В условиях огромного многообразия категорий грузов, перевозимых автомобильным транспортом, для грузовых авто используется обширная видовая классификация, поэтому вопрос правильного выбора машины в процессе покупки, играет важную роль.
В ]«Транссервис» можете подобрать седельный тягач[/anchor] под любую задачу и для работы с любом регионе — осуществляем доставку.
При рассмотрении типологии отдельное внимание уделить техническим характеристикам автомобилей тягачей, как наиболее распространенному и одновременно универсальному виду грузовой техники. Тягач — транспортное средство, которое относится к числу машин с высоким тяговым усилием и тягового устройства, обеспечивающего присоединение полуприцепов различного назначения и иных навесных устройств с формированием подвижной сцепки. Модели отличаются по году выпуска и цене производителя (новые как правило дороже, чем БУ).
Виды тягачей
В зависимости от конструктивных особенности машин и их функционального предназначения принято выделять:
Седельные тягачи
Использование опорно-сцепного устройства обеспечивает машине работу с полуприцепами. Использование поворотной сцепки обеспечивает необходимый уровень маневренности автопоезда, обеспечивает работу с длинномерными грузами, заднюю или бортовую выгрузки. В зависимости от кабины все автомобили тягачи принято разделять на:
- «европейские» (бескапотные с мотором под кабиной)
- «американские» (капотные с вынесенным вперед силовым агрегатом).
Буксирные тягачи
Специальная надежная техника, предназначенный для буксировки тяжелых полуприцепами. Сцепное устройство создается на основе набора скоб и крюков, закрепленных на поперечных элементах автомобильной рамы, передавая тяговое усилии. Оснащаются дополнительным оборудованием, осуществляют грузоперевозки материалов по дорогам общего пользования.
Полезно знать: распространенные колесные формулы седельных тягачей в одной статье-обзоре
Карьерные тягачи
Автомобили отличаются большой мощностью. Мощная техника с седельным сцепным устройством и короткой рамой для работы в карьерах и в условиях сложных дорожных и погодно-климатических условий, например, в добывающей промышленности, строительстве, агропромышленном комплексе. Допускает работу с полуприцепами двухзвенной сцепки и самосвальную разгрузку.
Водителю на заметку: какой самый экономичный тягач, рейтинг самых рентабельных грузовиков, актуальный список!
Балластные
Тяжелые тягачи отличаются платформой для установки балласта (металлические или бетонные грузы). Балласт необходим для прироста веса, а установленное сцепное устройство относится к беззазорному «петля-шкворень». С его помощью перемещаются полуприцепы в тяговом или толкающем режиме.
Седельно-балластные
Машины имеют смешанную конструкцию с седельно-сцепным устройством, дополненным балластным и тягово-сцепным механизмами. Сцепление элементов осуществляется посредством шкворня с креплением к раме. Такая схема соединения обеспечивает преимущества при эксплуатации машин в составе тяжеловесных автопоездов.
- МАЗ 5440C5-8580-030 тягач Купить
- МАЗ 5440C5-8580-000 тягач
Купить ₽3,584,760
- МАЗ 5440C5-8520-000 тягач
Купить
- МАЗ 6430Е9-520-020 тягач
Купить
Познавательно: самые мощные и большие тягачи, характеристики, история создания и использования
Аэродромные тягачи
Специализированная техника, необходимая для перемещения летательных аппаратов. Является специализированным классом тягача на базе шасси. Для машин данного типа предусматривается использование жесткой сцепки с фиксацией за переднюю стойку самолета (вертолета). Возможно применение безводильного способа, когда захват за стойку тягачом осуществляется при помощи манипулятора.
Седельный тягач с полуприцепом, обзор марок и моделей
Рынок грузовых транспортных средств насыщен предложениями о покупке тягачей — как новых, так и с пробегом. Чтобы выбрать среди всех возможных вариантов оптимальный, покупателю необходимо оценить каждый из них по ключевым техническим, функциональным и эксплуатационным качествам, не забывая об экономии. Мы же, в свою очередь, подготовили краткий обзор наиболее популярных в России брендов и моделей седельных тягачей.
Любой покупатель, будь то владелец логистической компании или поставщик товаров, заинтересованный в организации доставки, при выборе седельного тягача стремится учесть сразу несколько требований.
Прежде всего, машина должна быть надежной, эргономичной, комфортабельной для водителя, иметь хорошие ходовые качества, что особенно актуально на российских дорогах, а также быть экономичной в использовании. Большое внимание уделяется таким свойствам, как ремонтопригодность, доступность запасных частей, наличие сервисных центров.
