ЛиАЗ 6213 — вместительный низкопольный автобус для крупных городов

Автобус ЛиАЗ-6213. Фото Википедия

ЛиАЗ-6213 — сочленённый низкопольный городской автобус особо большой вместимости производства Ликинского автобусного завода, первый в России пассажирский транспорт такого типа. Предназначен для крупных городов с интенсивным и сверхинтенсивным пассажиропотоками. Серийное производство начато в 2008 году, с ноября 2014 года по октябрь 2016 года производство было заморожено. В обзоре представлена информация как о базовой модели, так и о всех модификациях, а также модификациях, предлагаемых производителем и поставщиками в настоящее время (январь 2020).

Подробное описание, устройство

Первый отечественный низкопольный сочлененный автобус. Благодаря низкому уровню пола, просторному и современному салону, удобным накопительным площадкам, большой пассажировместимости (153 человека) автобус незаменим на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком, присущим крупным мегаполисам.

Проведен рестайлинг модели – применены новые передние и задние маски, установлена новая головная оптика, современное оформление салона и рабочего места водителя.

При установке газового двигателя, 9 газовых баллонов располагаются на крыше автобуса.

ЛиАЗ-6213 был признан «Лучшим автобусом по стоимости владения» по мнению независимых экспертов ОАО «АСМ – Холдинг» и журнала «За рулем».

Салон сочлененного автобуса ЛиАЗ-6213. Фото ЯрКамп

Внешне смотрится внушительно, похож на стандартный низкопольный автобус большого класса с двумя осями, к которому посредством «гармошки» присоединена еще одна задняя часть такого же автобуса на индивидуальной оси. Сам кузов модели представляет собой несущую конструкцию. Прицепная часть мало чем отличается в плане дизайна. Присутствует большое количество простых прямоугольных линий.

Автобус получил большую площадь остекления, а в верхней части расположилось информационное табло со светодиодным наполнением. Большое количество элементов кузова выполнена из пластика. Производитель дает 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии.

Салон имеет удобное расположение кресел, качественные материалы отделки и продуманную эргономику.

Водительское кресло получило выраженную поддержку, пневматическую подвеску и длинную нижнюю часть. 4-спицевый руль ЛиАЗ-6213 выглядит тонким и скромным, но рулевая колонка имеет несколько положений. Приборная панель как таковая отсутствует, а все центральная панель и пластик слева от водителя усыпаны большим количеством кнопок и датчиков. Также имеется съемный дисплей бортового компьютера в цветном исполнении.

Попасть в салон можно через четыре сдвоенные двери, которые имеют полностью стеклянную конструкцию. Всего в салоне 153 пассажирских места. Из них 34 места сидячие. Также выделено место для людей с ограниченными возможностями. По умолчанию для большего комфорта автобус комплектуется системами отопления и вентиляции, а опционально можно заказать два кондиционера и аудиосистему.

История создания

Сегодня автобус ЛиАЗ 6213 успешно эксплуатируется во многих мегаполисах России. Однако не все знают, что в период с 2014 по 2016 гг. производство было заморожено.

За все время выпуска было выпущено немало модификаций. Каждое новое поколение отличалось еще большим комфортом и вместимостью, а также исправлениями недочетов прошлых выпусков. Одна из современных моделей ЛиАЗ 6213 71 стала лучшей в сочетании цены и эксплуатационных характеристик, это по мнению экспертов.

Особенности базовой модели

Городской автобус ЛиАЗ-6213. Фото Википедия

Цельнометаллический кузов вагонного типа, 4 распашные двери с пневмоприводом.

Схема салона ЛиАЗ-6213 подразумевает наличие 37+1 сидячих мест, общее количество сидячих и стоячих мест – 184. Предусмотрено место для инвалида-колясочника. В середине салона имеется аппарель, а на входе отсутствуют ступени. Поэтому ездить в таком автобусе удобно не только обычным пассажирам, но и людям с ограниченными физическими возможностями.

Лобовое стекло панорамного типа, раздельные фары и поворотники.

Затемненные боковые окна и расположенное сверху табло со светодиодной индикацией.

Кузов несущего типа.

Система торможения с двумя пневматическими контурами, ABS.

Кузовные части, в том числе бампер, изготовленные из полимерных материалов. Гарантия на пластиковые элементы, устойчивые к разрушительному действию коррозии, – 12 лет.

