Трактор ТТ 4 – это гусеничная трелевочная машина, которую начали выпускать на АТЗ после 1970 года. На трелевщике ТТ 4 развозят древесину внушительных размеров, также он выполняет крупнопакетную загрузку древесины на платформы или подвижные составы. Чаще всего он требуется для перевозки деревьев из лесного угодья на специально подготовленные склады. Благодаря гусеничному ходу, загруженный трелевочник ТТ 4 проедет даже по болотистому покрытию. ТТ 4 изготовлялся по подобию тракторной машины ТДТ-75, конструктора обновили модель двигателя, установив более сильный и экономичный мотор. При разработке рамы, было принято решение днище сделать закрытым. Данное решение уберегает конструкцию от механических повреждений при передвижении по лесу, где по земле разбросаны коряги, камни.
Трелевочник ТТ 4
Обзор
Трелёвочный трактор ТТ-4 – советский гусеничный трактор IV тягового класса, выпускаемый Алтайским тракторным заводом. Впервые он сошёл с конвейерной ленты в 1969 году. В течение сорока лет завод выпускал подобную технику. Было создано множество модификаций на основе базовой версии. Производство завершилось в 2010 году. За свою надёжность и мощность получил широкую огласку. Поэтому после закрытия АТЗ, его начали выпускать в небольших количествах и другие заводы.
Предназначение
Трактор ТТ-4 и его модификации применяются для перемещения крупного и среднего леса на склады и промежуточные площадки для хранения, а также для погрузки материала на лесовозы и всякого рода платформы. Кроме того, к нему в качестве прицепа можно присоединять разные лесохозяйственные аппараты. Неприхотливость и способность выполнять свою задачу в самых суровых климатических условиях сделали машину незаменимой для северных регионов.
Кстати говоря, трактор ТТ-4М-01 выпускался без рабочего оборудования и представлял собой шасси, на котором можно было собрать разные виды спецтехники (бурильно-крановые, сучкорезные машины, передвижные сварочные, лесохозяйственные и другие агрегаты). Подробнее об этой и других модификациях будет сказано ниже.
Преимущества и недостатки
Создатели данного агрегата делали ставки на универсальность и надёжность в работе. Лесозаготовка требует специальную технику, которая рассчитана на большие нагрузки и имеет хороший запас прочности. Как и в любой другой машине, у трелевочника ТТ-4 можно выделить свои плюсы и минусы.
Преимущества
- Широкие гусеницы обеспечивают хорошую проходимость в любой местности и погодных условиях. Заваленные буреломом леса, болотистые и трудно проходимые места – нет помех, мешающим передвижению техники.
- Дизельный двигатель обладает не только достаточной мощностью, но и малым потреблением топлива.
- ТТ-4 построен на универсальной базе. Благодаря этому было создано множество модификаций.
- Большой клиренс позволяет машине легко передвигаться по сложным местностям, не натыкаясь на мелкие неровности и камни.
- Большая тяговая сила, прочная рама и защита днища обеспечивают надёжность и увеличивают эксплуатационный срок службы.
Недостатки
- Мотор, размещённый буквально под передним сиденьем, сильно урезает комфорт.
- Крупные габариты и большой вес делают трактор менее манёвренным, чем его «собратья». Например, сравнивая его с тем же ТДТ-55.
- Как и у остальных гусеничных моделей, скорость перемещения незначительная. Данный недостаток частично исправляется небольшим давлением на землю в 44,13 кПа.
Отзывы владельцев
Николай, 48 лет:
«Выносливый трактор, проходимость отличная — свободно проходит и по болоту, и в снегу и везде. Для лесозаготовок — незаменим, выполняет множество работ, управление очень простое, минимум электроники, максимум механики — ремонтируется без проблем.»
Петр, 52 года:
«Купил трелевщик 8 лет назад для своей фирмы. Трактор был потрепанным, были кое-какие неполадки, но дешевле купить поломанный агрегат по сходной цене и его отремонтировать, чем брать новье. Машина эксплуатировалась и в строительстве, и на лесозаготовках, пережила еще две серьезных поломки, но до сих пор в рабочем состоянии. Претензий к трактору нет, цену свою стоит.»
Технические характеристики
Машина имеет наиболее оптимальные характеристики, полностью соответствующие требованиям её сферы деятельности. Все описанные данные актуальны только для базовой версии. Комплектующие детали разных модификаций могут сильно отличаться от начальной версии.
