Начало шестидесятых годов XX столетия характеризуются как напряженное время в отношениях между двумя главными мировыми державами: Советским Союзом и США. Обе страны обладали ядерным оружием. 1963 год – Карибский кризис, чуть было не закончившийся обменом ядерных ракет. Мудрость руководителей сверхдержав взяла верх над амбициями, и войны не случилось. Одновременно с этим Советским Союзом разрабатывались защитные средства на случай ядерного нападения противника. Одним из направлений стала разработка автомобиля с защитой от последствий ядерного удара.
Специальный армейский
Если у ПАЗа ведущие мосты и конструкция шасси были оригинальными (хотя и с использованием серийных деталей), то военный автобус 38АСМ, который делали в Воронеже, без затей базировался на узлах ГАЗ-66.
Такие машины собирали в небольших масштабах, и служили они только в воинских частях.
38АСМ на шасси ГАЗ-66
38АСМ на шасси ГАЗ-66
Новый 1986 ГАЗ 66 – с хранения, пробег 1400 км
ГАЗ-66
— советский и российский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2,0 т и кабиной над двигателем. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик в Советской Армии и в народном хозяйстве СССР и России в 1960—1990-е годы.
Конструктор машины — Александр Дмитриевич Просвирнин.
ИСТОРИЯ
Первые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958—1962 гг. (выпущено крайне малое количество) и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развёрнуто с июля 1964 года. В 1968 году грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах (66-01 и модификации).
В 1966 году удостоен Золотой медали на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве. В 1967 году удостоен Золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге. В апреле 1969 ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственныйЗнак качества. ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.
ГАЗ-66 был принят на вооружение в Советской армии, использовался в народном хозяйстве, после распада СССР большое количество ГАЗ-66 стали использовать в Российской армии, в основном в ВДВ и пограничных войсках.
В 1995 году массовое производство ГАЗ-66-11 с модификациями было прекращено. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко», унифицированной с ГАЗ-3307. Последний экземпляр ГАЗ-66-40 сошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено 965 941 экз. семейства ГАЗ-66.
Основные модификации газ-66 и специализированные кузова на его шасси
ГАЗ-66 на советской почтовой марке
- ГАЗ-66-1 (1964—1968) — первая модель без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах
- ГАЗ-66А (1964—1968) — с лебёдкой
- ГАЗ-34 — опытный образец с колёсной формулой 6×6
- ГАЗ-66Б (с 1966) — авиадесантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла
- ГАЗ-66Д (1964—1968) — шасси с коробкой отбора мощности
- ГАЗ-66П — седельный тягач (опытный)
- ГАЗ-66Э (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-66-01 (1968—1985) — базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах
- ГАЗ-66-02 (1968—1985) — с лебёдкой
- ГАЗ-66-03 (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-66-04 (1968—1985) — шасси с экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-66-05 (1968—1985) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкой
- ГАЗ-66-11 (1985—1996) — модернизированная базовая модель
- ГАЗ-66-12 (1985—1996) — с лебёдкой
- ГАЗ-66-14 (1985—1996) — шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности
- ГАЗ-66-15 (1985—1996) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкой
- ГАЗ-66-16 (1991—1993) — модернизированый вариант с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса — односкатные), доработанными тормозами, платформой без надколесных ниш (впоследсттвии устанавливалась также на ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66-40); грузоподъемность 2,3 т
- ГАЗ-66-21 (1993—1995) — народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т.
- ГАЗ-66-31 — шасси для самосвалов
- ГАЗ-66-41 (1992—1995) — с безнаддувным дизелем ГАЗ-544
- ГАЗ-66-40 (1995—1999) — с турбодизелем ГАЗ-5441
- ГАЗ-66-92 (1987—1995) — северный
- ГАЗ-66-96 — шасси для вахтовых автобусов
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Автобусы лаз история
Экспортные
- ГАЗ-66-51 (1968—1985)
- ГАЗ-66-52 (1968—1985) — с лебёдкой
- ГАЗ-66-81 (1985—1995) — для стран с умеренным климатом
- ГАЗ-66-91 (1985—1995) — для стран с тропическим климатом
Специализированные
- АП-2 — автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка.
- АС-66 — санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых.
