Автобус междугородний А08116. Фото БАЗ
Автобусы собственной разработки и производства реализует большое количество предприятий из разных стран. Европейские автобусы вызывают особый интерес потенциальных покупателей и высокий спрос клиентов. Ведущими предприятиями Украины являются корпорация «Богдан» и Бориспольский автозавод. Именно заводу из Бориспольского района и линейке технике торговой марки «Эталон» посвящена данная статья.
О производителе, страна – Украина и не только
Автобус пригородный Пролисок А079.52-30. Фото БАЗ
Бориспольский автозавод (сокращенно – БАЗ) – предприятие, располагающееся в поселке городского типа Пролиски Бориспольского района Киевской области. Созданное в 2002 году на базе ранее существовавшей предприятие первоначально специализировалось на сборке легковых и грузовых автомобилей ГАЗ. В том же году начато сотрудничество с индийской компанией Tata Motors. Производственные мощности компании перепрофилированы под сборку грузовиков TATA для украинского рынка.
Весной 2002-го представлен первый собранный на заводе автобус БАЗ А079, разработанный на шасси TATA. При сборке использовались комплектующие украинского и индийского производства. К концу года запущено серийное производство автобусов. Постепенно объемы производства увеличивались, в линейке техники появлялись новые модели различных типов, специального и общего назначения. Таким образом, по состоянию на лето 2022 года на сайте предприятия представлена информация о широком спектре пассажирской техники.
Отзывы, плюсы и минусы
В качестве положительных характеристик автобусов Эталон, которые отмечают различные категории клиентов, возможно перечислить:
- доступная стоимость;
- вместительный, просторный и комфортабельный салон;
- пониженное расположение пола, предусматривающее перевозку пассажиров с ограниченными возможностями;
- выразительный современный дизайн;
- соответствие актуальным экологическим нормам;
- удобные пассажирские сиденья;
- эффективные системы вентиляции и отопления;
- эргономичность рабочего места водителя, высокий уровень обзора, информативная и понятная панель приборов, удобный доступ к
- органам управления;
- разнообразие модификаций.
В Интернете возможно найти достаточно значительное количество отрицательных отзывов об автобусах украинского производителя, но большая часть мнений присуща моделям прошлых лет, выпуск которых уже не осуществляется.
А 079.14
Автобус А-079 «Эталон» производится в нескольких вариантах — городской, пригородный, междугородний, туристический.
Высокие эксплуатационные свойства автобуса А079 обеспечиваются за счет применения моноблочного кузова с просторным салоном, удобных сидений и мягкостью подвески. Оптимальные габаритные параметры, великолепная обзорность для водителя, придают автобусу высокую маневренность и гарантируют безопасность для пассажиров. Благодаря 130-сильному дизельному двигателю автобус развивает скорость до 100 км/ч при полной загрузке.
По желанию заказчиков возможны различные варианты комплектации автобуса «Эталон» по размещению и типу сидений, дверей, обивки, других аксессуаров.
Техническая характеристика городского автобуса А079.14
Тип автобуса — городской
Тип кузова — рамный, с передним размещением двигателя
Шасси — TATA LP-613/38 BUS
Пассажировместимость: трехрядное планирование салона: — общая — 40 — в т.ч. мест для сидения — 19 четырехрядное планирование салона: — общая — 38 — в т.ч. мест для сидения — 22
Габаритные размеры, мм: — длина — 7150 — ширина — 2260 — высота — 2888
Колесная база, мм: 3800
Колея колес, мм: — передних — 1660 — задних — 1577
Шины — 215/75 R17,5
Маса снаряженного автобуса, кг: — 4750
Полная конструктивная масса, кг: — 7730
Максимальные осевые нагрузки, кг: — передняя ось: 2690 — группа задних осей: 7230
Двигатель: модель, тип — дизельный, ТАТА 697 TC55L EURO II количество и расположение цилиндров — 6-рядное рабочий обьем, л — 5,675 максимальная мощность, кВт (к.с.) — 101,5 (138) максимальный крутящий момент, Нм — 416 система охолаждения — жидкостная
Расход топлива при скорости 60 км/ч — 15,0 при скорости 80 км/ч — 18,0
Коробка перемены передач — механическая, 5-ступенчатая
Подвеска: передняя: зависимая, ресорная на 2 полуэллиптических рессорах с телескопическими амортизаторами 2-стороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости задняя: зависимая, рессорная на 2 полуэллиптических рессорах и стабилизатором поперечной устойчивости. поддерживающая ось: зависимая, пневматическая с телескопическими амортизаторами 2-стороннего действия
Рулевое управление — с гидроусилителем
Тормозная система: рабочая — пневматическая, двухконтурная, с АБС стояночная — с пружинными энергоаккумуляторами
Пассажирские двери — одностворчатые с пневматическим приводом
Система отопления — автономная от жидкостного отопителя Webasto
Максимальная скорость движения, км/ч — 90
Модельный ряд
В разное время под маркой «Эталон» выпускался обширный перечень пассажирской техники, отличающейся назначением, вместимостью, габаритными размерами, а также прочими характеристиками. Предприятие предоставляло различные модификации популярной модели Эталон А079, некоторые реализуются и по сей день через сайт производителя. Но сейчас они имеют другие названия, хотя надпись «Эталон» присутствует на бампере.
Автобус туристический Мальва А079.53. Фото БАЗ
Модель А079, а также автобус для перевозки школьников 08116Ш подробно представлены во второй половине статьи. Поэтому далее рассмотрены более современные модели Эталон, отвечающие нормативу Евро-5. Таких в линейке всего три: автобусы городского назначения на дизеле и метане, междугородняя модель 08116. Кроме этого, завод предоставляет технику и других наименований. Популярные модели прочих линеек автобусов рассмотрены в отдельной публикации.
Назначение
В модельном ряду производителя в разное время присутствовали транспортные средства различного назначения: городские, пригородные, междугородные, туристические, специальные, в частности, школьные. По состоянию на лето 2022 года на сайте предприятия из Украины представлена информация только о городских моделях Эталон. Эти автобусы полностью соответствуют всем европейским стандартам, обеспечивает хороший уровень комфорта. Пониженный уровень пола способствует удобной и оперативной посадке/высадке пассажиров.
Вес
Под «весом» подразумевается снаряженная и полная масса модели. Средний показатель выпускающихся сейчас автобусов составляет в снаряженном виде – 6800-6900, полная конструктивная масса – 11000 кг.
Автобус городской дизельный ЭТАЛОН А08128. Фото БАЗ
Расход топлива
Экономичность расхода топлива является важным достоинством техники, которое высоко ценится владельцами любых категорий. Расход дизеля и газа в современных моделях производителем не указывается. Расход топлива популярной модели А079 варьировался в пределах от 15 до 22 литров на 100 км.
Размеры: длина и прочие
Городские модели, функционирующие на дизеле и газе, относятся к технике среднего класса, междугородняя версия – к малого. Их длина не превышает 10000 и 8000 мм. соответственно и составляет 9440 и 8000. Ширина составляет 2342 или 2345 мм. Высота газового автобуса для города отличается в большую сторону из-за расположенного на крыше отсека для баллонов с метаном, составляет 3300 и 2900 мм. Высота кузова техники для междугородних маршрутов равняется 2940 мм.