Двигатель
Начальная версия укомплектована А-01МЛ с шестью цилиндрами, мощностью в 81 кВт (около 110 л.с.) и наличием СНВТ. Мотор работает при частоте в 1600 об/мин. Пассивное охлаждение применяется для снижения температуры двигателя. Чтобы очистить поступающий воздух, установлено пять фильтров: 2 воздушных и 3 топливных.
Двигатель запускается при помощи бензопускателя, оснащённого электростартером (СТ-350). Питание происходит за счёт АКБ. В сильные холода для старта мотора ещё применяют жидкостный подогреватель ПЖ-300.
Ёмкость бака составляет 135 литров. Топливный расход для подобного рода техники средний – 250 г/кВт*ч
Мотор, расположенный буквально под сиденьем, сильно снижает общую комфортабельность, но позволяет увеличить обзор, немного уменьшить общие габариты и массу.
Рама
В основу трелёвочного трактора положена прочная рама. Основу составляет пара лонжеронов, соединённых металлическими трубками при помощи сварки. Чтобы увеличить прочность, сверху рамы надеты крылья и бампер. В состав входят специальные створки с шарнирно-болтовым креплением под двигателем. Они притягиваются к днищу, обеспечивая дополнительную защиту.
Трансмиссия
Трелёвочная машина комплектуется шестеренчатой механической КПП с 4-мя ступенями. Существует 8 передних скоростей и 4 реверсионных. Главная передача содержит 2 конические шестерёнки, имеющие зубцы с формой спирали. Поворотный механизм – планетарный, с педальной активацией. Тормоза планетарной системы включаются двумя рычагами, с установленным гидроусилителем. Техника имеет тормоза ленточного типа, тоже с гидравлической составляющей.
Ходовая часть
Данная модель агрегата оснащена балансирно-рычажной подвеской полужёсткого типа. Она имеет 2 задние и 2 передние каретки. По одной стороне от каждой закреплено по 5 цельных катков однорядного типа. Два катка связаны с передней кареткой, а три – с задней. Гусеничное натяжение происходит за счёт кривошипно-винтового механизма, оснащённого жёсткими пружинами.
Устройство
Двигатель
Мотор на трелевочнике стоит дизельный, четырехтактного типа, с шестью цилиндрами, размещенными вертикально в один ряд. Охлаждение происходит с помощью жидкости. Топливо впрыскивается прямым способом, а смазка вносится дважды: под давлением и путем разбрызгивания. Пусковой мотор оснащен электростартером. Для зимних условий применяется подогреватель. Для отработанного воздуха используется двойная система очистки, а для горючего — тройная.
Это конструкция сварного типа, состоящая из скрепленных трубами лонжеронов, на которых крепятся бамперы с крыльями. Также в состав рамы входят угольники с лобовым листом и створки днища. Эти створки под мотором имеют шарнирное крепление. Чтобы их закрыть, нужно закрутить болты, притянув тем самым днище к основанию рамы.
Трансмиссия
Сухое сцепление, у муфты которого имеется два диска, всё время замкнуто. Муфта сцепления управляется педалью с гидравлическим усилением. Четыре ступени механической коробки передач шестеренчатого типа обеспечивают вперед восемь скоростей, а в обратную сторону – четыре. Главная передача основана на двух конических шестеренках с зубьями спирального типа.
Ходовая часть
Используется балансирно-рычажная подвеска полужесткого типа. У нее имеется четыре каретки (две задние и две подрессоренные передние). С каждой стороны стоит по пять литых катков однорядного типа. Два катка относятся к передней каретке, три – к задней. Механизм натяжения гусениц кривошипно-винтовой, оснащенный амортизатором с пружинами.
Рабочее оборудование
В задней части рамы на лонжеронах находятся платформа для погрузки, работающая от гидропривода, а также лебедка, состоящая из редуктора и барабана, на который наматывается трос. На редукторе крепится механическая раздаточная коробка с двумя скоростями и реверсом. Тормоз с муфтой обгонного типа позволяет замедлить движение лебедочного барабана.
Схема лебедки трактора ТТ-4
Сварной щит для погрузки имеет деревянную прослойку между листами из стали. Впереди стоят резиновые буфера, а направляющий механизм движется на подшипниках. Гидроприводом щит сбрасывается с рамы, а также удерживается в этом состоянии, пока на него укладывают стволы. Еще приводом опускают нагруженный щит обратно на раму и поднимают пустой щит для транспортировки.