Не менее важно соответствие выбранной модели конкретным задачам: здесь имеют значение особенности эксплуатации, характеристики перевозимых грузов и т.п.
И наконец, вполне понятно желание сэкономить на приобретении, поэтому многие будущие владельцы ищут возможность купить б/у тягач. Вообще стоимость даже на одну и ту же модель вариабельна и зависит от разных факторов. Например, от технического состояния, комплектации, ценовой политики поставщика и т. п., поэтому о стоимости можно говорить лишь условно.
Что касается марок седельных тягачей, то при всем их разнообразии можно выделить несколько безусловных лидеров.
В их число входят такие бренды, как:
- MAN;
- Mercedes-Benz;
- Volvo, Scania;
- DAF;
- Iveco;
- Renault.
Перечисленные марки фигурируют среди лучших в большинстве российских обзоров [1] и рейтингов [2] .
Седельный тягач «Вольво» (Volvo): эталон надежности
Шведская марка Volvo на протяжении почти ста лет подтверждает соответствие производимых автомобилей высшим стандартам надежности и безопасности. Прочность и простота конструкции, использование передовых инженерных разработок, современные решения для безопасности движения (например, функция круиз-контроля), неприхотливость и хорошая адаптация к условиям российской зимы сделали этот бренд одним из лидеров отечественной сферы грузоперевозок.
Сервисные центры Volvo расположены в большинстве крупных городов России, всего их более 70 [3] .
Группа компаний Volvo Trucks Corporation производит широкий модельный ряд седельных тягачей.
- Тягачи линейки FH
предназначены для магистральных перевозок. Они выпускаются с 12-, 13- и 16-литровыми двигателями, оснащаются механической или роботизированной коробкой передач на 9–14 скоростей. Объем топливных баков составляет от 400 до 800 л. Водители отмечают отличную тормозную систему, в том числе при торможении с груженым полуприцепом на спуске. Тягачи серии FH не слишком требовательны к состоянию дорог, неприхотливы к качеству масел и смазок. - Тягачи Volvo FM
используются преимущественно для грузоперевозок на небольшие расстояния в пределах города или региона. Они имеют двигатель объемом 11 или 13 л, мощностью от 330 до 500 л. с. Доступны различные варианты КПП: механическая на 9 или 14 ступеней, автоматическая на 6 или 12 ступеней. Тягач отличается маневренностью, хорошо приспособлен к городским улицам. Среди плюсов модели называют надежность, прочность, прекрасную адаптацию к российской зиме. Из минусов некоторые водители отмечают недостаточное удобство спального места, а также дороговизну запчастей и обслуживания.
Средняя цена на б/у седельный тягач 2-го поколения (с 2001 по 2010 г.) — 1–2,5 млн рублей [4] . Новый автомобиль, выпущенный после 2013 года, будет стоить около 12 млн рублей [5] .
«Ман» (MAN): традиционное немецкое качество
Эта марка не нуждается в отдельном представлении — название, что называется, «на слуху» и прочно ассоциируется с грузоперевозками. Немецкая компания полностью оправдывает репутацию своей страны, производя на свет грузовые автомобили с традиционной педантичностью. Среди седельных тягачей с колесной формулой 6х6 продукция MAN занимает прочную позицию лидера [6] по популярности. В 2013 году компания открыла завод в России.
Это интересно! Самым крупным держателем акций компании MAN является известный автомобилестроительный концерн Volkswagen Group. Доля его акций составляет 55,9% [7] .
- Широкий выбор моделей с различными характеристиками также является визитной карточкой производителя. Тягачи МАН представлены линейкой TG (Trucknology Generation) — это современные машины, соответствующие стандартам Евро 5 (TGS) и Евро 6 (TGX), оснащенные двигателями мощностью от 150 до 680 л.с. На данный момент в России есть около 50 [8] сервисных центров компании, а также действуют услуги Mobile24 (эвакуация и выездной сервис) и MAN ProfiDrive (обучение водителей безопасному и экономичному вождению).
- МАN TGS, по данным аналитических агентств, является безусловным лидером по продажам в России [9] среди европейских тягачей от 6 тонн:
- масса от 18 до 41 тонны;
колесные формулы от полноприводных 8х8 и 4х4 до классических 4х2 и 6х4;
- мощность двигателя от 360 до 680 л.с.;
- коробка передач механическая (16 скоростей) или автоматическая (12 скоростей, рычаг переключения на руле).
