MAN — Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg AG
— лидер мирового авторынка грузовой техники, автобусов и комплектующих к ним. На сегодняшний день международная компания MAN Group имеет несколько производственных подразделений по производству грузового транспорта, автобусов, дизельных двигателей, а так же строительству высокотехничных производств. МАН так же сотрудничает с рядом мировых концернов и компаний. Главный офис концерна MAN, расположен в Мюнхене.
Во всем мире грузовая автотехника MAN пользуется большим спросом и известна как надежная, качественная, функциональная и комфортная, с самым приятным сочетанием цены и качества. Большое количество наград являются подтверждением мирового признания, одними из последних являются: «Truck of the Year» и «Coach of the Year».
История компании MAN (1758 — 1929)
История создания компании началась более двух столетий назад в 1758 году. Тогда в Оберхаузене было основано первое предприятие Hütte St. Antony, из которого впоследствии путём слияния с другими мастерскими и заводами вырос консорциум MAN.
Настоящая история концерна началась в 1840 году, когда предприниматели Людвиг Зандлер, Жан Гаспар Дольфус и инженер Карл Август Рейхенбах открыли в Аугсбурге машиностроительный завод Sander’sche Maschinenfabrik. Вскоре его переименовали в C. Reichenbach’sche Maschinenfabrik в честь конструктора печатных станков Карла Рейхенбаха. Именно его станки стали основной продукцией предприятия, он же возглавил фабрику. Позднее фирма получила название Maschinenfabrik Augsburg AG.
Однако производство грузовых автомобилей началось уже в ХХ веке. В конце семедесятых компания начала получать первые призы «Грузовик года» и регулярно подтверждала это звание.
В 1893 году на фабрике в Аугсбурге создается первый опытный дизельный двигатель.
В 1897 году создается первый в мире работоспособный дизельный двигатель.
26 ноября 1898 года по инициативе директора Антона фон Риппеля произошло слияние нюрнбергского и аугсбургского заводов – рождение фирмы Vereinigte Maschinenfabrik Augsburg und Maschinenbaugesellschaft Nürnberg AG.
В 1908 году, после преобразования названия фабрики в «Машинную фабрику Аугсбург Нюрнберг АГ», как следствие, возникает название M. A. N. (MAN).
В 1915 году начинается строительство завода грузовых автомобилей MAN-Saurer (МАН–Заурер). Сборочное производство Заурер переводится из Линдау на завод МАН в Нюрнберг. Здесь же в Нюрнберге запускается серийное производство грузовых машин. Реализована программа производства 2,5/3,5 тонных грузовиков с карданным приводом.
В 1919 году выпущен первый автомобиль МАН для уборки мусора, с моторно-гидравлическим самосвальным кузовом, созданный для предприятий городского транспорта Германии.
В 1920 году происходит слияние компании МАН с концерном Гутехоффнунгсхютте и создание первой, для компании МАН, программы по торговле грузовыми автомобилями.
В 1921 году с конвейеров завода МАН в Нюрнберге сходит грузовик MAN тип 3Zc, имеющий 3 тонны полезной нагрузки и оснащенный карбюраторным двигателем 40 и 45 л.с. (4 цилиндра). Так же, специалистами компании, разработан грейдер МАН для сельского хозяйства.
MAN diesel_truck 3Zc
В 1923 году был выпущен первый грузовик с агрегатом собственного производства. И с тех пор началось производство и усовершенствование дизельных грузовиков. В этом же году, в Аугсбурге, разработан первый пригодный для нормальной эксплуатации автомобильный дизельный двигатель с прямым впрыском топлива, четырехцилиндровый, четырехтактный двигатель, мощностью 40 л.с., при 900 об./мин. На его основе создан грузовик МАН тип 3Zc, с цепным приводом и 3.5 тоннами полезной нагрузки. Спустя некоторое время, компания МАН выпускает первый низкорамный дизельный автобус.
В 1924 году, на автомобильной выставке в Берлине, представлен первый пригодный к эксплуатации грузовик с дизельным двигателем прямого впрыска, мощностью 40 л.с.
MAN SAURER — LKW-1924 Грузовик с первым дизельным двигателем прямого впрыска.