КПП и другие агрегаты
Модели Эталон оснащаются механическими пяти- или шестиступенчатыми коробками передач, двигателями производства Индия Ashok Leyland, соответствующими экологическому стандарту Евро-5, пневматическими двухконтурными тормозными системами с антиблокировочной функцией, рулевым управлением с гидроусилителем, зависимыми пневматическими передней и задней подвесками. Электросхемы отсутствуют в широком доступе.
Автобус городской ЭТАЛОН А08129 CNG. Фото БАЗ
Автобусы БАЗ из Борисполя
Год 2003 стал годом рождения новой автобусной марки. Целую гамму автобусов малого класса «выкатил» на суд общественности Бориспольский автобусный завод (Украина). Как и положено автозаводу, расположенному на территории бывшего СССР, обозначение производителя в индексе автобусов «на АЗ», т.е. БАЗ. Правда, когда-то так назывался Брянский автозавод, но после его переименования в Брянский завод колесных тягачей (БЗКТ) аббревиатура из трех букв оказалась свободной. А так как свято место пусто не бывает, миру был явлен новый автобус БАЗ.
Если разбираться досконально, то завод расположен не в самом Борисполе, а в поселке городского типа Пролiски (Подснежники) Бориспольского района. Однако ПАЗ на рынке уже есть, поэтому и оказался . Такие прецеденты в истории уже были, вспомнить хотя бы Рижский автобусный завод RAF, находившийся в Елгаве под Ригой. В жизни аббревиатура БАЗ применительно к украинским автобусам вряд ли известна широкому кругу людей.
Каждая модель автобуса БАЗ имеет собственное имя, гораздо легче запоминаемое и проще произносимое. Итак, знакомьтесь: бориспольские автобусы. Завод выпускает шесть базовых моделей автобусов: А 079 «Эталон», БАЗ-2215 «Дельфин», БАЗ-3201 и БАЗ-3202 «Подснежник», БАЗ-3203 «Эдельвейс» и БАЗ-3240 «Мустанг».
Конструкция «Эталона» наиболее привычна для автобусов малого класса, эксплуатируемых в России. Дизель ТАТА 697, выпускаемый по лицензии Mercedes-Benz, расположен спереди, ведущие колеса – задние. Коробка передач – 5-ступенчатая механическая. Подвеска обоих мостов зависимая, на полуэллиптических рессорах с амортизаторами. Тормозная система пневматическая двухконтурная с регулятором тормозных сил и пружинными энергоаккумуляторами.
Вход в кузов вагонной компоновки осуществляется через две двери, расположенные в базе и заднем свесе. В пригородном исполнении задняя дверь отсутствует. Двери одностворчатые, поворотные, с одним поперечным поручнем, установленным наклонно. Для входа в салон надо подняться на две ступеньки, так что дверной поручень оказывается весьма кстати. С левой стороны дверного проема находится дополнительный вертикальный поручень.
В зависимости от комплектации в салоне могут быть установлены мягкие, полужесткие с тканевой обивкой или полужесткие антивандальные сиденья. Число мест в салоне также может различаться, по максимуму могут ехать сидя 29 человек. Полная вместимость «Эталона» составляет 46 пассажиров. Планировка салона трехрядная, со сдвоенными сиденьями слева. Небольшие размеры салона обусловили установку двух продольных верхних поручней и отсутствие дополнительных вертикальных поручней; впрочем, поручни на сиденьях одинаково комфортны как для сидящих, так и для стоящих пассажиров.
На автобусе БАЗ-3240 «Мустанг» установлен турбодизель IVECO 8140.27. Компоновка шасси классическая, с передним расположением двигателя и задним ведущим мостом. Подвеска переднего моста торсионная с амортизаторами, заднего – рессорная. Стабилизаторы поперечной устойчивости установлены на обоих мостах. В отличие от «Эталона» кузов «Мустанга» имеет полукапотную компоновку. Расположение и количество дверей не изменилось, а вот вход в салон автобуса стал удобнее: подняться надо всего на одну ступеньку. Конструкция дверей тоже изменилась: у «Мустанга» они складывающиеся двустворчатые, при этом поручень при входе установлен только в передней двери. Планировка салона и тип устанавливаемых сидений такие же, как и у «Эталона», различна лишь вместимость: у Мустанга 13 мест для сидения, и максимально он может везти 30 человек.
Ходовая часть автобусов БАЗ-3201 и БАЗ-3202 «Подснежник» и БАЗ-3203 «Эдельвейс» идентична, различаются они только колесной базой. Двигатель, коробка передач и мосты аналогичны установленным на «Эталоне». А вот подвеска обоих мостов пневматическая, зависимая с телескопическими амортизаторами двустороннего действия и системой опускания кузова на остановках. Тормоза пневматические, двухконтурные с регулятором тормозных сил.
Все три машины имеют несущий кузов вагонной компоновки. Автобусы БАЗ-3201 и БАЗ-3202 предназначены для работы на городских маршрутах. Оба имеют поворотные двери с пневмоприводом, расположенные в базе. У автобусов БАЗ-3201 одна двустворчатая дверь, у БАЗ-3202 – две одностворчатые. Высота пола над дорогой у «Подснежников» аналогична высоте пола «Мустанга» и составляет 500 мм, соответственно в дверном проеме – только одна ступенька.
Сдвоенные сиденья установлены в салоне слева, одинарные справа, причем только в задней части кузова, за дверью. Естественно, как и у любого заднемоторного автобуса, вдоль задней стенки над моторным отсеком, установлен ряд сидений во всю ширину салона. Две ступеньки для прохода в заднюю часть салона – плата за пониженный уровень пола в центральной части машины. Кроме дополнительных ступенек в салонах «Подснежников» имеются накопительные площадки. У автобусов БАЗ-3201 она расположена перед дверью, у БАЗ-3202 между дверями. Соответственно изменена и конструкция поручней. Слева над сиденьями установлен верхний горизонтальный поручень, справа – вертикальные.
Автобус БАЗ-3203 «Эдельвейс» по ходовой части идентичный «Подснежникам» по назначению отличается достаточно сильно. Это небольшой автобус класса «люкс», представить который на городских маршрутах невозможно. Основное назначение таких машин за рубежом – обслуживание гостиниц и аэропортов. В качестве специализированного «маршрутного такси» повышенной комфортабельности «Эдельвейс» выглядит вполне достойно.
Вход в салон осуществляется через переднюю дверь, расположенную в базе сразу за передним мостом. Дверь эта сдвижная, как на больших туристических автобусах. Несмотря на одинаковый с «Подснежником» кузов, пол в Эдельвейсе поднят выше (соответственно на входе в салон появилась вторая ступенька). Такое решение позволило оборудовать в базе машины под полом салона достаточно большой багажный отсек. Салон «Эдельвейса» по комфорту соответствует туристическому автобусу.
Мягкие кресла самолетного типа с откидной спинкой и подлокотниками установлены в 3 ряда: два слева, одно справа. В задних панелях кресел расположены багажные сетки и откидные пепельницы. Теоретически, на них могут монтироваться и откидные столики (подштамповка на пластиковом кожухе спинки рассчитана явно на это). Отсутствие откидных подставок для ног в автобусах малого класса не смертельно, однако при поездках на большие расстояния они лишними не были бы.
