Как МАЗ обошел КАМАЗ в России, первым предложив уникальные автобусы

Сметая стандарты

Андрей Филиппов, фото автора

Производитель:Минский автомобильный завод (Республика Беларусь)
Модель:МАЗ-205069

Сколько копий было сломано в горячих спорах на форумах и при личных встречах фанатами общественного транспорта по поводу размещения моторного отсека в головной части у МАЗ-105, словами и не передать. И вот новый «сочлененник» Минского авто № 11, 2009 г.) имеет такую же компоновочную схему. Короткая октябрьская презентация не позволила толком оценить все «плюсы» и «минусы» МАЗ-205, и мы решили исправить это упущение. К тому же за прошедшие полгода выпустили второй экземпляр автобуса, более приближенный к реалиям наших просторов.

В чем уникальность новинки?

МАЗ-203945 не первая газовая модель пассажирской техники ОАО «МАЗ». Напомним: в 2013 году, когда в России стартовала поддержанная правительством кампания по газификации автотранспорта, а в Беларуси вопрос использования газа в качестве моторного топлива начал обсуждаться уже на государственном уровне, был представлен автобус МАЗ-203965 с газовым двигателем Mercedes-Benz уровня Евро-5. В 2014 году стартовало серийное производство этой машины.

МАЗ-203965. Фото ОАО «МАЗ»

В 2015 году увидели свет еще две модели с газовыми моторами Mercedes-Benz — «бюджетный» полунизкопольный МАЗ-103965 (Евро-5) и ориентированный на европейский рынок МАЗ-203988 (Евро-6). Кроме того, на основе базовых моделей были разработаны различные модификации, отличающиеся длиной кузова и коробками передач, в том числе и пригородные.

МАЗ-103965. Фото ОАО «МАЗ»

МАЗ-203988. Фото ОАО «МАЗ»

Все три модели предназначены для работы на компримированном (сжатом) природном газе и оснащаются полимерно-композитными газовыми баллонами, которые размещены на крыше. В 2015-2019 гг. МАЗ изготовил и продал в Россию, Украину и Беларусь почти две сотни таких машин.

Самая большая разовая поставка состоялась в 2015 году в Екатеринбург — город получил 59 автобусов МАЗ-203L65 (модификация с увеличенной за счет заднего бампера на 50 мм длиной).

Поставленный в Челябинск МАЗ-203945 — это первая модель в линейке пассажирской техники Минского автозавода, работающая на сжиженном природном газе (метане). Вместо баллонов на крыше автобус оснащен криобаком, который разместился в заднем свесе.

Геометрический объем криобака — 350 л, эффективный — 300 л. Он вмещает 120-130 кг сжиженного газа. Это количество топлива обеспечивает запас хода около 400 км при движении в городском цикле. При этом 400 км — показатель, вполне удовлетворивший заказчика.

Еще одно отличие МАЗ-203945 от собратьев, работающих на сжатом газе, — двигатель. Если на МАЗ-203965 и МАЗ-103965 применяется немецкий газовый Mercedes-Benz M 906 LAG EEV/1-02 (Р6, 6883 куб.см; 278 л.с.; 1000 Нм; Евро-5), то на МАЗ-203945 — китайский газовый Weichai WP7NG 280E51 (в перспективе будет устанавливаться «МАЗ-Вейчай» этой же модели). Данный мотор также рядный 6-цилиндровый, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, с распределенным впрыском газа и искровым зажиганием. Он имеет рабочий объем 7470 куб.см, мощность 270 л.с., максимальный крутящий момент 1100 Нм и соответствует экологическому стандарту Евро-5.

Bus в себе

Новая мазовская «гармошка» – своеобразный продукт. В Европе ей предстоит сражение по двум направлениям: во-первых, конечно, придется доказать, что продукт из Белоруссии сможет по качеству соответствовать высоким запросам европейцев, а, во-вторых, нестандартная компоновка тоже потребует подтверждения своей жизнеспособности. В активе МАЗ-205069 незамыленый дизайн и относительно низкая первоначальная цена с большим выбором возможного опционального оборудования и различных комплектующих.