В 1925 году компания МАН производит революцию в автомобильной промышленности представив пятитонный грузовик с карданным приводом. Это был технологический прорыв в автопроме, и именно он явился причиной того, что повсеместно применяемый цепной привод, стал использоваться намного реже, а вскоре исчез совсем. Помимо этого, данный грузовик имел конструктивные особенности, которые впоследствии, долгое время, считались типичными особенностями грузовых автомобилей выпускаемых компанией МАН. Например, метод разделения несущей оси и привода, который получил название «задняя ось МАН».
В этом же году, на Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg AG выпущен MAN тип ZK5 в модификации автоцистерны на 4000 литров (полезная нагрузка 5 тонн, мощность двигателя 50 и 55 л.с.).
В 1926 году в программу производства и продажи грузовых автомобилей МАН, добавлена серия двухосных грузовиков от 3 до 8 тонн полезной нагрузки, а также трехосная машина с полезной нагрузкой до 10 тонн, оснащенная 150 сильным двигателем. В конструкции этого «тяжеловеса» были использованы прямо проходящий от коробки передач шарнирный карданный вал, шестеренный привод на задних осях и внешние тормозные барабаны. Эти особенности конструкции составят, в будущем, технологическую основу для всей дальней программы тяжелых грузовых автомобилей МАН.
1927 год ознаменовался выпуском первого грузового автомобиля с карданным приводом. Помимо этого, на международной выставке IAA в Кельне, наряду с новыми модификациями автобусов и автомобилей коммунальных служб, компания МАН представила серию грузовиков, на пятитонном, низкорамном автобусном шасси. Предусматривались три модификации данной модели:
- Трехосный грузовой автомобиль, с полезной нагрузкой от 8 до 10 тонн, шестицилиндровым карбюраторным двигателем на 150 л.с., червячным приводом и тремя дифференциалами.
- Трехосный грузовой автомобиль, с полезной нагрузкой от 8 до 8 тонн, шестицилиндровым карбюраторным двигателем на 150 л.с.
- Двухосная машина с полезной нагрузкой от 8 до 10 тонн, с четырехцилиндровым карбюраторным или дизельным двигателем.
- Разработана серия шестицилиндровых карбюраторных двигателей на 80, 100 и 120 л.с., имеющих камеру сгорания Риккардо.
В 1929 году компания МАН открывает продажу скоростных автомобилей 2-х и 2,5 тонных.
MAN-zk5 грузовик борт-тент 1925 год
Модульная дизельная платформа
Итак, для машины предлагается пока единственный мотор 2,0 TDI. Этот двигатель встречается и на других моделях и марках концерна VAG. Но важно отметить, что для линейки коммерческого транспорта он модифицирован. Согласно официальной документации, это семейство двигателей называется модульной дизельной платформой MDBnutz. Сам движок в отличие от «бытовых» версий получил увеличенный масляный картер, усиленную поршневую группу, другой турбонагнетатель и впускной коллектор. Поговаривают, что и иное покрытие коренных и шатунных вкладышей.
Термин «модульная дизельная платформа» означает различную компоновку навесных агрегатов для продольного или поперечного расположения двигателя на автомобиле и вариативность топливной системы для различных экологических классов – от Euro 3 до шестого экокласса. Настроек мощности – пять: от 75 кВт (101 л.с) до 133 кВт (180 л.с). Позаботились конструкторы и о дополнительных возможностях силового агрегата, если на шасси будет установлена энергозависимая надстройка. Вот тут не терпится поделиться ещё одним секретом, вскоре, говорят, один из вариантов этих турбодизелей будет поставляться для автомобилей… «Газель NEXT»!
История концерна MAN (1930 — 1940)
В 1930 году МАН Нюрнберг разрабатывает и запускает в производство 5-6 тонный грузовик, конструкция которого ляжет в основу дальнейшей производственной программы. Основу конструкции составляют:
- 100-сильный двигатель с прямым впрыском
- коробка передач ZF-R,
- шестеренный задний мост «Дедион».