Система кондиционирования и освещения на «Эдельвейсе» такая же, как на больших туристических собратьях. Над каждым рядом кресел установлен блок с индивидуальными лампами освещения и поворотными решетками системы кондиционирования. Над консолями блоков индивидуального освещения расположены дополнительные багажные полки. Кондиционер установлен на крыше автобуса в задней части. По заказу машину можно оборудовать кофеваркой и аудиосистемой.
Самый маленький автобус в ряду Бориспольского . Самый маленький, но самый интересный, по крайней мере, для российского рынка. Дело в том, что создан он на узлах и агрегатах «Газели», т.е., сохраняя нижегородскую ходовую часть и «мордочку», «Дельфин» имеет полностью оригинальный кузов.
Предназначен этот автобус в первую очередь для работы в качестве маршрутного такси. Имеется также вариант «Школьник», из названия которого понятно, для чего он предназначен. Если сравнивать удобство кузова «Дельфина» и «Газели» с точки зрения пассажира «маршрутки», то преимущество явно на стороне первого.
Вход в салон автобуса осуществляется через складывающуюся двустворчатую дверь с электроприводом, управляет которой или водитель, или кондуктор (долой таблички «Просьба не хлопать дверью»). Наличие в салоне автобуса специального места для кондуктора (и присутствие оного) освобождает водителя от изматывающего нервы сбора денег за проезд («здесь не БиЛайн, все входящие платные!») и от истошных воплей сидящих сзади пассажиров «остановите на светофоре!!!» (долой еще одно рукописное предупреждение «громче скажешь – ближе выйдешь»).
В салоне «Дельфина» гораздо просторнее, чем в «Газели»: при трех рядах сидений в проходе между ними могут спокойно разойтись два человека. Высота потолка в салоне такова, что до него проблематично дотянуться даже рукой, а уж удариться головой можно только в прыжке. Вообще, возможность стоять и ходить, не нагибая головы, в автобусе класса «Газели» должна быть по достоинству оценена пассажирами «маршруток». Разумеется, при условии, что цена «Дельфина» по сравнению с ценой «Газели» не будет убивать эксплуатационников наповал. И дело тут не столько в амбициях производителя, сколько в таможенной политике: автобус-то украинский…
Краткие характеристики бориспольских автобусов БАЗ
Модель | А 079 «Эталон» | БАЗ-2215 «Дельфин» | БАЗ-3201 «Подснежник» | БАЗ-3202 «Подснежник» | БАЗ-3203 «Эдельвейс» | БАЗ-3240 «Мустанг» |
Двигатель | TATA 697 | Andoria 4CT90 | TATA 697 | TATA 697 | TATA 697 | IVECO 8140.27 |
Мощность, кВт (л.с.) | 95,7 (130) | 66 (90) | 95,7 (130) | 95,7 (130) | 95,7 (130) | 75,7 (103) |
Количество мест: | ||||||
– для сидения | 29 | 15 | 15 | 15 | 18 | 13 |
– общее | 46 | 15 | 35 | 35 | 18 | 30 |
Снаряженная масса, кг | 4 750 | 2 520 | 4 630 | 4 840 | 5 300 | 3 220 |
Полная масса, кг | 7 730 | 3 850 | 7 200 | 7 500 | 7 200 | 5 620 |
Расход топлива, л/100 км, при скорости, км/ч: | ||||||
– 60 | 16 | 12,5 | 13 | 13,5 | 12,6 | |
– 80 | 18 | 15,6 | 17 | 19 | 20 при 90 км/ч | 16 |
Габариты, мм: | ||||||
– длина | 7 150 | 5 680 | 6 520 | 6 820 | 7 290 | 6 150 |
– ширина | 2 880 | 2 630 | 2 740 | 2 740 | 3 065 | 2 820 |
– высота | 2 240 | 2 070 | 2 220 | 2 220 | 2 220 | 2 125 |
Популярные модели
БАЗ А079: схема мест, для 28 пассажиров и не только
БАЗ А079 «Эталон» — автобус малого класса для пассажирских перевозок на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Автобус выпускался в 2002 – 2015 годах на Бориспольском автозаводе, расположенном в пгт. Пролески Бориспольского района Киевской области. Часть автобусов выпускалась на Черниговском авто строился на индийском шасси ТАТА, которое является лицензионным продуктом концерна «Daimler», и оснащается дизельным двигателем, мощностью 130 л.с.
История создания
Первые два серийных автобуса БАЗ А079 сошли с конвейера завода 1 октября 2002 года, хотя сама модель была разработана немного раньше конструкторами ОАО «Укравтобуспром». Сначала было построено несколько образцов, которые отличались от серийных машин профилем остекления кузова, формой бамперов, внешними зеркалами заднего вида. Эти автобусы имели на капоте эмблему ОАО «Укравтобуспром». В связи с увеличением спроса на автобусы малого класса производство БАЗ А079 с ноября 2005 года было налажено на Черниговском автозаводе.
Автобус БАЗ А079. Фото Википедия
С начала 2006 года автобусы БАЗ А079 стали оснащаться двигателем, доведенным до нормативов Евро-2, что привело к смене индекса модификаций. При этом внешне автобус получил только незначительные изменения — уменьшилось первое окно салона слева, с увеличением межоконной стойки между ним и водительскими дверьми, появились вертикальные решетки-воздухозаборники за последним окном по обеим сторонам. С 2009 года вся гамма выпускаемых автобусов может оснащаться двигателями, соответствующими нормам Евро-3. В 2012 году начался переход на двигатели Евро-4.
Принятие Украиной с 1 января 2016 года стандартов экологической безопасности Евро-5 заставило корпорацию «Эталон» полностью снять с производства автобус БАЗ А079 из-за невозможности довести двигатели ТАТА до требуемых стандартов. На конвейере его сменил автобус БАЗ А081 на шасси Ashok Leyland с двигателями Евро-5.
Всего за 13 лет серийного производства было выпущено более 12 тысяч экземпляров БАЗ А079 «Эталон» различных модификаций, которые стали одной из самых распространенных моделей автобусов на дорогах Украины.
Описание и устройство
Конструкция «Эталона» наиболее привычна для автобусов малого класса, эксплуатируемых в России. Дизель ТАТА 697, выпускаемый по лицензии Mercedes-Benz, расположен спереди, ведущие колеса – задние. Коробка передач – 5-ступенчатая механическая. Подвеска обоих мостов зависимая, на полуэллиптических рессорах с амортизаторами. Тормозная система пневматическая двухконтурная с регулятором тормозных сил и пружинными энергоаккумуляторами.
Автобус туристический Мальва А079.54. Фото БАЗ
Вход в кузов вагонной компоновки осуществляется через две двери, расположенные в базе и заднем свесе. В пригородном исполнении задняя дверь отсутствует. Двери одностворчатые, поворотные, с одним поперечным поручнем, установленным наклонно. Для входа в салон надо подняться на две ступеньки, так что дверной поручень оказывается весьма кстати. С левой стороны дверного проема находится дополнительный вертикальный поручень.
