Легковые специальные, или Воспоминания бывшего зиловцаКак создавали и испытывали лимузины ЗИЛ

Когда мы слышим марку ЗИЛ, она у нас ассоциируется с большим грузовиком. Однако модельный ряд ЗИЛ представленный не только грузовыми автомобилями. Сюда входят и легковые автомобили, и гоночные автомобили, даже холодильники. Но все по порядку. Во первых, рассмотрим историю развития этой марки.


На фото самая распространенная модель ЗИЛ 130

Fiat 15 Ter / АМО-Ф15 (1916-1931)

Всё началось в 1916-м с итальянского Fiat 15 Ter – грузовика грузоподъёмностью 1,5 тонны, который начал производиться в Италии тремя годами ранее. Этот грузовик оснащался четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом 4,4 литра, мощностью 35 л.с. и четырёхступенчатой коробкой передач.

В 1917-1919 годах завод вёл сборку грузовиков из итальянских машинокомплектов. Итог этой деятельности – 1300 готовых автомобилей.

Осенью 1924-го завод собрал несколько АМО-Ф15 (всё тот же Fiat 15 Ter), которые и стало принято считать первыми советскими автомобилями.

7 ноября колонна из 10-ти таких автомобилей прошла на параде по Красной площади, а 25 ноября три грузовика отправились с Красной площади в первый для советского автопрома испытательный пробег по маршруту: Москва — Тверь — Новгород — Ленинград — Витебск — Смоленск — Москва.

С марта 1925 года началось серийное производство автомобилей АМО-Ф-15. В 1925 году было выпущено 113 таких машин, а в 1926 году – 342. К 1931 году был сделан 6971 экземпляр АМО-Ф-15.

АМО-2 / АМО-3 / ЗИС-5 (1930-1948)

Запуск в массовое производство второй серийной модели завода – АМО-2 – стал результатом серьёзной модернизации и технического перевооружения предприятия, проведённых на рубеже 20-х / 30-х годов.

В 1930 году для выпуска на заводе АМО советским правительством была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собираемый первоначально из американских машинокомплектов грузовик получил название АМО-2. Автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т оснащался рядным шестицилиндровым мотором объемом 4,9 литра, мощностью 54 л.с., и четырёхступенчатой коробкой передач.

Когда провели локализацию производства и запустили первый в истории СССР конвейер (в 1931 году) и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3. Это уже был грузовик, полностью сделанный из отечественных комплектующих.

Мощность его двигателя была увеличена до 72 л. с. А в 1933 году на его основе была сделана следующая основная серийная модель – грузовик ЗИС-5, грузоподъёмностью 3 тонны. Но фактически это был всё тот же АМО-3.

В 1934 году, после завершения полной реконструкции предприятия (до 100 тыс. автомобилей в год), этот ставший легендарным в будущем грузовик пошёл в массовую серию. В сутки выпускалось свыше шестидесяти грузовиков ЗИС-5. На базе этой машины было создано 25 моделей и модификаций, 19 из которых тоже пошли в серию.

ЗИС-5, прозванный в шоферской среде «Захаром», выпускался до 1948-го года. Таких грузовиков было сделано более полумиллиона. А вместе с теми ЗИС-5, которые произвели ещё в Ульяновске и в Миассе – около миллиона штук. По сравнению с базовой моделью, АМО-3, ЗИС-5 имел 3000 кг грузоподъёмность, а его двигатель рабочим объёмом 5,6 л развивал уже 73 л.с.

На базе ЗИС-5 тоже делали много модификаций. В их числе – газогенераторные и газобаллонные грузовики, длиннобазные версии ЗИС-11 и ЗИС-12.

Первая продукция

Промышленное производство грузовых автомобилей удалось наладить к началу 1925 года. Это были полуторатонные АМО-Ф-1. Через два года директором предприятия назначен Иван Алексеевич Лихачёв. Количество выпускаемых автомобилей постоянно нарастало, однако себестоимость единицы продукции была такова, что дешевле выходило приобрести грузовик за границей, даже с учетом доставки.

По этой причине в 1931 году была затеяна масштабная реконструкция. Кроме замены оборудования в уже имеющихся цехах, была значительно расширена площадь завода и построены новые производственные мощности. Предприятие переименовали в «Завод имени Сталина»

Реконструкция позволила наладить производство ЗиС-5 и ЗиС-6, а также первого отечественного лимузина ЗиС-101, созданная реверс-инжинирингом автомобиля «Бьюик».

ЗИС-150 / ЗИС-151 (1947-1958)

Ещё 1937 году на заводе изготовили первый опытный образец грузовика нового поколения. Его грузоподъёмность была доведена до 5000 кг (на шоссе, по грунтовкам – 3500 кг). Автомобиль отличался цельнометаллической трёхместной кабиной, топливным баком на 100 л, форсированным до 82 л.с. мотором.

До войны запустить ЗИС-150 в серийное производство не успели, поэтому в серию новый современный на тот момент грузовик пошёл только в 1947 году. И в первые годы выпуска он ещё делался с деревянно-металлической кабиной.

ЗИС-150

С 1947-го по 1957-й год предприятие выпустило более 770 тысяч грузовиков ЗИС-150. Его 5,6-литровый мотор развивал мощность в 90, а затем 95 л.с.

На платформе ЗИС-150 был построен трёхосный грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИС-151, с колёсной формулой 6х6. Он стал первым отечественным автомобилем серийного производства с тремя ведущими мостами.

ЗИС-151

ЗИС-151 широко использовался в Советской Армии – в качестве шасси для размещения систем залпового огня, топливозаправщиков, подвижных средств связи и так далее.

Испытания и испытатели

«5 / 25» означает пятый разряд, 25-я ставка. Что такое пятый разряд, думаю, большинству понятно, но на всякий случай напомню, что в советской системе квалификация рабочего персонала делилась на 6 разрядов, где 1 – начальный, 6 – высший, более-менее уважаемые разряды считались не ниже 4-го. Поскольку я на тот момент был дипломированным специалистом, мне сразу присвоили пятый разряд, а через три месяца, после получения допуска к дорожным испытаниям, шестой.

Теперь о ставках: 25-я тарифная ставка определяла размер оплаты за макетные работы, тестовые задания на территории предприятия, работу в климатической камере; 27-я ставка полагалась за работу на дорогах общего пользования и самая высшая 29-я – испытания с риском для жизни, здоровья и тренировки с водителями ГОН – Гаража особого назначения.