Отличаются высокой проходимостью за счет дисковых тормозов и усиленной ходовой. В среднем по трассе расход топлива составляет 20–25 [10] литров на 100 км. Однако перед тем как купить тягач MAN TGS, оцените отзывы о машинах — водители отмечают некоторую неприспособленность к российским дорогам. Все неровности покрытия отдают в руль вибрацией и толчками, кроме того, тягач привередлив к качеству топлива.
Расход топлива в среднем около 28 л на 100 км, но в зависимости от модели, времени года и технического состояния может составлять 20–55 л. В машине очень много электроники, даже уровень масла отслеживает специальный датчик, поэтому диагностика — только с компьютером. Владельцы отмечают высокий уровень комфорта, хорошую проходимость, в том числе и зимой, но также и недостаточную шумоизоляцию кабины, привередливость к качеству топлива.
Купить новый седельный тягач MAN можно в пределах 5–7 млн рублей, модель б/у обойдется в 1,5–3 млн рублей.
Седельный тягач «Скания» (Scania): умнее человека
Еще один известный представитель Швеции на рынке грузовых машин. Первые поставки седельных тягачей в Россию Скания начала еще в 2000 году, став одним из первопроходцев направления. Седельные тягачи можно «собрать» из требуемых характеристик на заказ, но есть и стандартные комплектации, всего их около 30. Типовые модели подразделяются на серии — Griffin и Streamline, по типу кабины — P, G, R и V8.
- Седельный тягач Scania Griffin в стандартной комплектации оснащен кабинами G и P как со спальными местами, так и без них. Двигатель 13 литров мощностью от 360 до 440 л.с., наиболее «продвинутые» модели оборудованы аккумулятором повышенной емкости — 225 Ач. Могут быть как с автоматической, так и с механической коробкой передач, дополненными системой Scania Opticruise — системой интеллектуального переключения, позволяющей экономить топливо и повысить безопасность движения по трассе. Межсервисный интервал составляет 45 000 км, расход топлива около 30 л на 100 км. Устройство кабины по душе многим водителям — точная регулировка высоты сиденья и руля, спальное место в полный рост, высота «потолка» 210 см и другие характеристики, способные сделать поездку комфортной.
- Тягач Scaina Streamline оборудован кабиной типа R и тремя разными моторами — 9, 13 и 16 литров. Обилие электроники внутри машины позволяет водителям шутить о том, что она часто умнее водителя: здесь есть все — от интеллектуальной коробки передач Scania Opticruise до системы Scania Communicator, которая позволяет удаленно передать данные бортового компьютера о состоянии автомобиля в сервисный центр и получить консультацию по неполадкам. Владелец машины с помощью специального приложения может отслеживать ее перемещение в реальном времени. Основным достоинством линейки является высокая экономичность использования без потери в качестве езды — новая коробка передач и улучшенная аэродинамика кузова позволяют снизить расход топлива на 4% [11] . Двойная аккумуляторная батарея предотвращает риск не запустить двигатель — одна батарея служит только для запуска, вторая — обеспечивает остальные системы.
Новые седельные тягачи Scania можно купить за 6–8 млн рублей, а б/у обойдутся в 1,5–4 млн в зависимости от модели и пробега.
«Даф» (DAF): разумная цена и высокое качество
Голландский бренд по производству седельных тягачей вот уже не один десяток лет радует водителей комфортной для езды и отдыха кабиной, надежностью и экономичностью. В России рынок «Даф» не очень развит, однако в последние годы наметилась положительная тенденция в этом вопросе.
Новые модели, вроде DAF XF, имеют:
- двигатель типа Euro 6 мощностью от 410 до 560 л.с.;
- полуавтоматическую коробку передач.
Ресурс мотора составляет около 1 500 000 км. Дополнительно можно заказать установку интардера для повышения тормозного усилия до 500 кВт, а также фирменную систему ночного безопасного запирания машины DAF Night Lock. Большое ветровое стекло обеспечивает широкий обзор, а два спальных места длиной 220 см с удобными матрасами — комфорт водителям. Надо отметить, что переоборудование старой модели по норме Euro 6 сказалось на «эластичности» двигателя, тем не менее водители и владельцы логистических компаний признают, что эта модель является прекрасным образцом оптимального сочетания цены и качества. Низкий расход топлива, невысокая стоимость обслуживания и неприхотливость DAF XF делают ее довольно привлекательным предложением на рынке седельных тягачей.
