобиля MAN TGX 18.440 BLS type 06XZZ1C
Полная масса, кг | 18 000 |
Полная масса автопоезда, кг | 40 000 |
Подвеска: передняя/ задняя | Малолистовые рессоры/ пневматическая |
Двигатель:
| MAN D2066 LF32, I-6, турбодизель Euro 4, AdBlue 10 518 441 при 1900 мин-1 2000 при 1400 мин-1 |
Коробка передач:
| Механическая 16/ 2 |
Шины | 315/70 R22,5 |
Тормозная система | Пневматическая, дисковые тормозные механизмы на всех колёсах |
Колёсная формула | 4х2 |
Евгений Трунов, водитель:
«MAN TGX – первый тягач этой марки в моей практике. Ранее мне доводилось работать на всех отечественных грузовиках, потом были Isuzu, Hyundai, Mercedes-Benz Actros, Volvo VNL, Volvo FH12. Каких-либо проблем с адаптацией, привыканием, вопросов к эргономике «МАНа» у меня не возникло. Сразу сел и поехал. Когда надо перегнать «головастика» (только тягач без полуприцепа), например, в ГАИ на регистрацию или для очередного сервисного обслуживания, не перестаю восхищаться динамикой автомобиля. Коробка передач у нас механическая, с демультипликатором и делителем, работает на 4 хода рычага с двумя «флажками», поэтому водитель в городе тратит довольно много времени на переключение передач, и всё равно, несмотря на этот факт, я могу иногда позволить себе «похулиганить», задирая некоторые легковушки! Расплата за слишком шуструю езду наступает позднее – на заправке. Расход топлива у автопоезда с тягачом MAN TGX 18.440 хоть и колеблется в районе средних значений – от 28 до 35 литров (в зависимости от загрузки, дороги, погоды), как-то незаметно стремится к верхнему пределу, стоит только чуть выпустить ситуацию из-под контроля.
Компания, где я работаю, приобрела одновременно два одинаковых тягача. Когда наступила зима, а дороги в Сибири могут быть в этот период скользкими как стекло на протяжении многих сотен километров, я понял, что для уверенного контроля автомобиля мне приходится серьёзно снижать скорость, иногда до 40 км/ч, иначе просто страшно ездить, машина «не держит» дорогу. После очередного рейса я посетовал на это ребятам из экипажа другого «близнеца» нашего тягача. Они были весьма удивлены и сказали, что у них никаких проблем с устойчивостью и управляемостью не возникает, напротив – полностью удовлетворены, как современная машина отлично слушается руля. Оснований не доверять коллегам у меня не было, и я попросил механиков на очередном плановом ТО проверить углы установки управляемых колёс. Подозревал, что необходимо откорректировать схождение. Вот здесь впервые и столкнулся со спецификой автосервиса. Поменять масло, фильтры, колодки можно без проблем на любой дилерской станции MAN. Но как только работы выходят за рамки типовых, то выясняется, что за кулисами приёмки, оформленной в едином корпоративном стиле, работают специалисты совсем разной квалификации. На СТО, что расположена на окраине города Железнодорожный в восточной части Подмосковья, первый раз мне отказали, мотивируя тем, что бокс с регулировочным стендом занят каким-то полуприцепом, во второй раз отсутствовал специалист, на третий раз регулировку произвели, но стало только хуже. А на сильные техцентры московского региона, например, которые находятся в Щербинке и Подольске приходится записываться загодя, свободные «окна» бывают в не самые удобные часы, что срывает график выполнения рейсов. Зато, когда у меня произошёл внезапный отказ штатного иммобилайзера, там эту проблему решили оперативно и по гарантии. В регионах разброс по уровню станций ещё более заметен, поэтому наш экипаж старается запланировать техобслуживание, когда мы возвращаемся домой, в Подмосковье.
А вообще машина меня радует своей по-немецки выстроенной логикой, которая проявляется здесь во всём: от расположения кнопок на приборной панели до приятных мелочей в виде панели дополнительных штуцеров пневмосистемы, являясь как бы продолжением моего личного легкового «немца».
