Главная Бренды МАЗ МАЗ-5516
МАЗ-5516 – большегрузный грузовой автомобиль, выпускающийся на Минском Автомобильном заводе. Первая модель сошла с конвейера в 1994 году, однако грузовик не потерял своей актуальности. Благодаря своей простоте, надежности, неприхотливости, достаточно универсален – машину используют в строительстве, сельском хозяйстве, и выполнении городских работ (уборка улиц, вывоз мусора и т.д.). Автомобиль способен перевозить до 20 тонн сыпучего груза.
Дизайн и модификации
Грузовик имеет аскетичный, несколько устаревший внешний вид. Машина получила кабину прямоугольной формы со скругленными гранями, массивную черную решетку, на которой располагается хромированный логотип Минского Автомобильного Завода. На переднем прямоугольном массивном бампере расположена головная оптика.
Благодаря бескапотной компоновке грузовика, водитель получает хороший обзор.
Опционально на крышу грузовика МАЗ-5516 может устанавливаться антикрыло, проблесковые маячки либо дополнительные световые приборы. Передние грани кабины также оснащаются аэродинамическими накладками.
Дизайн выполнен в форме неправильной трапеции. С внешней стороны грузовая емкость оснащается вертикальными ребрами жесткости.
Для удобства водителей, по бокам кабины предусмотрены достаточно эргономичные ступеньки, благодаря которым, можно быстро попасть внутрь салона.
Авто может оснащаться двумя видами кабины:
- Короткой;
- Удлиненной со спальным местом.
Внимание! На базе грузового шасси автомобиля создают машины сельскохозяйственного предназначения, в частности, зерновозы (конструкция этого автомобиля предусматривает высокие борта кузова, и возможность двусторонней разгрузки грузовой емкости).
Кабина МАЗ-5516
Интерьер салона достаточно аскетичен и скромен. В качестве основного материала отделки используется серый «грубый» пластик. Сиденья отделаны в меру жесткой тканью. Что касается качества сборки салонной обшивки, она достаточно посредственна – в эксплуатации грузового автомобиля, внутри появляются постукивания, скрипы, и хрусты.
Приборная панель встречает водителя таким же аскетизмом, что и все салонное пространство – набор необходимых приборов и органов управления, стандартная печка. В некоторых модификациях грузовик комплектуют штатным радиоприемником, или ограничиваются аудиоподготовкой.
К плюсам кабины можно отнести ее размеры – компактная снаружи, она достаточно просторная внутри. Это относится как к коротким, так и удлиненным версиям кабины. Последняя оснащена полноценным и достаточно удобным спальным местом, что является для водителей-экспедиторов МАЗ-5516 настоящим спасением при перевозке грузов на большие расстояния.
Водители могут отрегулировать зеркала заднего вида таким образом, что практически не останется не просматриваемых мертвых зон, это вкупе с отличным обзором, повышает комфорт и безопасность работы на грузовике.
К прочим плюсам салонного интерьера также относят:
- Высоко посаженное, оснащенное отдельной рессорной системой кресло водителя. Оно также регулируется по вылету и наклону спинки. Удобное, эргономичное и высокое кресло способствует хорошему обзору, и снижает усталость водителя, даже при длительных поездках. Рессорная система гасит лишние вибрации для комфортного управления;
- Водители могут отрегулировать рулевую колонку по углу наклона и вылету, что позволяет с комфортом использовать большегрузный автомобиль даже габаритным водителям;
- Для безопасности водителей и пассажиров, в машине предусмотрены ремни безопасности;
- Салонное пространство оснащено полками и нишами для личных вещей, инструментов и документации. Также предусмотрены занавески или перегородки, которые отделяют «вещевой блок» от остального кабинного пространства;
- Кабина МАЗ-5516 обладает средними по качеству шумоизоляцией и теплоизоляционной защитой (первые модели не могли похвастать этими качествами от слова совсем). На машинах для дальних путешествий, устанавливается автономный обогреватель.