Таким образом, самый крутой водитель-испытатель – это тот, который «6 / 29», каким я стал на шестой месяц работы. Коллектив бюро кроме шоферов состоял из руководства, ведущих инженеров, инженеров-исследователей и техников-прибористов. В те годы «старики», стоявшие у истоков, стали уходить. Кто-то на пенсию, а кто помоложе пристроился в представительства иностранных компаний или открывал собственный бизнес, и молодым специалистам на заводе был открыт путь к быстрой карьере, но зарплата оставляла желать лучшего и являлась основной причиной жуткой текучки кадров даже в столь элитном подразделении. Однако это не помешало сложиться дружному коллективу, со многими тогдашними коллегами я общаюсь до сих пор. Хотя все мы, к сожалению, уже давно не испытываем огромные чёрные лимузины с «прицелом» на капоте…

ЗИЛ-164 (1957-1964)

С октября 1957-го по декабрь 1964 года серийно выпускался грузовик ЗИЛ-164 – продукт глубокой модернизации ЗИС-150. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель рабочим объёмом 5560 см³ развивал мощность 100 л.с. при 2800 об/мин; крутящий момент – 33 кгс/м при 1100-1400 об/мин.

ЗИЛ-164

Автомобиль ЗИЛ-164 и его модификация ЗИЛ-164А долгие годы были «рабочими лошадками» большинства автохозяйств Советского Союза. Это были универсалы на все случаи жизни. На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны и самосвалы, бензовозы-топливозаправщики и другие автоцистерны, пожарные машины и автокраны, другие типы специальной техники.

ЗИЛ-157 (1958-1978)

Это трёхосный грузовой автомобиль повышенной проходимости, с колёсной формулой 6х6, созданный на базе ЗИС-151. Широко использовался в Советской Армии, а также в народном хозяйстве регионов со сложными природно-климатическими условиями.

В 1978 году производство ЗИЛ-157 было перенесено на УАМЗ (Уральский автомоторный завод), в то время один из филиалов ЗИЛа, где под индексом ЗИЛ-157КД эта машина производилась вплоть до 1991 года.

Автомобиль ЗИЛ-157, как и его предшественник ЗИС-151, имел сложную трансмиссию с 5-ю карданными валами: промежуточным (между раздаточной коробкой и КПП); на передний мост; на средний мост; к заднему мосту подходили два карданных вала с промежуточным подшипниковым узлом на среднем мосту. На ЗИЛ-157 применялись колёса и шины размером 12,00-18.

Впервые в советском автопроме на серийном грузовом автомобиле была применена система централизованного регулирования давления в автомобильных шинах. Водитель со своего места мог регулировать давление в шинах всех колёс, по выбору. Мощность двигателя ЗИЛ-157 составляла 109 л.с.

ЗИЛ-157 унаследовал от предшественников прозвище «Захар», а также его называли и по-другому: «Колун», «Мормон», «Крокодил».

ЗИЛ-130 (1963-1995, с 1986 г. – ЗИЛ-431410)

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика – ЗИЛ-130. Он получил новый 8-цилиндровый V-образный верхнеклапанный двигатель мощностью 150 л. с. при 3200 об/мин. (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 41 кГм при 1800 об/мин., степенью сжатия 6,5 и рабочим объёмом 5969 см³.

ЗИЛ-130 оснастили гидроусилителем руля, синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач, трёхместной кабиной ультра-современного на тот момент дизайна. Для выпуска этого нового семейства завод обновил многое своё оборудование.

Массовое серийное производство ЗИЛ-130 стартовало в 1963 году, а дожил этот грузовик, в немного модернизированном формате и уже под именем ЗИЛ-431410 (с 1986 года) до 1995-го! Общее количество автомобилей ЗИЛ-130, выпущенных заводом имени Лихачёва, превысило 3,4 миллиона экземпляров. За эти годы было сделано множество разнообразных модификаций самого массового грузовика в истории советского автопрома.

Рекордсмен ЗИЛ 130 и его развитие

Вне всяких сомнений, абсолютным рекордсменом является грузовик ЗИЛ 130. Разработка этой усовершенствованной модели началась в 1956 году. Планируемая грузоподъемность машины составляла четыре тонны, автомобиль должен был быть оснащен 130-сильным двигателем V6. Однако в процессе разработки вместимость была повышена до 5 тонн, а с учетом планов по созданию таких модификаций, как грузовик с постоянным прицепом и седельный тягач ЗИЛ, машина в результате была оснащена мотором V8. Объем установки составлял 6 литров, в его основе лежал агрегат, применявшийся в представительских ЗИС 111 и имевший мощность 150 л. с., которую многие изначально расценивали как избыточную.

Грузовики ЗИЛ 130 поступили в серийное производство в 1963 году и выпускались вплоть до 1995, то есть более 30 лет! За это время так называемый «колхозник» был выпущен в количестве свыше 3,5 миллиона штук. На его базе было изготовлено огромное количество модификаций, включая полноприводный тягач, вездеход с пластиковой кабиной, имитирующей американские машины и многие другие.

Со временем тест-драйв ЗИЛ выявил, что мощности двигателя в 150 л. с. уже оказывается недостаточно, поэтому модификация ЗИЛ 133 была оснащена дизельным мотором ЯМЗ-641, а позже — КамАЗ 740. Этот обновленный ЗИЛ 4×4 получил также усиление задней подвески и новые тормоза. Серийный выпуск новой модели начался в 1979 году.

Машина, габариты которой варьировались в зависимости от модификации, а объем кузова ЗИЛ позволял перевозить грузы массой до 10 тонн, была оснащена дизельным двигателем, имевшим объемом 10,85 литра при мощности 210 л. с. и максимальной скорости 85 км/ч. Трехосный ЗИЛ марки 133, оснащаемый различными моделями силовых установок, производился вплоть до 2000 года.

В 1968 году, задолго до выпуска капотного грузовика с дизельным мотором, заводу было выдано задание разработать восьмитонный полноприводный грузовик, имеющий кабиной без капота и три оси, позволяющие снизить нагрузку на дорожное покрытие. Первым образцом этой модели в 1968 году стал автомобиль ЗИЛ 170В75, из последних цифр в маркировке которого можно понять, что его серийный выпуск был запланирован на 1975 год. Передняя часть кабины автомобиля была украшена крупными буквами «ЗИЛ», однако впоследствии на базе этой разработки были выпущены шасси КамАЗ моделей 5510 и 5320. Отличительными особенностями новой модели стали:

https://www.youtube.com/watch?v=kfmthAKcNN4

  • мощность двигателя, равная 210 л. с.;
  • улучшенный расход бензина;
  • 5-ступенчатая коробка переключения передач, оснащенная делителем;
  • колесная формула 6×4;
  • функция блокировки межосевого дифференциала.

