История автомобиля
По всему миру большим спросом пользуются грузовики с четырьмя осями и повышенной прочностью подвески. Страны территории бывшего СНГ — не исключение. Проблема стоит только в том, что европейские представители стоят недешево, а из многочисленного выбора «китайцев» тяжело найти надежный вариант. Поэтому Минский автомобилестроительный завод в 2007 году приступил к производству модели грузовика МАЗ-6516. Несмотря на то, что до этого получались отличные грузовики и на трех осях, стал очевидным значительный прирост трудоспособности у машины после изменений. Из себя машина представляет самосвал с откидной задней крышкой и улучшенными рабочими системами.
Путёвка в жизнь?
А теперь самая приятная новость: МАЗ-5440M9 стал серийной машиной. Первый седельный тягач «5-го поколения» был отгружен в Брестскую область, перевозчику… ОАО «Автобусный парк г. Барановичи». Дело в том, что для развития предприятие активно занялось международными перевозками грузов по направлениям: Дания – Россия, Германия, Нидерланды, Польша – Беларусь. Так что новенький тягач, с непримелькавшейся внешностью, как раз то, что нужно для скрытой рекламы.
Специалист по организации грузоперевозок Дмитрий Гриц о.
Так что теперь Минский автозавод с гордостью несёт титул первого производителя в СНГ, предоставившего заказчику грузовой автомобиль с двигателем стандарта Euro 6. Первое время новые седельные тягачи будут выпускаться ограниченными партиями – портфель заказов на ближайшие месяцы уже сформирован. А полноценная прописка на конвейере будет зависеть от спроса.
Пока новинку будут обкатывать белорусские перевозчики, в том числе и в рейсах в Европу. Рискнут они реально ходить хотя бы до Москвы или нет – не ясно. В любом случае, что МАЗ запустил-таки «5-е поколение» в серию – это победа. Глядишь, и для российских водителей наступит время, чтобы насладиться её плодами.
Техническая характеристика автомобилей МАЗ
Модель | МАЗ-6516M9 | МАЗ-5440M9 | МАЗ-6501М7 |
Полная масса, кг | 41 000 | 40 000* | 33 500 |
Снаряжённая масса, кг | 15 075 | 8250 | 14 100 |
Грузоподъёмность, кг | 25 925 | – | 19 400 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-/3-/4-ю оси, кг | 7500/7500/13 000/13 000 | 7400/11 500 | 7500/13 000/13 000 |
Двигатель:
| Mercedes-Benz OM471 Турбодизельный, I-6, Euro 6 12 809 476 при 1800 мин-1 2300 при 1100 мин-1 | Mercedes-Benz OM470 Турбодизельный, I-6, Euro 6 10 676 428 при 1800 мин-1 2100 при 1100 мин-1 | |
Коробка передач
| Mercedes-Benz G281-12 New AMT Автоматическая 12/2 | Mercedes-Benz G230-12 New AMT Автоматическая 12/2 | Mercedes-Benz G230-16 Механическая 16/2 |
Подвеска | Передняя зависимая, рессорная, с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя зависимая, рессорно-балансирная, со стабилизатором поперечной устойчивости | Передняя зависимая, рессорная, с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя пневматическая | Передняя зависимая, рессорная, с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя зависимая, рессорно-балансирная, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная с раздельным приводом переднего и заднего контура с ABS и ASR | ||
Колёсная формула | 8х4 | 4х2 | 6х4 |
Вместимость топливного бака, л | 300 | 400+700 | 300 |
*Полная масса автопоезда.