Кабина
Кабина имеет два места, которые находятся по левую руку от двигателя. Водительское сиденье регулируется с помощью гидроамортизатора. На передней стенке находится приборный щиток, а рядом — устройство для открывания радиаторных шторок. На задней стенке находится рычаг управления лебедкой.
Рабочее оборудование
Погрузочная платформа вместе с лебёдкой размещаются на заднем лонжероне. Управление происходит при помощи гидравлического привода. Лебёдка состоит из барабана, на котором размещается трос, и редуктора. Последний оснащён двухскоростной механической коробкой с реверсионным ходом. Движение лебёдочного барабана контролируется при помощи тормоза с муфтой наката. На технике предусмотрены две лебёдки, имеющие тяговые силы 9 и 12 тонн соответственно.
Щит для погрузки изготовлен из пары листов стали, между которыми закреплён древесный слой. Наибольший показатель нагрузки на неё составляет 6 тонн. Резиновые буфера находятся спереди, а направляющий механизм производит движение на подшипниках.
Гидравлический привод опускает погрузочную платформу с рамы и удерживает её при погрузке, поднимает нагруженную или пустую для проведения транспортировочных работ.
Кабина
Эта спецтехника имеет двухместную кабину. Сиденья расположены на гидравлических амортизаторах с левой стороны от двигателя. Приборная панель расположена спереди, а рычаг управления лебёдкой размещается на задней стенке кабины.
Салон имеет всё необходимое для работы при различных климатических условиях. Присутствует автоматическая вентиляция и электрическая печка для поддержания оптимальной температуры в холодное время года. Кроме этого, в салоне нашлось место для аптечки первой помощи и термоса. На верхней части лобового стекла установлен солнцезащитный козырёк. Имеются электрические стеклоподъёмники и стеклоочистители.
Внутри салон облицован винилискожей, дублированной пенополиуретаном. Данный материал обладает способностью поглощать звук и вибрацию, тем самым делая работу оператора комфортнее. На полу имеются битумные и дерматиновые прокладки. Для удобства положены и резиновые коврики. Общий вес машины составляет 12,8 тонны.
Трансмиссия
Муфта сцепления, смонтированная на дизеле«А-03 МЛ» – фрикционная, постоянно замкнутая, двухдисковая. Она расположена на маховике дизеля и закрыта крышкой. Крутящий момент от маховика к валу передается за счёт сил трения при сжатии дисков пружинами, которые при выключении муфты сцепления обеспечивают равномерный зазор между дисками.
В систему трансмиссии«ТТ-4М» входят карданная передача и блок трансмиссии, который состоит из коробки передач с реверсным редуктором, заднего моста и конечных передач. В заднем мосту может быть установлен вал отбора мощности, с приводом от промежуточного вала реверс-редуктора. Карданные передачи представляют собою 2 трубчатых вала, с карданными шарнирами, на игольчатых подшипниках.
Коробка передач – механическая, четырёхступенчатая, с подвижными шестернями, с реверс-редуктором. Данная КПП обеспечивает восемь передач переднего и четыре передачи заднего хода, а также имеет механизм блокировки переключения передач.
Главная передача – пара конических шестерёнок со спиральными зубьями. Механизм поворота – планетарный сдвоенный, одноступенчатый, с сухими ленточными тормозами, двумя планетарными и двумя остановочными. Конечная передача – пара цилиндрических шестерёнок с прямыми зубьями.
Обзор модификаций
ТТ-4 имеет множество модификаций. За всё время существования базовой версии были созданы разнообразные модели, с изменёнными характеристиками и дополнительным оборудованием. Рассмотрим некоторые из них.
ТТ-4М – такая модель способна работать при низких температурных показателях, характерных для суровой погоды северных областей. Данная модель преодолевает препятствия с уклоном в 25º,а увеличенный клиренс способен преодолевать препятствия вплоть до 0.6 м в высоту.
Одноместная кабина и двигатель имеют переднее размещение. Это обеспечивает хороший обзор и возможность монтажа дополнительным техоборудованием. Подвеска такая же, как и у классической модели.
Предусмотрены два типа трансмиссии: обычная механика и гидравлика.
Характеристика модификации.