В зависимости от комплектации в салоне могут быть установлены мягкие, полужесткие с тканевой обивкой или полужесткие антивандальные сиденья. Число мест в салоне также может различаться, по максимуму могут ехать сидя 29 человек. Полная вместимость «Эталона» составляет 46 пассажиров. Планировка салона трехрядная, со сдвоенными сиденьями слева. Небольшие размеры салона обусловили установку двух продольных верхних поручней и отсутствие дополнительных вертикальных поручней; впрочем, поручни на сиденьях одинаково комфортны как для сидящих, так и для стоящих пассажиров.
Модификации
В процессе серийного производства двигатель автобуса постоянно дорабатывался до соответствия экологическим стандартам. Это находило отражение в обозначениях модификаций автобусов. В результате большинство модификаций автобуса имели разновидности по двигателю. В нижеприведенном списке для каждой модификации первым указывается обозначение автобуса с двигателем, отвечающим стандартам Евро-1 (выпускались в 2002—2006 годах), вторым — с двигателем стандарта Евро-2 (выпускались в 2006—2012 годах), третьим — с двигателем стандарта Евро-3 (выпускались в 2009—2013 годах), четвертым — с двигателем стандарта Евро-4 (выпускались в 2012—2015 годах).
- БАЗ А079.03, БАЗ А079.13, БАЗ А079.31, БАЗ А079.51 — пригородная модификация, оборудованная передней дверью с пневмоприводом и задней ручной дверью аварийного выхода. На крыше один вентиляционно-эвакуационный люк.
- БАЗ А079.03Ш, БАЗ А079.13Ш, БАЗ А079.31Ш, БАЗ А079.51Ш — школьные автобусы. Модификация для перевозки школьников, оборудованная проблесковыми маячками, передней дверью с пневмоприводом и задней ручной дверью аварийного выхода. Автобусы оснащены тахографами и ограничителями скорости. В салоне установлены специальные детские сиденья с привязными ремнями и подставками для портфелей. На крыше один вентиляционно-эвакуационный люк.
- БАЗ А079.21Ш, БАЗ А079.24Ш, БАЗ А079.34Ш, БАЗ А079.54Ш — школьные автобусы с увеличенной колесной базой. Модификация для перевозки школьников, оборудованная проблесковыми маячками, передней дверью с пневмоприводом и задней ручной дверью аварийного выхода. Автобусы оснащены тахографами и ограничителями скорости. В салоне установлены специальные детские сиденья с привязными ремнями и подставками для портфелей. На крыше два вентиляционно-эвакуационных люка.
Автобус городской ПОДСНЕЖНИК А079.52-10. Фото БАЗ
- БАЗ А079.45Ш, БАЗ А079.46Ш, БАЗ А079.56Ш — школьный автобус с местом для школьника с ограниченной подвижностью. Отличается удлиненным задним свесом. Обе двери с пневмоприводами. Задняя дверь имеет дополнительную створку, открываемую вручную при работе подъёмника. В салоне установлены детские сиденья с привязными ремнями и подставками для портфелей и специальное сиденье для школьника с ограниченной подвижностью. На задней площадке предусмотрено место для инвалидной коляски. Автобус оснащен проблесковыми маячками, тахографом и ограничителем скорости. На крыше один вентиляционно-эвакуационный люк. В версии с двигателем Евро-1 не выпускался.
- БАЗ А079.04, БАЗ А079.14, БАЗ А079.32, БАЗ А079.52 — модификации для городских и пригородных перевозок, оборудованные двумя дверями с пневмоприводами. Имеют два варианта компоновок — 19 мест для сидения в городском варианте (трёхрядная компоновка) и 22 места — в пригородном варианте (четырёхрядная компоновка). На крыше один вентиляционно-эвакуационный люк. Имеется вариант с двумя вентиляционно-эвакуационными люками, предназначенный для южных городов, а также исполнение с тонированными стеклами для органов внутренних дел. Наиболее распространённая модификация автобуса.
- БАЗ А079.07, БАЗ А079.17, БАЗ А079.27 — междугородная модификация с передней ручной пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Имеет удлиненный задний свес и задний багажник. На крыше один вентиляционно-эвакуационный люк. Имеют два варианта компоновок — 20 мест для сидения (трёхрядная компоновка) и 24 места (четырёхрядная компоновка). В салоне над сиденьями имеются багажные полки. В версии с двигателем Евро-4 не выпускался.
- БАЗ А079.09, БАЗ А079.19, БАЗ А079.29 — междугородная модификация, оборудованная передней дверью с пневмоприводом и задней ручной дверью аварийного выхода. Имеет удлиненный задний свес и задний багажник. На крыше один вентиляционно-эвакуационный люк. Имеют два варианта компоновок — 20 мест для сидения (трёхрядная компоновка) и 24 места (четырёхрядная компоновка). В салоне над сиденьями имеются багажные полки. В версии с двигателем Евро-4 не выпускался.
- БАЗ А079.20, БАЗ А079.23, БАЗ А079.33, БАЗ А079.53 — туристический автобус с увеличенной колесной базой, передней ручной пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Имеет удлиненный задний свес и задний багажник. На крыше два вентиляционно-эвакуационных люка. Имеют два варианта компоновок — 23 места для сидения (трёхрядная компоновка) и 28 мест (четырёхрядная компоновка). В салоне над сиденьями имеются багажные полки.
- БАЗ А079.21, БАЗ А079.24, БАЗ А079.34, БАЗ А079.54 — туристический автобус с увеличенной колесной базой, оборудованный передней дверью с пневмоприводом и задней ручной дверью аварийного выхода. Имеет удлиненный задний свес и задний багажник. На крыше два вентиляционно-эвакуационных люка. Имеют два варианта компоновок — 23 места для сидения (трёхрядная компоновка) и 28 мест (четырёхрядная компоновка). В салоне над сиденьями имеются багажные полки. Имеется исполнение с тонированными стеклами для органов внутренних дел.
Салон автобуса туристического Мальва А079.53. Фото БАЗ
- БАЗ А079.24С — специальная модификация автобуса, разработанная для органов внутренних дел. В салоне предусмотрены места для перевозки оружия, обмундирования и спецсредств. На крыше два вентиляционно-эвакуационных люка. Окна тонированные. Выпускался только в версии с двигателем Евро-2.
- БАЗ А079.22, БАЗ А079.25, БАЗ А079.35, БАЗ А079.55 — междугородный автобус класса «Люкс» с увеличенной колесной базой, передней сдвижной автоматической пассажирской дверью пантографного типа и задней ручной дверью аварийного выхода. На крыше два вентиляционно-эвакуационных люка. Имеют два варианта компоновок — 23 места для сидения (трёхрядная компоновка) и 28 мест (четырёхрядная компоновка). Обшивка салона модификации «Люкс» — тканевая, в салоне также устанавливается DVD-проигрыватель и, в качестве опции — кондиционер. В салоне над сиденьями имеются багажные полки и индивидуальные сервисные панели.
- БАЗ А079.30 («Эталон Сити») — трёхосный автобус среднего класса для городских перевозок. Дополнительный задний мост — подкатной, с односкатными шинами, оборудованный тормозами. Пассажировместимость 64 человека. Имеет две двери с пневмоприводами. На крыше два вентиляционно-эвакуационных люка. Автобус был построен в единственном экземпляре в версии с двигателем Евро-1.