В 1971 году были проведены госиспытания автомобилей. Их серийный выпуск, как и планировалось, начался в 1975 году в Набережных Челнах и под маркой КамАЗ 5320, хотя на кабинах первых опытных образцов красовался логотип ЗИЛ.

ЗИЛ-170 (модель, разработанная для нового завода КамАЗ)

В середине 60-х специалисты завода имени Лихачёва разработали новую модель бескапотного грузовика ЗИЛ-170, построили опытные образцы и провели их испытания. Но по решению советского правительства данная модель была передана на новый Камский автомобильный завод в Набережных Челнах, и стала основой для первой модели этого предприятия – КамАЗ-5320.

ЗИЛ-170 был оснащён дизельным двигателем ЯМЗ-740 (КамАЗ-740.10) мощностью 210 л.с., пятиступенчатой коробкой переключения передач с делителем, блокируемым межосевым дифференциалом.

ЗИЛ-131 (1966-1994)

Этот трёхосный грузовик повышенной проходимости, с колёсной формулой 6х6, выпускался в основном для нужд Советской Армии, а также для обслуживания нефтегазовой, железнодорожной и т.п. отраслей в труднодоступных регионах. На шасси ЗИЛ-131 массово монтировались буровые установки, бензовозы-топливозаправщики и другая специальная техника.

На Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось вплоть до 2002 года, в том числе уже и с дизельным двигателем. А изначально двигатель на ЗИЛ-131 был тот же, что и на ЗИЛ-130: карбюраторный V-образный восьмицилиндровый.

Высший экологический класс, ГОСТ и ГТО

То была эра карбюраторных автомобилей, когда абсолютное большинство потрёпанного российского автопарка лишь немного начали разбавлять современные экологичные иномарки. В этой мутной воде образовалось некое организованное явление «экологического контроля». Иногда самостоятельно, но чаще под прикрытием ГАИ, организовав засаду, «экологи» норовили всунуть зонд не всегда исправного газоанализатора в выхлопную трубу очередного «грешника». Если показатель превышал 3 % СО (неслыханно много по сегодняшним меркам), то водителю навязывали дорогостоящую и не всегда профессионально компетентную регулировку систем питания и зажигания или вынуждали платить мзду – «компенсацию» за отравленный воздух. Поскольку машины нашего бюро старенькие, чисто не имели номеров особой серии, в отличие от машин, временно переданных ГОНом для доводки, то иногда попадались на эту удочку и мы. Тогда руководство бюро, сославшись на действующий в ту пору государственный стандарт, подготовило водителям официальный документ за подписью дирекции автозавода.

Выписка из ГОСТа оглушала строгостью: «Согласно ГОСТ … автомобили высшего класса (это официальная классификация! – Авт.) не подлежат контролю на содержание вредных выбросов в отработавших газах».

Другая головная боль каждого автомобилиста тех времён – государственный технический осмотр. Процедура получения заветного талона напоминала чистилище, в том числе для нервов и кошелька, и каждый постовой готов был снять номера, не окажись у водителя цветной картонки с числовыми символами будущего года. А в нашем бюро имелся специальный временный комплект номерных знаков и регистрационных документов для проведения испытаний на дорогах общего пользования, выданный особым подразделением ГИБДД. Естественно, что эти номера постоянно кочевали с одного опытного образца на другой, позволяя оперативно выполнить дорожные тесты и замеры, а в свидетельстве о регистрации значилось «Автомобиль ЗИЛ», и лишь в графе особых отметок пояснялось, кто и почему выдал такие доки, и техосмотр не требовался из-за невозможности его проведения.

Но попался мне однажды на трассе Москва – Рига в окрестностях Волоколамска один очень молодой и принципиальный лейтенант. Объяснения и уговоры не помогли, номера были сняты, составлен протокол. Я вернулся в конце рабочего дня в наш тёплый и уютный заводской гараж, написал объяснительную. На следующее утро, получив обратно из рук начальства изъятые накануне номера, я узнал, что служба и карьера этого молодого лейтенанта в органах МВД благополучно завершилась… «На всё воля божья», – думал я, привинчивая на своё законное место «жестянки».

Вообще же гаишники нас уважали, но дёргали очень часто по поводу и без, в основном не за нарушения ПДД, а из простого человеческого любопытства автомобилиста, которому представился шанс заглянуть под капот и в салон правительственного лимузина. Иногда, чтобы избежать этого назойливого внимания, нам выдавали спецталон.

ЗИЛ-133 (1975-2005)

Для трёхосного грузовика ЗИЛ-133 стандартного 150-сильного мотора ЗИЛ-130 было мало. К тому же, завод имени Лихачёва, в соответствии с велениями времени, уже планировал переход от бензиновых карбюраторных грузовиков к более экономичным дизельным.

Разработка более грузоподъёмной трёхосной машины (8 тонн, 6х4) на базе 5-тонного ЗИЛ-130 началась ещё в 1960-х. Сначала в них использовался двигатель ЗИЛ-133, мощностью 190 л. с., крутящим моментом 45 кГм максимальной частотой вращения коленчатого вала 3800-3900 об./мин., степенью сжатия 7,5 и рабочим объёмом 6000 см³, спроектированный на основе силового агрегата ЗИЛ-130.

Выпуск этих автомобилей (самых крупных карбюраторных грузовиков в СССР) носил характер небольших серий. А вот когда была создана модификация с дизелем ЯМЗ-641 –будущим КамАЗ-740 – дизельный ЗИЛ-133ГЯ пошёл в серийное производство.

Новый мотор потребовал изменения передней части автомобиля — ЗИЛ-133ГЯ получил кабину с характерным далеко выступающим «носом» и крупными прорезями решётки радиатора.

Серийное производство ЗИЛ-133ГЯ стартовало в 1979 году. При снаряжённой массе 7610 кг, грузоподъёмность данной машины составляла 10 000 кг. Дизель рабочим объемом 10,85 л развивал 210 л.с.