Сочлененные автобус и прицеп, наличие поворотной «гармошки».

Место водителя отделено от пассажирского салона прозрачной перегородкой, оснащено пневмоприводом, имеет широкий диапазон регулировок.

Наличие бортового компьютера и четырех камер, обеспечивающих удобный обзор обстановки в салоне.

Руль – четырехспицевый, с гидроусилителем, замок зажигания – в рулевой колонке.

Блок руководства климатической системой.

Задний мост – ведущий, с дисковыми тормозами и центральным коническим редуктором.

Модификации: ЛиАЗ-6213-21, 6213-22, 6213.65-79 и другие

Модификации с дизельным двигателем

Автобус ЛиАЗ-6213.20. Фото Википедия

6213.00. Первый экземпляр ЛиАЗа-6213 был выпущен в 2004 году, в этом же году его впервые продемонстрировали публике на Мотор-Шоу 2004. Первый российский низкопольный сочленённый автобус на тот момент имел силовой агрегат, идентичный ЛиАЗу-6212 — Caterpillar-3126, расположенный поперечно, автоматическую трёхступенчатую коробку передач фирмы Voith модели Diwa D 863.3E с угловым редуктором, портальные мосты Rába, узел сочленения Hubner HNGK 19.5 и прислонно-сдвижные двери. Он так и остался единственным ЛиАЗом-6213 модификации .00. В 2008 году данный кузов был переделан в троллейбус, получив индекс ЛиАЗ-6213Т (позднее ЛиАЗ-6236).

6213.20. В 2007 году на базе опытной модели ЛиАЗ-6213.00 создан новый автобус, получивший обозначение ЛиАЗ-6213.20. От неё он отличался новым двигателем MAN D0836LOH02, автоматической коробкой передач ZF Ecomat 6 HP 504 C, портальными мостами ZF. Ведущий мост ZF AV-132/87, средний мост ZF AVN-132, передний мост ZF RL-85A. Также изменилась планировка задней части салона по причине смены расположения двигателя на продольное. Автобус получил заводское обозначение 6213.20 и проходил испытания в 14-м автобусном парке Москвы.

С 2008 года начался серийный выпуск данных машин. Такие автобусы поступали в Москву и Санкт-Петербург в 2008—2010 гг. В 2008—2012 гг. салоны ЛиАЗов для Москвы собирались на заводе Тушино-Авто. Дизайн салона с каждой поставкой видоизменялся. В поставке 2008—2009 гг. отделка салона была выполнена серым пластиком, с зелёными поручнями и сиденьями с синим кожзаменителем. В поставке 2009—2010 гг. цвет сидений стал светло-коричневым. Кроме того, появились «выпуклые» двери со сплошным остеклением (чего не было в первых поставочных сериях).

В мае-июне 2010 года (третья поставка) снова обновлен дизайн и окраска салонов. Кабина и отделка салона не темно-серая, а светло-бежевая. Пол стал зелёного цвета с желтыми вкраплениями, поручни стали жёлтого цвета вместо зелёного. Сиденья синего или тёмно-зелёного цвета из ткани. Светильники стали иной формы, с расположением по центру в виде линии. Несколько изменилась и схема окраски экстерьера. Также впервые на городские автобусы были установлены стеклопакеты. Кроме того, на автобусы стал устанавливаться двигатель MAN D0836 LOH40, который стал работать значительно тише, уровень шума снизился.

Один из автобусов ЛиАЗ-6213.20, поставленный в Москву в 2010 году, пришел с кондиционерами и был направлен в 17-й автобусный парк. Последние автобусы данной модели поступили в 2012 году в Санкт-Петербург, во 2-ой и 7-ой автобусные парки ГУП «Пассажиравтотранс». Начиная с 2014 года начались списания автобусов данной модификации. Массовые списания начались с весны 2018 года по причине износа оборудования.