В 1931 году, на международной автомобильной выставке IAA в Берлине, концерн МАН Нюрнберг представил новую серию грузовых автомобилей, под обозначением «Е». Серия «Е» получила большой экспортный успех, т.к. имела низкие эксплуатационные затраты и ходовые качества легкового автомобиля. В данной серии были представлены модификации:
- самосвала
- фургона
- автомобиля для перевозки скота
- поливочно-уборочной машины
- а также особая модификация для эксплуатации в пустынно-степных условиях.
Все автомобили этой серии отличались:
- штампованной профильной рамой,
- подвеской с длинными, широкими,
- закаленными в масле листовыми рессорами,
- кабиной рассчитанной на 3-х человек,
- подъемными стеклами на обеих дверях,
- электрическими указателями поворота и стеклоочистителями.
В 1932 году Отто Майер (председатель правления «Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg AG») организует модернизацию конвейеров на заводе Нюрнберг на которых ведется монтаж шасси автомобилей. В этом же году разработан самый мощный в мире грузовой автомобиль, оснащенный дизельным двигателем типа S1H6, мощностью 160 л.с. Одновременно с этим, с конвейера сходит новая модель пятитонного грузовика, с шестицилиндровым двигателем на 100 л.с. Запущена в производство недавно разработанная модель тяжелого грузового автомобиля в модификации седельного тягача большой грузоподъемности. Тягач оснащен двигателем типа S1H6, с приводом размещенным в ступице колеса.
В 1933 году концерн МАН выпускает седельный тягач DT, с нагрузкой на седельно-сцепное устройство до 4,5 тонн и оснащенный дизельным двигателем мощностью 80/90 л.с.
В 1934 году происходит расширение семейства грузовых автомобилей от 8 до 10 тонн, в производство запущена 2,5 тонная машина с новым, облегченным, четырехцилиндровым дизельным двигателем. Грузовик имеет малую конструктивную высоту и обладает большой маневренностью благодаря использованию в его конструкции шестеренного моста «ДеДион». Разработано и успешно применено в новой модели, подъемное устройство для погрузки-выгрузки контейнеров (конструкция системы Ф.К. Майллера). В этом же году, концерн МАН получает первую государственную премию на международных соревнованиях дизельных автомобилей в Москве (трасса Москва-Тифлис, протяженность в оба конца – 5,162 км).
В 1936 году на международной выставке авто и мото техники в Берлине (IAMA), концерн МАН опять делает ставку на тяжелые грузовые автомобили и представляет 8 тонный грузовой автомобиль. Также, этот год является началом сотрудничества МАН и OAF Флоридсдорф, компанией, которая в 1937 году стала первым австрийским изготовителем грузовиков.
С конвейеров сходит тяжелый грузовик F4, имеющий 6,5 тонн полезной нагрузки и оснащенный шестицилиндровым дизельным двигателем, мощностью 150 л.с.
Самым тяжёлым грузовиком того времени была модель F4. Фактически грузоподъемность грузовика была 8 т, но законы немецкого рейха ограничивали грузоподъемность на уровне 6,5 тонн. F4 оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем MAN D3555 мощностью 150 л.с. и 4- или 5-ступенчатой КПП ZF. Максимальная скорость 54 км/ч (с 4-ступенчатой КПП) или 66 км/ч (с 5-ступенчатой). Всего было произведено 1325 грузовика. Модель F4 производилась с 1936 по 1939 гг. В 1939 г. на смену пришла обновленная модель F5 с новым мотором серии G той же мощности (MAN D3555 G). Грузовики получили новые кабины с плавными обводами. Официально заявленная грузоподъемность для F5 была уже 8-9 т. Модель F5 выпускалась с 1939 по 1942 г.
В 1939 году концерн МАН запускает, в серийное производство, первый полноприводной, внедорожный, грузовой автомобиль. Так же, осуществляется поставка 28 тяжёлых самосвалов с задней разгрузкой ковшового кузова, для строительства плотины Пальмито на реке Рио Дель Насас (Мексика) и 160 единиц трехосных, дизельных грузовых автомобилей, предназначенных для армии Болгарии.
В 1940 году основан Нюрнбергский исследовательский институт, основная задача которого — разработка автомобильных дизельных двигателей.