- Силовой агрегат – А-01МРСИ, достигающий отметки в 130 л.с.
- Полный вес – 14,4 т.
- Грунтовое давление – 38 кПа.
- Длина – 6,07м.
ТТ-4М-01 – данная версия характеризуется отсутствием барабанной лебёдки и платформы. Она служит как шасси для сборки различной спецтехники.
Различия заключаются в следующем:
- давление на грунт – 33 кПа;
- общая масса – 12,6 т;
- грузоподъёмность – 113,5 кН;
- длина – 5,92 м.
ТТ-4М-04 –здесь уже установлен толкатель с гидравлическим приводом. Такое приспособление облегчило выполнение основных задач при лесозаготовке.
Характеристики модификации.
- Вес с оборудованием – 14,945 т.
- Грузоподъёмность – 113,5 кН.
- Давление на почву – 39 кПа.
- Длина – 7,03 м.
- Вес толкателя – 0,6 т.
ТТ-4М-06 – от всех остальных версий выделяется наличием гидронавески. Кроме трелёвочных работ часто применяется в сельскохозяйственном производстве (при наличии специальных орудий).
Характеристики модели.
- Масса навески с гидроприводом – 465,7 кг.
- Среднее давление на грунт – 37 кПа.
- Вес трактора с навеской (без щита) – 14,085 т.
ТТ-4М-07 – данная версия получила установленный бульдозерный отвал. Благодаря этому агрегат может не только перевозить деревья, но и заниматься расчисткой территорий от мусора и завалов деревьев.
Характеристики данного агрегата.
- Давление на грунт – 41 кПа.
- Вес оборудованного трактора -15,711 т.
- Длина трактора – 7,04 м.
- Габаритные показатели отвала – 2,86 м и 0,9 м.
ТТ-4М-15 – такая версия имеет всё необходимое для удаления пней и уборочных работ. Она укомплектована собирательно – корчевательным агрегатом.
Технические характеристики.
- Диаметр корчуемых пней – 30 см.
- Ширина расчищаемой полосы – 257 см.
- Масса гидроприводного корчевателя – 1333 кг.
- Усреднённое почвенное давление – 41,7 кПа.
- Масса оборудованного трактора – 15,733 т.
- Длина транспортного средства– 7,35 м.
ТТ-4М-16 – трактор трелёвочный с рыхлительным оборудованием. Используется, в основном, для трелёвки леса и рыхления твёрдой или замёрзлой почвы.
Характеристики данной модификации.
- Масса гидроприводного рыхлителя – 1210 кг.
- Глубина рыхления – 40 см.
- Давление на грунт—49,7 кПа.
- Масса оборудованного трактора – 16,92 т.
- Длина в транспортном положении – 7,977 м.
ТТ-4М-17 –трактор имеет клино – корчевательное оборудование. Используется для расчистки дорог при снежных заносах и завалов, уборки мусора. При помощи данного агрегата производится вывоз крупномерного леса в полупогруженном состоянии, укладывания его в штабеля.
Характеристики модели.
- Диаметр корчуемых пней – 40 см.
- Ширина расчищаемой полосы – 280 см.
- Ширина и высота клина – 2,87 м и 1,11 м.
- Угол между боковинами клина равен 90º.
- Масса агрегата с оборудованием – 16,135 т.
- Длина в транспортном положении – 8,465 м.
Габариты, масса ТТ-4
Масса конструктивная | 12 800 кг |
Габаритная длина | 6 000 мм |
Габаритная ширина | 2 500 мм |
Габаритная высота | 2 750 мм |
Дорожный просвет (агротехнический) | 490 мм |
Колея | 2 000 мм |
Ширина гусениц | 500 мм |
Инструкция по эксплуатации
Для ознакомления с устройством техники завод выпустил инструкцию по эксплуатации данной техники. В ней можно найти любую информацию, касающуюся использования ТТ-4. Сейчас мы обзорно рассмотрим только 3 очень важных раздела: обкатка, техобслуживание, а также частые неполадки и варианты их устранения.
Техобслуживание
Трелёвочный трактор не требует особого ухода. Однако оставлять машину без внимания не стоит. Возможно возникновение неисправностей. Для обеспечения максимальной работоспособности машины требуются следующие работы.
- После каждой сотни отработанных моточасов требуется полная замена масла из картера. Рекомендуется использовать моторные масла М-10Г2к или М-10дм.