Городской низкопольный сочлененный автобус ЛиАЗ-621322. Фото РусбизнесАвто

6213.21. Первый автобус был построен в 2008 году. В дальнейшем автобусы выпускаются с декабря 2010 года. Отличия от ЛиАЗ-6213.20 заключаются в оснащении двигателем MAN D0836LOH55 (Евро-4) вместо MAN D0836LOH40 (Евро-3). Также у данных машин стоит салон нового образца, разработанный фирмой КОРА (Набережные Челны): появились другие сиденья, новая конструкция поручней и светильники нового типа. Первая партия в качестве испытаний поступила в количестве 10 штук в 14-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» в конце 2010 года. Пассажиры 14 АП, сделали пожелание о установке в автобусах салонных кондиционеров и уже с лета 2011 года автобусы данной модели оснащаются головной оптикой фирмы Hella и двумя кондиционерами (первоначально марки Spheros, затем Konvekta), сиденья Pilot заменены на сиденья Тушинского машиностроительного завода.

6213.22. Весной 2012 года на выставке Busworld Russia (Нижний Новгород) был представлен автобус ЛиАЗ-6213.22 в раскраске, аналогичной автобусам, предназначенным для скоростных автобусных экспресс-маршрутов г. Москвы. Автобус имеет двигатель MAN D0836 LOH64, отвечающий экологическому стандарту Евро-5, коробку передач ZF EcoLife 6 AP 1200 B и опытную планировку салона с увеличенным количеством посадочных мест (41 посадочное место вместо 31 у серийных автобусов), и затем прошёл испытания в заводских условиях. Испытания прошли успешно, и в 2013 году автобусы модификации ЛиАЗ-6213.22 запущены в серийное производство.

Серийное производство модификации ЛиАЗ-6213.22 прекращено в связи с увеличением стоимости цены двигателя MAN. В 2016 году планировалось запустить в серийное производство модификацию ЛиАЗ-6213.22-77 с тем же мотором, что у ЛиАЗ-5292.22-77. В связи с активизацией процесса импортозамещения осенью того же года стартовало производство модификации ЛиАЗ-6213.65-77 с двигателем ЯМЗ.

6213.22-01. Данная модификация оборудована учебной кабиной в салоне. Всё остальное совпадает с ЛиАЗ-6213.22.

6213.65.

6213.65-77. Модификация сочленённого автобуса на базе ЛиАЗ-5292.65-77. Был увеличен проход в хвостовой части, добавлено третье сидение перед шахтой двигателя, увеличена шахта двигателя, изменена оптика передка и задка автобуса. Запуск техники в серийное производство стартовал в середине сентября 2016 года.

Первые 50 «гармошек» данной модификации прибыли в московский 17-й автобусный парк в октябре 2016 года. В конце 2016 года прибыли ещё 65 автобусов данной модификации по контракту жизненного цикла, а с марта 2022 года начались поставки в некоторые автобусные парки и филиалы.

6213.65-79. В мае 2022 года начат выпуск модернизированной версии модификации, отличающейся полностью низкопольным исполнением и увеличением длины автобуса, отличительной особенностью которой стала: установка трёх мониторов в салоне, наличие четырёх USB-зарядок для смартфонов, установка новой приборной панели с электрорегулировкой рулевого колеса, нового бортового компьютера, наличие системы кругового видеообзора, отсутствие вентиляционных люков в потолке, установка дополнительного светового указателя.

Автобус ЛиАЗ-6213.21. Фото Википедия

Маршрутный указатель приподнят вверх, внизу во время остановок высвечивается надпись: STOP и пассажир на лестнице, которая раньше гасла при отъезде от остановок (после перепрограммирования заменена на надпись «СПАСИБО»). Вследствие установки дополнительного указателя в области заднего стекла, установлен пластмассовый заменитель окна. Кроме этого, добавлены кнопки открытия дверей пассажирами так и снаружи, так и внутри. Кнопки включаются в работу по усмотрению водителя. В целях повышения удобства пассажиров было решено отказаться от установки трех сидений перед шахтой двигателя.

Модификация 2022 года выпуска также претерпела ряд некоторых изменений — помимо вышеупомянутых изменений, теперь кондиционеры окрашиваются вместе с кузовом в голубой цвет.

В конце 2022 года стартовал выпуск обновлённой модификации, внешне отличающейся маршрутоуказателями светло-зелёного цвета, аналогично установленным в электробусах ЛиАЗ-6274.00 2022 года выпуска. В связи с отказом от турникетного режима в наземном транспорте Москвы, сиденья в салоне комплектуются в общем порядке, что и для регионов России (а именно — возвращены сиденья на передние арки).

