15-метровые городские автобусы «Волжанин-6270 СитиРитм-15», ГолАЗ-6228-010 и МАЗ-107-065

Городские электрички-2: взгляд перевозчика

Андрей Филиппов, фото автора

Тест-драйв 15-метровых городских автобусов, находящихся в эксплуатации в московских автобусных парках, вызвал неоднозначную реакцию автобусных производителей. Главная претензия – тест пролоббирован МАЗом. Учитывая, что задача была беспристрастно оценить автобусы с точки зрения пассажиров, такая реакция вызвала у меня недоумение. И хотя не все восприняли статью как заказную (представители «Укравтобуспрома», например, оценили такой подход как достаточно профессиональный), во второй части, посвященной технической начинке 15-метровых, было решено рассказать и о мнении тех, кто непосредственно работает на этих машинах…

Во главе салона

Темой нашего рассказа являются 15-метровые городские автобусы «СитиРитм-15», ГолАЗ-6228 и МАЗ-107-065. Кабины этой троицы в соответствии с московскими особенностями перевозок в шоферской среде именуются маленькими, т. е. не имеют отдельного выхода на улицу. Оставив в стороне фактор «нравится – не нравится», давайте оценим, что видит со своего места «командир корабля» при необходимости поворота налево или направо с второстепенной дороги. Какой там пешеход – автокран «Кировец» можно не увидеть! И это при полной прозрачности стекол и отсутствии пассажиров, толпящихся на передней площадке. А говорим – безопасность превыше всего!

Есть вопросы и к системе зеркал. Если салонные удобны во всех машинах, то с наружными сложнее. При пользовании вынесенной вперед левой линзой ГолАЗа нужно меньше крутить головой, но чтобы протереть ее от грязи, придется выйти на улицу. У «Волжанина» и МАЗа для этого достаточно лишь открыть форточку, к тому же на «107-м» окно в районе зеркала оснащено дополнительным обогревом. В остальном к обзорности претензий нет, но лично мне больше понравился ГолАЗ по принципу «высоко сижу – далеко гляжу».

Компоновка кабин различна, и говорить о преимуществах той или иной схемы довольно сложно. Во всех автобусах можно найти место для складирования «полезных мелочей», причем в «СитиРитм-15» для этого используется ниша, предназначенная для обзора в дополнительное окошко в правом углу. Так как на практике пользоваться им оказалось невозможно, водители нашли более рациональное применение этой конструкции. Кабина ГолАЗа кажется самой маленькой, но при этом в ней все под рукой – на панели даже нашлось место для магнитолы. А вот место над головой используется довольно бестолково, там только лампа освещения.

В МАЗ-107 над головой запираемый отсек для вещей и ниши для магнитолы и речевого информатора, пользоваться которыми можно не вставая с кресла. За спиной свободно вповесишь дубленку. Думаете, вот он, лидер? Как бы ни так. На распластанной панели приборов не нашлось места ни для углублений, ни для подстаканников, ни для дефлекторов, направляющих воздух на водителя. Даже путевку приткнуть некуда. Вот и переходит порой чувство простора в ощущение голого поля…

И еще один общий недостаток – на всех этих автобусах для защиты водителя от солнечных лучей проведена «доработка по месту». Может, конструкторам все же попытаться придумать иную конфигурацию противосолнечной шторки?

О производителе

Завод был основан в 1993 году, в первые несколько лет предприятие специализировалось на сборке автобусов из машинокомплектов Ликинского автобусного завода. В 1995-ом начался выпуск техники туристического класса, разработана модель для междугородных поездок 5268. С 1995 по 1997 велись работы по созданию и сборке опытных образцов Волжанин-5270. В 1998-ом проведена сертификация производства по международной системе качества ISO 9001, получен сертификат на разработку и производство автобусов TUV CERT.

В 1999-ом начат серийный выпуск автобусов под торговой маркой «Волжанин». В 2000-ом стартовал серийный выпуск пригородных и междугородных моделей. В 2003-ем создан (!впервые в России) 15-метровый междугородный лайнер на шасси Scania. В 2004-ом создан опытный образец малого автобуса на шасси ТАТА – «Волжанин-3290». В 2006-ом создан первый в РФ полностью низкопольный автобус с кузовом из алюминиевого сплава «СитиРитм».