Производство ЗИЛ-133ГЯ велось до 1992 года, после чего эта модель была модернизирована: получила кабину от нового семейства грузовиков ЗиЛ-4331, индекс ЗИЛ-133Г40, и выпускалась на заводе имени Лихачёва до 2000 года.

Затем, получив новый отраслевой индекс ЗИЛ-630900 и двигатель ЯМЗ-236А-1, коробки передач ЯМЗ-238Л либо СААЗ-54232А-1700010-20/30, автомобиль выпускался в обновлённом виде до 2002 года. Его сменил в производстве автомобиль ЗИЛ-6309Н0 с двигателем ЯМЗ-236НЕ2, который выпускался до 2005 года.

Халтура и новогодние ёлки

Как уже говорилось, зарплатой нас не баловали, отчего каждый искал возможность подзаработать. Самое распространённое – организовать трансфер клиенту за наличные во время проведения ресурсной «накатки». Это такой режим испытаний, при котором требуется, чтобы экспериментальный узел, установленный на автомобиле, отработал заданный инженерами пробег. Водитель-испытатель ежедневно сдаёт определённый километраж (около 450 км), а маршрут движения хоть и согласовывается, но остаётся достаточно вольным.

Второй вариант – обслуживание свадеб. Для этого требовалось заблаговременно подать заявление на разрешение использовать машину в личных целях в выходной день, оплатить в кассу 254 000 руб. (после деноминации 1998 года это стоило 254 руб.) и получить путевой лист «на все четыре стороны». Такое счастье (стандартный тариф для «ЗИЛов-лимузинов» на свадьбы накануне дефолта – 200 000 неденоминированных руб. / ч) мне выпадало не часто, так как я был самый молодой водитель и ко мне применялась определённая «дедовщина», впрочем в самой безобидной форме, какой это явление могло бы быть. Дело в том, что получить такую путёвку можно было только на лёгкий ЗИЛ-41047, тяжёлые 41051 и 41052 являлись секретными изделиями и «в личку» их не выпускали. А за мной как раз был закреплён видавший виды ЗИЛ-41051 1985-го года выпуска, поскольку более новые и лёгкие 41047 забрали себе старослужащие коллеги, и поездить на лёгкой машине я мог лишь на подмене во времена их отпуска или больничного.

Толщина ветрового и заднего стекла у «51-го» – 43 мм, боковые стёкла ещё толще – 47 мм, в итоге в районе передних стоек видишь совершенно разное расстояние до других машин, столбов и пешеходов, добавьте к этому малюсенькие зеркала, словом, концентрация внимания требуется колоссальная. К концу дня, особенно зимнего, с ранними сумерками, отчётливо чувствуешь головную боль. Ещё этому тяжеловесу требуются специальные шины. Для повседневной простой работы их не выдавали из-за дороговизны и приходилось довольствоваться чем попадя, из-за чего однажды провозился на обочине Симферопольского шоссе несколько часов: взорвавшаяся покрышка повредила тормозной шланг. Зато на свою собственную свадьбу я поехал в кортеже из двух ЗИЛ-41047. Но, когда настал момент ехать за невестой, у одной из машин забарахлил карбюратор, переобогащённой смесью залило свечи и не пускался двигатель. Пришлось жениху не снимая свадебного костюма (некогда!) закатать рукава и экстренно организовать продувку цилиндров, сохранился даже этот фотофакт в семейном архиве (сфотографировал меня отец).

Через четыре месяца настал декабрь с предновогодней суетой. Мы выполняли серию ресурсных тестов на скоростных магистралях. На нашем пути на окраине Подмосковья, у границы с Тульской областью, был питомник от местного лесничества, где можно было очень недорого самому выбрать и срубить новогоднюю ёлку. Узнав об этом, несколько наших коллег пожелали нам оставить заказ на новогоднюю красавицу, и мы вдвоём с напарником (сдавали ежедневно большие зимние пробеги, поэтому работали вдвоём) приехали в контору лесничества. После недолгого оформления документов лесник, посмотрев на нас, сказал, что люди мы городские, и чтобы не напортачили в его хозяйстве, даст нам в помощь пару своих работников.

И вот наша компания, состоящая из вашего покорного слуги – водителя, ещё одного водителя и двух мужичков из лесничества собирается отправиться на делянку. Разговор примерно следующий: «У вас, парни, какая машина? ЗИЛ… Вот и отлично, мы только что на «131-м» оттуда (имеется в виду ЗИЛ-131 армейский грузовик 6х6. – Авт.), проехать, в принципе, можно…» «А вот и ЗИЛ, наш ЗИЛ-41051, он же типа 115-го, ну что, поехали?» Немая сцена длится не дольше, но и не меньше минуты, мужики в ватниках и валенках с топорами располагаются на заднем диване в пассажирском салоне, который уже через полчаса наполнится новогодним ароматом свежей хвои.

Потом было лето, серия испытаний на горных серпантинах в Краснодарском крае: Гойтхский перевал, Горячий Ключ, Красный Камень. И срочная перевозка свежих фруктов, арбузов, дынь в один присест до Москвы с целью порадовать близких – кондиционер на полную, потом в качестве расплаты за вынужденный технический холод свирепая простуда, температура, насморк, кашель… Но жизнь всё равно бьёт ключом, в хорошем смысле этого слова. Это навсегда в моей памяти, и уже никогда нельзя будет повторить. Спасибо тебе, ЗИЛ! За всё!

ЗИЛ-4331 (1987-2003)

Сделанный как замена ЗИЛ-130, ЗИЛ-4331 тоже стал бестселлером: таких машин было выпущено 1 600 931 штук.

На заводе имени Лихачёва данная модель начала разрабатываться ещё в 1970-е годы, под обозначением ЗИЛ-169. Проектирование стартовало в 1976 году. А первый опытный образец был готов в 1977 году.

Данный грузовик должен был стать родоначальником новой, дизельной линейки грузовиков ЗИЛ. На него планировали поставить дизельный мотор ЗИЛ-645, мощностью 185 л. с.

В 1980-е годы, в соответствии с новыми отраслевыми стандартами, машине присвоили индекс: ЗИЛ-4331 и дорабатывали модель вплоть до 1985 года.

В 1987 году автомобиль встал наконец на конвейер. Правда, первоначально с бензиновым мотором ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л. с. и 5-ступенчатой коробкой передач — ЗИЛ-433110. Дизельная версия, с двигателем ЗИЛ-645 — ЗИЛ-433100, появилась немного позднее. Их выпуск продолжался до 2003 года.