Ряд изменений внесён в систему информационного оповещения пассажиров — вместо табло с бегущей строкой используется ещё один монитор, аналогично применяемый для трансляции внутреннего контента. Окрас поручней аналогичен электробусам 2022 года выпуска. Сам валидатор переехал ближе к первой двери, к тому же поменялись кнопки подачи сигнала водителю, они стали намного меньше по размеру. Теперь при нажатии кнопки сигнала водителю, звучит звуковая сигнализация. Над дверьми появился дополнительный индикатор красного цвета. На крыше появилось дополнительное оборудование спереди у первой двери, например громкоговоритель. Начиная с новых поставок, надпись СПАСИБО под задним маршрутоуказателем стала мигать.

6213.65-80. Данные автобусы оборудованы учебной кабиной, дизайн перегородки которой аналогичен обычной, но имеет несколько «сплющенный» облик вследствие расположения относительно оси кузова. Помимо этого, учебная кабина стала немного больше, чем на предыдущих учебный автобусах ЛиАЗ-6213.22-01. Вследствие установки кабины инструктора, пришлось изменить в салоне расположение некоторых сидений. Всё остальное совпадает с модификацией ЛиАЗ-6213.65-79. Автобусы данной модификации стартовали в серийное производство в конце 2017 года.

Модификации с газовым двигателем

Автобус ЛиАЗ-6213.71. Фото ГАЗ

6213.67-79. Модификация сочлененного автобуса на базе модели ЛиАЗ-5292.67 с газовой версией дизельного двигателя ЯМЗ-53604-40. Предусмотрена установка коробки передач Voith Diwa D 864 либо ZF 6AP-1400B. Запуск в серийное производство планировался в июле 2022 года, но из-за отсутствия заказов в данной комплектации был изготовлен всего лишь один выставочный экземпляр, а ГУП «Мосгортранс», планировавший закупить партию газовых автобусов, отдал предпочтению ЛиАЗ-6213.71-79 с двигателем MAN.

6213.70. Первый экземпляр был выпущен в 2008 году. Отличия от ЛиАЗ-6213.20 заключаются в двигателе Cummins CGe4-280 и автоматической коробке передач Allison T-325R. Газовые баллоны расположены на крыше кузова. 10 таких автобусов работали в 11-м автобусном парке Москвы. Салон девяти автобусов аналогичен 6213.20 поставки 2010 года. Десятый автобус, получивший бортовой номер 11487, изначально был выставочным экземпляром, именно на нём впервые были показаны новый салон и новый дизайн передней маски кузова для автобусов семейства ЛиАЗ-6213. По причине серьёзных проблем с эксплуатацией двигателей модели Cummins CGe4-280 в ГУП «Мосгортранс», вместо данной модификации с 2012 года закупается модификация ЛиАЗ-6213.71 с двигателем MAN.

6213.71. Автобусы данной модификации оснащаются газовым двигателем модели MAN E0836 LOH01 и коробкой передач модели ZF Ecolife 6 AP 1200 B. Для города Москвы ЛИАЗ-6213.71 оборудуется климат-системой, оборудованием ГЛОНАСС, автоматизированной системой контроля проезда, датчиками температуры, маршрутоуказателями, электронным цифровым тахографом с возможностью счета персональных карточек водителя.

В кабине водителя и в салоне установлены видеокамеры для контроля за ситуацией в автобусе. После разрыва газового баллона типа КПГ/CNG-2 09.05.2013 года на автобусе 11 АП ЛиАЗ-5293.70, все газовые автобусы Москвы были временно отстранены от эксплуатации. В 2014 году после замены производителем автобусов баллонов типа КПГ/CNG-2 на баллоны КПГ/CNG-3 и устранения конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, эксплуатация данной модели автобуса в Москве была поэтапно полностью восстановлена. У автобусов были полностью заменены газовые баллоны на более безопасные.

6213.71-79. Модификация сочленённого автобуса на базе ЛиАЗ-5292.71-79 для Москвы с увеличенной шахтой двигателя в новом кузове. Салон и компоновка сидений аналогичен «дизельному» собрату ЛиАЗ-6213.65-79 конца 2022 года выпуска. Запуск автобуса в серийное производство стартовал в апреле 2019 года. Автобусы данной модификации эксплуатируются в Москве на эксплуатационной площадке «Левобережная улица» филиала ЗелАК.