Новые тягачи «Даф» стоят около 5 млн рублей, машины с пробегом можно купить за 2–4 млн рублей.
«Рено» (Renault): живая легенда
История становления бренда Renault Trucks насчитывает уже более 100 лет. За это время компания добилась значительных успехов — ее название известно практически каждому. В последнее время инновационные разработки компании направлены на снижение топливного расхода тягачей без потери комфорта при вождении и маневренности.
До 2013 года компания выпускала легендарные тягачи Magnum и Premium, завоевавшие мировую известность:
- «Рено Магнум» имеет разные варианты колесной формулы, автоматическую коробку передач с 12 ступенями, дисковыми тормозами и АБС. Последнее, четвертое, поколение машин имело мощность двигателя 460 и 500 л.с.
- Renault Premium отличается механической 16-ступенчатой коробкой, двухосной конструкцией, мощностью 380 или 430 л.с.
Это интересно! В 2006 году на Ганноверской промышленной выставке-ярмарке был представлен необыкновенно комфортабельный седельный тягач Renault Magnum Vega. Кабина машины была оснащена поворотным креслом для пассажира, а также блоком отдыха с проигрывателем DVD, LCD-экраном, электрочайником, шкафом для хранения одежды.
- На смену им пришла новая линейка с лаконичным названием «T». Мощность двигателя варьируется от 380 до 520 л.с., соответствует нормам Euro 5 и Euro 6. Конструкция тягача осталась двухосной, колесная формула 4х2. Варианты кабины со спальным местом и без него, ровный пол, высота потолка более 2 м. По сравнению с предыдущей линейкой снижен расход топлива на 5%. Преимуществом модели можно считать большие топливные баки — 450 и 900 л. Расход топлива составляет около 30 л на 100 км.
Новый седельный тягач последнего поколения Рено «Т» можно купить по цене около 5 млн рублей, а Магнум и Премиум — по цене около 1,5–3 млн рублей.
«Ивеко» (Iveco): красота требует жертв
Эта компания образовалась путем слияния пяти европейских производств более 30 лет назад. Сейчас в России существует два предприятия «Ивеко», на одном из которых ведут сборку внедорожных грузовиков.
Седельные тягачи Iveco представлены линейкой Stralis, созданной в 2002 году, которая первой в истории подобных машин заполучила автоматическую коробку передач. В 2012 модельный ряд был подвергнут значительным изменениям, немного изменив и название — Stralis Hi-Way. Новые модели оснащают 6-циллиндровыми двигателями Cursor 8, 10 и 13 литров мощностью от 360 до 510 л.с. (дизельный) и от 270 до 330 л.с. (газовый). Эластичность двигателя позволяет водителю реже переключать передачи, экономя расход топлива. Механическая коробка передач с 9 или 15 скоростями, также есть вариант роботизированной коробки с 12 скоростями. Водители отмечают особо комфортабельные и красивые салоны, но в то же время и частые поломки, в особенности поршневой системы.
Стоимость новых моделей Stralis Hi-Way составляет в среднем 5–7 млн рублей, подержанные модели оцениваются в 2–4 млн рублей.
«Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz): стандарт качества
И снова речь пойдет о представителе немецкого автопрома. Отлаженные механизмы, надежность сборки, эргономичный и красивый дизайн — все это ассоциируется с маркой «Мерседес». Седельные тягачи бренда представлены линией Actros, впервые увидевшей свет в 1996 году. В 2003 году модели подверглись серьезной модернизации, а в 2016 был выпущен первый «Новый Actros» — самая современная машина линии. С момента появления седельных тягачей Mercedes-Benz Actros было продано более 700 000 экземпляров, что является отличной заявкой на лидерство в данной области.
Стандартные модели оснащены двигателями V6 мощностью 408 л.с., автоматической коробкой с 12 скоростями, кабиной с двумя спальными местами. Отличительной особенностью стало появление современной электронной системы бортового контроля «Telligent» с множеством датчиков, которые собирают подробную информацию о состоянии машины в реальном времени. Ее наличие позволило увеличить межсервисный пробег до 150 000 км . Достоинства «Мерседес Актрос» — это высокий уровень комфорта кабины, удобная коробка передач, мягкая подвеска. Но и недостатки тоже имеются — это сложность ремонта и слабая доступность запчастей для V-образного мотора.