- БАЗ А079.42 («Эталон L») — туристический автобус класса «Люкс». Отличается измененным экстерьером, клееными тонированными стеклами и иной передней маской. Обе двери ручные. Обшивка салона модификации «Люкс» — тканевая, в салоне также устанавливается DVD-проигрыватель и кондиционер. На крыше один вентиляционно-эвакуационный люк. В салоне над сиденьями имеются багажные полки и индивидуальные сервисные панели. Автобус был построен в единственном экземпляре в версии с двигателем Евро-1.
- БАЗ А079.45, БАЗ А079.46, БАЗ А079.56 — городской автобус, оборудованный специальным подъёмником для инвалидов-колясочников. Отличается удлиненным задним свесом. Обе двери с пневмоприводами. Задняя дверь имеет дополнительную створку, открываемую вручную при работе подъёмника. В салоне на задней площадке предусмотрено специальное место для инвалидной коляски. В связи с этим количество мест для сидения сокращено до 15. На крыше один вентиляционно-эвакуационный люк. В версии с двигателем Евро-1 не выпускался.
- БАЗ А079.48 — модификация для городских и пригородных перевозок, оборудованная двумя дверями с пневмоприводами, идентичная базовой модели А079.52, но оснащенная газовым двигателем и с удлиненным задним свесом. Автобус был построен в единственном экземпляре в версии с газовым двигателем Евро-4.
- БАЗ А079Шт (штабной) — автобус в версии передвижного офиса. Специального индекса не имеет. Строился для нужд корпорации «Эталон» и остался на заводе. Компоновка салона в виде кабинета. Имеются диваны, стол. Автобус оснащен электрогенератором, душевой кабиной с бойлером, кондиционером, видеосистемой. Двери ручные. На крыше один вентиляционно-эвакуационный люк. Автобус был построен в единственном экземпляре в версии с двигателем Евро-1.
Годы выпуска
2002-2015.
Основные сведения, характеристики
- Назначение. Городской, пригородный, междугородный, туристический, специальный, школьный.
- Класс. Малый.
- Тип кузова. Вагонной компоновки.
Базовые характеристики
- Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 7150х2880х2240.
- Количество и тип дверей. Двери пассажирские автоматические двери с пневмоприводом + одна водительская механическая.
- Общее количество мест, в том числе посадочных. 46, в том числе 29 посадочных.
Технические характеристики
- Тип топлива. Дизель.
- Емкость топливного бака, л. 67.
- Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 4750 и 7730.
- Рулевой механизм. С гидроусилителем.
- Тормозная система. Рабочая – пневматическая, двухконтурная, ABS. Стояночная – тормозные механизмы задних колес с приводом от пружинных энергоаккумуляторов.
Характеристики шасси
- Марка. TATA.
- Ведущий мост. Задний.
- Колесная формула. 4х2.
- Колесная база, мм. 3800.
- Клиренс/дорожный просвет, мм. 200.
- Шины. 215/75 R17,5.
- Антиблокировочная система тормозов (ABS). Присутствует.
Дополнительные характеристики
- Вентиляция. Естественная через люки и форточки.
- Система отопления. Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя, независимый подогреватeль Webasto.
Характеристики двигателя/силового агрегата
- Модель. TATA 697.
- Тип. Дизель.
- Нормы экологической безопасности. Евро-1.
- Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 95,7 (130).
- Расположение двигателя. Переднее.
- КПП. Механическая 5-ступенчатая.
- Подвеска передней-задней оси. Зависимая, ресорная на 2 полуэллиптических рессорах с телескопическими амортизаторами 2-стороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости-Зависимая, рессорная на 2 полуэллиптических рессорах и стабилизатором поперечной устойчивости. Поддерживающая ось – зависимая, пневматическая с телескопическими амортизаторами 2-стороннего действия.
- Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 16.
Видео
Школьный А08116Ш
Автобус изготовлен в соответствии с требованиями «ГОСТ 7013: 2009». Модель оснащена системой громкой связи, тахографом, проблесковыми маячками на передней и задней части крыши; знаками – «Осторожно дети» и ограничения скорости «70». Место водителя:
- эргономичность рабочего места;
- высокий уровень обзорности;
- информативная панель приборов;
- удобный доступ к органам управления.
Автобус школьный А08116ш. Фото БАЗ
Основные сведения, характеристики
- Назначение. Школьный.
- Класс. Малый.
- Тип кузова. Вагонного типа, установленный на раму шасси, с передним размещением двигателя.
Базовые характеристики
- Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 8000х2342х2940.
- Количество и тип дверей. Одна пассажирская одностворчатая с пневматическим приводом + аварийный выход + водительская.
- Общее количество мест, в том числе посадочных. 29, в том числе 29 посадочных.
- Тип сидений. Раздельные, полумягкие с подголовниками, убирающимися подлокотниками и ремнями безопасности.
Технические характеристики
- Тип топлива. Дизель.
- Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 6400 и 8400.
- Рулевой механизм. С гидроусилителем.
- Тормозная система. Рабочая: двухконтурная с пневматическим приводом и антиблокировочной функцией. Стояночная: с пружинным энергоаккумулятором с приводом на тормозные механизмы задних колес.
Характеристики шасси
- Колесная формула. 4х2.
- Колесная база, мм. 4200.
- Колея передних/задних колес, мм. 1868/1713.
- Шины. Бескамерные радиального типа 235/75 R17,5.
- Антиблокировочная система тормозов (ABS). Присутствует.
Дополнительные характеристики
- Вентиляция. Естественная.
- Система отопления. Автономный жидкостный отопитель.
Характеристики двигателя/силового агрегата
- Модель. Ashok Leyland H6E5SD123.
- Тип. Дизельный, с турбонаддувом.
- Количество и расположение цилиндров. 6, рядное.
- Нормы экологической безопасности. Евро-5.
- Рабочий объем, л. 5,759.
- Максимальная мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 123 (167).
- Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 550 при 1200-1900 об/мин.
- КПП. Механическая, 5-ступенчатая GB 5S-OD.
- Система охлаждения. Жидкостная.
- Подвеска передней-задней оси. Зависимая-Зависимая.
- Максимальная скорость, км/ч. 60.
Видео
БАЗ-А079 «Эталон» — Технические характеристики
Главная → Автомобили TATA → БАЗ-А079 «Эталон» — Технические характеристики
БАЗ-А079 «Эталон» — автобус малого класса, предназначен для перевозки пассажиров на городских, пригородных и междугородных коммерческих маршрутах. Автобус с 2002 года выпускается на Бориспольском автозаводе ( БАЗ ), который расположен в селе Пролиски Бориспольского района Киевской области , часть автобусов выпускается на Черниговском авто базируется на индийском шасси ТАТА LPT-613 Bus, что является лицензионным продуктом концерна «Daimler» , и оснащен дизельным двигателем , развивающим мощность 130 л.с.