6213.71-80. Модификация автобуса на базе ЛиАЗ-6213.71-79 с учебной кабиной инструктора, выпускаемой для Москвы, эксплуатационной площадки «Левобережная улица» филиала ЗелАК.

ЛиАЗ-6213 сегодня

После приостановки серийного производства модели 6213, на Ликинском заводе в 2017-м году было принято решение о выпуске нового поколения автобусов модели 6213.65-77. Как выглядит этот ЛиАЗ, читатель может увидеть на фото ниже.


В отличие от старой модели, новый автобус отличается модернизированной оптикой, улучшенным дизайном решетки радиатора и задних фонарей. Но это не единственные отличия данной модели. Также в автобусе был увеличен проход в хвостовой части. Это позволило добавить еще один ряд сидений над шахтой двигателя и увеличить пассажироемкость. Первые экземпляры уже успешно используются нескольким крупными предприятиями Москвы. На данный момент в столице находится 160 единиц автобусов данной модели. Пока кузов окрашивается только в голубой цвет.

Итак, мы выяснили, какие имеет ЛиАЗ-6213 салон, дизайн, стоимость и технические характеристики.

Основные сведения, характеристики

Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. Ликинский автобусный ]ЛиАЗ[/anchor]) — советское и российское предприятие, производитель автобусов среднего, большого и особо большого класса, расположенный в Ликино-Дулёво Московской области.

Назначение. Городской.

Класс. Особо большой.

Тип кузова. Сочлененный, цельнометаллический, низкопольный, несущий.

Ресурс кузова. 12 лет.

Вынужденная конкуренция

«Икарус 280» пережил 283-й и 435-й варианты. После развала Советского Союза далеко не каждый город мог позволить себе приобрести венгерскую машину, которая стала полноценной «иномаркой». Одиночные модели 260-й серии частично компенсировали ЛиАЗы-5256, а вот своей «гармошки» на постсоветском пространстве не было.

Предпринимались попытки изготовления подобных аналогов на ГолАЗ, в Екатеринбурге, Тушино. Как правило, из положения выходили, закупая одиночные и сочлененные автобусы зарубежного производства, бывшие в употреблении.

Базовые характеристики

ПараметрыЛиАЗ-621365ЛиАЗ-621322ЛиАЗ-621371 CNG
Длина/Ширина/Высота, мм18400/2500/288018400/2500/288018040/2500/3139
Количество/ширина дверей, мм3 / 13003 / 13003 / 1300
Высота потолка в салоне, мм2200…22802200…22802200…2280
Общее количество мест, в том числе посадочных153 (34+1)153 (34+1)153 (34+1)
Тип сиденийРаздельные, пластиковые с мягкими вставками и поручнямиРаздельные, пластиковые с мягкими вставками и поручнямиРаздельные, пластиковые с мягкими вставками и поручнями

Модификации

На базе автобуса было выпущено огромное количество модификаций, которые производились в количестве 10-50 экземпляров ЛиАЗ-6213 на протяжении разных промежутков времени.

Наиболее масштабные из них:

  • 6213.20 – модификация, которая отличалась более комфортными пассажирскими креслами, качественной шумоизоляцией и другими материалами отделки салона;
  • 6213.21 – модификация с современной оптикой и двумя кондиционерами;
  • 6213.22 – модификация, мотор которой отвечал экологическому стандарту «Евро-5»;
  • 6213.70 – газобаллонная модификация.

Также стоит рассказать и о габаритах:

  • Длина составляла 18 метров и 40 мм;
  • Ширина, не учитывая боковых зеркал, была равна 2500 мм;
  • Высота – 2880 мм. Высота модификации 6213.70 составляла 3139 мм;
  • Расстояние от первой оси до второй – 5960 мм, а от второй до третьей – 6050 мм;
  • Снаряженная масса автобуса – 16 т;
  • Полная масса – 26 700 кг;
  • Клиренс, ввиду особенностей у автобуса скромен – 150 мм.