А вот на постсоветском пространстве та же цена уже относительно высока, а стильные дизайнерские изыски воспринимаются как ненужные, к тому же требующие необоснованных затрат в случае ремонта. А некоторые компоновочные решения, похоже, и вовсе являются сиюминутной прихотью конкретного заказчика. Причем даже удовлетворение этих запросов не означает покупку машины, и тот факт, что оба экземпляра до сих пор не на опытной эксплуатации в Германии или Москве, как предполагалось белорусами, а все еще на заводе, – лишнее тому подтверждение. Зато надежность и ремонтопригодность мазовских автобусов эксплуатационникам уже известна. Да и с точки зрения пассажира автобус достаточно привлекателен. Так что будем надеяться, что этот действительно современный автобус найдет своего покупателя, и пассажиры оценят его сами, а не со слов пишущей братии.

Автомобиль на тест предоставлен
Техническая характеристика автобуса МАЗ-205069 (по данным завода-изготовителя)

Полная масса, кг28 000
Снаряженная масса, кг16 100
Колесная формула6х2
Пассажировместимость, человек: номинальная/ максимальная/ в т.ч. сидящих175/ 185/ 39
Допустимая нагрузка на 1-ю/ 2-ю/ 3-ю оси, кг6900/ 11 500/ 10 000
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
MB OM 906LA (EEV/3), турбодизель, I-6, Euro5 7201 326 при 2300 мин-1 1300 при 1200–1500 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперед/ назад
Автоматическая Voith D854 4/ 1
ПодвескаПневматическая, с функцией книлинга
Тормозная системаПневматическая, двухконтурная
Минимальный радиус поворота, м12,5
Вместимость топливного бака, л220

«Если хочешь выиграть тендер, нужно ставить китайские моторы»

Почему Weichai, а не зарекомендовавший себя Mercedes-Benz? «Это был осознанный выбор, — рассказал Автобизнесу главный конструктор службы главного конструктора по автобусам ОАО «МАЗ» Юрий Сырокваш. — Да, раньше мы работали с фирмой Mercedes. Но они сейчас снимают с производства свои газовые двигатели уровня Евро-5 и будут производить только Евро-6. А это достаточно сложный и дорогой агрегат. В то же время китайцы сейчас, можно объективно так сказать, являются лидерами по газомоторной технике. При этом их моторы дешевле. Поэтому, если хочешь выиграть тендер, нужно ставить китайские моторы, китайские криобаки».

НЕФАЗ-5299-40-52. Фото ПАО «КАМАЗ»

Volgabus «Ситиритм» 12 GLF. Фото холдинга «Бакулин Моторс Групп»

Стоит отметить, что крупнейшие российские производители пассажирской техники — ПАО «КАМАЗ» (НЕФАЗ — его дочернее предприятие) и холдинг «Бакулин Моторс Групп» (бренд Volgabus) — также начали устанавливать на свои городские автобусы большого класса, работающие на компримированном природном газе, китайские двигатели. Например, рестайлинговые НЕФАЗ-5299-40-52 комплектуются моторами Weichai WP7NG 260E51, а Volgabus «Ситиритм» 12 GLE / GLF — моторами Yuchai YC6L280N-52. И только ЛИАЗ продолжает использовать двигатели исключительно российского производства (ЯМЗ-53624 CNG).

Что касается коробки передач, то по требованию заказчика на челябинских автобусах установлена автоматическая американская Allison T310w/Ret. Задний мост — портальный с двойной передачей ZF AV 133/80.

Применение на МАЗ-203945 газового двигателя Weichai WP7NG 280E51 и технологии хранения газового топлива в сжиженном виде в криобаке вызвало необходимость перекомпоновки не только моторного отсека, но и салона в задней части. В результате пришлось пожертвовать сразу четырьмя местами для сидения (по сравнению, например, с МАЗ-203965).

Тем не менее общее число мест для сидения осталось достаточно большим: 26 или 28 в зависимости от варианта компоновки. Максимальная общая пассажировместимость составляет 98 человек (95 — при установке кондиционера).

ОТТС получено и на пригородную модификацию МАЗ-203C45, которая имеет только два дверных проема. В таком автобусе может быть установлено 30 или 32 места для сидения — это зависит от варианта компоновки накопительной площадки с оборудованным местом для одной инвалидной коляски. Максимальная общая пассажировместимость такая же — 98 человек (95 — при установке кондиционера).

С ключом и тряпкой

Как выяснилось, не всегда дизайнерские решения идут во вред повседневному использованию техники. Нет, я не о ветровом стекле, которое насколько красиво внешне, настолько же уязвимо и дорого при замене, наверное, стоило бы отделить маршрутоуказатель. Я говорю об измененной на втором экземпляре крышке моторного отсека.