- Каждую 1000 моточасов необходима замена трансмиссионного масла марки Тап-15в.
- Если техника убирается на долгое время, требуется слить все жидкости.
Обслуживание трактора
Электронный каталог запчастей ТТ-4М позволяет в короткий срок найти и заказать деталь для планово-предупредительного или вынужденного ремонта. Чтобы избежать поломок, механик должен соблюдать рекомендации, приведенные в инструкции по эксплуатации:
- в три этапа провести обкатку нового трелевочного трактора (0%, 50% и 100% нагрузки);
- заменить масло после первых 8 часов работы;
- во время эксплуатации проводить плановое техобслуживание;
- при отправке на консервацию сливать рабочую жидкость.
С проблемами, которые возникают во время эксплуатации трелевочного агрегата, грамотный механик легко справляется. Основная неисправность – мотор ТТ-4 глохнет, не заводится. Возможные причины: не работает система зажигания мотора пускателя, засорился фильтр, низкий уровень масла, отсутствует топливо.
Техобслуживание ТТ-4 | Частота | Марка масла |
замена масла в картере | через 100 моточасов | М-10Г2К |
М-10ДМ | ||
замена трансмиссионного масла | через 1000 моточасов | ТАП-15В |
Аналоги
Похожих моделей у ТТ-4 достаточно много. Наиболее известные из них представлены в таблице.
Модель | Силовая установка | Расход горючего | Назначение |
МСН-10 | А-01МРСИ, 130 л.с. | 235 г/кВт*ч | Для сбора и транспортировки лесоматериала. Существуют разные модификации. |
СпецМаш 10Ч-00 | А-01МРСИ, 130 л.с. | 227 г/кВт*ч | Трелёвка крупномерного и среднего леса в полупогружённом состоянии. |
Амкодор 2242В | Д-260.1 S2, 158 л.с. | 14,5 л/ч | Для трелёвки деревьев и хлыстов, а также для вспомогательных работ на лесосеке. |
Важно! Все перечисленные модели имеют очень сходные характеристики, а порой построены на одинаковой базе. На их фоне сильно выделяется Амкодор 2242В. В отличие от других, он оснащён колёсным ходом. Из-за этого его проходимость урезается. Но, в то же время, недостаток компенсируется минимальным разрушительным действием на почву при развороте.
Цены и где купить
Как отмечалось ранее, родной Алтайский завод перестал выпускать ТТ-4. Но некоторые компании и сейчас выпускают немного изменённые модели легендарного советского трелёвочника. Новый агрегат можно приобрести примерно за 2 600 000 рублей. Более старые версии либо с мелкими неисправностями можно отыскать за цену, ниже на 25-30%. Стоимость таких агрегатов будет варьироваться от 700 000 до 1 100 000 рублей. Ремонт подобной техники обойдётся владельцу дорого. Так, замена вышедшего из строя двигателя будет стоить в районе полумиллиона рублей.
Цена б/у машины напрямую зависит от его года выпуска, срока службы и состояния. Модели до 2000-го года выпуска стоят на порядок дешевле более поздних. Приобрести технику можно на специализированных сайтах, занимающихся продажей подобных агрегатов.
Подведя итог вышесказанному, ТТ-4 – одна из лучших машин для подобного рода деятельности. Разработчики смогли сделать максимально надёжную, мощную и многофункциональную технику. На лесозаготовительных работах, даже сейчас, можно увидеть самые старые версии. К тому же, благодаря универсальной базе трактора, возможно создание многочисленных модификаций, расширяющих поле деятельности.
Ходовая система
В ходовую систему входит гусеничный движитель, рычажно-балансирные каретки (две передние и две задние) и две рессоры. Высокая приспособляемость к неровности пути достигается за счет балансирно-рычажного механизма, оно допускает независимое качение катков.
Гусеницы
Непосредственно контактирующей с неровной поверхностью дорог частью ходовой системы являются — гусеницы. Для данного трактора применяются гусеницы собранные из 69 цельнолитых звеньев.
Каретка подвеса
Механизм состоит из пары кареток на сторону. Передняя каретка больше по размеру, состоят из двух катков закрепленных на балансире и переднего рычага. Задняя каретка представляет собой конструкцию из трех катков, заднего рычага и балансира.
Рессоры
Рессоры устанавливаются над передними каретками.