- ДДА-2 — дезинфекционно-душевая установка, используется в войсковых (иногда в гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделениях.
- ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 — фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты».
- МЗ-66 — маслозаправщик.
- Р-142 — командно-штабная машина
- 3902, 3903, 39021, 39031 — передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике.
- 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 — передвижные клиники.
- ГАЗ-САЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Саранск).
- ГАЗ-КАЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Бишкек, Киргизия).
Автобусы
- НЗАС-3964, Волгарь-39461 — вахтовые автобусы (на шасси устанавливался комфортабельный кузов с креслами для пассажиров).
- АПП-66 — автобус повышенной проходимости, шины с регулировкой давления. Выпускался 172 Центральным автомобильным ремонтным заводом только для нужд Министерства обороны СССР. До 1987 г. выпущено около 8 000 экз.
- ПАЗ-3201, полноприводный вариант ПАЗ-672.
- ПАЗ-3206, полноприводный вариант ПАЗ-3205.
Технические характеристики автомобиля газ-66-11
Тип | Двухосный грузовой автомобиль |
Грузоподъёмность | 4 000 кг |
Разрешенная максимальная масса | 5 940 кг |
Длина | 5 806 мм (с лебёдкой) |
Ширина | 2 322 мм |
Высота по тенту без нагрузки | 2 520 мм |
Высота по кабине с полной массой | 2 490 мм |
Колёсная база | 3 300 мм |
Дорожный просвет | 315 мм |
Колея передних колес | 1 800 мм |
Колея задних колес | 1 750 мм |
Радиус поворота | 9,5 м |
Глубина преодолеваемого брода (по дну) | 0,8 м |
Двигатель | ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный, с жидкостным охлаждением |
Рабочий объём | 4 254 см3 |
Мощность | 120 л.с. |
КПП | механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах |
Раздаточная коробка | С понижающей передачей и отключаемым передним мостом |
Привод | задний или полный |
Колёса | специальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18 |
Давление в шинах | 0,5-3 кг/см2 |
Максимальная скорость с полной массой | 90 км/ч |
Ёмкость топливных баков | 210 л |
Контрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч | 20 |
Марка топлива | бензин А-72, A-76, АИ-80 |
Ёмкость АКБ | 75 А·ч |
Максимальный ток автомобильного генератора | 85 А |
1986 ГАЗ 66 новыйпробег – 1400 км
Боксовое хранение. В идеальном состояние. С птс.
Источник: https://xn--80aafe9bhdrpm.com/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-1986-%D0%B3%D0%B0%D0%B7-66-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B3-1400-%D0%BA%D0%BC-%D1%81-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/
Автобус-вездеход
В 1963-м из кузова ЛАЗ и трехосного шасси ЗИЛ-157 на Тосненском авторемонтном заводе соорудили еще один уникальный автобус (по заказу Министерства автомобильного транспорта).
В машине с колесной формулой 6х6 умещалось 36 сидячих мест. Автобус развивал скорость до 80 км/ч, и легко преодолевал бездорожье — по проходимости ему было мало равных. Но в серию машина по ряду причин не пошла.
Тосно-Гаро на шасси ЗИЛ-157
Тосно-Гаро на шасси ЗИЛ-157
Полноприводный автобус АП-6
Неизвестный первенец.
Полноприводный автобус АП-6.
Денис Дементьев, фото из архива автора и ФГУП «21 НИИИ АТ» МО РФ
Знаете ли вы о самом первом отечественном полноприводном пассажирском автобусе? Готов держать пари, что этот вопрос заведетв тупик даже самого подкованного в отношении истории автолюбителя. И это понятно, ведь пассажирский автобус-вездеход – диковинкав автомобильном мире, даже несмотря на популяризацию у нас «полноприводников» марки ПАЗ. Многие могут сказать, мол, ПАЗ-3201и был первым. Правда знатоки вспомнят 38АС. Хотя на самом деле до недавнего времени этот титул был закреплен за опытным автобусом на шасси ЗИЛ-157 Тосненского авторемонтного завода 1963 года выпуска. Но оказалось, что все лавры принадлежат не им, а автобусу АП-6, изготовленному в 1954 году!