В 1993 году был выпущен автомобиль ЗИЛ-433360 — дальнейшее развитие ЗИЛ-431410 с новой кабиной 4331 и с бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10, затем и аналогичный ЗИЛ-432900 с дизельным двигателем ММЗ Д-245. мощностью 108 л.с. Эти машины стали самыми массовыми в семействе ЗИЛ-4331. Их выпуск прекращён в 2014 году.

Последний грузовой автомобиль, выпущенный на заводе имени Лихачёва в сентябре 2016 года, был ЗИЛ-4327 – по сути, тот же ЗИЛ-4331, просто модифицированный.

Нелёгкие легковые ЗИЛы

Ранее к категории «С» относились автомобили, предназначенные для перевозки грузов, полной массой более 3500 кг. Но с 1998 года в водительских правах чёрным по белому пишется: «Автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 кг». Это означает, что для управления любым автомобилем тяжелее трёх с половиной тонн, но где не более восьми посадочных мест, нужна «грузовая категория». Впрочем, что-то вступление затянулось…

К сожалению, в год столетия легендарного завода имени Лихачёва, нам остаётся лишь вспоминать о нём. Но, думаю, многим будет интересно узнать несколько фактов и любопытных историй о том, как создавали, модернизировали и испытывали легковые автомобили ЗИЛ уже на закате их производства – лимузины первых лиц государства, которые по привычке народ называл «членовозами», поскольку в 1960–1980-х пользоваться ими могли только высшие члены ЦК КПСС, а в 1990-х только члены правительства.

В подразделение, которое именовалось «бюро по исследованию и доводке легковых, малотоннажных и специальных автомобилей», входившее в структуру КЭИР (корпус экспериментальных и исследовательских работ) я попал сразу после окончания Московского автомобильно-дорожного института МАДИ (ГТУ) летом 1998 года в качестве водителя-испытателя «5 / 25». Вот вам и первая интрига в моей стартовой должности на АМО ЗИЛ.

ЗИЛ-5301 «Бычок» (1994-2014)

После резкого перехода российской экономики в начале 1990-х годов на рыночные рельсы и связанного с этим тяжёлого кризиса, основная продукция ЗИЛа – среднетоннажные бензиновые грузовики – перестала пользоваться спросом. Поэтому на предприятии в начале 1992 года в срочном порядке запустили проект создания компактного развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжёлых грузовиков (в том числе, кабины типа 4331 и коробки передач типа 130).

ЗИЛ-5301 «Бычок» пошёл в серию в конце 1994 года. Наиболее подходящим дизелем для такой машины оказался дизель Минского моторного завода – четырехцилиндровый ММЗ-245 объемом 4,75 л, и мощностью 109 л.с. Данный мотор рассматривался как временный вариант, а стал в итоге основным (подтвердив известную шуточную поговорку: «Нет ничего более постоянного, чем временное»).

ЗИЛ-5301 оснащался автомобильной модификацией тракторного четырёхцилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см³). За полтора десятилетия данный дизель с турбонаддувом прошёл несколько модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л. с., а экологический класс был поднят с Евро-0 до Евро-3 (предполагался и Евро-4). На «Бычки» устанавливали 5-ступенчатую синхронизированную коробку передач типа ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местную кабину типа 4331. Оперение с укороченным капотом было удачным и оригинальным решением.

«Бычок» стал главной надеждой завода. Росло число модификаций, но огромного спроса на эти автомобили не было. Водители жаловались на неудачно подобранные передаточные числа трансмиссии, низкое качество изготовления, вибрации от двигателя. Со временем появился 136-сильный форсированный минский мотор, потом уже предлагались и импортные дизельные агрегаты, но это слабо помогало.

К 2000 году доля «Бычка» в общем выпуске завода имени Лихачёва достигла 56%, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Стало можно говорить о том, что данное семейство всё-таки смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных (прежде всего корейских и китайских) марок, количество «Бычков», продаваемых заводом, стало стремительно падать.

В 2011 году исполнилось 95 лет со дня основания московского автомобильного завода ЗиЛ. В ознаменование этой даты, перед домом культуры ЗиЛ была организована выставка автомобилей, выпускавшихся предприятием в разные годы.

Здесь можно было увидеть и одну из первых моделей завода — пожарную линейку на базе АМО-4, и самые свежие разработки — парадный кабриолет ЗиЛ-410441 и вездеход ЗИЛ-390615 «Охотник» (отдельную статью по этой машине смотрите здесь). Три автомобиля были представлены мастерской Евгения Шаманского: АМО-4, ЗиС-33 и ЗиС-42. Несмотря на то, что прошло уже более двух лет со дня проведения выставки, думаю, что рассказ о ней будет интересен всем, кто интересуется отечественными автомобилями.

АМО-4 пожарная линейка

ЗиЛ (в то время еще называвшийся АМО) стал первым отечественным предприятием, начавшим серийное производство пожарных автомобилей. В 1925 году здесь были изготовлены 12 пожарных линеек. В качестве базового шасси использовался грузовик АМО-3, в основе которого лежала конструкция американского Autocar. В 1931 году, с началом производства модернизированного грузовика АМО-4, была доработана и конструкция пожарной машины на его базе. Новый пожарный автомобиль перевозил запас воды в 360 л, лестницы, пожарные рукава общей длиной 360 м, и, что самое главное, был оснащен насосом с подачей 1400 л/мин. Команда нового пожарного автомобиля состояла из 14 человек, из них двое располагались в кабине, а остальные на открытых скамьях вдоль кузова. Обратите внимание на кожаные петли, за которые пожарные должны были держаться во время движения машины.

Представленная здесь линейка 1931 года выпуска неоднократно показывалась на различных выставках. Выложенные выше снимки сделаны во время выставки COMTRANS 2011.