На старт, внимание…
Ключи я получаю прямо в зале прилёта аэропорта Барселоны. Среди дюжины собратьев ищу на парковке «свой» МAN – он оказался симпатягой! Кабина и рама цвета «синий металлик». На раме бортовой кузов с алюминиевыми панелями, на которых бликуют солнечные лучи. Открываю дверь и замираю, всё ещё свежи впечатления от австрийского теста, похоже, это модификации одной и той же машины, отличающейся только эмблемами и надписями.
С дизайном разобрался сразу: в экстерьере MAN TGE нет «комодной» решётки, присутствовавшей в машине Crafter, а на ступице рулевого колеса фирменный символ льва вместо эмблемы VW. А когда оживает дисплей бортового компьютера, появляется до боли знакомый интерфейс, но со львом. Вот и все отличия. Однако поехали!
Да, здесь не дождливая законопослушная нордическая Австрия! Впереди солнечная южная страна с отличными автобанами и горными серпантинами, с зажигательным, граничащим с озорством стилем вождения местных жителей. А у меня 180 «кобыл», 410 «ньютонов» крутящего момента на 2700 кг снаряжённой массы. И задний привод на горячем сухом асфальте, позволяющем полностью реализовать сцепной вес. В общем, едет автомобиль совсем недурно – и рассказать-то нечего!
Тахограф в базовой комплектации не предусмотрен, но благодаря наличию электроподготовки и штатного места его при необходимости легко установить
Давлю поглубже гашетку акселератора, в основной массе вокруг снуют бюджетные и малолитражные легковушки, обогнать их не проблема. И скоро опять становится скучно. Тогда не грех потягаться с редким в этих местах кроссовером, ведь у них, скорее всего, под капотом «жиденький» европейский даунсайзинговый мотор. Главное – не заиграться на узком горном серпантине с обилием «тёщиных языков». Каудильо любят езду погорячее, и внезапно вынырнуть на максимальной скорости из закрытого поворота здесь обожают и считают делом чести.
В общем, скоро я понял, что энерговооружённость и динамика у 180-сильного малотоннажника марки MAN даже излишняя. Ему бы на «Шёлковом пути» выступать, но подвеска по-немецки короткоходна и жестковата в угоду достойной управляемости… Однако в обычной жизни и буднях грузоперевозок незаурядные способности двухлитрового мотора пригодятся не для светофорных гонок, а при езде с тяжестями и на сложных обгонах, а эластичность и широкая полка крутящего момента помогут меньше в заторах орудовать рычагом шестиступенчатой КП.
Сплошные системы – дань времени
Благодаря электромеханическому рулевому управлению предлагается огромное количество активных систем безопасности. Их дополняют опционные вспомогательные системы: система автоматического поддержания дистанции, система контроля дистанции с автоматической системой аварийного торможения, система стабилизации при аварийном торможении, система движения при боковом ветре, система определения усталости, система управления головным светом, имеются камера заднего вида, вспомогательная система выезда с парковки и сенсорная защита от объектов, находящихся в слепых зонах. Среди средств пассивной безопасности наряду с фронтальными и боковыми подушками предусмотрены подушки для защиты головы водителя и переднего пассажира.
История компании MAN (1941 — 1957)
В 1941 году в связи с распоряжением властей – на заводе МАН в Нюрнберге остановлено производство грузовых автомобилей.
В 1946 году возобновление производства. Выпущен первый послевоенный автомобиль «МК» полукапотной компоновки, с полезной нагрузкой 5 тонн, оснащенный шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 120 л.с.
В 1951 году производство на заводе МАН снова набирает обороты. С конвейеров сходит первый в Германии грузовой автомобиль оснащенный дизельным двигателем с системой турбонагнетания (турбина МАН, работающая на отработавших газах).
Выпущен автобус МАН. с задней компоновкой двигателя (МКН 2), переключение передач – дистанционное, производится сжатым воздухом, двигатель располагается за задним мостом.
На автомобильной выставке IAA во Франкфурте компания МАН представляет двигатель с газотурбинным наддувом (шестицилиндровый двигатель объёмом 8,72 л, с прямым впрыском, мощностью до 175 л.с.).