Внимание! Грузовик штатно оснащается предпусковым подогревателем силовой установки, что существенно облегчает эксплуатацию в сильных морозах.
МАЗ-54323: Зависимость скорости и высоты седла от радиуса колес
Когда попадается хороший заказ, а машина превышает дорожный габарит по высоте, то первым делом водители пытаются уменьшить высоту седла. Особенно актуально это для автомобиля МАЗ-54323, т.к. он был спроектирован в далекие 70-е годы, а требования для грузовиков тогда были другими. Машина проектировалась для преодоления продольного профиля дорог и направлений, что обусловило высокое расположение седла, а также установку колес с большим диаметром и широким профилем (для снижения давления на почву). Прошло 30 лет и требования к транспорту на отечественных дорогах поменялись. Широкое распространение получили многокубатурные фуры, которые требуют малой высоты седла.
Когда водители сталкиваются с такой проблемой, они обычно сразу выбрасывают подседельную тумбу (рифленку) из под седла и меняют ее на лист десятки. Следующим шагом, становится замена стоек седла на более низкие. Некоторые же решают проблему кардинально и ставят низкопрофильное седло, к примеру марки LOST.
Этого, однако, иногда не хватает и тогда остается последнее средство — это уменьшение радиуса колеса. К этой дорогостоящей операции частенько приступают в полной мере не отдавая себе отчета в своих действиях и прикидывают все на глаз. Возьмем стандартный МАЗ-54323 и посмотрим как от различных размеров резины будет меняться высота седла и скорость автомобиля. Для наглядности, начнем с наиболее высокой автошины модели ИД-304 размером 12.00 R-20
. Шина имеет наружный диаметр 1122 мм и статистический радиус 0.526 метра.
Статистический радиус — это радиус колеса под нагрузкой и он меньше естественного радиуса колеса. То, что колесо на скорости под действием центробежных сил немного подрастает, мы в расчет брать не будем, т.к. это будет уже динамический радиус колеса, а он рассчитывается для каждой конкретной скорости автомобиля и не сильно повлияет на наши расчеты.
Будем делать расчеты только для шин с посадочным размером 20 и 22,5 дюйма, а шины с размером 24 дюйма, мы рассматривать не будем, т.к. их редко выпускает наша промышленность.
Диапазон скоростей МАЗ-54323 с шинами ИД-304 размером 12.00 R-20
Благодаря таблице, мы видим, что грузовик МАЗ-54323 на автошинах ИД-304 размером 12.00 R-20, может достичь максимальной скорости в 107,686 км/ч на 8-ой передаче при 2100 об/мин. Теперь, заменим шины ИД-304 на шины модели И-111А размером 11.00 R-20
и посмотрим как изменятся скоростные характеристики грузовика МАЗ-54323.
Данная шина имеет статистический радиус равный 0,505 метра (т.е. это низкая резина), а ее высота меньше высоты шины ИД-304 на 0,526-0,505=0.021 метр или 21 мм.
Диапазон скоростей МАЗ-54323 с шинами И-111А размером 11.00 R-20
Применение на грузовике автошин с уменьшенным на 21 мм статистическим радиусом, снизило максимальную скорость автомобиля на 8-ой передаче при 2100 об/мин на 5 км/ч и теперь она равняется 103,386 км/ч.
Следующей шиной в нашем списке, станет автошина с еще более малым диаметром и размерностью 315/80-22.5
Двигатель и КПП
Характеристики | Показатели |
Максимальная скорость, км/ч | 92 |
Двигатель | Дизельный с турбонаддувом |
Рабочий объем, см3 | 14860 |
Мощность, л.с. / оборотах | 330/2100 |
Момент, н·м / оборотах | 1225/1200-1400 |
Расход комби, л на 100 км | 36.0 |
Тип коробки передач | Механическая, 5 передач |
Привод | Задний |
Машина в зависимости от года выпуска и модификации, оснащается следующими дизельными силовыми установками:
- ЯМЗ-238: мощность силового агрегата составляет 240 лошадиных сил;
- ЯМЗ-238Д: мощность мотора равна 330 лошадиным силам;
- ЯМЗ-6581.10: силовой агрегат имеет мощность 400 лошадиных сил;
- Deutz. мотор имеет 400 лошадиных сил.