Двигатель 6-цилиндровый
Мощность двигателя, л.с. 73
Коробка передач 4-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 7500×2300х2230
Скорость, км/ч 60
Расход топлива, л/100 км 36

ЗиС-5

Второй по массовости (после ГАЗ-АА) советских довоенных грузовиков, прямой наследник АМО-4. В народе получил прозвище «трехтонка», связанное с грузоподъемностью. Широко использовался не только в народном хозяйстве, но и в армии, причем не только как транспортный автомобиль, но и как шасси для создания различных специальных машин. Выпускался с 1934 по 1948 год, во время войны в упрощенной версии ЗиС-5В: с 1942 по 1944 годы на мощностях Ульяновского автозавода (УльЗиС, позднее УАЗ), с 1944 по 1948 — на заводе УралЗиС (позднее УралАЗ, ныне Урал) в Миассе. Первый советский автомобиль, поставлявшийся на экспорт (впервые — поставка 100 машин в 1934 году в Турцию). Общее количество выпущенных машин — 587 185 экземпляров.

Двигатель 6-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 73 при 2300 об/мин
Коробка передач 4-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 6060×2235х2160
База, мм 3810
Грузоподъемность, кг 3000
Полная масса, кг 6100
Радиус поворота, м 8,6
Скорость, км/ч 60

ЗиС-33

Обычный грузовик ЗиС-5, оснащенный съемными комплектами гусеничных движителей задних колес для повышения проходимости. В зимнее время на передние колеса могли устанавливаться лыжи. В 1939-40 годах выпущена опытная партия из 4539 машин. ЗиС-33 принимал участие в Советско-финской войне и в обороне Москвы 1941-42 гг., однако из-за низкой надежности и недостаточной проходимости в серию автомобиль не пошел. Обратите внимание: под кузовом в передней части имеются упоры для воротов, облегчавших установку передних натяжных роликов гусеничного движителя.

Двигатель 6-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 73 при 2400 об/мин
Коробка передач 4-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 6060×2235х2160
База, мм 3810
Снаряженная масса, кг 4400
Емкость бензобака, л 60
Расход топлива, л/100 км 85 по шоссе

100…200 по бездорожью с нагрузкой 2000 кг

Скорость, км/ч 35

ЗиС-42

Полугусеничный артиллерийский тягач на базе ЗиС-5, создан по заказу Красной Армии. В 1942 году изготовлена опытная партия ЗиС-42, с 1942 по 1944 годы серийно выпускался модернизированный вариант ЗиС-42М. Общее количество произведенных машин — 6372 экземпляра.

Двигатель 6-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 73 при 2400 об/мин
Габаритные размеры, мм 6097×2360х2175
Грузоподъемность, кг 2250
Снаряженная масса, кг 5252
Емкость бензобаков, л 300 (3×60 + 1×120)
Расход топлива, л/100 км 55-70 без груза

150 с грузом

Скорость, км/ч 35

ЗиС-115

Первый отечественный легковой автомобиль с бронированным кузовом. Одной из таких машин пользовался И.В.Сталин. Бронированный седан (без внутренней перегородки) изготовлен на базе легкового ЗиС-110, с 1946 по 1954 год выпущено 32 экземпляра. На выставке к юбилею ЗиЛ была представлена нереставрированная машина.

А год спустя, на выставке АвтоТранс-2012 можно было полюбоваться полностью отреставрированным «броневиком».

Двигатель 8-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 162 при 3600 об/мин
Коробка передач 3-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 6000×1960х1730
База, мм 3760
Полная масса, кг 5280
Радиус поворота, м 7,4
Скорость, км/ч 120

ЗиЛ-164

Грузовой автомобиль, созданный на базе ЗиС-150 путем модернизации отдельных узлов и агрегатов. В народе Зис-150, ЗиЛ-164 и их полноприводные «собратья» ЗиС-151 и ЗиЛ-157 получили прозвище «Захар». ЗиЛ-164 выпускался с 1957 по 1961 год, с 1961 по 1964 год — его модернизированный вариант ЗиЛ-164А. Всего выпущен 555 461 автомобиль.

Двигатель 6-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 100 при 2800 об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 6700×2470х2180
База, мм 4000
Грузоподъемность, кг 4000
Полная масса, кг 8250
Радиус поворота, м 8,5
Скорость, км/ч 75

ЗиЛ-157

По мнению многих, лучший советский полноприводный грузовик. Основной заказчик машины — Советская Армия, хотя и на «гражданке» автомобиль успешно трудился (и продолжат трудиться) во многих отраслях народного хозяйства. Количество специальных машин, созданных на базе ЗиЛ-157, практически не поддается подсчету. С 1958 по 1962 годы на головном предприятии выпущено 797 934 машины. После модернизации получил индекс ЗиЛ-157КД и выпускался до 1978 года. В 1978 году производство было перенесено на Уральский автомоторный завод (УАМЗ), где под индексом ЗиЛ-157КД автомобиль серийно производили до 1992, а отдельными партиями из задела деталей собирали до 1994 года.

Двигатель 6-цилиндровый, нижнеклапанный, карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 104 при 2600 об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 6684×2315х2360
База, мм 3105+1120
Грузоподъемность, кг 3070

по грунтовым дорогам 2500

Полная масса, кг 8190 (с лебедкой 8450)
Радиус поворота, м 11,2
Скорость, км/ч 65

ЗиЛ-130

Один из самых массовых советских грузовиков. Непосредственно на ЗиЛ выпускался с 1962 по 1994 годы, общее количество изготовленных машин — 3 380 000 штук. Автомобиль активно использовался обществом ДОСААФ, а также заводскими командами, для участия в спортивных соревнованиях. На таких машинах часто менялся либо форсировался двигатель, изменялись узлы подвески и трансмиссии, убирались «лишние» элементы (например, фары).

Двигатель ЗиЛ-375, V8, верхнеклапанный, карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 265 при 5000 об/мин
Скорость, км/ч 141

ЗиЛ-131

Преемник ЗиЛ-157, полноприводный трехмостовый «собрат» ЗиЛ-130. На московском ЗиЛ с 1966 по 1986 год выпускался ЗиЛ-131, с 1986 года — модернизированный ЗиЛ-131Н. Производство в Москве прекращено в 1990 году, всего изготовлено 1 038 144 машины.

Двигатель V8, верхнеклапанный, карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 150 при 2000 об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 6000×2500х2480
База, мм 3975+1250
Грузоподъемность, кг 3500
Полная масса, кг 10185 (с лебедкой 10485)
Радиус поворота, м 10,2
Скорость, км/ч 80

ЗиЛ-433420

Полноприводный трехосный вариант ЗиЛ-4331, пришедший на смену ЗиЛ-131Н в 1994 году. Машины с многотопливным дизелем остались на уровне опытных образцов. Серийно выпускались ЗиЛ-4334 с минскими дизелями, либо с бензиновыми двигателями ЗиЛ-509.