Описание
Автобус БАЗ-А079 «Эталон» рассчитан на 30-40 мест (в зависимости от модификации), салон отделен от кабины неполной перегородкой и поручнями. Количество пассажирских дверей варьируется в зависимости от модификации. Количество и тип сидений в салоне также разное в разных модификациях модели. Городские модификации имеют трехрядное компоновки сидений, две автоматические двери с пневматическим приводом. Пригородные и междугородные модификации имеют четырехрядное компоновки сидений, передние двери могут быть как автоматическими (поворотные или прижимного типа «Пантограф»), так и ручного открывания, задние двери аварийного выхода — механические (ручное открывание). Салон автобуса обшит декоративным пластиком «под дерево». В междугородних автобусах сиденья установлены на «подиуме», в заднем свесе есть багажник, а над сиденьями в салоне — багажные полки. Потолок и багажные полки в междугородных автобусах обшиты тканью. Также в междугородных модификациях устанавливается магнитола с динамиками в салоне.
Автобус БАЗ-А079 «Эталон» Технические характеристики | |
Выпуск, года | с 2002 |
Характеристики массы | |
Снаряженная масса, т | 4,75 — 5,54 |
Масса полного автобуса, т | 7,73 — 7,98 |
Скоростные характеристики | |
Макс.скорость пустого автобуса, км / ч | 90 |
Вместимость, человек | |
Мест для сидения: | 20 — 28 |
Полная вместимость (8 человек / м) | 28 — 40 |
Размеры | |
Длина, мм | 7150 — 8140 |
Ширина, мм | 2260 |
Высота, мм | 2880 |
Колесная база, мм | 3800 — 4550 |
Двигатель | |
Тип двигателя | дизельный |
Название двигателя | TATA-697 Euro-1 TATA-697 TC55 Euro-2 TATA-697 TC65 Euro-3 |
Рулевое управление | с гидроусилителем руля |
Мощность, кВт | 95,7 / 101,5 |
Коробка передач | |
Тип КПП | 5 ст. механическая |
Название КПП | TATA |
Модификации
Марка «Эталон», модель | Тип сидений, Количество мест | Комплектация |
БАЗ-А079.14 «Пролисок» (городской автобус «Эталон») | 20 полумягких сидений в 3 ряда | Стандарт (передние и задние двери — пневматические, обивка салона — «пластик под дерево», дв. Евро2 + ABS) Гарантия 2 года или 50 000 км пробега. |
БАЗ-А079.13 «Пролисок» (загородный автобус «Эталон») | 25 мягких нерегулируемых сидений в 4 ряда | Стандарт (передние двери — пневматические, задние — запасной выход, шторки, обивка салона — «пластик под дерево») + дв.ЕВРО2 + ABS Гарантия 2 года или 50 000 км пробега. |
БАЗ-А079.14 «Пролисок» (загородный автобус «Эталон») | 23 мягких нерегулируемых сидений в 4 ряда | Стандарт (передние и задние двери — пневматические, шторки, обивка салона — «пластик под дерево») + дв.ЕВРО2 + ABS Гарантия 2 года или 50 000 км пробега. |
БАЗ-А079.19 «Мальва» (междугородный автобус «Эталон») * (**) | 25 мягких нерегулируемых / регулируемых сидений в 4 ряда | Стандарт (Пассажирские двери — пневматические, приподнятый пол, шторки, багажные полки, обивка салона: потолок, багажные полки — ткань, боковины — «пластик под дерево», магнитола, 4 динамика) + дв.ЕВРО2 + ABS Гарантия 2 года или 50 000 км пробега. |
БАЗ-А079.23 «Мальва» (Турист автобус «Эталон») * (**) | 29 мягких нерегулируемых / регулируемых сидений в 4 ряда | Стандарт (приподнятый пол, шторки, багажные полки, обивка салона: потолок, багажные полки — ткань, боковины — «пластик под дерево», магнитола, 6 динамиков) + дв.ЕВРО2 + ABS Гарантия 2 года или 50 000 км пробега. |
БАЗ-А079.24 «Мальва» (Турист автобус «Эталон») * (**) | 29 мягких нерегулируемых / регулируемых сидений в 4 ряда | Стандарт (Пассажирские двери — пневматические, приподнятый пол, шторки, багажные полки, обивка салона: потолок, багажные полки — ткань, боковины — «пластик под дерево», магнитола, 6 динамиков) + дв.ЕВРО2 + ABS Гарантия 2 года или 50 000 км пробега. |
БАЗ-А079.25 «Мальва» (Турист-Люкс автобус «Эталон») (**) | 29 мягких регулируемых сидений в 4 ряда | Люкс (Пассажирские двери — пневматические (пантограф), приподнятый пол, шторки, багажные полки, обивка салона — ткань, система громкой связи, сидение водителя на пневмо-подушке «Пилот», видео-система DVD, магнитола, 6 динамиков, тахограф ) + дв. Евро2 + ABS Гарантия 2 года или 50 000 км пробега. |
БАЗ-А079.45 «Пролисок» автобус «Эталон» (Автобус приспособленный для перевозки лиц с ограниченными двигательными возможностями) | 15 полумягких сидений в 3 ряда (общ. Кол-во мест с креслом коляской — 36 без кресла коляски — 41) | Стандарт (передние и задние двери — пневматические, обивка салона — «пластик под дерево», дв.ЕВРО2 + ABS) Гарантия 2 года или 50 000 км пробега. |
Текст: Александр Заславский 16 Сентября 2014 Метки: эталон, автобус, сидений, двери Читайте также — Для автобусов «Эталон» увеличен межсервисный пробег
Куда идет украинский автобус?