Линейка моторов позволяет разогнать грузовик до скорости 88 километров в час.
Все силовые установки соответствуют классу экологической безопасности ЕВРО-3, а объем топливного бака грузовика составляет 350 литров.
Силовые установки ЯМЗ-238 на каждые сто километров пути потребляют 32 литра дизельного топлива.
Водители отмечают, что моторы, произведенные на Ярославском Машиностроительном Заводе неприхотливы, просты в уходе и эксплуатации, но менее надежны по сравнению с требовательными и «капризными» немецкими силовыми установками Deutz.
Автомобиль МАЗ-5516 оснащается механической коробкой передач на 9 скоростей. В зависимости от установленного мотора, трансмиссия, устанавливаемая на грузовик, производится или в Ярославле, или в Германии – 9JS135A.
Технические параметры
Технические характеристики МАЗ-5516:
Габаритные размеры МАЗ-5516
- длина/ширина/высота – 7190/2500/3100 мм;
- расход топлива – 30л/100 км;
- объём бака – 300 л;
- клиренс – 27 см;
- шины – 12,00/R20;
- вес машины в снаряженном состоянии – 13,5 т;
- пик грузоподъёмности – 20 т;
- объем кузова – до 14,3 куб. м;
- скорость – 80 км/ч.
Конструкция предусматривает рессорно-балансирную подвеску и усиленную двойную раму (лонжерон 2 в 1). Кузов может снабжаться задним открывающимся бортом либо ковшом.
Модификации самосвала МАЗ-5516 могут различаться такими техническими характеристиками: мощность двигателя, предел грузоподъёмности, вид разгрузки.
Шасси (подвеска, тормоза, рулевое)
Первые модели грузовика оснащались достаточно жесткой подвеской. Однако в ходе модернизации машины, была улучшена конструкция рессор и общее усиление подвески технологией «лонжерон в лонжероне». Грузовик оснащается передней и задней независимой полуэллиптической рессорной подвеской.
Внимание! Подвеска грузовика позволяет перевозить грузы, значительно превышающие максимальную грузоподъемность автомобиля. Так, например, непродолжительное время можно перевозить грузы массой 30 тонн, однако из-за перегруза, подвеска быстро выйдет из строя.
Модель оснащается стояночным, запасным и вспомогательным тормозом, а также имеет в конструкции системы, позволяющие выполнить подключение тормозной системы полуприцепа с двухпроводным пневматическим проводом.
Тормоза грузовика МАЗ-5516 действуют на все колеса машины, в их конструкции используют антиблокировочную систему. Стояночный тормоз также играет роль запасного, его используют при частичной или полной неработоспособности основной тормозной системы.
Диск колеса МАЗ
Сегодня большинство моделей автотехники МАЗ ездит на бездисковых колесах. То есть в данной конструкции имеется только несколько спиц и посадочные поверхности.
Таким образом, на обод аккуратно монтируется шина. Обод закрепляется на ступице. Однако привычные диски колес МАЗ также пользуются популярностью.
Модели отличаются своим внешним видом, комплектацией, характеристиками.
Мой вам совет – не пытайтесь разобраться самостоятельно в маркировке изделий. Не тратьте время зря. Менеджер нашей компании быстро поможет подобрать оптимальную маркировку колесного диска для МАЗ.
При покупке не забывайте учитывать такие характеристики как:
Если выберите диск для вашего колеса МАЗ быстро, можете не учесть данную информацию. В таком случае элемент не установится на колесо.
Еще одна важная характеристика – показатель вылета. Нашим покупателям я всегда советую учитывать его, так как именно от вылета зависит долговечность шин, комфортное вождение.
Цена диска колеса МАЗ также зависит и от материала изготовления.
Лучший вариант – кованый диск для МАЗ. Высокая прочность, долговечность и качество. Стоимость колесного диска МАЗ выше, чем, к примеру, у литого. Последние более привлекательны.