Технические характеристики
Автомобиль МАЗ-6516 оборудован всеми необходимыми системами, а дизайн доведен до современных традиций. Но все это было бы не нужно, если бы не технические показатели двигательных агрегатов. Моторы, произведенные на Ярославском металлургическом заводе, на протяжении долгих годов доказывают свою практичность, кроме этого, другие производители рабочих элементов по всей России дополняют общее представление о механизмах машины. Грузовики разных модификаций от «6516» производились с двумя типами характеристик колесного шасси:
- 1 600*2990*1400 мм
- 2 030*2620*1400 мм
Технические характеристики для базы № 1
Грузоподъемность | ||||
Наименование параметра | 651608 | 651А8 | 651А9 | 651669 |
Максимальный вес автомобиля в полном снаряжении, в килограммах | 16 205 | 16 205 | 16 205 | 16 205 |
Максимальный вес шасси и кабины, в килограммах | 11 705 | 11 705 | 11 705 | 11 705 |
Максимально допустимая масса с учетом веса водителя | 41 780 | 41 780 | 41 780 | 41 780 |
Распределение нагрузки на шасси по осям, в килограммах | ||||
На первую | 7 500 | 7 500 | 7 500 | 7 500 |
На вторую | 7 500 | 7 500 | 7 500 | 7 500 |
На третью | 19 390 | 19 390 | 19 390 | 19 390 |
На четвертую | 19 390 | 19 390 | 19 390 | 19 390 |
Максимальный допуск грузоподъемности шасси | 25 500 | 25 500 | 25 500 | 25 500 |
Двигатель и коробка передач | ||||
Наименование параметра | 651608 | 651А8 | 651А9 | 651669 |
Тип двигателя | ЯМЗ-7511.10 | ЯМЗ-6581.10 | ЯМЗ-650.10 | MAN D2866LF25 |
Максимальная мощность в киловаттах | 294 | 294 | 303 | 301 |
Мощность двигателя в лошадиных силах | 400 | 400 | 420 | 412 |
Тип экологического класса | Euro-3 | |||
Расход топлива в расчете N литров на 100 километров. Скорость передвижения 60 км/ч | 38,0 | 39,0 | 40,5 | 40,0 |
Номинальная скорость при наличии ограничителя в км/ч | 85 | 85 | 85 | 85 |
Максимальная скорость без ограничителя скорости км/ч | 95+ | 95+ | 95+ | 95+ |
Коробка переключения передач | 12JS200TA | 12JS200TA | 12JS200TA | ZF16S2525TO |
Количество ступеней в КПП | 12 (10 вперед; 2 назад) | |||
Передаточное число ведущего моста | 5,33 | |||
Технические характеристики базы № 2 | ||||
Грузоподъемность | ||||
Наименование параметра | 6516А9 | 651В9 | 651669 | 6516V8 |
Максимальный вес автомобиля в полном снаряжении, в килограммах | 14 825 | 14 825 | 14 825 | 14 825 |
Максимальный вес шасси и кабины, в килограммах | 11 425 | 11 425 | 11 425 | 11 425 |
Максимально допустимая масса с учетом веса водителя | 41 800 | 41 800 | 41 800 | 41 800 |
Распределение нагрузки на шасси по осям, в килограммах | ||||
На первую | 7 500 | 7 500 | 7 500 | 7 500 |
На вторую | 7 500 | 7 500 | 7 500 | 7 500 |
На третью | 13 400 | 13 400 | 13 400 | 13 400 |
На четвертую | 13 400 | 13 400 | 13 400 | 13 400 |
Максимальный допуск грузоподъемности шасси | 26 900 | 26 900 | 26 900 | 26 900 |
Двигатель и коробка передач | ||||
Наименование параметра | 6516А9 | 651В9 | 651669 | 6516V8 |
Тип двигателя | ЯМЗ-650.10 | ЯМЗ-651.10 | MAN D2066LF01 | MAN D2066LF01 |
Максимальная мощность в киловаттах | 303 | 303 | 316 | 294 |
Мощность двигателя в лошадиных силах | 420 | 420 | 434 | 400 |
Тип экологического класса | Euro-3 | Euro-4 | Euro-3 | Euro-5 |
Расход топлива в расчете N литров на 100 километров. Скорость передвижения 60 км/ч | 38,0 | 39,0 | 40,5 | 40,5 |
Номинальная скорость при наличии ограничителя в км/ч | 85 | 85 | 85 | 85 |
Максимальная скорость без ограничителя скорости км/ч | 95+ | 95+ | 95+ | 95+ |
Коробка переключения передач | 12JS200TA | 12JS200TA | ZF16S2525TO | ZF16S2525TO |
Количество ступеней в КПП | 12 (10 вперед; 2 назад) | |||
Передаточное число ведущего моста | 5,33 |
Производитель коробки переключения передач типа 12JS200TA находится в КНР.