Львиная доля украинского автобусного производства давно приходится на две корпорации – «Богдан» и «Эталон».Их суммарный объем выпуска в том году составил около 6 тыс. автобусов, а заняли они 63% местного рынка. В их состав входят среди прочих предприятие «Черкасский автобус» (бывш. ЧАРЗ) и (бывш. Луцкий автозавод), Бориспольский и Черниговский автозаводы. Подавляющее число всех производимых в Украине автобусов составляют «Богдан» А092 на шасси Isuzu, и «Эталон» А079 на шасси ТАТА (лицензионный Mercedes-Benz). Оба они относятся к малому классу, но достаточно условно, поскольку «Эталон» А079, например, имеет модификации длиной более 8 м. Оба производителя выпускают широкую линейку модификаций, включая городские, пригородные и туристские машины. Больше всего «Богданов» работает в городах, а «Эталоны» стали более привычными на междугородных маршрутах. С технической и эксплуатационной точки зрения, обе модели сравнимы как по надежности, так и по эксплуатационным расходам, однако определенные различия есть. «Богдан» более эргономичен, и управлять им легче (более «мягкая» педаль сцепления и короткоходовая «легковая» коробка передач). «Эталон» проще в техническом обслуживании, на нем оно менее трудоемко, да и запчасти дешевле и доступнее. Что касается ресурса, то по Украине уже есть немало автобусов данных марок, пробег которых перевалил за миллион километров, но они продолжают работать. В настоящее время на обе модели в Украине существует неудовлетворенный спрос или, иными словами, трех-четырехмесячная очередь, а потому корпорация «УкрАвто» начала выпуск «клона» «Эталона» А079 на аналогичном шасси ТАТА, получившего название I-Van А07А. Интересно, что ТАТА, заключив предварительно с корпорацией «Эталон» договор на поставку автобусных шасси LP 613 и всячески заверяя, что никому другому поставлять эти шасси не будет, точно такой же договор заключила и с «УкрАвто» и начала без ограничений поставлять аналогичные шасси конкуренту. Анализа идентичности автобусов никто не проводил, но, по оценкам специалистов, их унификация составляет не менее 95%. Это позволило «УкрАвто» въехать в рынок на плечах «Эталона», даже не создавая полноценной сервисной сети и особо не заботясь о запчастях. Сервисная сеть «Эталона», представляющая собой широкую сеть СТО, работающих на договорных условиях, с удовольствием обслуживает и «Иваны», заодно продавая им и необходимые запчасти. В «Эталоне», конечно, возражают против этого, но бизнес есть бизнес, иначе сервисменам придется сидеть без работы, поскольку те же «Эталоны» практически не ломаются, а потому две трети их владельцев не приезжают на СТО даже в гарантийный период, а по его завершении эти машины на СТО и вовсе редкие гости… В результате ожидается, что по результатам этого года у «Ивана» есть шансы переместиться на третью позицию в Украине с результатом примерно 1000…1200 автобусов, тем более что его производство намечено начать еще на одном заводе (возможно, на Мелитопольском моторном). Амбициозные планы заявил еще один , задекларировав на этот год практически пятикратный рост производства до 1500 автобусов и намерение занять 12% рынка автобусов малого класса и 25% среднего класса. По ряду причин это достаточно маловероятно, и реальная цифра, по оценкам экспертов, вряд ли превысит 800…900 автобусов. «АнтоРус» уже три года выпускает автобусы малого класса «Антон» и год – средний автобус «Руслан», созданные на китайском шасси DongFeng. Правда, на «АнтоРусе» избегают упоминаний о «китайском следе» и декларируют, что их автобусы построены на агрегатной базе Nissan и Cummins. Перевозчики пока настороженно относятся к технике, построенной на агрегатах из Поднебесной. И именно из-за этого, по мнению специалистов, в минувшем году производство на «АнтоРусе» выросло столь незначительно, несмотря на внушительную гарантию – полтора года или 100 тыс. км. К числу «аутсайдеров», сумевших сообща продать в 2007 г. около ста автобусов малого класса, относятся Галицкий автозавод (ГалАЗ, Львов), Черниговский и львовское ОАО «Стрый-Авто». ГалАЗ выпускает 42-местные автобусы ГалАЗ-3207 «Виктория» на шасси грузовика ГАЗ-331041 «Валдай», «Стрый-Авто» – 27-местные школьные автобусы А0752 на шасси ЗИЛ-5301Е2, которые особо ничем не примечательны. Зато история создания черниговского ЧАЗ-А074 достаточно занятна. Фактически этот автобус, сконструированный на китайском шасси FAW, по большинству характеристик является аналогом выпускаемого здесь же «Эталона» БАЗ-А079. Казалось бы, бессмысленно плодить конкурента самому себе, но этот автобус создан «в пику» индусам, постоянно повышающим отпускные цены на свои шасси, чтобы показать тем, что их продукции есть альтернатива. И это, похоже удалось. Что касается планов на этот год, которые составляют у ГалАЗа 227 автобусов, а у ЧАЗа – около двухсот, то они вполне реальные. ОАО «Стрый-Авто» наметило изготовить в 2008 г. не менее ста школьных автобусов, хотя выпуск этих машин, ниша которых весьма узкая, планировать достаточно сложно. В 2007 г. украинский рынок автобусов «упал» примерно на 10%, но уменьшение общего объема продаж автобусов вовсе не означает падение спроса на них, а является лишь характерным показателем отношения пассажироперевозчиков к качеству приобретаемой техники. Ведь несмотря на растущий и необеспеченный спрос на автобусы в целом, доля китайских машин снизилась почти на 79%, а ПАЗов – на 53%, что в абсолютных величинах составило потерю в 1588 автобусов. Примерно столько же в 2007 г. экспортировано (1571 ед.). Необеспеченный спрос на автобусы в 2007 г. составил около полутора тысяч машин. Отчасти именно дефицит качественных автобусов позволил ПАЗу замкнуть тройку лидеров рынка. (Напомним, что в 2006 г. ПАЗ был безоговорочным лидером продаж, занимая почти треть рынка.) Ожидается, что в этом году показатели ПАЗа будут еще хуже и ему в лучшем случае «светит» пятая позиция с результатом в 400…500 автобусов. Третью и четвертую позиции, по всей видимости, займут I-Van и «АнтоРус», за пятую–восьмую (с большим отставанием) с ПАЗом будут бороться ЛАЗ, ГалАЗ и ЧАЗ. Сегодня наиболее востребованными в Украине остаются 7-метровые автобусы малого класса, пользующиеся наибольшим спросом и вместе занимающие около 86% рынка. Спрос на эти машины продержится на уровне 4,5…5 тысяч еще года два–два с половиной, после чего ожидается постепенное перераспределение спроса в пользу 8-, 10-, 12-метровых машин. Через два года ожидается падение спроса и на автобусы особо малого класса, на которые сейчас также неудовлетворенный спрос, а потому уже в 2010 г. очень популярный и дефицитный в настоящее время БАЗ-2215 «Дельфин» могут снять с производства. Большие и особо большие автобусы в настоящее время не пользуются спросом прежде всего из-за тарифной политики и ликвидации муниципальных автопарков. А поэтому декларации некоторых производителей о существенном увеличении производства и продажи данных машин выглядят несерьезно. В 2007 г. суммарная доля «больших» автобусов выросла незначительно, с 7,26 до 8,73%. Около четверти из этого количества (23%) приходится на междугородные и туристские машины, среди которых наибольшим спросом пользуются бориспольские БАЗ-А148.2. В 2008 г. все ожидается небольшая активизация спроса на средние и большие автобусы, которые станут приходить на смену машинам меньших классов в больших городах. Но, по прогнозам экспертов, процесс более-менее активного внедрения средних и больших автобусов на маршруты в крупных городах, начало которому будет положено в этом году, продлится не менее трех лет, т. е. этот сегмент может возрасти к концу года на 1…2%, а в 2009-м – еще на 3…4%. Украинских производителей автобусов среднего и больших классов немного – это ЛАЗ, «Богдан», БАЗ и «АнтоРус». ЛАЗ, и «АнтоРус» о своих успехах в производстве автобусов предпочитают не распространяться. После приватизации лидер советского автобусостроения Львовский автобусный, выпускавший в свое время более тысячи машин в месяц, сильно сдал позиции во многом из-за непродуманной стратегии нового руководства. На предприятии решили производить современные автобусы на европейских комплектующих, и это в полной мере удалось. Однако здесь только не учли, что для бедному украинскому перевозчику такие машины не по карману, а для богатого 5…10%-ная разнице в цене с импортными машинами не играет значения. А ведь практически все муниципальные автобусные парки в стране оказались приватизированы. В результате объемы производства ЛАЗов резко упали, и предприятие оказалось на грани банкротства. Вот почему о реальных объемах производства автобусов на ЛАЗе умалчивают, да и вообще получить на этом предприятии какую-либо информацию неимоверно сложно. По официальной версии, в 2007 г. ЛАЗ суммарно изготовил 471 автобус и троллейбус, что на 67,4% выше показателей 2007 г. Согласно данным регистрации ГАИ, в 2007 г. в Украине продано 178 ЛАЗов против 212 годом раньше, или на 34% меньше. География экспорта ЛАЗов охватывает Россию, Казахстан, Армению, Болгарию и Грецию и ряд других стран, но их продажа на внешних рынках столь же нестабильна, как и в Украине. Подобное происходит по той простой причине, что сейчас спрос на машины среднего, большого и особо большого классов все еще крайне небольшой и покупателя на машины такого типоразмера просто нет. Эта тенденция напоминает 1999–2002 гг. когда в Украине наблюдался застой в сегменте автобусов малого класса и их производство было нерентабельным. По этой же причине несерьезными выглядят заявления «АнтоРуса» о намерении занять четверть украинского рынка автобусов среднего класса, где, между прочим, присутствуют и зарубежные машины. Что касается «Богдана», то в планах этого года несколько сот 10-метровых автобусов, тогда как на «Эталоне» намечено изготовить до ста БАЗ-А148. Впрочем, в значительной мере объемы производства этих машин будут зависеть от спроса.