Новый Actros предлагает 11 вариантов конфигурации кабины — с новым дизайном, улучшенным разделением зон и высотой 213 см. Двигатели мощностью до 625 л.с. с коробкой передач PowerShift 3 обеспечивают надежное и простое ведение машины, сравнимое с управлением легковым автомобилем.
Цена «Мерседес Актрос» составляет около 5–7 млн рублей, если речь идет о новой модели, а седельный тягач с пробегом можно купить за 2–5 млн рублей.
Седельный тягач «МАЗ»: ближе и роднее…
Минский автомобильный завод производит надежные «рабочие лошадки», приспособленные для российских дорог. Эти машины можно встретить в любой полосе нашей страны, попадаются даже машины восьмидесятых годов выпуска — согласитесь, это показатель надежности. При этом ценовая политика значительно привлекательнее конкурентов из дальнего зарубежья.
МАЗ выпускает тягачи, которые соответствуют стандартам от Euro 2 до Euro 5, а мощность достигает 435 л.с. Совместная работа МАЗ и MAN пошла на пользу автомобилям компании — современные седельные тягачи оснащены двигателем и кузовом производства немецкого собрата. Покупателей машин привлекает простота и невысокая цена сервисных работ, а также мощность двигателя. Однако отмечают высокий расход топлива (до 50 л на 100 км), плохое качество сборки и запчастей, не слишком комфортную кабину.
Новые модели МАЗ стоят около 2–3 млн рублей, машину с пробегом можно купить за 1 млн рублей и менее.
Выбор седельного тягача для организации перевозок — ответственный шаг, от которого зачастую зависит успех всего предприятия. Машина должна соответствовать характеру использования — в расчет идет все, вплоть до конкретных маршрутов и расположения сервисных станций. Чем лучше тягач подойдет под ваши задачи, тем дольше он вам прослужит.
Грузовики с большой перспективой
А. Краснов
Статья о седельных тягачах малого тоннажа иностранного производства (см. журнал «ОС» № 8, 2006 г.) неожиданно глубоко затронула читательскую братию. За прошедшие месяцы редакция получила немало писем и электронных сообщений с вопросами об этой технике, причем многих интересовало одно: когда же аналогичные грузовики станут производить в России? Малотоннажные седельные тягачи в России выпускают, и в этой статье кратко рассказывается об истории их возникновения и о последних новостях на рынке.
Седельный тягач ЗИЛ-540100 «Бычок» |
Автомобильную историю нашей страны условно можно разбить на три этапа – автомобили дореволюционной России, автомобили социалистического времени и автомобили современной России. Автомобильных предприятий в стране до революции было много – рассказ о них достоин целой книги. А сегодня расскажу лишь о некоторых седельных тягачах, выпускавшихся в то время.
Первые колесные экипажи были пассажирскими. В 1899 году выпущен трицикл серии D с двигателем от автомобиля мощностью 1,5 л.с. Создателем этого транспортного средства был известный русский изобретатель Борис Луцкой. Примечателен трицикл тем, что под сиденьем водителя располагалось специальное прицепное устройство, которое «легким движением руки» превращало его в «седельный тягач».
Второй трицикл, выпущенный годом позже, принадлежал «перу» изобретателя Александра Лейтнера и изготовлен был на фабрике «Россия», которая в ту пору располагалась в Риге. У этой машины двигатель был мощнее – 1,75 л. с., а вот полуприцеп не удался – пассажиры открыты всем ветрам и не защищены от непогоды. Тем не менее прокатиться таким образом было очень модно.
В 1909 году появился первый представитель грузового семейства дореволюционных автомобилей – седельный тягач (тогда их называли тракторами) Лесснера грузоподъемностью 1,5 т, но нагружали его гораздо больше – до двух с половиной тонн. В последующей истории предреволюционной и послереволюционной России подобных разработок не замечено.
ВИС-23454 «пятерка» |
А теперь совершим небольшой скачок во времени и посмотрим на продукцию Горьковского автозавода, выпускавшуюся после Великой Отечественной войны. Производство рожденного здесь всемирно известного и очень удачного автомобиля ГАЗ-69 (в двух модификациях) было передано на Ульяновский автозавод, где его выпускали несколько десятилетий, при этом модель все больше обрастала новыми вариантами. Один из них – седельный тягач – показан на снимке. УАЗ-456 фактически представлял собой ГАЗ-69 с обрезанным кузовом и седельным устройством на раме с допустимой нагрузкой на него 2,5 т. У двухосного полуприцепа с односкатными колесами (того же размера, что и у тягача) УАЗ-749 грузоподъемностью 2000 кг внутренние размеры 3460х1876х440 мм. Запасное колесо закреплено между кабиной и полуприцепом. К сожалению, дело ограничилось несколькими опытными образцами.
