Альтернативная реальность
Максим Шелепенков, фото автора
Мельком взглянув на фотографии, многие пожмут плечами – обычный самосвал КАМАЗ-6520. Но специалист сразу отметит колёса размерностью 12.00R24 и непривычную для грузовика из Набережных Челнов самосвальную платформу «Бецема-Истра», которую раньше устанавливали исключительно на импортные грузовики.
Не секрет, что самосвалов КАМАЗ-6520 уступает современным импортным самосвалам по своим техническим характеристикам в основном по массе перевозимого груза. Его максимальная грузоподъёмность 20 т по сравнению с 25–28 т зарубежных аналогов, мягко говоря, не впечатляет. Конечно, КАМАЗ вне конкуренции по стоимости, но практика показывает, что более дорогие, но грузоподъёмные грузовики эксплуатировать выгоднее – они привозят больше прибыли.
Обычный, необычный самосвал
Однако последние скачки курсов валют, экономические санкции, поджавшие банковский сектор, а также объявленный правительством курс на импортозамещение заставляют по-новому взглянуть на сложившееся положение дел.
Свежий взгляд на КАМАЗ-5320 предложила из Набережных Челнов, которая давно и довольно успешно специализируется на выпуске нестандартной техники на базе серийных автомобилей КАМАЗ. Специалисты компании решили исправить основной недостаток этого самосвала и предложить потребителям продукт на уровне импортных аналогов. Хотя бы по характеристикам.
В качестве основы было выбрано стандартное самосвальное шасси КАМАЗ-6520-К4 (Euro 4), которое подверглось серьёзной модернизации. На автомобиле установлена усиленная передняя управляемая ось с допустимой нагрузкой 9 вместо 7,5 т, как у стандартного КАМАЗ-6520, и задние ведущие мосты с допустимой нагрузкой 32 т вместо 25,6 т. Кроме того, установлены колёса большей размерности 12.00R24 вместо 12.00R20. Рама шасси автомобиля в наиболее нагруженной задней части снабжена дополнительными усилителями, а для обеспечения оптимальной развесовки по осям колёсная база автомобиля увеличена с 3600 до 3800 мм, т. е. на 200 мм.
В результате допустимая конструкцией полная масса дорожно-карьерного автосамосвала КАМАЗ-Р6520 (буква «Р» перед цифровым индексом означает РИАТ) возросла до 41 т. У стандартного КАМАЗ-6520 эта величина составляет 33,1 т. Как следствие, грузоподъёмность доработанного самосвала возросла с 20 до 28 т, что позволило самосвалу КАМАЗ-Р6520 за один рейс перевозить груз почти в полтора раза больше стандартной машины.
Конечно, такие весовые характеристики машины несколько выходят за рамки допустимых осевых нагрузок на дорогах общего пользования, но в полной мере автомобиль можно эксплуатировать в карьерах и на технологических дорогах, при этом он остаётся обычным дорожным самосвалом, которому при частичной нагрузке не возбраняется выезд и на обычные дороги.
На автомобиль установлен мощный турбодизель Cummins ISLe-400 с системой питания Common Rail и проверенная временем 16-ступенчатая КП ZF 16S 1825 с механическим приводом управления. Эти агрегаты позволяют автосамосвалу иметь достаточный запас мощности и крутящего момента в любых дорожных условиях.
Техническая характеристика
Максимальная нагрузка на мост, Н (кг) | 127.53 (13000) |
Общее передаточное число моста | 5,11 и 6.33 |
Передаточные числа: | |
центральной передачи | 1,67 и 2.07 |
колесной передачи | 3,06 |
Центральная передача | спиральная коническая |
Колесная передача | планетарная с 5-ю сателлитами |
Межколёсный дифференциал | конический, симметричный |
Рис. 450 Задний мост КамАЗ 6520: 1 — колёсный редуктор; 2 — ступица колеса; 3 — тормозной барабан; 4 — тормозные механизмы; 5 — картер моста; 6 — полуось левая; 7 — главная передача заднего моста; 8 — полуось правая
Рис. 451 Средний мост КамАЗ 6520: 1 — колёсный редуктор; 2 — ступица колеса; 3 — тормозной барабан; 4 — тормозные механизмы; 5 — картер моста; 6 — полуось левая; 7 — главная передача заднего моста; 8 — шестерня привода заднего моста; 9 -полуось правая; 10 — вал привода заднего моста; 11 — подшипник шариковый; 12 — крышка подшипника; 13 — фланец выходной
Колёсная передача (Рис. 454) — планетарная, с цилиндрическими прямыми зубчатыми колесами.
Колёсная передача содержит солнечное зубчатое колесо 19, которое связано с главной передачей при помощи полуоси 12, пять сателлитов 2, установленных на осях 1 с игольчатыми подшипниками расположенных в водиле 17, и коронное зубчатое колесо 15, соединённое неподвижно с цапфой 13 картера моста. Оси 1 сателлитов запрессованы в соосные отверстия в водиле 17 колёсной передачи. Водило 17 имеет приваренный кожух 16, соединённый со ступицей 7 колеса, упорную шайбу 20 и гайку 22 для регулировки температурного зазора между трущимися поверхностями. В крышке 23 колёсной передачи имеются сливная 18 и заливная 21 пробки.
Картер моста — сварной из стальных штампованных балок. К балкам картера приварены крышка картера, фланец для крепления главной передачи, концевые фланцы для крепления суппортов тормозных механизмов, рычаги для крепления реактивных штанг и рессоры. Цапфа картера приварена к балкам при помощи сварки трением.
Полуоси ведущего моста — полностью разгруженные.
