Верхнее и нижнее управление манипулятором- что это такое

Краноманипуляторная установка управляется при помощи рычажной системы.

Перед каждым рычагом стоит своя «задача»:

  • Подъем и опускание стрелы КМУ.
  • Подъем и опускание грузового крюка.
  • Выдвижение и втягивание секций стрелы.
  • Поворот вокруг своей оси колонны.
  • Выдвижение и втягивание аутригеров.

Где же расположены рычаги управления краноманипуляторной установкой, позволяющие машинисту выполнять погрузо-разгрузочные работы? Вариантов их расположения всего два: верхнее и нижнее.

Верхнее управление манипулятором

Само слово «верхнее» наводит читателя на мысль о том, что рычажная система управления манипуляторной установкой находится на высоте.

Совершенно верно: верхнее управление краном-манипулятором – это рычаги, смонтированные в верхней части колонны. Почти все краны-манипуляторы с верхним рабочим местом оператора, укомплектованным креслом (без кабины) и рычагами управления на колонне.

Основное преимущество такого расположения системы управления – полный обзор погрузочной площадки, что позволяет оператору эффективно «руководить» стрелой.

Верхнее управление манипулятором, как правило, дублируется нижней системой: КМУ с пультом управления на колонне оснащается и рычагами в нижней части колонны, на раме.

Отчего же на городских улицах не так уж часто встречаются манипуляторы с кабиной либо креслом на колонне? Дело в том, что верхнее управление манипулятором применяют в основном на КМУ большой грузоподъемности и на тросовых манипуляторах.

Советы по работе на кране-манипуляторе

о том, как управлять крано-манипуляторной установкой:

Работа с грузом

Первое правило — если не знаешь массы груза, при любой длине вылета и наклоне стрелы — поднимай только ЦИЛИНДРОМ и ни в коем случае не лебедкой. Если гидравлика не берёт, то лебёдкой можешь погнуть стрелу. К примеру, на 3-х тонном КМУ лебедка может поднимать и 6 тонн, что приведет к погнутой стреле. Груз брать под 90 градусов от стрелы, то есть на уровне лап.

Перед грузом который будешь поднимать вставай как можно ближе и перпендикулярно….На первое время закидывай одну сторону, то есть искусственно задавай крен машины в сторону поднятия груза и по ходу поворота стрелы выравнивай лапами (аутригерами). Старайся чтобы груз не мотало. А если есть кое-какое понятия о начертательной геометрии — постепенно сам поймешь принципы работы стрелой. Пример: твоя рука на согнутых поднимешь 30 кг, а на вытянутой сколько?

По-возможности, перемещай груз от места поднятия до места погрузки на минимальном расстоянии от уровня пола и над объектами (которые лучше обойти). Если это подача наверх, то лучше будет подтянуть троссом, т.к. будет видно есть крен или нет.

Если груз на уровень второго этажа надо поставить, да еще в плотную к месту выгрузки не подъехать. Как узнать на сколько стрелу с грузом можно вытянуть и под каким углом? — Делай угол и вылет стрелы заранее, держа груз у самой земли, притом стрела должна быть повернута ближе к 90 градусам от оси машины. Если груз тяжелее для такого положения стрелы, то пойдет крен машины, груз коснется земли и все. Почему 90 градусов -при стреле набок ты ее (стрелу) не свернеш, ь а машина пойдет на опрокидывание, но так как груз у земли-ее чуть качнет и все (и то при условии груза сверх нормы).

Про высшее мастерство

на дороге Ниссанчик стоит (конкурент) и кольца разгружает. Ловко так разгружает. Вокруг народ суетится, кольца здесь-же и укладывают в яму. На высокой лапе стоит чистенький парнишка и всем этим ловко руководит. посмотрел справа/слева, крановщика нету! ну, думаю с пультом где-то стоит — НЕТУ! и тут только я увидел: «Чистенький парнишка» стоит на лапе и управляет работой крана согнутой ногой. Происходит это так, стоит на лапе, сверху отлично видно как поднимается груз и куда его подавать, рукой держится за высокую лапу, нога которая ближе к рычагам — прямая, а другая согнута в колене под 90 градусов и он, не смотря на рычаги, двигает их носком ноги, управляя крановой установкой. Одно слово — АСС! Я попробовал, но у меня не получилось…

Про перевозку груза

При перевозке груза не забывай про габариты: верх с грузом не более 4 м ! Боковой габарит машины 2,5м ! Назад не более 1 м без знака «Негабарит» и от 1 до 2 м со знаком «Негабарит» ! Ответственность серьезная — 6 мес лишения прав и штраф!

