Технические характеристики пожарных КамАЗов


Конструктивные особенности

В отличие от аналогов, выпускаемых другими производителями, Камский автозавод предлагает потребителям широкий модельный ряд пожарных машин.

Они отличаются параметрами, специальными возможностями, потому перекрывают все возможные потребности.

Особенности пожарных автомобилей КамАЗ:

  1. Наличие 2 десятков модификаций автоцистерн, которыми комплектуются машины. Их объем — 3-12 м³.
  2. Неприхотливость обслуживания.
  3. Восприимчивость разных типов топлива.
  4. Эффективность выполнения поставленных перед экипажем заданий.

Преимущества и недостатки

Основные преимущества модели:

Массивный бампер. Выступает в качестве дополнительной защиты при ДТП, играя роль буфера и смягчая удар.

  1. Практически исключены мертвые зоны. Большой угол обзора для водителя.
  2. Пневматическая подвеска и система регулировки сиденья.
  3. Настройка рулевой колонки по высоте.
  4. 2 вида двигателей.
  5. Качественная резина и колесная формула для езды по любой местности.

Основные недостатки:

  1. Часто возникает неисправность в масляной магистрали: появление масла в дигателе или в сальниках. Исправить ситуацию можно, заменив гидроусилитель на новый.
  2. Подушки, на которых стоит кузов, плохо закреплены и ломаются при опускании груза.
  3. Двигатель, не устойчивый к погодным факторам.
  4. Частная поломка тормозных механизмов.
  5. Кресло вызывает дискомфорт при длительной поездке, а система микроклимата в кабинете работает неравномерно. Таким образом, данная модель не подходит для езды на большие расстояния.

Технические характеристики

Важным для спецмашины является ее маневренность и проходимость. Оба параметра решены КамАЗом путем использования в пожарных машинах разных по колесной формуле шасси:

  • 4х2, 4х4;
  • 6х4, 6х6;
  • 8х4, 8х8.

Имеют значение для выполнения задач:

  • показатель грузоподъемности, для основных баков под воду — 2,5-12 т воды;
  • наличие дополнительных баков, соответствующих по объему основным, для пенообразующих веществ емкостью — 170-580 л;
  • габариты пожарной машины, влияющие на уровень оснащения агрегатов: размер несущей рамы — 4,7-8,1 м;
  • длина — 7,65-11,00 м;
  • ширина — 2,5;
  • высота — 2,9-3,75;
  • общий вес — 10,90-25,20 т;
  • длина напорных рукавов — 348-420 м;
  • комплектация разными по мощности (185-400 л. с.) силовыми агрегатами собственного (КамАЗ) производства и Cummins, отвечающими Евро-4;
  • надежные пневматические тормоза;
  • легкое благодаря гидроусилителям управление машинами;
  • производительность насоса, подающего воду — 20-70 л/с;
  • количественный состав расчета — 3,7 человек (включая водителя);
  • скорость передвижения — 80-100 км/ч.
  • Выпускается на базе КамАЗа аэродромный пожарный вариант машины. Это модели:

    1. AA-40 (189), способная тушить загоревшиеся самолеты, авиационное топливо, конструкционные и отделочные материалы летательных аппаратов. У нее 154-киловаттный двигатель, скорость передвижения — 85 км/ч, экипаж из 3 человек, 3975 л — запас воды и 250 л — пенообразователя, 248 м напорных рукавов, насос, выдающий 40 л/с, вес — 15,87 т, габариты — 9,6 х 2,5 х 3,6 м.
    2. АА-60 (299.01). Аэродромный вариант пожарной машины на базе КамАЗ 43118. Передвигается со скоростью 90 км/ч. Имеет 7 м³ воды, 840 л пенообразователя, мотор КамАЗ-740 (260 л. с.), углекислотную установку с зарядом 56 кг.

    Автомобильная спецтехника

    Автомобиль – преимущественный тип транспорта для борьбы с авариями и возгораниями. Он отличается повышенной проходимостью по существующим типам покрытий, грузоподъемностью, доступностью легкого переоборудования под требуемый тип применяемых механизмов. Минимальных внесений в конструкцию достаточно, чтобы получить универсальное приспособление для борьбы с пожарами как в крупных городах, так и в условиях дикой природы. АЦ КамАЗ модели оборудуются лестницами для подъема на верхние этажи зданий, коленчатыми или телескопическими подъемниками, средствами для проведения аварийно-спасательных работ.

    Машин на базе КамАЗ, используемых для нужд МЧС, насчитывается приблизительно 20 разновидностей, отличающихся колесной формулой, особенностями шасси, применяемым оборудованием, габаритами, колесной формулой и другими вещами. Их применение покрывает нужды спасателей в самых тяжелых условиях для проведения аварийно-спасательных работ. Транспорт рассматриваемого бренда отличается высоким уровнем надежности, проходимостью, ремонтопригодностью, относительно невысокой стоимостью по сравнению с импортными аналогами.