В 1952 году концерн выпускает первый после окончания Второй мировой войны полноприводный грузовой автомобиль MK 25/26, оснащенный делителем коробки передач МАН (переключение передач осуществляется сжатым воздухом). После окончания войны выпущено уже 6.000 грузовых автомобилей.
Первый сочлененный автобус MAN Type MKN 26 Articuled Bus (Gelenkbus) публично был дебютирован в 1953 году. Автобус имеет надстройку и прицепной вагон производства компании Kässbohrer.
В 1954 году, конструкторским отделом грузовых автомобилей в Нюрнберге, разрабатывается «межсферический процесс сгорания» — «процесс М». Запущен в эксплуатацию Нюрнбергский исследовательский институт.
28 апреля 1955 года – дата основания автомобильного завода МАН в Мюнхене. Изначально планировалось использовать мюнхенское предприятие в качестве дополнения к производству в Нюрнберге.
MAN 735 Diesel грузовой автомобиль 1956 года выпуска.
В 1957 году автомобильный завод в Мюнхене становится самостоятельным предприятием. 15 ноября этого же года, со сборочного конвейера Мюнхенского завода сходит первый грузовик – тип 400 L1.
То, что движет и тормозит
Эстафету крутящего момента двигателя принимает механическая шестиступенчатая КП двухвального типа, рассчитанная на крутящий момент до 410 Нм. По аналогии с двигателем агрегат заимствован у Volkswagen Amarok V6, но были усилены синхронизаторы и подшипники, ещё в качестве опции предусмотрена установка коробки отбора мощности. Передняя подвеска McPherson, что весьма неожиданно для грузовичка, сзади у тестового автомобиля – традиционный «чулок» цельного моста и малолистовые рессоры. Стабилизаторы поперечной устойчивости на обеих осях по умолчанию. Карданная передача у длиннобазной заднеприводной версии – трёхзвенная, с двумя промежуточными опорами. Тормозные механизмы всех колёс – дисковые. Стояночный тормоз более лёгких модификаций с односкатными шинами спрятался во вращающихся поршнях задних скоб, для двускатной ошиновки применён свой отдельный механизм наподобие барабанного, встроенный внутри ступицы тормозного диска.
История компании MAN (1960 — 1989)
В 1962 году происходит открытие еще одного сборочного завода МАН в Пайнтауне, Дурбан (ЮАР).
В 1963 году концерн MAN принимает участие в автомобильной выставке IAA, проходящей во Франкфурте. На выставке концерн представляет двигатель Hm.
MAN DIESEL 10.212 — 1963 год. Серия «10.212» с шести цилиндровым двигателем мощностью 212 лошадиных сил.
1965 год – особая дата, «50 лет МАН-Нутцфарцойге». К своему юбилею МАН выпускает два новых семейства грузовых автомобилей 850 и 780. Обе серии отличаются:
- откидывающейся кабиной (кабина расположена над двигателем),
- 13-тонным ведущим мостом для 19-тонного грузовика
- мощностью привода свыше 200 л.с.
1967 год отмечен основанием завода МАН Пенцберг и успешным сотрудничеством с французским концерном САВИЕМ (Рено).
САВИЕМ (Saviem) поставляет для концерна МАН кабины большой вместимости с широким углом откидывания и импортирует грузовые автомобили МАН. Концерн MAN монтирует лёгкие грузовики САВИЕМ и поставляет на рынок до 1976 г. 20 000 передних осей и 25 000 двигателей для тяжёлых грузовиков (всего за этот период продается 5 600 тяжёлых и 7 100 лёгких грузовых автомобилей). В 1976 году сотрудничество прекращается, т.к. происходит слияние САВИЕМ (Saviem) и компании Берлие(Berliet) в Рено Веикюль Эндюстриель(Renault Vehicules Industriels — RVI).
MAN F8 Tipper 1967 года
22 марта 1971 года компания МАН получает контрольный пакет акционерного капитала «БЮССИНГ-НАГ» (Büssing-Nationale Automobil-Gesellschaft (N.A.G)). После этого события на решетке радиатора грузовых автомобилей МАН появляется «лев» — эмблема Büssing N.A.G.. После приобретения «БЮССИНГ-НАГ», концерн МАН получает в свое распоряжение большое количество наработок в области производства грузовых автомобилей и дизельных двигателей.