Автобус СитиРитм-15. Фото Википедия

В 2006-ом Волжанин стал первым российским заводом, представившим свой автобус на всемирной выставке коммерческого транспорта «IAA» в немецком Ганновере, а в 2007-ом – в главной мировой выставке «Busworld» в городе Кортрийк (Бельгия). Несмотря на успехи предприятия и его продукции в 2007 году выпуск автобусов под торговой маркой Волжанин прекращается. Тогда же предприятие входит в холдинг Volgabus.

Железо как оно есть

Конструкция 15-метровых машин не очень отличается от более коротких. Самая характерная деталь, позволяющая определить длину автобуса – дополнительная 3-я ось. У «Волжанина» и ГолАЗа ось управляемая и угол ее поворота зависит от направления передних колес. У МАЗа ось самоустанавливающаяся. Но кажущаяся простота оборачивается ненужными проблемами. Дело в том, что для движения задним ходом необходимо предварительно проехать немного вперед, чтобы колеса встали прямо и при включении задней передачи стопорный палец зафиксировал их в этом положении. В противном случае передача просто не включается, поэтому транспортники такую систему не очень жалуют.

Конструкции 2-й ведущей оси тоже различаются, они находятся в прямой зависимости от выбранной схемы изменения уровня пола. Отдельно рассматривать их не буду, лишь отмечу, что применяемый на «Волжанине» портальный мост самый дорогой.

Заслуживает внимания и тот факт, что подвеска каждого автобуса отличается размещением пневморессор, амортизаторов, креплением реактивных тяг. Даже расположение стабилизаторов поперечной устойчивости различно. У «Волжанина» они установлены на 1-й и 2-й осях. На ГолАЗе стабилизатор ведущей оси отсутствует, зато он есть на 3-й, управ­ляемой.

В конструкции моторного отсека тоже есть свои особенности. Двигатели волжской и минской машин смещены влево. Причем шахтная компоновка позволила в МАЗе компактно поместить радиатор рядом с двигателем, а не тянуть к нему длинные шланги и ремни на привод вентилятора охлаждения, как в «СитиРитм-15». Центральное расположение двигателя в ГолАЗе продиктовано использованием готового шасси Scania.

Технические характеристики автобусов

«Волжанин-6270 СитиРитм-15»ГолАЗ-6228-010МАЗ-107-065
Колесная формула6х2х46х2х46х2х4
Полная масса, кг23 80024 00024 500
Снаряженная масса, кг15 28014 30014 300
Пассажировместимость, чел./ в том числе для сидения116/ 34147/ 37145/ 25
Допустимая нагрузка, кг:
  • 1-й оси
  • 2-й оси
  • 3-й оси
7000 11 200 65006500 11 500 60006500 11 500 6500
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
Deutz BF6M1013FC, турбодизель I-6 7145 272 при 2520 мин-1 1050 при 1400 мин-1Scania DC 9 03, турбодизель, I-6 8974 300 при 1900–2000 мин-1 1400 при 1100–1300 мин-1MB OM 906LA, турбодизель, I-6 6374 279 при 2200 мин-1 1100 при 1200–1600 мин-1
Коробка передачZF Ecomat 2 plus 6 HP502C, ГМПZF 5 HP602C, ГМПVoith Diwa D 851,3E, ГМП
ПодвескаПневморессорыПневморессорыПневморессоры
Тормозная системаПневматическая, двухконтурная, с ABSПневматическая, двухконтурная, с ABSПневматическая, двухконтурная, с ABS
Минимальный радиус разворота, м12,51212,5
Вместимость топливного бака, л250238220

Сфера применения

Волжанин-6270 – это городской автобус повышенной вместимости, предназначенный для работы на муниципальных маршрутах. Учитывая особенности конструкции, транспорт может применяться и для междугородних перевозок, на что указывает низкопольный профиль и дополнительная дверь посередине.

Идея создания 15-метровых автобусов обсуждалась уже давно. Разработчики рассматривали опыт европейских транспортных компаний, которые использовали автобусы такой длины на междугородних линиях. Речь идёт о трёхосных моделях NEOPLAN и MERCEDES. Устойчивость таким машинам придавало согласованное положение мостов во время движения. Взяв это за основу, волжские конструкторы разработали собственную трёхосную модель автобуса для городских пассажирских перевозок. Первые автобусы выпускались на колёсном шасси SCANIA, от которого впоследствии отказались.