Ступицы колес (Рис. 454). Ступицы 7 колеса установлены на конических роликовых подшипниках 11 и 14 и опираются на цапфу картера моста. Регулировка подшипников ступицы осуществляется при помощи регулировочной гайки 5, которая стопориться от проворачивания при помощи винта 4 со стопорной шайбой.
К ступицам 7 колёс специальными колёсными болтами 6 с гайками прикреплены тормозные барабаны 9 и диски колес. Кроме того, тормозные барабаны 9 дополнительно зафиксированы на ступицах 7 колёс двумя винтами 10. Подшипники 11 и 14 ступицы защищены от попадания грязи и пыли двумя манжетами 8, запрессованными в стакан, который установлен в ступице колеса.
Ступицы колёс предусматривают установку стальных и алюминиевых ободов колёс.
В картерах главной и колесных передач моста имеются заливные и сливные отверстия, закрытые пробками.
Для выравнивания давления внутри картера моста в верхней части картера установлен предохранительный клапан.
Рис. 454 Колёсная передача и ступица колеса: 1 — ось сателлита; 2 — сателлит; 3 — подшипник роликовый; 4 — болт стопорный; 5 — гайка подшипника ступицы; 6 — болт крепления колеса; 7 — ступица колеса; 8 — блок манжетного уплотнения ступицы; 9 — барабан тормозной; 10 — винт стопорный; 11 и 14 — подшипники конические, роликовые; 12 — полуось; 13 — цапфа картера моста; 15 — коронное зубчатое колесо; 16 — кожух водила; 17 — водило; 18 -сливная (контрольная) пробка; 19 — солнечное зубчатое колесо; 20 — шайба упорная; 21 — заливная пробка; 22 — гайка регулировочная; 23 — шайба стопорная; 24 — крышка колесной передачи
Всё лучшее в одной платформe
На автомобиль установлена самосвальная платформа серии «Истра» (БЦМ 271.1) объёмом 16 м3 производства ЗАО «БЕЦЕМА» с передним и задним наклонными бортами, что позволяет добиться более равномерного распределения груза в кузове и оптимального распределения нагрузки по осям. Кузов самосвальной установки выполнен из высокопрочной и износостойкой стали Hardox 450. Толщина днища составляет 8 мм, а бортов – 5 мм.
В конструкции самосвальной установки применён комплект гидрооборудования фирмы Binotto (Италия), обеспечивающий подъём кузова на угол до 50°.
Самосвальная платформа «Истра» имеет более эффективную систему подогрева выхлопными газами по сравнению с аналогами за счёт применения двойного днища. При такой конструкции горячие выхлопные газы подаются сразу в пространство двойного пола, минуя силовые элементы днища кузова. А это значит, что выхлопные газы лучше и равномернее распределяются по всей площади пола платформы и лучше держат тепло. Но главное – в силовых элементах днища кузова больше не скапливается конденсат от выхлопных газов и они меньше подвержены коррозии и внутреннему разрушению.
В стандартном варианте кузов «Истра» оборудован сдвижным тентом и держателем запасного колеса с тросовым подъёмно-опускным механизмом. Стоит обратить внимание, что, в отличие от стандартного варианта, самосвал КАМАЗ-Р6520 оснащён стальными задними крыльями и мощной защитой задних фонарей. Кроме того, сзади установлен подъёмный противоподкатный брус, который при съезде с дорог с твёрдым покрытием можно приподнять во избежание его повреждений.
Из доработок шасси, осуществляемых компанией РИАТ, стоит отметить установленное сзади беззазорное буксирное устройство и подготовленные пневмо- и электровыводы. Это позволяет при необходимости использовать КАМАЗ-Р6520 в качестве балластного тягача, например, для прицепов-тяжеловозов.
Пока изготовлен первый опытный образец, который должен пройти всесторонние испытания и получить «добро» на серийный выпуск. В частности, предстоит доработать тормозную систему машины под возросшую нагрузку, чтобы её эффективность не ухудшалась.
Основным конкурентным преимуществом данной машины перед импортными аналогами является низкая стоимость владения и доступность запчастей. Не забываем также, что перечисленные доработки шасси согласованы с ПАО «КАМАЗ» и поэтому обслуживание автомобиля-самосвала КАМАЗ-Р6520RG полностью поддерживается его фирменной сервисной сетью.
Техническая характеристика автосамосвала КАМАЗ-Р6520
Параметр | Значение |
Грузоподъёмность автомобиля, кг | 28 000 |
Технически допустимая полная масса, кг | 41 000 |
Допустимая нагрузка по осям, кг | 9000/ 16 000/ 1600 |
Снаряжённая масса, кг | 13 000 |
Распределение снаряжённой массы по осям, кг | 5050/ 3975/ 3975 |
Внутренние размеры кузова, мм | 5750х2300х1550 |
Вместимость геометрическая, м3 | 16 |
Угол подъёма кузова, град | 55 |
Двигатель:
| Cummins ISLe-400, турбодизель I-6 8880 400 (268) при 2100 мин-1 1533 при 1400 мин-1 |
Коробка передач | ZF 16S 1825, механическая |
| 8х2/ 1 |
| |
| 13,8;11,54 |
| 9,49;7,93 |
| 6,53; 5,46 |
| 4,57;3,82 |
| 3,02;2,53 |
| 2,08;1,74 |
| 1,43;1,2 |
| 1;0,84 |
| 12,92 |
| 5,11 |
Вместимость топливного бака, л | 500 |
Размер обода колёс | 9,00-24 |
Шины | Белшина БИ-238, 12,00R24 |
Габаритный радиус поворота, м | 12 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Угол преодолеваемого подъёма, град | 25 |