Технические характеристики

ПараметрыЛиАЗ-621365ЛиАЗ-621322ЛиАЗ-621371 CNG
Тип топливаДизельДизельГаз
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л.440440918 (9 баллонов по 102 л)
Снаряженная и технически допустимая масса, кг.15730/2670015730/2670016130/26700
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг.7100/8700/112007100/8700/112007100/8700/11200
Минимальный радиус разворота, м.11,511,511,5
Рулевой механизм, типRB-Servoсom 8098, с гидроусилителем руляRB-Servoсom 8098, с гидроусилителем руляRB-Servoсom 8098, с гидроусилителем руля
Тормозная системаПневматическая, двухконтурная, с ABSПневматическая, двухконтурная, с ABSПневматическая, двухконтурная, с ABS

Внутреннее оснащение

Обшивка автобуса «Икарус 280» изготовлена из негорючей фанеры и слоистого пластика, пол – из ДВП, покрыт резиновым ковром. Вход и выход пассажиров обеспечивают четыре двери с пневматическим приводом. К основным плюсам салона относят хорошую вентиляцию и широкий проход. Однако до идеала рассматриваемой машине было все еще далеко.

Изначально поступали жалобы на то, что в салоне «Икаруса 280» зимой холодно, окна изнутри покрываются инеем. Причина оказалась банальной. Поскольку автономный обогреватель работал от дизтоплива, водители, пытаясь сэкономить пару литров солярки, периодически отключали систему.

Внутри предусмотрено всего 35 посадочных мест. Наличие больших накопительных площадок позволяло вместить до 160 пассажиров. Кабина машины – просторная, с удобным водительским сидением, продуманными нишами и ящичками для мелочевки, крючками для одежды. На приборной панели имеются большие традиционные приборы – тахометр и спидометр.

Руль оснащен гидравлическим усилителем, узел сцепления – пневматическим «помощником». Рассматриваемая техника отличается легкой педалью трансмиссии и информативным рычагом коробки передач. В качестве приводной тяги выступает вал, толщина которого сравнима с карданным аналогом легкового авто. Такой запас прочности позволял выдерживать практически любые критические нагрузки.

Характеристики шасси

Характеристики шасси одинаковы для всех представленных модификаций.

Марка. Передний мост: ZF, RL-85А портальный, с дисковыми тормозами, Средний мост: ZF AVN 132 портальный, со сдвоенными шинами и дисковыми тормозами, Задний мост: ZF AV-132/87°/6,5° портальный с центральным коническим редуктором. С дисковыми тормозами. Передаточное отношение i=6,21.

Ведущий мост. Задний.

Колесная формула. 6х2.

Колесная база, мм. 5960/6050.

Клиренс/дорожный просвет, мм. 152.

Шины. 275/70 R 22,5.

Антиблокировочная система тормозов (ABS). Присутствует.

Узел подвески

Этот элемент не менее интересен, чем остальные узлы. «Икарус 280» на каждом мосту оборудовался пневматическими баллонами, благодаря чему обеспечивался хороший показатель плавности хода. Вместо стабилизаторов поперечной устойчивости конструкторы использовали перепускные клапаны, соединяемые с кузовной частью посредством регулируемых реактивных тяг с автономными сайлентблоками. При распределении воздуха они способствовали нивелированию кренов на поворотах, однако нуждались в фиксации мостов, во избежание их смещения.

От силового агрегата на средний ведущий мост крутящее усилие передавалось путем центрального и пары колесных редукторов. Такая схема дала возможность грамотно распределить нагрузки на полуоси и менять передаточное число в редукторе, в зависимости от модификации транспортного средства.

Характеристики двигателя/силового агрегата

ПараметрыЯМЗ-53613МАN D0836LOH64МАN E0836LOH01
ТипДизельный двигательДизельный двигательГазовый двигатель
Количество и расположение цилиндров6R, вертикальное6R, вертикальное6R, вертикальное
Нормы экологической безопасностиЕвро-5Евро-5Евро-5+ (EEV)
Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин228 (310) при 2300 мин-1213 (290) при 2300 мин-1206 (280) при 2200 мин-1
Макс. крутящий момент, Нм/мин1250 при 1300…1600 мин-11100 при 1200…1750 мин-11000 при 900…1900 мин-1
Расположение двигателяЗаднее, продольноеЗаднее, продольноеЗаднее, продольное
КППАКПП: ZF 6AP1400В (Ecolife)АКПП: ZF 6AP1200B (Ecolife)АКПП: ZF, 6AP1200В (Ecolife)
Максимальная скорость, км/ч656565
Гарантия на автобус1,5 года или 150 тыс. км пробега1,5 года или 150 тыс. км пробега1,5 года или 150 тыс. км пробега

Интересные факты

Автобус-гармошка имел конструкцию, обеспечивающую свободный доступ ремонтников к большинству агрегатов. Этот момент негативно сказывался на пассажирах. Со временем уплотнители на люках изнашивались, моторы не всегда обслуживались качественно, начинали коптеть. В результате отработанные газы попадали в салон, превращая комфортную поездку в настоящее испытание.