Общие параметры
Габариты | |
Высота | 3 650 мм |
Ширина | 2 550 мм |
Длина | 8 910 (9 000) мм |
Длина грузового кузова | 5 790 мм |
Высота грузового кузова | 1 600 мм |
Угол наклона кузова | 50о |
Объем кузова | 21 м3 |
Другие характеристики | |
Тип колес | Дисковые 2,00R20; камерные/универсальные, ГОСТ 5513-97; |
Размеры шин /тип рисунка протектора | 315/80 R22,5;бескамерные (по заказу потребителя) / для первой, второй осей и запасного колеса – дорожный, для третьей и четвертой – универсальный |
Угол поворота колеса | Первая ось – 36о / Вторая ось – 25о |
Объем топливного бака | 300 литров |
Задняя подвеска — рессорно-балансирная многолистовая с вертикальным расположением стремянок. Крепления между рамой и подвеской обеспечивается болтами из особокрепкой марки стали. Задний и средний мосты оборудованы стабилизаторами поперечной устойчивости. На ходу работа стабилизаторов очень чувствуется: в повороте самосвал имеет небольшой крен, даже, если полностью загружен. Несмотря на такую реакцию, подпрыгиваний не наблюдается, да и в общем работа подвески проходит очень мягко.
Способность скрепляющих болтов выдерживать повышенные нагрузки подтверждена специальными испытаниями, проведенными специалистами.
Дополнительные свойства. В штатный набор систем входят ABS и PBS. Также опционально может быть установлен бортовой компьютер, который позволяет мониторить работу всех механизмов и контролировать расход топлива.
Двигатель и коробка передач
Из-за высокой сложности сборки и доставки разных моделей деталей производители решили сделать две сборки по характеристикам колесного шасси:
- 2030/2620/1400 мм;
- 1600/2990/1400 мм.
Соответственно это влияет и на подборку моделей двигателей.
Для базы №1 предусмотрено 4 наименования параметра, от которого зависит тип двигателя:
- 651А9;
- 651А8;
- 651669.
Их основные характеристики схожи, поэтому описать двигательную систему можно выбрав средние значения. По этому показателю подходит параметр 651А9 с моделью двигателя ЯМЗ-650.10. Мощность его лошадиных сил равна 420, в то время как мощность по киловаттам составляет 303. Тип экологического класса на всех моделях двигателя – Euro 3. Потребления на этой модели двигателя равняется 40,5 литрам на сотню километров, а разница расхода между моделями двигателей находится в пределах 1-3 литров. Максимальная скорость грузового транспорта в загруженном виде равна 85 км/ч при установленном ограничителе. Если ограничитель снять, скорость развивается до +95 км/ч.
На все типы двигателя первой комплектации устанавливается коробка передач типа 12JS200TA. Количество передач на КПП равняется 12:
- 10 передач для движения вперед;
- 2 передачи для движения назад.
За пример сборки второй базы стоит взять параметр 651669, на которую устанавливается двигатель немецкого производства MAN D2066LF01. Максимальная мощность лошадиных сил в такой комплектации равна 434, при 316 мощности киловатт. Экологический класс второй сборки в зависимости от параметра бывает типа Euro-3, Euro-4, Euro-5. Расход топлива при использовании двигателя немецкой сборки равен 40,5 литрам на сотню километров, а разница между остальными моделями равна 1-2 литрам. При наличии ограничителя скорость разгон транспорта – 85 км/ч. Со снятым ограничителем самосвал разгоняется до 95 км/ч, но это не предел. На скорости выше 95 км/ч системы начинают испытывать чрезмерные нагрузки, не рекомендованные для транспорта.