Субъективный взгляд специалиста

После длительной эксплуатации устаревших автобусов Ikarus и ведущих свою родословную с 1980-х ЛиАЗ-5256 впечатление от 15-метровых, конечно, хорошее. Но чтобы узнать, насколько они хороши в действительности и какие у них недостатки, я побеседовал с заместителем главного инженера транспортного предприятия Игорем Анатольевичем Колягиным.

А.Ф.: Насколько комфортны кабины?

И.К.: Они достаточно удобны. Только в «Волжанине» возникает чувство дискомфорта из-за того, что правый угол кабины стеклянный. Но это быстро решается установкой штор.

А.Ф.: А как обстоят дела с обзорностью?

И.К.: Обзорность у всех моделей хорошая. В ГолАЗе справа в кронштейн вмонтировано дополнительное зеркало для наблюдения за передним колесом и 1-й дверью – очень удобно. В других автобусах приходится устанавливать подобное зеркало самостоятельно, а в «СитиРитм-15» правая линза при определенной посадке водителя бликует в перегородке или исчезает за ней полностью.

А.Ф.: Какой автобус водителям нравится больше?

И.К.: В целом все машины хорошие. Однако в предельно ограниченном пространстве ремзоны с автобусом МАЗ больше проблем, он менее маневренный.

А.Ф.: Раз упомянули ремонтные мастерские, то насколько удобно проводить ЕТО?

И.К.: К «Волжанину» и ГолАЗу претензий нет. А вот чтобы долить охлаждающую жидкость в МАЗ, необходима лестница. Расширительный бачок находится слева в шахте двигателя, под самой крышей. И если в парке это еще терпимо, то при утечке ОЖ на линии техпомощь везет лестницу с собой, а потом ставит ее на проезжей части. В условиях городской толчеи – очень опасное решение.

А.Ф.: А как обстоят дела с крупными поломками и есть ли какие-нибудь «врожденные болезни»?

И.К.: Конечно, не без этого. В «Волжанине» очень плотная компоновка моторного отсека, и чтобы добраться до патрубков и шлангов, нужны изрядная гибкость и сноровка. Усложняет задачу то, что люки отсеков маленькие и к тому же закручены на болты, которые постоянно срываются. Очень «радует» слесарей антресоль возле 1-й двери и постоянно текущие сальники редуктора ведущего моста.

На ГолАЗ-6228 применено полностью скомплектованное шасси Scania L94UB 6х2х4 с собственным силовым агрегатом, а на Голицынском заводе только производят монтаж кузова. Иностранный силовой агрегат и КП достаточно надежны, но и они требуют обслуживания, а иногда и ремонта. Так, натяжные ролики ремней выходят из строя через 150–200 тыс.км, а заменить их дорого. К тому же, как выясняется, дотянуться до отдельных узлов (например к некоторым патрубкам системы охлаждения) довольно сложно. Если говорить о кузове, то иногда отклеиваются стекла. Довольно часто выходят из строя механизмы дверей и их электропроводка. К тому же кнопка управления 1-й дверью снаружи расположена в левом боковом люке – хочешь попасть внутрь или закрыть дверь, выходи на дорогу. Но определенно радует, что сложная система климат-контроля достаточно надежная и все ее поломки сводятся к неисправностям регулировочных электроклапанов в системе охлаждения.

В МАЗе много претензий к ненадежной системе управления 3-й поворотной осью. К тому же по аналогии с МАЗ-103 после пробега 250–300 тыс. км ожидается разрушение редуктора ведущего моста.

А.Ф.: Какой же автобус удобнее при проведении обслуживания и ремонта?

И.К.: ГолАЗ и МАЗ.

А.Ф.: Если бы была возможность перевести парк на одну модель, какой бы автобус выбрали лично Вы?

И.К.: Если убрать «врожденные болезни», то ГолАЗ. На втором месте МАЗ, на третьем «Волжанин». Но эта оценка субъективная и содержит много факторов, на которые можно смотреть по-разному. В любом случае 15-метровые одиночные машины ничем не уступают сочлененным, а в некоторых вопросах даже превосходят их.