В 1972 году выпущен 320-сильный седельный тягач с задней пневмоподвеской.
На автоматической линии сборки МАН — Мюнхен, самой крупной и автоматизированной в европейском автопроме (1,4 мин. на ед.), запускается производство ведущих мостов с планетарными колёсными передачами (от 8 до 16 тонн) и синхронизированных мостов (от 4,5 до 7 тонн).
MAN-Büssing 16.256 (BS16 L) Борт-тент грузовик. Год выпуска 1972
В 1974 году концерн МАН предоставляет предприятиям городского транспорта Сиэтла сочленённый автобус «SG 192», длина которого составляет 16 метров.
В 1976 году компания МАН выбрана генеральным подрядчиком в программе производства грузовых автомобилей второго поколения для бундесвера.
Вводится новая программа грузовых автомобилей «D25», оснащенных новым конструктивным рядом шестицилиндровых двигателей.
Осуществляется поставка партии из 500 автобусов в Сирию.
В 1977 году заключается договор о сотрудничестве с компанией Фольксваген, на производство легких грузовых автомобилей серии «G» (6/9/10 тонн полной массы). Производством двигателей, рам, тормозов, передних осей, а также организацией продаж занимается компания MAN.
В 1978 году компания МАН получает награду «Грузовик года 1978».
В 1979 году в рамках сотрудничества МАН и Фольксваген, проводится презентация совместного конструктивного ряда «G90». Также, по причине постоянного роста компании, производится новая реорганизация структуры предприятий МАН:
- Завод Мюнхен-Алах — производство тяжёлых грузовых автомобилей
- Завод Зальцгиттер — производство средних грузовых автомобилей и всех серий автобусов
- Завод Брауншвейг-Кверум — агрегаты и комплектующие
- Завод Пенцберг — агрегаты и комплектующие.
В 1980 году, в Германии насчитывается 39 принадлежащих компании филиалов по продажам, имеющих в своем штате 700 сотрудников. В 19 странах Европы, находятся 299 дилеров грузовых автомобилей МАН.
Компания МАН во второй раз получает награду «Грузовик года». Начинается производство совместного конструктивного ряда грузовиков «G90».
В 1982 году в совместную программу МАН/Фольксваген вводится внедорожный грузовик «8.136 FAE» с полным приводом и разделёнными шинами.
Заключен договор о поставке 390 городских рейсовых автобусов для Стамбула (МАН/МАНАШ).
В 1986 году путем слияния было создано MAN AG.
В Январе 1987 года производство грузовых автомобилей совместной серии МАН/Фольксваген, имеющих полную массу от 6 до 10 тонн, перенесено на завод МАН Зальцгиттер. Производство кабин, как и прежде, осуществляется на заводе Фольксваген в Ганновере. Также, в совместную программу производства МАН/ Фольксваген, включены легкие грузовики «G90 9.150F» с фургоном.
20 августа 1988 года, в память о Генрихе Бюссинге (основатель компании BUSSING-Nationale Automobil-Gesellschaft), общественности представляется тщательно отреставрированный мемориал: дом в Нордштаймке, где жил и работал Генрих Бюссинг.
В 1989 году концерн МАН расширяет серию дизельных V-образных двигателей, выпустив модель V12 объёмом 22 литра, мощностью более 1.000 л.с.
С конвейеров сходит сочленённый рейсовый автобус с низким полом NG 272 (высота нижней входной ступеньки 320 мм, пассажировместимость 164 пассажира, мощность двигателя 270 л.с.).
Нюансы управляемости
Накатавшись вдоволь, прихожу к выводу, что принципиальных различий в поведении передне- или заднеприводных версий, как ни странно, минимум. Абсолютный минимум. Руль с достаточной обратной связью, но не особо острый, а вот радиус поворота при этом по-легковому невелик, педальный узел «как родной». И лишь на входе в поворот и выходе из него чуть вмешиваются пряные нотки заднеприводного послевкусия. Ведущие задние провоцируют немного довернуть газом грузовичок на выходе из узкой шпильки горного серпантина. Такие размытые границы характеров, что государств в Евросоюзе, видимо, обусловлены высоким центром масс, не гоночным назначением автомобиля и комфортными настройками ходовой части. На улице жарко, +27 °С, от активной езды и адреналина хочется немного остыть, кондиционер в кабине пыхтит вовсю, но не сильно спешит на помощь, справившись со своими обязанностями лишь после интенсивного проветривания на скорости с открытыми окнами. И это, пожалуй, единственное замечание. Переходим к матчасти.