Выкрашенная в черный цвет крышка теперь сливается с тонированной подоконной линией, а не светится в ней пусть и яркой, но все-же кляксой. А эксплуатационники, думаю, положительно оценили, что россыпь миниатюрных неудачно расположенных лючков была заменена на один во всю стенку и пару дополнительных в боковине крыши. Вообще справа остался только топливный бак, зато левый борт тягача cобрал все агрегаты, какие только можно. Здесь пневмовыходы и АКБ, топливный фильтр и бак с мочевиной, естественно, и к двигателю доступ есть – стоит только присесть на корточки, и можно заниматься ремонтом. Понравилось, что все это хозяйство снизу закрыто металлической защитой, а значит, моторный отсек не превратится в грязевую ванну. Кстати, прекрасный доступ к двигателю остался и из салона, все-таки шахтное расположение двигателя имеет свои неоспоримые «плюсы». Однако…

Расширительный бачок, как и в МАЗ-103, МАЗ-203 остался где-то в высоте. Понятно, что высоко расположенный радиатор потребовал поместить расширитель под самой крышей, но что делать водителю? Никто не спорит, что на новой машине соты радиатора будут меньше забиваться, обеспечивая лучшее охлаждение, а еще «свежая» резина патрубков обеспечит герметичность системы. Но что будет через год, когда патрубки от перепадов температуры начнут подтекать? Водитель – не акробат, а ведь необходимость долить антифриз в систему возникает обычно в самый неподходящий момент, например на разворотном круге, где стремянку даже за деньги не купишь.

Зато какой в «205-м» инструментальный ящик! Открыв крышку кормового отсека, можно найти за ней серьезную буксирную петлю, но водителя, несомненно, порадует не она. Даже навскидку в «багажник» войдет не меньше четырех 20-литровых канистр для честно сэкономленного топлива или запчастей на половину автобуса – все свое вожу с собой.

И раз уж упомянул этот «бардачок», расскажу о сигнализаторе заднего хода, размещенного в нем. Уж какая «светлая» голова догадалась использовать для этой цели не привычную «пищалку», а полноценный звуковой сигнал – не знаю. Но то, что при движении автобуса назад о нем будут не очень лестно отзываться, – это точно. Даже на водительском месте этот звон режет слух, а каково там снаружи, я даже проверять побоялся. Может, не стоит ТАК экономить?

«Мы решили действовать на опережение»

Использование сжиженного метана в качестве моторного топлива на автотранспорте — это весьма перспективное направление. Техника на сжиженном природном газе по сравнению с компримированным обладает двумя преимуществами: меньшим снаряженным весом, а следовательно, меньше потерей в грузоподъемности/пассажировместимости, и большим запасом хода.

Единственное, что сдерживает сейчас развитие транспорта на СПГ, — неразвитость инфраструктуры: заправлять такую технику попросту негде. Но ситуация меняется: в России концерны «Газпром» и «Новатэк» приступили к созданию сети криогенных автомобильных заправочных станций (КриоАЗС) как в отдельных регионах (пилотные проекты), так и вдоль главных автомагистралей (в том числе предусматривается «газификация» трассы М1 Москва — граница с РБ). И, по мнению специалистов, к 2030 году магистральный автотранспорт будет потреблять до трети всего производимого в России объема СПГ.

Минский автозавод уже работает над созданием магистральной техники на СПГ. В прошлом году был представлен тягач МАЗ-54А02К с газовым двигателем Weichai Power WP12NG 400E50 и двумя криобаками суммарным объемом 688 л. Запас хода — более 700 км

Распространение СПГ планируется в России и на пассажирском транспорте. В частности, в Челябинске в рамках реализации программы «Чистый воздух» было решено закупить городские автобусы как на компримированном (сжатом) природном газе, так и на сжиженном. И Минский автозавод принял участие в этом проекте.

«Прорабатывать возможность поставки автобусов, работающих на сжиженном метане, вместе с российскими партнерами мы начали еще осенью 2022 года, — рассказал Владимир Дормаш, заместитель коммерческого директора по реализации пассажирской техники — начальник управления продаж пассажирской техники ОАО «МАЗ». — Конечно, можно было сидеть и ждать, когда российские регионы сами придут к пониманию того, что им нужен такой транспорт, ждать, когда там создадут необходимую инфраструктуру. Но мы решили действовать на опережение: сделать транспорт на СПГ и предложить его вместе с перспективами развития инфраструктуры».