Совместно с двигателем немецкого производства используется 12-ступенчатая коробка передач модели ZF16S2525TO. 10 передач для движения вперед, и 2 передачи для заднего движения. Ведущий мост имеет передаточное число равное 5,33, как и в случае первой модификации самосвала.
Поколение V
«Встречают по одёжке…» Для грузовика «одёжка» – это кабина. Сейчас на МАЗе для нового поколения разработано три основных варианта: короткая с низкой крышей, длинная с низкой крышей, длинная с высокой крышей. Назначение каждой из них, я думаю, понятно без долгих разъяснений. Визуально все они решены в едином стиле, так что экстерьер семейства можно считать завершённым.
Скажу сразу, вариант кабины с ровным полом, увы, не предусмотрен – виноваты технологические ограничения производства. Зато даже в бюджетном варианте без спального отсека предусмотрена откидная полка на задней стенке, позволяющая сносно переночевать внутри в случае крайней необходимости.
По сравнению с прототипом «флагманская» кабина, установленная на седельном тягаче, была существенно доработана по интерьеру. Теперь внутри полностью новая передняя панель, мультиплексная система управления с электронной комбинацией приборов фирмы ACTIA и встроенным бортовым компьютером, климат-контроль, круиз-контроль и мультимедийная система – всё входит в стандартную комплектацию. В принципе, передняя панель аналогичная и на других опытных образцах, так что по праву может считаться универсальной.
Если говорить о кабине предыдущего поколения, то благодаря перекомпоновке салона в МАЗ-5440M9 нашлось место для холодильника и пары 200-литровых багажных отсеков с доступом как с улицы, так и изнутри. Попутно увеличились размеры спальных полок, а также пространство для водителя и его напарника. К слову, шофёр теперь восседает на кресле ISRI. Была значительно улучшена шумоизоляция, и заявление производителя о наличии четырёх динамиков (по два с каждой стороны) теперь не выглядят «пустым звуком» как в прямом, так и в переносном смысле.
Впрочем, сами заводчане привязывают «5-е поколение» не к новой кабине, а к мотору экологического класса Euro 6. Так, седельный тягач МАЗ-5440M9 и самосвал МАЗ-6516M9 оснащены 476-сильной рядной «шестёркой» Mercedes-Benz OM471. Использование двигателей с «трёхлучёвой звездой» стало своеобразной особенностью МАЗа – грузовики в такой комплектации слывут у перевозчиков весьма надёжными и пользуются уважением. К тому же немцы очень щепетильно подходят к выбору партнёров, и тот факт, что сотрудничество МАЗ и Mercedes-Benz длится уже 20 лет, говорит о многом. Кстати, роботизированные коробки передач здесь тоже немецкие – Mercedes-Benz G281-12 New AMT.
А вот на третьем опытном образце силовая установка другая. Это 10,7-литровый двигатель ОМ 470 мощностью 428 л.с. и коробка передач G230-16 с водяным ретардером SWR. С учётом того, что после проведения испытаний шасси МАЗ-6312M7 обрело самосвальную платформу и получило новое название МАЗ-6501M7, такой подбор агрегатов вполне логичен.
Для достижения норм Euro 6 на обоих моторах применяется система рециркуляции отработавших газов (EGR), система избирательной каталитической нейтрализации (SCR), дизельный окислительный каталитический нейтрализатор (DOC) и дизельный сажевый фильтр (DPF).
Для нового поколения МАЗов предусмотрена установка электронной тормозной системы (ABS и ASR), системы курсовой устойчивости (ESP), центрального замка с пультом ДУ и элекростеклоподъёмников. Кроме того, их будут опционно комплектовать GPS-навигатором, системами контроля полосы движения (LDWS) и экстренного торможения при обнаружении препятствий (AEBS). МАЗ – ты ли это?!!