Венгерские производители не скрывали происхождение используемых деталей и узлов. К примеру, на силовом агрегате имелась табличка, указывающая на то, что мотор произведен по лицензии . Аналогичный знак, только завода Csepel, присутствовал на коробке передач.

Вместе с машинами из Венгрии поставлялись наборы специального инструмента для ремонта и обслуживания техники. Для обучения ремонтников конструкторы комбината предоставляли подробную инструкцию, включая пособия с изображением агрегатов и узлов «в разрезе».

Городской автобус «Икарус 280», сочленение которого не позволяло осуществлять проведение резких маневров, требовал улучшенной системы охлаждения. Кроме того, на этот параметр также влияли частые остановки и разгоны. В итоге машину оснастили электрическим вентилятором, поверхность радиатора увеличили почти в полтора раза. Коробка-механика на шесть режимов осталась прежней. Под новый мотор специально разработали сцепление с лепестковой корзиной. В конце девяностых усовершенствовали мосты Raba и изменили размещение масляных заливных горловин.

После распада Союза «гармошки» также собирались на Курганском автобусном комбинате. Основной рынок поставок – Екатеринбург. Для Минска ограниченную серию автобусов этого типа собрал белорусский холдинг «Амкодор».

Серийный выпуск венгерских «гармошек» 200-й серии прекратился в 2001 году в связи с закрытием завода-изготовителя.

Лирическое отступление с технико-экономическим уклоном.

Автору этой статьи – 33 года. ЛиАЗы помню с 4-х летнего возраста и это неудивительно: желтый огромный автобус цепко засел в детских воспоминаниях, как один из первых огромных объектов: такой красивый, такой большой и такой желтый!
Ликинские автобусы, как новые, так и старые, да, те самые — желтые, до сих пор мелькают в городах! О чем это говорит? Да просто о надежности этих машин.

Сегодня массово меняется автопарк городов, и ЛиАЗ занимает не последнее место в данном процессе: в тендере на закупку автобусов в Москве, прошедшем в начале 2014 г., предприятию достался заказ на 1600 единиц техники, из которых половина будет – длинномеры ЛиАЗ-6212. Поверьте – это показатель доверия и к предприятию, и к его продукции, которое по праву считается основным поставщиком автобусов для Москвы и Санкт-Петербурга.

Кстати, первый в СССР экспериментальный автобус с «гармошкой», тоже создали в Ликине еще в 1962 г., но в серию он не пошел. К данной компоновке завод вернулся только 30 лет спустя.

Подытожим

Невзирая на то что производство автобуса «Икарус 280» окончилось в 2001 году, «гармошки» пока полностью не исчезли с наших улиц. Конечно, их совсем немного, практически все они износились и обветшали, достойно доживая свой век. Стоит отметить, что венгерское транспортное средство в свое время было настоящим украшением советских дорог, решая насущные проблемы по транспортировке большого числа пассажиров в крупных и средних городах. Многие экземпляры 280-х и прочих серий «Икарусов» представлены в различных автомобильных музеях мира.

Мнение потребителей

Отзывы об «Икарусе 280» преимущественно положительные, как от пассажиров, так и от водителей. Те, кто помнит этих сочлененных красавцев, говорит про их оригинальное внешнее оформление, мягкое передвижение даже по неровным дорогам и большую вместимость, что было жизненно необходимо в часы пик. Среди недостатков потребители отмечают небольшое количество сидячих мест, плохое отопление зимой и появление запаха гари в салоне.

Водители, прежде всего, оценивают удобное рабочее кресло, хорошую обзорность, информативную приборную панель. Также специалисты отмечают легкий доступ к большинству основных узлов непосредственно из салона. К плюсам относят простоту и информативность управления, педали сцепления, надежность тормозов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]