Для крепления груза обычно используют трещотки-ремни. Если станок — пропускаешь небольшие обрезки пожарного шланга.. Чтобы избежать протирания, стараться увязывать не с бортом поверху, а отдельно за рымы (металлические кольца) что в полу борта или через подковообразные вырезы в бортах, к низу, за крючок. На ремни деньги не жалей — имей минимум 4 шт. ремней хотя бы по 10 метров каждый, иногда ими и гаражи и будки всякие обвязываешь. Ну по стропам — чем больше их у тебя, вплоть до 240 мм шириной, чтобы битые авто вытаскивать — тем больше клиентов!

Делитесь своим опытом, господа!

Дистанционное управление манипулятором

Управление манипулятором посредством переносного пульта (на кабеле или радиоуправляемого) условно можно отнести к нижнему способу (уж никак не верхнему).

Пульт с джойстиком дает оператору возможность свободно перемещаться по рабочей площадке, контролируя процесс погрузки.

Дистанционный способ управления КМУ имеет неоспоримые преимущества:

  • Полный обзор рабочей зоны.
  • Безопасность оператора.

Пульты дистанционного управления весьма эффективны в промышленном производстве, складских помещениях, на строительных площадках.

Лесовоз с манипулятором — преимущества и выгода

Перемещение немалых объёмов леса непосредственно с места вырубки представляет собой очень сложную задачу, которая на протяжении столетий решалась намного более примитивным способом, а именно – волоком. При этом перемещается группа стволов, которые связываются вместе после первичной обработки и выносятся до места, свободного от строевого леса, к которому есть возможность добраться крупной лесовозной техники.

Для перемещения деревьев используются лесовозы – специально приспособленные автоплатформы на базе мощного тягача с прицепом, рассчитанным на длинномерные грузы особого свойства. Для того, чтобы автомобиль работал эффективно, необходим кран, который мог бы погрузить на него крупные стволы большой длины. Такая задача также решается непросто, потому что для этого необходимо непосредственно на вырубке держать либо постоянно, либо регулярно доставлять вместе с лесовозом крупный автокран для погрузки стволов.

Нужно заметить особую важность того обстоятельства, что практически невозможно перегрузить длинномерные стволы на автомобиль. Важная проблема поддержания равновесия ствола в воздухе крайне сложна для практического решения, поэтому, как правило, используются либо специальные особенные захваты для манипулятора крана на дереве, либо специализированные виды кранов.

Отличным решением данной проблемы является применение лесовоза с установленным предварительно краном-манипулятором. Таким образом, лесовоз может достигнуть места погрузки и самостоятельно произвести большую часть работ по погрузке без дополнительных трудностей и без необходимости привести на место погрузки дополнительных специальных автомобилей. Вы можете подробно узнать о плюсах использования кранов-манипуляторов на сайте www.kran-manipulyator.dp.ua, где описаны возможности работы подобной техник не только на условиях лесоперевозки, но и при транспортировке различных строительных грузов, особенно в условиях ограниченной маневренности.

Особенности конструкции лесовоза позволяют устанавливать погрузчик таким образом, что он практически не снижает грузоподъёмность самого лесовоза. Установка крана-манипулятора осуществляется непосредственно на кабину или основную платформу, тогда как мощная платформа для перевозки леса остаётся полностью свободной, без дополнительных надстроек.

Таким образом достигается возможность пользоваться всеми возможностями грузовой платформы и без потери возможностей грузового крана. Этот кран должен быть достаточно развитым для того, чтобы правильно справляться с древесными стволами и выполнять погрузку достаточно быстро.

auto-house.info

Почему удобно работать кранами-манипуляторами

Кран этого типа во многих случаях незаменим и помогает оперативно решать разные вопросы.

Он позволяет:

  • Экономить силы. С помощью манипулятора можно работать большими массами, практически не напрягаясь;
  • Экономить время. Кран позволяет за рабочую смену выполнять такой объем работ, который при ручном труде занял бы несколько дней.
  • Экономить средства. Кран-манипулятор одновременно является и грузоподъемным оборудованием, и транспортировочной платформой.
  • Для управления машиной достаточно одного человека — он и водитель, и крановщик, и в некоторых случаях может выполнять работу стропальщика.
  • Выполнять задачи в сложных условиях. Кран компактен и обладает хорошей маневренностью.
  • Оперативно работать. Техника на колесном ходу может быстро доставить груз на строительный объект.