    Популярные модели

    Модельный ряд машин, выпускаемых КамАЗом для тушения пожаров, обширный. В нем присутствуют модели, которыми укомплектовано большинство пожарных расчетов, обеспечивающих безопасность жилья соотечественников. Есть предназначенные для выполнения задач на крупных промпредприятиях, на объектах повышенной опасности, в аэропортах.

    КамАЗ-43118

    Пожарные автомобили КамАЗ-43118 самые востребованные среди потребителей. Их назначение — оперативно доставить к месту пожара боевой расчет (6 человек с водителем) и огнетушащие вещества. Машины имеют колесную формулу 6х6, представлены 3 комплектациями, отличающимися объемом автоцистерн для воды:

    • марка 6,0-40 (24АВР) емкостью 6 м³ (базовая машина);
    • 7,0-70 (62ВР) — 7;
    • 8,0-40 (24ВР) — 8;
    • 9,0-40 — 9.

    Технические характеристики пожарного автомобиля КамАЗ 43118:

    • экологический класс – 4;
    • габариты – 8800х2550х3600 мм;
    • полная масса – 20,9 т.

    Пожарный КамАЗ-43118 может участвовать в тушении пожаров как отдельная боевая единица либо в качестве насосной установки при работе с другими автоцистернами. Благодаря высокой проходимости автомобиля его можно использовать в любой местности, даже на труднодоступных участках. Все детали пожарного автомобиля универсальны и взаимозаменяемы с другими серийными моделями КамАЗа.

    Спецавтомобиль укомплектован:

    1. Силовым агрегатом мощностью 221 л. с., обеспечивающим скорость передвижения — 90 км/ч.
    2. Пожарным насосом НЦПН-70/100 с АВС01Э. Он размещен в задней части, имеет производительность 70 л/с, способен выдавать мощную струю воды на расстояние 100 м.
    3. Цистерной и баком для пенообразователя (500 л), изготовленными из нержавейки и покрытыми слоем утеплителя. Они по бокам защищены алюминиевыми листами. Установленные внутри цистерны перегородки из нержавеющей стали – так называемые «волноломы» — обеспечивают быстрое гашение колебаний жидкости во время движения автомобиля.
    4. Просторной кабиной боевого расчета из морозостойкого пластика.

    Комплектация пожарного КамАЗа 43118 предполагает установку кабины боевого расчета, состоящую из двух модулей, соединенных друг с другом с помощью системы двойных уплотнений. Такая конструкция позволяет разместить до 6 человек, учитывая и водителя, и обеспечивает возможность быстрого размещения и высадки людей, их комфорт и безопасность во время движения. Все сиденья откидные, оборудованы ремнями безопасности. В спинках размещены крепления для установки дыхательных аппаратов. Для комфорта людей в салоне можно установить дополнительный воздушный обогреватель, подключив его от топливной системы.

    КамАЗ-43253

    На базе КамАЗ-43253 выпускается 2 модели пожарных машин с 1 и 2 кабинами, в которых размещается водитель и, соответственно, 2 и 6 членов расчета. Обе имеют колесную формулу — 4х2, используются в небольших населенных пунктах, на промышленных предприятиях. Оборудованы цистернами 40/4 и 40/5, вмещающими 4 и 5 м³ воды, и баками для пенообразователя на 400 и 420 л.

    Агрегаты имеют:

    • габариты — 7,70х2,50х3,45 и 7,70х2,50х3,20 м;
    • вес — 15,50 и 14,65 т;
    • дизельные моторы мощностью 176 кВт;
    • максимальную скорость передвижения — 80 и 90 км/ч;
    • насосы марки Розенбауэр NH-30 с напором 100 м, способные за секунду подавать 40 л воды;
    • 348 м напорных рукавов;
    • 2 лафетных ствола для подачи воды и пены, 6 ручных.

    КамАЗ-5387

    КамАЗ-5387 пожарный — полноприводный, с повышенной проходимостью, колесной формулой 4х4. Имеет габариты 7,40х2,53х3,50 м. Отличается:

    • маневренностью, позволяющей работать в плотной застройке;
    • новым насосом с большей производительностью;
    • возможностью установки рукавной катушки со шлангом длиной 80 м;
    • насосным отсеком, который закрывается откидной дверью, служащей защитным козырьком для оператора.

    Оборудован:

    • 3200-литровой цистерной для воды;
    • 200-литровым баком под пенообразователь;
    • стационарным лафетом с поворотом по горизонту на 225°, по вертикали — 65°;
    • лебедкой с тросом длиной 25 м, с 6-тонным усилием тяги;
    • осветительной телескопической мачтой;
    • двигателем CUMMINS 6ISLe — C340 (Евро-4) на 328 л. с.