История компании MAN (1990 — 2013)
В начале 90-х годов были получены очередные звания «Coach of the Year» и «Truck of the Year».
3 марта 1992 года, со сборочного конвейера завода двигателей в Нюрнберге сходит 500-тысячный дизельный двигатель.
Выпущен грузовой автомобиль SLW 2000 для эксплуатации в черте города.
Произведен туристический автобус 422 FRH «Lion’s Star» с ровным полом кузова и безопасным пассажирским помещением
На 54-й автомобильной выставке IAA – проводится демонстрация нового городского грузового автомобиля «SLW 2000» и среднего рейсового автобуса с низким полом.
MAN 422 FRH BSC 55-73 Tourbus «Lion’s Star»
В 1993 году запущенно в производство новое поколение грузовых автомобилей L2000 (грузоподъёмность от 6-10 тонн)
В 1994 году на международной автомобильной выставке IAA в Берлине представлена новая серия тяжёлых грузовиков F2000.
Междугородный автобус «Lion’s Star» получает звание «Междугородный автобус года».
В 1995 году, в четвертый раз, компании МАН присуждается премия «Грузовик года» (Также эта премия была присуждена в 1987, 1980, 1977 годах)
В 1996 году на авторынке появился ряд грузовых автомобилей «М 2000″(с полной массой от 12-25 тонн), которые позже были взяты за основу другими известными производителями.
В 1997 году Рудольф Руппрехт (Rudolf Rupprecht
) назначен на должность Председателя Правления группы, сменив на этом посту Клауса Гётте. Именно Руппрехту концерн обязан появлению грузовой техники нового поколения — «MAN Trucknology®»
В 2000 году миру были представлено новая серия грузовиков TG-A, которые годом позже так же получили звание «Truck of the Year»
В 2001 году запущено производство нового туристического автобуса «Lion’s Star.
В 2002 году туристический автобус «Lion’s Star» становится призёром в области дизайна («reddot award: product design»).
В 2003 году туристический автобус «Lion’s Star» получил приз «Coach of the Year 2004».
В 2004 году в феврале в Нюрнберге состоялась премьера двигателя D20 Common Rail.
В 2005 году в свет вышли первые грузовики серии TGL. А еще через год компания МАН открыла первую станцию техобслуживания в России.
В 2006 году состоялось открытие первой собственной СТО в России (Санкт-Петербург) на базе действующей СТО дилера MAN ООО «Альга Автомобили».
В 2007 году первая победа грузовика MAN в Ралли Дакар (пилот — голландец Ханс Стэйси).
В 2008 году мировое признание и звание «Truck of the Year» получили серии грузовиков MAN TGS и MAN.
А в 2013 году компания полностью модернизировала всю серию автогрузовиков МАН — TGL, TGS, TGM, TGX.
Компания МАН начала выпуск грузовиков в России.
MAN TGS 26.360 6х2-2 BL-WW — Грузовой-фургон с кузовом изотермическим АФИК-MAN TGS «Любава» предназначен для перевозки молочных продуктов. Полезный объем фургона: 43,22м3
Кабина
Компания MAN предлагает целых три вида комплектации кабины для тягача TGX: XL, XLX и XXL. Каждый вариант по-своему подходит для определенных целей перевозки.
Кабина XL
Несмотря на то, что это самый компактный вариант, комплектация обеспечивает водителя необходимым комфортом. Кстати компактность не мешает кабине оставаться при этом просторной. Здесь встроена очень удобная кровать доступ к которой не вызывает трудностей. Эта версия отлично подойдет для не самых длительных перевозок на региональном уровне.