Аренда крана-манипулятора будет стоить дешевле, нежели автокрана. Это объясняется еще тем, что мощность автомобилей, на которых установлено крановое оборудование, меньше тех, что перевозят габаритные стрелы с дополнительной кабиной управления. Поэтому, если стройка не имеет огромных масштабов с необходимостью перемещения больших тоннажей, применение кранов-манипуляторов вполне целесообразно.

Лесозаготовительная техника — лесовозы с манипулятором на базе КамАЗ: 4310, 43118

Широкое использование древесины в строительстве, мебельном производстве, при изготовлении бумажной продукции и в большом количестве других областей подразумевает значительные объемы лесозаготовок. На всем пути от спиливания дерева до конечного продукта, из него изготовленного, одним из самых трудоемких этапов является транспортировка сортимента с делянки до склада или обрабатывающего предприятия. Эту тяжелую работу и выполняют лесовозы, оборудованные манипулятором для выполнения погрузки и разгрузки перевозимого груза.

Камаз лесовоз с манипулятором

Техника на отечественном шасси Камаз используется повсеместно, в том числе и на лесозаготовках. Учитывая условия эксплуатации, применяется шасси высокой проходимости, позволяющее добраться до делянки по лесной дороге, осуществить загрузку. Кабины делаются усиленными для предотвращения повреждений персонала при перемещении груза.
Покупатели могут выбрать несколько модификаций лесовозов, оборудованных манипулятором российского или импортного производства, различающихся техническими характеристиками, возможностями. Вариантов установки гидроманипулятора два: сразу за кабиной или в конце грузовой платформы. При переднем расположении механизма улучшается развесовка машины, при расположении сзади появляется возможность разгружать и загружать сортимент как в кузов автомобиля, так и в используемый прицеп.

Наличие механизма для погрузки/выгрузки, с одной стороны, снижает грузоподъемность, т.к. приходится постоянно возить манипулятор с собой.

Но, с гидроманипулятором исчезает надобность в использовании дополнительных погрузчиков, повышается мобильность, снижаются затраты на оборудование, время на ожидание разгрузки, уменьшается себестоимость лесозаготовок.

Камаз 4310

Модель, оснащенная старой кабиной, полноприводным шасси с односкатными шинами, которые, благодаря увеличенным размерам, позволяют уверенно двигаться на бездорожье.

Основные технические характеристики:

ШассиКамАЗ 4310
Двигатель740.10.210
Мощность двигателя210 л.с.
Колёсная формула6Х6
Грузоподъемность7500 кг

Фото лесовоза с гидроманипулятором на базе шасси КамАЗ 6310


На шасси устанавливаются самые разнообразные гидроманипуляторы, например:

  • СФ-65С – изготавливаемый в России по лицензии, эта модель способна поднимать до 655 кг при вылете стрелы 7 м. Максимальная грузоподъемность – 2000 кг. Модификация СФ-65СТ оборудована двойной телескопической стрелой, позволившей увеличить вылет до 8.5 м.
  • СФ-75С – имеет удлиненную стрелу, грузоподъемность 625 кг на максимальном вылете 8.7 м. В данных моделях используются узлы и агрегаты производства Швеции, Финляндии и др.

Возможна установка иных моделей манипуляторов других фирм. На данный момент выпуск КамАЗ 4310 прекращен, на смену пришли новые модификации.

Манипулятор лесной и его использование при лесозагтовках

При любых лесозаготовительных операциях требуется сортировка и перекладывание древесного массива, такого как кругляк или сортимент. Еще относительно недавно эти работы выполнялись при помощи стационарных кранов или автокранов, а также лебедок различных конфигураций. При этом для загрузки и выгрузки лесовоза подготовленной древесиной требовался сам автомобиль, а также подъемные краны как в точке погрузки, так и в конечном пункте. На сегодняшний день ситуация сильно изменилась. Погрузчик леса манипуляторного типа способен самостоятельно осуществлять все необходимые операции без привлечения автокрана или стационарной подъемной установки.

Гидроманипулятор представляет собой специальный грузоподъемный механизм, применяемый при погрузочно-разгрузочных работах. Это устройство монтируется на подвижных платформах, например, на грузовых автомобилях. Он может быть установлен как непосредственно позади кабины грузовика, так и в конце платформы.

Манипуляторы для леса – это очень полезная и надежная техника, эффективность которой многими уже оценена по достоинству.

Лесовозные тягачи с КМУ выпускают как отечественные, так и зарубежные производители. Причем в иностранных моделях могут использоваться не только обычные гидроманипуляторы, оснащенные захватами, но и другие устройства:

  • грейферы, позволяющие осуществлять на вырубках сбор отходов;
  • харвестерные головки, спиливающие и обдирающие деревья.