Габаритные размеры
Машина имеет следующие габариты:
- высота в максимальной точке равна – 3650 мм;
- ширина – 2550 мм;
- общая длина самосвала – 8910 или 9000 мм в зависимости от комплектации;
- длина грузового кузова – 5790 мм;
- высота грузового кузова – 1600 мм;
- объем кузова в любой комплектации – 21 м3;
- кузов имеет наклон до 50 градусов.
Размеры приближены к мировым стандартам, поэтому водителям не приходится долго привыкать к новым габаритам.
Грузовая платформа
Главное предназначение 4-осного самосвала – перевозка сыпучих, крупногабаритных и навальных грузов по дорогам любой категории. Именно поэтому производители продумали два варианта использования самосвальной платформы.
Первый вариант U-образной формы, а вторая модель прямоугольная, но в обоих случаях объем составляет 21 кубический метр. Грузоподъемность при таких характеристиках равняется 25-27 тоннам. Грузовая платформа установлена на гидравлический подъемник и имеет автоматически открывающийся задний борт, который помогает быстро разгрузить самосвал.
Модификации
Самосвал МАЗ-6516В9-480-000 имеет колесную формулу 8х4, грузоподъемность 26,9 т, разгрузка задняя, установлен двигатель ЯМЗ-651.10, форма кузова в виде совка, имеется обогрев платформы.
Технические характеристики:
- вес — 41,8 т;
- объем кузова — 21 м³;
- мощность двигателя — 412 л. с;
- объем топливного бака — 300 л;
- максимальная скорость — 85 км/ч.
Грузовик имеет заднюю разгрузку, платформу U-образной формы, используется для перевозки строительных грузов, сыпучих материалов.
Достоинства:
- надежность;
- комфортные условия для оператора;
- небольшие эксплуатационные расходы;
- большой модельный ряд;
- использование высокотехнологичных узлов.
Кабина двухместная, оснащена рессорами, подвеска четырехточечная на пневмоподушках. Двигатель имеет 6 цилиндров, объем двигателя 11,12 л, расход топлива 30,5 л/100 км, ресурс двигателя 1 000 000 км. КПП имеет 12 передач вперед и 1 назад, может работать с большой нагрузкой. Отличительной чертой является удобство техобслуживания и ремонта КПП, замены деталей. Установлены барабанные тормоза и пневматический привод.
Объем топливного бака 300 л, топливный фильтр с подогревом. В кабине имеется ящик для инструментов. Передаточное число моста 5,33. Установлено дополнительное оборудование: тахограф, магнитола, жидкостный подогрев, очистка воздуха, тент. Имеется возможность модернизации грузового автомобиля.
Отзывы владельцев и водителей
- У меня тягач Маз 6430 с пробегом 330 тыс. км. Машина с просторным салоном, пневмосиденьем водителя, а вот пассажирское сиденье прикручено к полу. Обзорность хорошая. На 30-й тысяче фары набрали воды до половины, что привело к замыканию контура. Пришлось менять предохранитель, а также разбирать и пропитывать швы герметиком. Электрика настолько тонкая, еще и уложена не самым надлежащим образом. Реле с предохранителями расположено под крышкой на торпеде. Уже на 10-й тысяче пришлось ехать в сервис, т. к. уже вылетали предохранители системы омывателя дворников. Исправили по гарантии. Стандартные щетки не «чистят», а просто делают разводы. Со временем установлен тагограф – полезная штука, способна считывать параметры автомобиля на протяжении всего маршрута. Прибор учитывает сразу двух водителей, а также строит график движения. На неровностях подвеска настолько грубая, что порой хочется снизить скорость. Салон на тканевой основе выглядит приятно только на фото. Передняя панель из жесткого и дешевого пластика. Есть двухместный спальник. Удобно, что для регулировки люка в крыше предусмотрено три регулировки. 240-сильный Маз разгоняется неплохо, но пожирает 40 литров на 100 км. В общем, за машиной надо следить.