Кабина XLX
Увеличенная модификация от XL. Эта кабина имеет достаточную высоту для того, чтобы стать в полный рост. Интерьер приятно радует и за счет комфортной обстановки позволяет, не напрягаясь находиться в кабине даже преодолевая долгие расстояния. Присутствуют удобные ящики и полки для разного рода вещей. Так же, как и в предыдущей версии имеется кровать, но тут уже при желании можно заказать и вторую.
Кабина XXL
Само название уже многое нам говорит. Из трех она самая габаритная и вместительная. Более того она является самой большой из всех доступных в Европе. Две вещи, которые хочется отметить в интерьере авто – огромное пространство и неописуемый комфорт.
Например, модификации для дальних рейсов XXL имеют внутреннюю высотку порядка двух метров, благодаря чему водитель может встать в полный рост. Багажных отсеков и полок здесь тоже хватает – складывай и храни что угодно. Имеется дополнительная спальная полка – кстати, сделанная в форме гамака.
Кабина XXL имеет две спальные койки
Такие данные позволяют чувствовать себя максимально комфортно. И кабина без сомнений соответствует требованиям для осуществления международных рейсов. И вот доказательство —кресло водителя было доведено до идеала. И не зря, ведь сидящему на нем придется провести в дороге далеко не один час.
Регулировки позволяют подстраивать кресло под потребности седока: по высоте, различным наклонам и регулировке амортизаторов сидения. Опционально можно заказать подогрев сидения, пневматическую поддержку поясницы, функцию регулировки бокового контура сидения и области плеч, гидравлические амортизаторы и настройку сидения по глубине.
Более того сидение оснащено климат контролем. Да-да! Воздух с регулируемой температурой подводится прямо к креслу водителя. Пассажирское сидение чуть менее функционально но зато может приобретать положение для отдыха.
Кресло водителя
Конечно не забыли и о ремнях безопасности которые есть во всех сидениях. Все операции по регулировке не заставляют утруждаться и просты в освоении. Обшиваются эти кресла кожей или черным велюром.
Сама кабина также имеет климат контроль. И его можно модернизировать следующими опциями: автономные, водяные и газовые отопители, соответственно, оснащенные термостатом; стояночный климат контроль контролирующий температуру даже при выключенном двигателе.
Ощущению того что находишься в кабине премиум класса содействует также качество материалов, из которых изготовлен салон. В общем, все что можно увидеть внутри демонстрирует немецкую педантичность и стремление к совершенству. Помимо этого, кабины Мана наглядно доказывают, как четко эргономичность может сочетаться с эстетикой.
Уровень шума в салоне удалось снизить процентов на 25-30. Конструкция руля существенно изменилась, позволяя регулировать его по вылету и углу наклона, тогда как приборная панель мало чем отличается от предыдущего MAN. Перед водителем она раскрывается панель в двух цветах.
Расположенные на ней информационные датчики спрятаны под антибликовое стекло и снабжают необходимой информацией о работе всех действующих на борту систем. Дислокация мониторов, кнопок, выключателей и других органов управления максимально практична и имеет простейший доступ к ним. С помощью бортового компьютера можно без труда получить различную информацию о состоянии тягача или о распределении нагрузки прицепа.
Приборная панель
Мультимедийная система
Мультимедийная система MAN Media Truck (MMT) Advanced позволяет использовать ряд практичных функций: просмотр дорожных новостей; благодаря аудиоподотовке водитель может наслаждаться музыкой вовремя поездки используя аудиосистему. Также сюда встроен канал автодорожной информации Traffic Message Channel (TMC).
Помимо прочего в MMT можно дополнить опциями, а именно: навигационная система, модуль для звонков в режиме hands-free, Bluetooth и продвинутая аудиосистема с сабвуфером на борту. Специальным дополнением служит управление тягачом с помощью инфракрасного дистанционного пульта. Дополнительно в мультимедийную систему встроен телефон.
И конечно русскоязычные водители могут быть спокойны – в системе есть русский язык для интерфейса. Помимо основных датчиков, она состоит из аудиосистемы и дисплейного меню. А еще MAN TGX обзавелся парочкой любопытных технологических новинок. Например, радарными датчиками, контролирующими габариты авто на крутых поворотах. Электроники настолько много что потребуется не одна неделя, чтобы привыкнуть к ней.