К поставленной цели на МАЗе шли поэтапно. Сильную поддержку оказали белорусский МИД, наше посольство в РФ и непосредственно посол Владимир Семашко, который принимал участие в переговорах и на уровне губернатора Челябинской области, и с минпромторгом РФ. В декабре 2022 года прошло важное совещание, на котором Челябинской области было обещано, что МАЗ за свой счет сделает образцы пассажирской техники, работающей на сжиженном метане, и предоставит их на эксплуатационные испытания. Тогда же автозавод подписал с Челябинской областью дорожную карту по этому проекту.

Уже в апреле 2022 года МАЗ изготовил опытные образцы 12-метрового и 9-метрового автобусов, работающих на СПГ. Минский автозавод стал первым в странах СНГ, создавшим такие машины и получившим на них официальные ОТТС. В мае автобусы прибыли в Челябинск на испытания.

МАЗ-206945 — это вообще первый газовый автобус среднего класса в линейке Минского автозавода. Он оснащен 200-сильным двигателем Weichai Power WP5NG 200E51 (Евро-5) и автоматической коробкой передач Allison-T270w/Ret

В течение полутора месяцев машины эксплуатировались на различных городских маршрутах Челябинска — возили пассажиров. Местные транспортники проводили замеры расхода топлива, оценивали соответствие заявленных технических параметров. По результатам испытаний выяснилось, что по сравнению с аналогичной техникой азиатских производителей, которая ранее в опытном порядке эксплуатировалась в Челябинске, автобусы МАЗ на СПГ оказались примерно на 40% экономичнее.

В связи с установкой криобака изменилась компоновка салона в задней части — пришлось отказаться от последнего ряда сидений. Общая пассажировместимость МАЗ-206945 — 67 человек. Мест для сидения — 22

Летом прошлого года в соответствии с процедурами федеральных законов были объявлены конкурсы на поставку в Челябинск 33 автобусов большого класса на СПГ и такого же количества на КПГ. В августе МАЗ выиграл конкурс на поставку техники на сжиженном метане, российский ЛИАЗ — на поставку автобусов на компримированном природном газе. До конца года вся техника поступила в парк муниципального перевозчика ООО «Общественный городской транспорт». В декабре автобусы МАЗ-203945 вышли на маршруты.

Фото официального сайта Администрации города Челябинска

Фото паблика «Челябинский транспорт» в соцсети VK.com

Таким образом, Минский автозавод первым в странах СНГ организовал серийное производство пассажирской техники, работающей на сжиженном метане.

Стоит отметить, что ни у ЛИАЗа, ни у холдинга «Бакулин Моторс Групп» пока вообще нет аналогичных машин. КАМАЗ в сентябре 2019 года представил на выставке «Комтранс» в Москве модель НЕФАЗ-5299-40-57 на СПГ, однако это пока опытная машина, которой еще только предстоит пройти испытания, а затем и процедуру сертификации.

Сыграв на опережение, Минский автозавод получил преимущество: когда Челябинск объявил тендер не поставку автобусов на сжиженном природном газе, у конкурентов просто не было требуемой техники.

В 2022 году мэрия Челябинска рассчитывает получить финансирование для покупки еще 100-150 газомоторных автобусов. И здесь у ОАО «МАЗ» неплохие шансы получить новый контракт.

До конца 2022 года 74-й российский регион планирует приобрести в общей сложности более 400 газомоторных автобусов на 4 млрд российских рублей. Кроме Челябинска они будут направлены и в другие города области, где откроют газовые АЗС, обеспечат необходимую инфраструктуру. А вот здесь перспективы для Минского автозавода, к сожалению, уже туманные: российские производители наверняка успеют создать и сертифицировать собственные автобусы на СПГ — конкурировать на равных с ними будет почти невозможно.

Дело в том, что российские муниципальные перевозчики получают государственные субсидии на закупку газомоторной пассажирской техники при условии, что она произведена в РФ. Так, на те же газовые 12-метровые автобусы ЛИАЗ, поступившие в Челябинск осенью прошлого года, субсидия составляла 1 млн 866 тыс. российских рублей за единицу. А на 12-метровые автобусы, работающие на сжиженном метане, субсидия будет еще больше — 2 млн 800 тыс. российских рублей. И на МАЗы она не распространяется, подчеркнул Владимир Дормаш.