Перед самым началом перестройки завод собирался повторить попытку с «буханкой», но события в стране лишили предприятие возможности продолжать эксперименты. К этой теме не возвращались больше десятилетия. Лишь в 2005 году приступила к проектированию автопоезда ВИС-23454, а в 2006 году был продан первый серийный экземпляр.
Автопоезд ВИС-23454 создан на базе пикапа ВИС-2345 и предназначен для перевозки крупногабаритных и длинномерных грузов. Его с успехом можно применять и в фермерских хозяйствах. Грузоподъемность платформы – 1200 кг, размеры – 3850х1610 или 5660х990 мм. Общая длина автопоезда – 6900 или 8100 мм. Тягач выполнен с использованием агрегатов легковых автомобилей Lada. В отличие от базового пикапа ВИС-2345 для производства ВИС-23454 использованы двигатель ВАЗ-21214 объемом 1,7 л, оборудованный электронной системой управления, и кузовные детали либо Lada 2105, либо Lada 2107.
«Чайка-Сервис» 33104 без тента и со спальным местом |
Саранский автозавод в 2006 году приступил к выпуску автопоезда САЗ-9459. Несмотря на то, что в качестве тягача планировалось использовать автомобиль «Валдай», выбор все же пал на «ГАЗель», так как, по мнению конструкторов, «Валдай» к моменту разработок тягача оказался не совсем готовой моделью. Грузоподъемность автопоезда 2300 кг, габаритные размеры – 9315х2098х2103 мм (2736 мм с тентом).
Совсем недавно получено известие о том, что САЗ приступил к выпуску автопоезда 3414 с платформой, позволяющей перевозить грузы длиной более 6 м и массой до 5 т. Чтобы уменьшить погрузочную высоту, на машину вместо 20-дюймовых колес установили 17,5-дюймовые. Учтены и новые экологические требования – отработавшие газы малотоннажного седельника соответствуют нормам Euro 2. Пока выпущена опытная партия, но испытания показали высокую работоспособность и востребованность такого автопоезда.
С 1993 года в Нижнем Новгороде активно работает тюнинговая . В 2005 году она спроектировала, а в 2006 году запустила в серию автопоезд ГАЗ-33104. Седельный тягач в составе автопоезда предназначен для междугородных перевозок легковесных грузов длиной 7,5 и 11 м и массой 6…7 т. В отличие от САЗа конструкторы предприятия «Чайка-сервис» изначально создавали полуприцеп СЗАП-9329 для тягача ГАЗ-3309, однако, узнав о скором выходе ГАЗ-33104 «Валдай», решили повременить.
Благодаря высокой маневренности такой автопоезд с бортовым полуприцепом пригоден для использования и в крупных городах, и в пригородах, и даже в сельском хозяйстве. При оборудовании кабины двумя спальными местами автопоезд можно использовать и для междугородных перевозок. На полуприцепе – пневматический тормозной привод с AБС тормозов, внутренние размеры маленькой платформы – 7420х2420х540 мм (с тентом – 2050 мм).
Автопоезд ВИС-23454 с 6-метровым полуприцепом |
Уже несколько лет разработками малотоннажных седельных тягачей занимается (Группа ). Самая последняя модель их тягача создана на базе «девятки».
Существуют седельные тягачи и на базе зиловского «Бычка». Изначально эта модель не предназначалась для работы с полуприцепом, однако на ЗИЛе решили изменить ситуацию. ЗИЛ-540100 «Бычок» к малотоннажникам можно отнести лишь условно, поскольку грузоподъемность специально созданного полуприцепа 5,5 т, а полная масса груженого автопоезда превышает 10 т. И объем кузова довольно большой – более 40 м3, с возможностью перевозить длинномерные грузы. Седельно-сцепное устройство «Бычку» досталось от старого седельного тягача ЗИЛ-130В. Полуприцеп тоже свой, зиловский, причем оригинальными являются только опорные «ноги» и шкворневый узел.
Это все отечественные малотоннажные автопоезда. Их не так и много, тем не менее надо отметить главное: российское автостроение идет почти в ногу с мировыми тенденциями. Отставание составляет каких-нибудь десять лет, и этот разрыв сокращается, по крайней мере в сфере создания малотоннажных седельных тягачей.