Поводом к написанию этого материала послужила поездка в 21-й Научно-исследовательский испытательный институт Минобороны России, где в анналах архива были случайно найдены несколько отчетов по испытаниям доселе таинственного автобуса, разработанного и выпущенного на Центральном автомобильном ремонтном заводе № 101, об истории которого мы уже рассказывали на страницах журнала. Но в той статье не было ни одного упоминания о АП-6, поскольку тогда не было известно даже о факте существования этого автобуса. Поэтому чтобы восстановить историческую справедливость, мы решили рассказать о нем отдельно, тем более что повод для этого есть и не шуточный – все-таки первый полноприводный пассажирский автобус в СССР. Не каждый день в нашей истории встречаются подобные открытия.
АТАРЗ-63. 1963 г.
Коль скоро речь зашла о полноприводных автобусах, необходимо определиться, а что мы знаем о них? Одно точно – их очень немного. За все время существования отечественного автопрома массовыми, и то с большой долей условности, можно назвать только автобусы ПАЗ-3206 и его предшественников ПАЗ-3201. К ним можно прибавить совсем малочисленные армейские пассажирские автобусы 38АС и АПП-66 на базе шасси ГАЗ-66-01, которые имели кузова вагонного типа. Маниакальные фанаты к этому скудному перечню добавят еще, например, однотипный горноспасательный автобус 66АГ производства ВОЭЗ (г. Луганск). Но на этом и всё! Это красноречиво свидетельствует о том, что подобные конструкции – редкость. Почему так сложилось, что в стране, где одна беда борется за первенство с другой, полноприводные автобусы не получили широкого распространения? На самом деле получили, но в другом, более уродливом качестве – «вахтовок» – этаких неполноценных автобусов, читай грузовиков, у которых на стандартном шасси установлена кривая будка, внутри которой понатыканы сиденья. А вот полноценный автобусный кузов на полноприводной базе советская экономика так и не осилила – несколько тысяч выпущенных автобусов ПАЗ-3201, который пробирался на конвейер долгие годы, так и не стали неотъемлемой частью типичного сельского пейзажа. Поэтому большинство интересных образцов автобусов-вездеходов имели в основном военные корни, в том числе и пионер АП-6.
Назначение
Концепт ГАЗ-66 КЗ-1 был разработан для защиты от последствий применения противником ядерного оружия:
- ударная волна. По данным ученых до 50% энергии взрыва расходуется на воздушную волну. Обтекаемая форма авто должна была защитить от ее воздействия;
- световое излучение. Поток лучистой энергии доходит до 7700 градусов в эпицентре взрыва. Двухслойный пластик с утеплителем должен был защитить от высокотемпературного влияния;
- проникающая радиация. При взрыве выделяются три вида излучения: альфа и бета частицы, гамма-излучение. Для защиты предусматривался кузов, ослабляющий излучение.
Важно!
В результате испытаний сверхобтекаемая форма модификации КЗ-1, близкая к очертанию шара, в три раза повышала сопротивляемость воздействию ударной волны по сравнению с типовым прямоугольным кузовом.
Автомобиль на случай выживания после ядерного взрыва должен иметь полный привод, жесткую рамную конструкцию, мощный мотор, обтекаемую форму, материал кузова должен защищать от основных поражающих факторов. Разработанная модель ГАЗ-66 КЗ-1 отвечала всем поставленным задачам. Конструкция отличалась простотой, имела большой рабочий ресурс.
Характеристики
Представляет небольшой автобус круглой бочкообразной формы с маленькими окнами. Построен на базе шасси машины ГАЗ-66 с полным приводом. Монолитная бескаркасная конструкция герметичного кузова выполнена из двухслойных стеклопластиковых панелей. Между слоями пластика располагался утеплитель-пенопласт.
ГАЗ-66 в качестве основной рамы отвечает военным требованиям по габаритам, надежности, прочности, эксплуатации в разных дорожных и климатических условиях. Мощный двигатель, оснащенный агрегатом из восьми цилиндров, полный привод дают повышенную проходимость. Система регулировки давления в шинах, высокий клиренс делают возможным езду по бездорожью, при высоте снежного покрова 0,8 м, преодолеть уклон местности 22 градуса в песчаных грунтах. Благодаря рамной конструкции автомобиль имеет большой запас прочности.