    КамАЗ-65115

    На шасси создано 2 пожарные машины:

    1. АП-5, предназначенная для порошкового тушения. Используется при пожарах на газовых фонтанах, при возгорании легковоспламеняющихся жидкостей. Ее ТТХ: Общий вес — 18,3 т.
    2. Боевой расчет (включая водителя) — 3 человека.
    3. Габариты — 8,60х2,50х3,60 м.
    4. Огнетушащий порошок — П-2АП, ПСБ-3 массой 5 т.
    5. Рабочий газ — азот, воздух.
    6. 1 лафетный ствол с дальностью струи до 34 м.
    7. 2 ручных порошковых ствола с дальностью струи — 15 м.
    8. Ручное управление.
    9. Возможность поворота ствола влево/вправо на 90°, вниз/вверх на -10…+45°.
  • АЛ-50 КамАЗ-65115. Это автолестница которую, как и АЛ 30, используют при тушении пожаров и эвакуации людей, но с объектов высотой до 50 м. У агрегата:
      Дизельный двигатель (280 л. с.).
  • Скорость передвижения — 80 км/ч.
  • Вылет стрелы — 20 м (она оборудована люлькой).
  • Круговой поворот стрелы.
  • Грузоподъемность люльки — 100 кг.
  • Масса — 22,0 т.
  • Габариты — 11,50х2,50х3,45.
  • Основные требования к базовым шасси пожарных автомобилей

    Противопожарная техника разрабатывается на базе грузовых автомобилей. Исключение составляют машины, эксплуатируемые в нестандартных условиях. В таком случае под заказ создают новые модификации. Пожарные автомобили разрабатывают на полноприводных или неполноприводных шасси. Скоростные и тяговые требования к последним прописаны в ГОСТе 21398-89. Регламент полноприводных систем основан на нормативно-технической документации конкретной модели ПА. Обязательное условие для них – комплектация шинами для передвижения по грунтовым дорогам. В число основных требований входит также и наличие на ведущих колесах системы подсоединения противоскользящих цепей (при двускатной ошиновке крепления цепи ставятся на каждое колесо).

    От базы зависит величина общей массы ПА. Она не должна превышать 95% от максимально предусмотренной общей массы для данного типа конструкции. При этом если автомобили были разработаны до вступления в силу ГОСТа 21398-89, допускается использование полной массы, но только по согласованию с изготовителем шасси. Отдельно просчитывается количество мест боевого расчета. Нагрузка при этом берется из расчета массы человека 75 кг плюс дополнительно 10 кг специального снаряжения.

    Одна из ключевых систем шасси пожарного автомобиля – двигатель. Как правило, в эксплуатацию ГПС поступают машины с бензиновым или дизельным поршневым мотором. Реже в комплектацию входит газотурбинный двигатель, но только при условии, что его ресурс не меньше поршневого. Объем топливного бака рассчитывается исходя из необходимости обеспечения непрерывного пробега автомобиля минимум 400 км.

    К базовому шасси ПА предъявляют требования по установке механизма отбора мощности, благодаря которому работает насос. Компоновка должна предусматривать использование системы обогрева кабины боевого расчета и кузова с размещенным на нем оборудованием. При отборе мощности на привод насоса двигатель и трансмиссия должны обеспечивать непрерывную работу спецсистем в течение минимум 6 часов с поддержанием температуры масла и уровня охлаждающей жидкости в установленных технической документацией пределах.

    Тормозная система, используемая при оборудовании пожарных машин, должна соответствовать ГОСТу 22895. При пневматической системе со стояночным тормозом, работающим на пружинном аккумуляторе энергии, обязательно наличие устройства, которое обеспечивает рабочее давление в этой системе в режиме ожидания. Недопустимо падение более 60% от номинального показателя в течение суток.

    Система электрооборудования базового шасси для пожарных автомобилей разрабатывается с учетом требований ГОСТов 3940; 6964; 8769; 10984 и 20961. Одно из условий – установка выключателя аккумуляторных батарей. Сами же аккумуляторные батареи устанавливают только в защищенных от попадания грязи местах с возможностью дополнительного утепления. В систему электрооборудования должно входить устройство для подключения зарядного устройства для подзарядки аккумулятора в стационарном положении.

    Источник питания базового шасси пожарного автомобиля должен обеспечивать работу дополнительных электропотребляющих систем, таких как маяки, прожекторы, радиостанции. В таких случаях предусматривается отдельный вывод (розетка) напряжения 12 В. Дополнительные розетки могут быть установлены вне кабины.

    Шасси оборудуются тягово-сцепными и буксирными устройствами, а также задним буфером безопасности. Наружное покрытие частей шасси, используемого для производства пожарных автомобилей, должно совмещаться с информативной окраской, принятой для маркировки ПА.

    В комплектацию шасси также входит: запасное колесо, комплект инструментов для проведения текущего ремонта, комплект запасных частей в зависимости от типа ПА, огнетушитель, аптечка, противооткатные упоры.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]