- Работаю на Мазе 6430 уже пять лет. Мелкие неполадки начались почти сразу. Первым делом загорелся индикатор тосола – оказалось, просто заглючил датчик. Однажды уже в боксе (хорошо, хоть не посреди загородного маршрута) обнаружил огромную лужу масла под двигателем. На сервисе неполадку устранили по гарантии. Однако после того оказалось, что топливный бак почти сухой – в мастерской слили все топливо. Был небольшой скандал, после которого мастера залили какую-то бодягу, из-за чего пришлось делать чистку всей топливной системы, менять все фильтры и т. д. Машина стала плохо заводиться, неоднократно вызывали эвакуатор, тащили обратно в ремонт в ту же мастерскую. Перегорал предохранитель, при замене которого была обнаружена еще одна течь масла. В результате машина ломалась из-за кривых рук мастеров. По самой машине в плане комфорта и шумоизоляции сказать нечего – это какой-то прошлый век. Шумный двигатель и гудящая КПП, вибрации и посторонние звуки, аэродинамические шумы – все это вызывает негативные впечатления.
- У меня Маз 6430 2012 года выпуска. Машина с пробегом 220 тыс. км. Случались мелкие и крупные технические неполадки, но при своевременном обслуживании тягач остается на полном ходу. Похвалю тяговитый 240-сильный дизель, у которого всего один недостаток – большой расход топлива и масла. Пожалуй, мотор является самым надежным звеном Маза 6430. Спустя два года наше предприятие приняло решение закупить еще несколько таких Мазов, которые тоже проявили себя с лучшей стороны – в работе они с 2014 года, тоже уже с приличным пробегом. Данная модель идеально подходит для российских условий эксплуатации. Отмечу энергоемкую подвеску и приличную проходимость на пересеченной местности. В кабине почти не трясет благодаря тому, что сиденье установлено на пневмоподушке. Есть неплохая шумозиоляция, которая шла еще с завода. Расход топлива около 40 литров в среднем на 100 км. 240-сильный дизель хорошо переваривает отечественное топливо и масло. Свечи не перегорают раньше времени, а зимой можно быть уверенным в бесперебойном запуске. Летом перегрев возможен разве что в красной зоне оборотов.
Особенности эксплуатации
К основным преимуществам грузовика относится легкость в управлении (маневрировании) даже на бездорожье с загруженным кузовом. В кабине созданы все условия для нормальной езды, ведь в ней ничего не отвлекает. Многочисленные приборы, значительно упрощают езду при плохой погоде. Грузоподъемность транспорта позволяет набирать максимальное количество стройматериалов и этому способствуют не только шасси, но и правильно разработанное строение рамы, которая забирает на себя часть нагрузки.
К минусам относят плохую защищенность внешних деталей самосвала. Отсутствие защитных решеток на фарах добавляют красоту кузову, но на деле во время езды по гравию или при работе в карьере значительно повышается риск повредить их. В ночное время такая авария может спровоцировать серьезные проблемы, поэтому водители устанавливают решетки самостоятельно.
Особенности
МАЗ-6430 обладает довольно комфортабельной кабиной, особенно рестайлинговые модели. Владельцы отмечают отличную эргономику салона, неплохое качество сборки и информативную приборную панель. Также порадовало наличие откидного столика, холодильника, газовой плиты и удобного спального места. Кроме этого кабина имеет хорошую шумоизоляцию и эффективную отопительную систему. Еще стоит отметить и то, что белорусский автомобиль имеет весьма современную внешность, напоминающую многие европейские аналоги.
Минский автомобильный завод предлагает большое количество модифицированных версий, отличающихся не только мощностными показателями, но и грузоподъемностью. Благодаря этому потребители могут выбрать модель с учетом личных предпочтений и назначения.
Все двигатели отличаются повышенной надежностью. Их эксплуатационный ресурс составляет 800 тысяч или же один миллион километров, что является весьма внушительным показателем. К тому же двигатели имеют высокую мощность и отличную тягу, доступную в широком диапазоне оборотов.