Подвеска, рулевая и тормоза
Остов тягача – рама лестничного строения. Кабина к ней крепится посредством передних и задних пружинных амортизаторов, которые защищают водителей от ударов и вибраций. Автомобиль может комплектоваться двумя разными подвесками:
- Комбинированная рессорно-пневматическая конструкция TGS – спереди рессоры в форме парабол, а сзади – усиленная пневматическая система. Такое сочетание гарантирует устойчивость, как во время порожних поездок, так и при полной загрузке.
- Полностью пневматическая подвеска гасит любые колебания, защищая груз и водителей от механического воздействия. Эту систему устанавливают для перевозки хрупких грузов.
В обоих случаях тягач наделяется рулевым управлением с гидроусилителем. При этом замок вала рулевого колеса оснащается иммобилайзером, а колонка – регуляторами высоты и наклона.
Тормозная система автомобилей оснащена дисковыми конструкциями на всех колесах. Она имеет механизм автоматического варьирования тормозного усилия, двухконтурный тормозной центр, систему АБС и противопробуксовочный механизм ASR. Все это создает комфортные условия для поездок и управления.
То, что немцу хорошо, русскому – не совсем и не всегда
А поднимается кабина классически «по-немецки» – с помощью монтажки, задействуя насос, расположенный между ступеньками кабины с правой стороны. Да вот ещё, прежде чем поднимать кабину, будьте добры, откиньте радиаторную решётку, чтобы не сломать. Конечно же европейские водители уже давно (лет так пятнадцать) без крайней необходимости не заглядывают под капот. И воспринимается это всё равно с интонацией лёгкой «обидочки». То у них, а то у нас… Вроде автомобиль недешёвый, а решение – из разряда бюджетных магистральников. Хотя параллельно в этой же модели применили сдвижной закабинный спойлер – доступ к сцепной станции удобный, да и дорожная грязь не попадает. Впрочем, немецкий менталитет – загадка для русской души. Я, например, недавно обнаружил, что новый немецкий легковой седан класса «Д+» 2013 года выпуска запросто может и не комплектоваться подлокотником заднего сиденья и задними электростеклоподъёмниками, и это при ценнике под миллион рублей…
Кабина MAN строгая и демократичная. На комбинации приборов, которая хорошо читается и состоит из двух больших и четырёх маленьких классических стрелочных приборов, в самом центре уделено основное внимание контрольным лампам, а дисплей бортового компьютера, которого не может не быть в грузовике данного класса во втором десятилетии двадцать первого века скромно притаился, чтобы не мешать… Не мешать сосредоточиться на дороге, и экранное поле «контролек» безмолвствует серо-чёрным цветом, пока не потребует ситуация. Только, по словам водителей, для управления бортовым компьютером предусмотрено слишком много кнопок, надо самообучаться, читать руководство, с одной стороны это саморазвитие, но с другой – неудобство.
Словом, всё чинно и благородно, и, по-моему, с лёгким намёком мести ближайшему конкуренту.
Однако и в строгости, и в борьбе с излишествами, отвлекающими от управления, должен быть определённый предел. Гнёзда электропитания, так необходимые дальнобойщику для его быта, присутствуют конечно же. Нам пришлось делать своими силами дополнительную разводку, чтобы, не затрагивая штатную проводку, не лишиться гарантии, но обеспечить подзарядку телефона и радиосвязь. Опять знакомая ситуация, не правда ли?
Однако это не позволило создателям «забыть» о потолочном люке, дерматиновых шторках с направляющими и противоусталостном освещении.
Цена MAN TGS 4×2
Цена седельных тягачей с колесной формулой 4×2 в России составляет порядка 5,5 млн. рублей. За поддержанные автомобили, в зависимости от количества пройденных километров, придется отдать от 1,2 до 2,7 млн. рублей.
Немецкие тягачи, благодаря своей надежности и универсальности, низкому потреблению топлива, приспособленности к суровым климатическим условиям станут отличным подспорьем для любого бизнеса. Созданные комфортные условия внутри автомобиля понравятся любому водителю, а широкие возможности по комплектации и переоборудованию TGS позволят использовать их в самых различных сферах деятельности.