Двигатель ЗиЛ-6451,

многотопливный дизель V8

Мощность двигателя, л.с. 170 при 2800 об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 7230×2500х2975
База, мм 3400+1250
Грузоподъемность, кг 3750
Полная масса, кг 10930
Радиус поворота, м 10,2
Скорость, км/ч 85

ЗиЛ-497200

Автомобиль-вездеход выпущен в 1992 году в количестве 5 экземпляров. Ходовая часть машины во многом схожа с ходовой частью вездеходов «Синяя птица», созданных для поиска и эвакуации совершивших посадку спускаемых аппаратов космических кораблей. Трансмиссия выполнена по схеме с бортовой раздачей мощности, с жесткой кинематической связью колес каждого борта. Подвеска всех колес независимая, торсионная, колеса первой и третьей осей управляемые.

Двигатель ЗиЛ-645, V8,

дизельный, верхнеклапанный

Мощность двигателя, л.с. 185 при 2800 об/мин
Габаритные размеры, мм 9400х2550х3200
База, мм 2400+2400
Грузоподъемность, кг 3534
Полная масса, кг 12034
Радиус поворота, м 10
Скорость, км/ч 70

АЦ-40 (ЗиЛ-433104)

В 1986 году на смену ЗиЛ-130 пришел ЗиЛ-4331 с интегральным оперением и просторной трехместной кабиной. Первоначально выпускался с бензиновым двигателем, позднее появилась и дизельная версия. Всего выпущен 1 600 931 автомобиль этого семейства. Как и ЗиЛ-130, ЗиЛ-4331 стал базой для многочисленных спецмашин, как представленная здесь пожарная цистерна.

Двигатель ММЗ-Д260, дизельный
Мощность двигателя, л.с. 178 при 2400 об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 7200×2500х3070
База, мм 3800
Число мест в кабине 7
Полная масса, кг 11740
Скорость, км/ч 95
Цистерна для воды, л 3200
Бак для пенообразователя, л 200
Пожарный насос ПН-40УВ,

центробежный, одноступенчатый

ЗиЛ-432930

Грузовой автомобиль грузоподъемностью 6 тонн с кабиной и оперением ЗиЛ-4331 и минским дизельным двигателем мощностью 130 л.с… По сути, является промежуточной моделью между среднетоннажником ЗиЛ-4331 и развозным ЗиЛ-5301 «Бычок». Выпускается с 2003 года.

Двигатель ММЗ-Д245, дизельный
Мощность двигателя, л.с. 130 при 2400 об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 6755×2500х2660
Внутренние размеры платформы, мм 3810×2420х600
База, мм 3800
Радиус поворота, м 6,9
Снаряженная масса, кг 4790
Полная масса, кг 11000
Скорость, км/ч 90

АЦ-0,8-40-2 (ЗиЛ-530104)

В связи с обвальным сокращением спроса на среднетоннажные бензиновые грузовики в 90-е годы прошлого века, ЗиЛ разработал развозной трехтонный грузовик с максимальным использованием узлов и агрегатов более тяжелых серийных машин (кабина ЗиЛ-4331, коробка передач типа ЗиЛ-130). В результате на свет появился ЗиЛ-5301 «Бычок», производство которого началось в 1996 году. Здесь представлена пожарная автоцистерна на шасси этого автомобиля.

Двигатель ММЗ-Д245, дизельный
Мощность двигателя, л.с. 130 при 2400 об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 6300×2350х2890
База, мм 3650
Число мест в кабине 7
Полная масса, кг 6950
Скорость, км/ч 90
Цистерна для воды, л 800
Бак для пенообразователя, л 80
Пожарный насос НЦПК-40/100-4/400,

центробежный, комбинированный

ЗиЛ-436200

Усиленный вариант автомобиля «Бычок» грузоподъемностью 4,5 тонны.

Двигатель ММЗ-Д245, дизельный
Мощность двигателя, л.с. 136 при 2400 об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 7395×2319х2495 по тенту
Внутренние размеры платформы, мм 4890×2215х450
База, мм 4505
Радиус поворота, м 7,8
Снаряженная масса, кг 4230
Полная масса, кг 9000
Скорость, км/ч 95

ЗиЛ-43273Н

Выпускался небольшими сериями с 1998 года, в основном в виде шасси для монтажа различных специальных надстроек. Представляет собой полноприводный «Бычок», узлы ходовой части и трансмиссии которого во многом унаследованы от ЗиЛ-433420. Машина могла комплектоваться системой централизованной подкачки шин, коробкой отбора мощности, лебедкой. В народе получила прозвище «хочу быть Унимогом».

Двигатель ММЗ-Д245, дизельный
Мощность двигателя, л.с. 132 при 2400 об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 6440×2500х2800
Внутренние размеры платформы, мм 3810×2420х600
База, мм 4140
Радиус поворота, м 8,5
Снаряженная масса, кг 5045
Полная масса, кг 8120
Скорость, км/ч 90

ЗиЛ-4329DM

Ходовая часть ЗиЛ-4329 идеально подходит для установки кабины от «Бычка», более компактной, чем стандартная от ЗиЛ-4331. Как например на этой машине дорожного мастера изготовленная фирмой Мосдизайнмаш. Автомобиль укомплектован краном-манипулятором PM-2822, бортовым кузовом и специальными закрытыми отсеками для хранения инструмента. В комплектацию машины входят генератор, набор сварщика, углошлифовальная машина, бензопила, набор шанцевого инструмента, компрессор, сигнальные конусы, предупреждающие знаки со светодиодной подсветкой.

Двигатель ММЗ-Д245, дизельный
Мощность двигателя, л.с. 130 при 2400 об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 9000×2500х2650
Внутренние размеры платформы, мм 4500×2420х800
База, мм 5700
Грузоподъемность, кг 4255
Полная масса, кг 11000
Скорость, км/ч 90
Кран-манипулятор РМ-2822 (Италия)
Грузовой момент, тм 2,4
Вылет, м 5,85
Грузоподъемность, кг min 990 на вылете 2,4 м

max 400 на вылете 5,85 м

Угол поворота 360°

МАВР-484170

Первый и, к сожалению, последний выпускавшийся ЗиЛом бескапотный грузовик. Кабина машины — от грузовика MAN предыдущего поколения, китайского производства. Все машины с такой кабиной объединены в семейство, получившее обозначение «Кентавр». Для данного аварийно-ремонтного фургона использовано шасси ЗиЛ-4329В3. Кузов-фургон изготовлен фирмой Центртранстехмаш. Внешняя облицовка панелей кузова — оцинкованная сталь с полимерным покрытием, внутренняя — плакированная оцинкованная сталь. Между ними уложен слой утеплителя (пенополиуретана) плотностью 70 кг/м³. Внутри кузов разделен на два отсека: бытовой с автономным отопителем Webasto, и технический, в котором размещены дизель-генераторная установка Wilson (Англия) и электрораспределительный щит.