Конечно же, своим клиентам я советую не покупать литые колесные диски МАЗ, так как они более хрупкие.
Обратите внимание на штампованные диски колес МАЗ. Детали имеют большую массу, но их легче отремонтировать, элементы более прочные. И еще один плюс – цена на колесные диски МАЗ данной модели значительно ниже.
Особенности эксплуатации
Технические характеристики белорусского автомобиля позволяют использовать модель в сложных условиях, для перевозки тяжелых и объемных грузов. Автомобиль не боится и интенсивной нагрузки. Машина может похвастать простотой эксплуатации, неприхотливостью в уходе и высокой ремонтопригодностью. Машину часто ремонтируют самостоятельно, без обращения в специализированные сервисные центры.
Внимание! Несмотря на простоту в ремонте, производитель рекомендует регулярно проводить плановое техническое обслуживание и осмотр. Это позволит увеличить надежность грузовика, и снизить вероятность «внезапных» неисправностей. Кроме того, рекомендуется выполнять капитальный ремонт силовой установки МАЗ-5516 в соответствии с рекомендациями производителя.
Машина имеет «запас грузоподъемности», что зачастую позволяет перевозить грузы массой более 20 тонн, а надежность подвески дает возможность эксплуатировать грузовик в трудных дорожных условиях.
Универсальность, надежность и неприхотливость машины позволяют использовать ее в разных сферах: строительстве, сельском и коммунальном хозяйстве и в грузоперевозках.
Цены
У водителей есть широкий выбор – сверхбюджетные экземпляры и дорогие модели. Он обусловлен долгим выпуском большегруза, и огромным количеством автомобилей, бывших в эксплуатации. При покупке машины, можно рассчитывать на сумму от 150-200 тысяч рублей (наиболее «возрастные» грузовики), до 1 900 000-2 400 000 рублей (новые автомобили с разным уровнем опционального оснащения).
При покупке грузовика МАЗ-5516 рекомендуется:
- Обращать внимание на техническое, внешнее состояние машины, пробег, работоспособность основных систем и опциональное оснащение;
- Приобретать модели от 400 тысяч рублей. Наиболее дешевые варианты могут скрывать в себе ряд неисправностей и прочих проблем, которые в дальнейшем повлекут лишние траты.
Внимание! Покупка более нового грузовика позволит приобрести машину с шумо- и теплоизоляцией, современным техническим и опциональным оснащением, более функциональной и комфортной кабиной.
Плюсы и минусы
Автомобиль обладает как и теми, так и другими качествами. В основном, большинство минусов относится к более ранним моделям:
- низкий уровень комфорта салона;
- плохие тепло- и шумоизоляцию;
- слабую печку;
- плохое антикоррозийное покрытие, грузовики, только сошедшие с конвейера, буквально через полгода начинали «гнить» и «цвести»;
- слабое опциональное оснащение.
Внимание! В большинстве более новых моделей МАЗ-5516 эти недоработки были устранены, однако автомобиль по-прежнему не может похвастать хорошей антикоррозийной защитой. Кроме того качество сборки салона и материалы оформления, вызывает определенные вопросы.
Плюсов у машины гораздо больше чем минусов. К преимуществам относят:
- Высокую экономичность. Умеренное потребление топлива, низкая цена запчастей и проведения ремонтных работ;
- Простота в эксплуатации. Автомобиль можно отремонтировать самостоятельно, а необходимые запчасти довольно просто купить. Машина не требует особенного ухода, и приспособлена для работы в сверхтяжелых условиях;
- Автомобиль имеет солидную грузоподъемность в 20 тонн, однако, и это не предел. Для повышения массы перевозимого груза можно подсоединить прицеп, и перевозить до 30 тонн грузов или материалов;
- Цена. Стоимость нового авто гораздо ниже по сравнению с аналогичными грузовиками. Кроме того, достаточно крепкие и технически-исправные грузовики с пробегом можно приобрести от 400 тысяч рублей;
- Надежная, и прошедшая проверку временем и работой подвеска;
- Мощный, надежный и неприхотливый мотор МАЗа-5516.