Директор Дивизиона «Автобусы» «Группы ГАЗ» Одинцов Николай Борисович: «В 2007 году правительство Украины перешло на экологический стандарт Еuro 2, который действовал и на территории России. Новые требования по экостандарта были значительно ужесточены по отношению к иностранным и российским автобусам малого класса типа ПАЗ. Эти требования были призваны защитить украинского производителя автобусной техники в данном сегменте. Такая практика существует во многих странах – Белоруссии, Китае, Корее и др., тогда как рынок РФ открыт для всех производителей автобусов разных классов и назначений. В связи с этими требованиями Павловскому автобусному заводу потребовалось время, чтобы довести автобусы до полного соответствия новым украинским стандартам. Сегодня полностью возобновлены поставки автобусов ПАЗ в Украину, за первые два месяца завод отгрузил 1020 автобусов ПАЗ-32053 с бензиновым двигателем».
Мнение: Николай Безручко, гражданин Украины: «В Крыму автобусы «Богдан» используются в качестве экскурсионных. Это очень неудачное решение. Двигатель расположен в салоне, шум очень сильный – слов экскурсовода не слышно совершенно. Подвеска жесткая, на каменистых крымских дорогах пассажиров сильно трясет. Поездка на таком автобусе очень утомительна. Мне приходилось ездить на экскурсии на автобусах европейского производства – качество поездки на порядок выше, в салоне тихо, подвеска смягчает толчки, получаешь удовольствие от экскурсии».
Мнение: Алексей Сергеичев, менеджер автотранспортного предприятия (Москва): «Одна из первых в России партий «Богданов» поступила в московскую транспортную , и там просто замучились с передними дисковыми тормозами. Они слабо держали, при этом диски даже в городе разогревались докрасна, а подшипники ступиц от перегрева синели. Остывая, диски коробились, и тормоза работали еще хуже. Руководители обменивались с Черкасским заводом письмами. Москвичи просили заменить дисковые тормоза на барабанные – вся Украина без проблем ездила на «Богданах» с «барабанами». Даже была идея поставить передний мост в сборе от зиловского «Бычка» – с ним и колея была бы шире, и тормоза более цепкими, но с завода ответили, что в Москве не умеют ездить и правильно обслуживать технику. Изредка с проводниками пассажирских поездов «Киев–Москва» слали по гарантии колодки, подшипники и диски. В результате «ТрансВэй» отказалась от этих автобусов. Другим крупным покупателем «Богданов» cтал московский «Автолайн», вначале у них было 15 автобусов с дисковыми передними тормозами. Ситуация повторилась вплоть до мелочей – опять с поставками запчастей выручала железная дорога. Руководство «Автолайна» обратилось к одному из крупнейших изготовителей тормозных колодок в России ярославскому ТИИР. Те наладили производство тормозных колодок, но стало ненамного лучше. После этого в Москву поставляли А-092 только с «барабанами», но и с ними не все оказалось гладко. Колодки приходится подводить вручную, автоматической регулировки нет. Механизм сделан наподобие задних тормозов на «Москвиче-2141» – через лючок в опорном щите надо крутить отверткой регулировочную «звездочку». Если переборщить, то свести колодки уже не получится, придется снимать барабан со ступицей. Оказался мал и запас для расточки барабанов – 1,5 мм. Этого хватает только на то, чтобы у нового барабана, идущего в запчасти, убрать с рабочей поверхности эллипсность».
Стандарт (Пассажирская дверь – пневматическая, приподнятый пол, шторки, багажные полки, отделка салона: потолок, багажные полки – ткань, боковины – “пластик под дерево”, магнитола, 4 динамика) + дв. Евро 3 + ABS+ тахограф.
Спецификация автобуса Эталон турист А079.34:
- Передняя дверь — пневматическая «Пантограф» (автоматическое открывание) , задняя – запасной выход;
- Установка сидения водителя на пневмоподушке, по типу «Пилот»;
- В местах установки сидений пол приподнятый;
- Размещение мягких нерегулируемые сидений в 4 ряда (28+1);
- Установка багажных полок в салоне, оклеенных тканью;
- Отделка салона: потолок, боковины, багажные полки, видимые стойки передних и задних окон – из ткани;
- Установка разводки под аудио систему на 6 динамиков: 4 шт – в багажных полках, 2 шт – над лобовым стеклом;
- Установка видео-системы DVD, в том числе аудио;
- Установка шторок из ткани синего цвета;
- Установка системы громкой связи;
- Установка дисков и колесных шин размером R 17,5.
Технические характеристики:
Тип кузова
рамный, с передним размещением двигателя | |
Шасси | TATA LP-613/38 BUS |
Пассажировместимость | |
четырехрядное планирование салона | |
общая | 29 |
в том числе мест для сидения | 28+1 |
Габаритные размеры, мм | |
длина | 8120 |
ширина | 2260 |
высота | 2888 |
Колесная база, мм: | 4550 |
Колея колес, мм: | |
передних | 1660 |
задних | 1577 |
Масса снаряженного автобуса, кг | 5540 |
Полная конструктивная масса, кг | 7730 |
Двигатель: | |
модель, тип | дизельный, ТАТА 697 TC EURO IIІ |
количество и расположение цилиндров | 6, рядное |
рабочий объем, л | 5,675 |
максимальный крутящий момент, Нм | 430 |
система охлаждения | жидкостная |
максимальная мощность, кВт (л.с.) | 96 (130) |
Расход топлива: | |
при скорости 60 км/ч | 15,0 |
при скорости 80 км/ч/ | 18,0 |
Коробка перемены передач | пятиступенчатая, механическая |
Подвеска: | |
передних | зависимая, рессорная на 2 полуэллиптических рессорах с телескопическими амортизаторами 2-стороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости |
задних | зависимая, рессорная на 2 полуэллиптических рессорах и стабилизатором поперечной устойчивости |
Рулевое управление | c гидроусилителем |
Пассажирские двери | |
передние | пневматические, с автоматическим открыванием (Пантограф) |
задние | механические, с ручным открыванием (запасной выход) |
Тормозная система: | |
рабочая | пневматическая, двухконтурная с ABS |
стояночная | с пружинными энергоаккумуляторами |
Объем багажных отсеков, м3 | 1,6 |
Шины | 215/75 R17,5 |
Система отопления | автономная от жидкостного отопителя “WEBASTO” |
Максимальная скорость движения, км/ч | 90 |
Гарантия 2 года или 50000 км. пробега.