Двигатель ММЗ-Д245, дизельный
Мощность двигателя, л.с. 130 при 2400 об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 7000×2390х2611
Внутренние размеры кузова, мм 5000×2500х1800
База, мм 3800
Полная масса, кг 11000

АЦ-3,2-40-2 (ЗиЛ-4331М4)

Еще один вариант Кентавра — пожарная автоцистерна с ходовой частью ЗиЛ-4331 и немецким дизельным двигателем Deutz объемом 4,8 л. Серийно этот автомобиль не выпускался.

Двигатель Deutz TCD-2013 L04 4V
Мощность двигателя, л.с. 215 при 2300 об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая
Габаритные размеры, мм 7200×2500х3070
База, мм 3800
Число мест в кабине 6
Полная масса, кг 11900
Скорость, км/ч 100
Цистерна для воды, л 3200
Бак для пенообразователя, л 170
Пожарный насос НЦПК-40/100-4/400В1Т,

центробежный, 2-ступенчатый

ЗиЛ-118К Юность

Комфортабельный автобус малого класса. Выпускался с 1970 по 1991 год. На автобус устанавливались две модели двигателя: ЗиЛ-508 и ЗиЛ-509. Всего изготовлено 26 таких машин.

Двигатель V8, верхнеклапанный, карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 150 (Зил-508) и 175 (ЗиЛ-509) при 3200 об/мин
Количество мест 16 + водитель
Габаритные размеры, мм 6910×2120х2035
База, мм 3760
Полная масса, кг 5321
Радиус поворота, м 7,5
Скорость, км/ч 140

ЗиЛ-41047

Представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом лимузин (с перегородкой). Базовая машина семейства ЗиЛ-4104—4105 (бронированный). С 1988 по 2000 год выпущено 428 машин всех модификаций.

Двигатель V8, верхнеклапанный, карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 315 при 4400—4600 об/мин
Трансмиссия 3-ступенчатая, гидромеханическая
Количество мест 7
Габаритные размеры, мм 6330×1500х2086
База, мм 3880
Полная масса, кг 4110
Радиус поворота, м 8,25
Скорость, км/ч 190

ЗиЛ-41041

Пятиместный седан на базе лимузина ЗиЛ-41047, выпускался как машина сопровождения. За счет уменьшения длины до 5750 мм и снижения массы до 3160 кг, обладает более высокими динамическими показателями, чем базовый лимузин. Изготовлено 26 экземпляров.

ЗиЛ-410441

Парадный кабриолет, изготовленный в количестве 3-х экземпляров в 2010 году для парадов на Красной площади. Заказчик, однако, предпочел автомобили другого производителя, с импортной ходовой частью.

Двигатель V8, верхнеклапанный, карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 280 при 4400—4600 об/мин
Трансмиссия 3-ступенчатая, гидромеханическая
Количество мест 4, включая водителя
Габаритные размеры, мм 6000×1960х1730
Полная масса, кг 3500
Радиус поворота, м 7,4
Скорость, км/ч 140

Другие статьи, связанные с автомобилями ЗиЛ, можно прочитать здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

ЗИЛ-49061 «Синяя птица» (1980-1991)

Самая известная спецтехника, которую выпускал завод имени Лихачёва – это ЗИЛ-49061 «Синяя птица», вездеход для поиска и эвакуации приземлившихся космонавтов. Он выпускался с 1980-го по ноябрь 1991 года. А первый прототип автомобиля был построен ещё в 1971 году.

В состав комплекса «Синяя птица» были включены транспортные средства специального назначения, обеспечивавшие решение задач поиска и эвакуации возвращаемых аппаратов космических кораблей и их экипажей: грузовая машина ЗИЛ-4906 (ПЭМ-1), с закрытой пассажирской кабиной и системой кондиционирования воздуха, а также термо- и шумоизоляцией, ЗИЛ-49061 (ПЭМ-1М), а также шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061.

Всего таких машин было выпущено 26 штук, 14 из них – в грузопассажирской версии и 12 – в грузовой модификации.

Легковые автомобили

Успех производства легковых автомобилей пришелся на 1970-1980 года. Сами автомобили были усовершенствованы и признаны лучшими на советском рынке. Мы рассмотрим самые удачные модели легковых автомобилей.

Самой известной моделью, пожалуй, является ЗИЛ-117. Это седан высшего класса, который был выпущен в 1971 году. Он воплощал элегантность и роскошь, являясь самым блестящим седаном того времени.

Он получил восьми цилиндровый бензиновый двигатель объемом почти 7 литров, гидроусилитель рулевого управления, стекло подъемники всех дверей на электроприводе, кондиционер и атермальные стекла. Мощность двигателя достигала трехсот лошадиных сил.

Из лимузинов, предназначенных для правителей, самыми удачными считаются ЗИЛ-114 и ЗИЛ-115. ЗИЛ-114 вмещал 7 человек, имел двигатель по характеристикам схожий с тем, который был у седана ЗИЛ-117. Модели выпускались на протяжении одиннадцати лет. За это время было выпущено 113 экземпляров таких автомобилей. Такими лимузинами пользовались представители правительства, поскольку это были самые элитные автомобили того времени.

К 1970 году дизайн, да и сам автомобиль ЗИЛ-114 устарел. НА его смену пришел новый ЗИЛ-115. В этом лимузине был двигатель мощностью 315 лошадиных сил, также обновленный дизайн придал автомобилю представительный вид.

В салоне было две независимые системы отопления и кондиционирования. Трехслойные окна обеспечивали защиту как от механических повреждений, так и от перепада температуры. В салоне был встроен радиоприемник и проигрыватель, что было весьма эксклюзивно на то время.

С этих годов завод работал примерно в том же режиме. Он поставлял грузовики, холодильники, легковые автомобили на рынок, которые полностью удовлетворяли потребителей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]