Внимание! Большое количество негативных отзывов относится к ранним моделям. Более современные экземпляры избавлены от «ошибок прочего», и могут порадовать соотношением «цена-качество».
Это советский и белорусский большегрузный автомобиль, пользующийся популярностью не только у себя на родине, но и в странах ближнего зарубежья. Это связано с высокой надежностью автомобиля, его неприхотливостью, экономичностью, мощностью и изначально относительно невысокой ценой. Машина может использоваться в строительстве, сельском хозяйстве, и грузоперевозках. Высокая мощность силовых агрегатов часто позволяет перевозить грузы, превышающие показатель максимально разрешенной грузоподъемности. Однако это существенно снижает эксплуатационный срок МАЗ-5516. Модели, которые планируется использовать для перевозки грузов на большие расстояния, оснащаются удлиненной кабиной с одним или двумя спальными местами. Среди недостатков автомобиля можно назвать относительно невысокий уровень комфорта, и небогатую начальную комплектацию.
Основные данные колес и шин МАЗ
Колеса автомобиля — бездисковые, со съемными бортовыми 2 (рис.49) и замочными 3 кольцами. Замочное кольцо разрезное и является второй конической полкой обода для посадки шины. Обод 17 колеса по внутреннему диаметру (под канавкой для замочного кольца) имеет конус, по которому колесо центрируется на ступице.
Передние колеса автомобиля одинарные, задние сдвоенные. Между ободьями сдвоенных колес устанавливается проставочное кольцо. Для удобства накачки внутренних шин предусмотрены удлинители вентиля.
Крепление колес к ступицам осуществляется установкой их на коническую посадочную поверхность диска 7 и последующим поджимом специальными прижимами 4. При этом прижим заднего колеса наружным скосом одновременно центрирует и зажимает наружный обод колеса. Гайки и болты крепления колес с правой и левой сторон имеют правую резьбу.
Ежедневно перед выездом нужно проверять затяжку гаек крепления колес. При затяжке гаек не следует наращивать плечо ключа, так как это может привести к срыву резьбы или скручиванию болтов. Замочное кольцо съемного борта тщательно укладывают в канавку на ободе.
При эксплуатации автомобильных шин 300-508R необходимо строго придерживаться следующих основных правил:
- ежедневно перед выездом проверять давление в шинах и при необходимости доводить его до нормы (в передних — 8,0 кгс/см2, в задних — 6,7 кгс/см2). Уменьшение внутреннего давления в шинах против нормы на 25% снижает срок службы примерно на 25-40%;
- не перегружать шины. Груз должен равномерно распределяться по кузову автомобиля.
- для перевозки длинномерных грузов использовать прицепы-роспуски;
- нельзя допускать загрузку автомобиля выше его номинальной грузоподъёмности. Перегрузка шин на 20% снижает срок их службы примерно на 40%;
- тормозить автомобиль плавно, не допуская скольжения колес, так как скольжение приводит к повышенному износу протектора;
- цепи противоскольжения надевать только при действительной необходимости и снимать их, как только необходимость миновала;
- следить за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, так как это разрушает шины.
Основные данные колес и шин
Размер обода колеса | 8,5В—20 | |
Размер обода шин | 300—508R | |
Давление воздуха в шинах автомобилей, кгс/см2: | передних | задних |
МАЗ-5335 | 6,5±0,2 | 7,3±0,2 |
МАЗ-504В | 4,8±0,2 | 6,75±0,2 |
МАЗ-5429 | 5,75±0,2 | 7,5±0,2 |
МАЗ-5430 | 5,25±0,2 | 6,75±0,2 |
МАЗ-5549 | 7,3±0,2 | 7,5±0,2 |
Масса колеса с шиной (приблизительная), кг | 140 | |
Резьба гаек и болтов крепления колес | M20x1,5 (правая) |
ступицы и колёса МАЗ