Отрывок, характеризующий Волжанин-6270

– Князь, я вас не звал к себе, идите, пожалуйста, идите! – Он вскочил и отворил ему дверь. – Идите же, – повторил он, сам себе не веря и радуясь выражению смущенности и страха, показавшемуся на лице князя Василия. – Что с тобой? Ты болен? – Идите! – еще раз проговорил дрожащий голос. И князь Василий должен был уехать, не получив никакого объяснения. Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свои именья. Его новые братья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить его в его новой деятельности. Дело Пьера с Долоховым было замято, и, несмотря на тогдашнюю строгость государя в отношении дуэлей, ни оба противника, ни их секунданты не пострадали. Но история дуэли, подтвержденная разрывом Пьера с женой, разгласилась в обществе. Пьер, на которого смотрели снисходительно, покровительственно, когда он был незаконным сыном, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи, после своей женитьбы, когда невестам и матерям нечего было ожидать от него, сильно потерял во мнении общества, тем более, что он не умел и не желал заискивать общественного благоволения. Теперь его одного обвиняли в происшедшем, говорили, что он бестолковый ревнивец, подверженный таким же припадкам кровожадного бешенства, как и его отец. И когда, после отъезда Пьера, Элен вернулась в Петербург, она была не только радушно, но с оттенком почтительности, относившейся к ее несчастию, принята всеми своими знакомыми. Когда разговор заходил о ее муже, Элен принимала достойное выражение, которое она – хотя и не понимая его значения – по свойственному ей такту, усвоила себе. Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж есть крест, посланный ей от Бога. Князь Василий откровеннее высказывал свое мнение. Он пожимал плечами, когда разговор заходил о Пьере, и, указывая на лоб, говорил: – Un cerveau fele – je le disais toujours. [Полусумасшедший – я всегда это говорил.] – Я вперед сказала, – говорила Анна Павловна о Пьере, – я тогда же сейчас сказала, и прежде всех (она настаивала на своем первенстве), что это безумный молодой человек, испорченный развратными идеями века. Я тогда еще сказала это, когда все восхищались им и он только приехал из за границы, и помните, у меня как то вечером представлял из себя какого то Марата. Чем же кончилось? Я тогда еще не желала этой свадьбы и предсказала всё, что случится. Анна Павловна по прежнему давала у себя в свободные дни такие вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать, вечера, на которых собиралась, во первых, la creme de la veritable bonne societe, la fine fleur de l’essence intellectuelle de la societe de Petersbourg, [сливки настоящего хорошего общества, цвет интеллектуальной эссенции петербургского общества,] как говорила сама Анна Павловна. Кроме этого утонченного выбора общества, вечера Анны Павловны отличались еще тем, что всякий раз на своем вечере Анна Павловна подавала своему обществу какое нибудь новое, интересное лицо, и что нигде, как на этих вечерах, не высказывался так очевидно и твердо градус политического термометра, на котором стояло настроение придворного легитимистского петербургского общества.

Право выбора

Информацию о цене «Волжанина» непосредственно с завода получить не удалось. Поэтому приводим данные из Интернета – 6 527 000 руб. Не мало, однако.

ГолАЗ-6228 стоит гораздо дешевле – 5 900 000 руб. Гарантия и периодичность обслуживания практически аналогична волжской машине – 1 год и 40 000 км соответственно.

Белорусский автобус сейчас доступен только в пострестайлинговом виде за 4 820 000 руб. Заводская гарантия закончится через 1 год при условии, что будет соблюдаться межсервисный интервал 30 тыс. километров.

Естественно, при выборе той или иной машины каждому транспортнику придется учитывать огромное количество факторов: протяженность маршрута, расстояние между остановками, наличие нормальных дорог, возможность оперативного переключения подвижного состава, его унификации и т. д. и т. п. Но все равно определяющими в этом списке будут плотность пассажиропотока, выгодность эксплуатации и, конечно, цена. Именно на эти три вопроса мы и постарались ответить…

Редакция благодарит ГУП «Мосгортранс» и 16-й автобусный парк г. Москвы за помощь в подготовке статьи

Байки для VIP

Для полноценной характеристики этих автобусов стоит отметить один момент, не имеющий непосредственного отношения к конкретным модификациям, но дающий более полную картину.
Волжанин «СитиРитм-15» – последователь первого городского 15-метровика «Волжанин-15М». В нем учтены недостатки первенца. Пока машина выпускается именно в таком виде, в каком представлена в статье.

ГолАЗ-6228 является первой и единственной моделью «горожанина» из Голицыно. Его модернизация в ближайшее время не планируется, и при заказе вы получите автобус, практически не отличающийся от описанного.

Протестированный МАЗ-107 – один из первых автобусов данной модели. В прошлом году была проведена достаточно серьезная модернизация машины, коснувшаяся внешнего вида, системы вентиляции и отопления, планировки салона. Так что если задумаете пополнить парк «длинномерами» из Минска – получите немного другую технику.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]