Дизайн и размеры МАЗ-103

Кузов автобуса несущий и цельнометаллический, имеет вагонный тип строения. Как крыша, так и боковины автобуса полностью представляют собой цельнометаллические листы, а передняя часть выполнена из стеклопластика. Совместно со вклеенными стеклами это создает оптимальную жесткость кузова с высокой степенью безопасности для пассажиров.

Тип дизайна также можно назвать вагонным. Передняя часть автобуса представлена небольшим бампером, в углы которого интегрированы небольшие «кругляши» противотуманных фар, а над ними с уменьшением размера расположились еще несколько раздельных «кругляшей» ближнего, дальнего света и повторители поворота. Ветровое стекло в центре разделено на две части с большой щеткой очистителя для каждой стороны. В самой верхней части МАЗ-103 находится большое электронное табло рейсоуказателя со сменными маршрутными табличками.

В профиль автобус имеет расширенные колесные арки, большие боковые зеркала заднего вида с вертикальным ориентированием, в верхней части так же находится еще одно табло рейсоуказателя, а подоконная линия ближе к задней части поднимается.

Задняя часть преимущественно закрыта цельным листом металла, есть фальш-решетка радиатора и схожая с передними фонарями задняя оптика.

Габариты соответствуют классу и имеют следующие значения:

  • Длина составляет – 11 985 мм;
  • Ширина – 2 500 мм;
  • Высота находится в диапазоне – 3 120-3 400 мм;
  • Расстояние между осями – 6 140 мм;
  • Полная масса – 18 т.

Автомобиль доступен в двух модификациях. Первая предназначена для городского использования, а вторая для пригородного.

С оглядкой на Европу

Так что же, зря в Минске вкладывались в разработку СПГ-автобусов? Нет, не зря. Во-первых, МАЗ уже поставил в Россию 33 автобуса на сжиженном метане. Во-вторых, руководство Союзного государства, белорусский МИД и посольство Беларуси в РФ обещают, что определенные шаги для сближения двух стран в этом вопросе будут сделаны уже в ближайшем будущем. В-третьих, возникла возможность реализации проекта по организации на территории Челябинской области совместного производства белорусских автобусов, работающих на сжиженном газе. При достижении определенного уровня локализация этого производства на автобусы МАЗ, собранные в Миассе, будут распространяться те же преференции, что и на технику ЛИАЗ, НЕФАЗ, Volgabus. В-четвертых, субсидии не вечны: российские регионы все охотнее закупают газомоторную технику, так как успели убедиться в ее безопасности, экономичности и быстрой окупаемости — господдержку в скором времени могут просто отменить.

Кроме того, спрос на автобусы, работающие на сжиженном метане, начинает расти в Европе. И Минский автозавод, получивший козырь в виде автобуса третьего поколения, сейчас вполне серьезно рассматривает эту перспективу.

Что касается Беларуси, то и здесь не все безнадежно. уже поставила на повестку дня строительство первого на территории Беларуси комплекса малотоннажного производства сжиженного природного газа. В перспективе возможен выход на белорусский рынок концерна «Новатэк», других игроков, которые заинтересованы в развитии этого направления и сами будут предлагать сотрудничество. А как только появится инфраструктура, Минский автозавод сможет предложить широкий ряд техники.

Тяжелые авто для нелегкой работы. В нашей базе объявлений более 7,5 тысяч предложений по грузовикам и автобусам

Достоинства и недостатки

Предприятия из Республики Беларусь постоянно работают над модернизацией технологического процесса и качеством продукции в целом. Направленность деятельности на улучшение технических и эксплуатационных характеристик, а также дизайна автобусов позволяет компаниям выпускать востребованные во многих странах модели. Разнообразие машин, современный узнаваемый привлекательный внешний вид, использование надежных комплектующих и агрегатов, хороший уровень комфорта и безопасности – основные положительные характеристики автобусов производства Беларусь.

Автобус Неман 52012. Фото Википедия

Немаловажным достоинством для многих клиентов является приемлемая стоимость, особенно в сравнении с европейскими аналогами. Удобство эксплуатации, хорошая ремонтопригодность, простота приобретения запчастей, знание специалистов в области обслуживания и ремонта особенностей и слабых сторон моделей – составляющие, обеспечивающие высокий спрос на технику.

Кроме обширного спектра достоинств автобусы обладают также и некоторыми недостатками. В частности, владельцы, водители и пассажиры отмечают не слишком высокое качество сборки, высокий уровень шума и вибрации в салоне, возникновение частых мелких поломок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]