Такие многофункциональные погрузчики леса манипуляторного типа достаточно популярны. Несмотря на то, что услуги аренды лесовозов с КМУ предоставляются многими транспортными компаниями, крупные лесозаготовительные предприятия предпочитают купить техники такого плана. Финансовые затраты окупаются довольно быстро, поскольку машина пригодна для эксплуатации в любых условиях.

Иногда лесовозы, оснащенные КМУ, называют форвардерами. Это не совсем правильно, поскольку форвардер представляет собой сочетание грузовика, трактора и манипулятора. Он отличается от обычного лесовоза большей маневренностью и компактностью, хотя это зависит от модификации. Возможно, со временем форвардеры потеснят на рынке стандартные тягачи.

Применение

Манипулятор лесной может применяться в деревообрабатывающей промышленности при выполнении следующих операций:

  • погрузка и транспортировка распиленного строительного леса;
  • загрузка и транспортировка распиленного столярного леса;
  • загрузка и перевозка нераспиленной древесины.

Использование гидроманипулятора для погрузки и перевозки лесной продукции позволяет существенно снизить финансовые и трудовые затраты.

Лесовозы с КМУ отличаются между собой по следующим критериям:

  • грузоподъемность автоманипулятора;
  • база установки устройства, например, гусеничный тягач, бортовой автомобиль и т. д.;
  • особенности конструкции рабочего оборудования.

Эти показатели также влияют на области применения спецтехники и ее стоимость. Манипуляторы пригодятся не только в деревообрабатывающей промышленности. Они с успехом могут использоваться в строительстве, например, при погрузке и перевозке мешков с сыпучими смесями, кирпича, плитки и других материалов.

В лесообрабатывающей промышленности чаще всего применяются манипуляторы на шасси автомобиля КАМАЗ, способные перевозить груз весом до 30 тонн. Вылет стрелы КМУ может достигать 27 метров. Для такой машины характерна высокая проходимость в участках, где использование более тяжелых кранов затруднительно, а миниманипуляторы оказываются неэффективными.

Вся подобная спецтехника устроена примерно по одному принципу и включает в себя:

  • пространство для погрузки грузов;
  • кран, оснащенный выдвижной стрелой длиной от 2 до 27 метров.

Кран может располагаться позади или над кабиной автомобиля. При эксплуатации манипуляторов следует соблюдать все правила безопасности. Водитель лесовоза обязан выполнять работы в соответствии со специальной должностной инструкцией. Перед покупкой спецтехники каждое промышленное предприятие должно ознакомиться с ее возможностями, чтобы приобрести наиболее подходящий для своих задач гидроманипулятор.

kranigruz.ru

Типы работ, которые выполняет оператор крана-манипулятора

Профессиональный машинист должен уметь использовать все типы технических кранов по назначению во время совершения разнообразных работ, а именно: строительных, ремонтных, монтажных. Также, машинист самостоятельно должен уметь качественно обслуживать и проводить профилактический монтаж любой специализированной техники.

Работник, имея удостоверение оператора крана-манипулятора, имеет доступ к таким производственным действиям:

  • автослесарные работы;
  • ремонтные действия по монтажу, демонтажу и процессу передвижения кранов;
  • осуществление транспортировки различных видов груза;
  • умение водить самоходные виды кранов с различными приспособлениями;
  • работник должен знать, как правильно управлять козловыми кранами на предприятии;
  • наличие знаний в области чтения чертежей, а также кинематических и электрических блок-схем строительной техники.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Правила техники безопасности не обсуждаются, а выполняются! Неукоснительно!

Чего уж там «греха таить» — встречаются у нас нерадивые работнички, действующие по принципу: «да ладно, и так сойдет». Но кран-манипулятор — это вам не игрушечный грузовичок, и «да ладно» не «прокатит», и малейшая оплошность не «сойдет с рук» горе-оператору. Ведь требования техники безопасности для того и установлены на законодательном уровне, чтобы обеспечить работу кранов-манипуляторов без аварийных ситуаций.

Все просто — запоминаем, чего ни в коем случае нельзя делать, работая с КМУ:

  • Использовать в процессе погрузки грузозахватные приспособления, не отвечающие особенностям и весу груза.
  • Привлекать к строповочным операциям посторонних лиц, которые не прошли специальный курс обучения.
  • Доверять управление краном посторонним лицам.
  • Допускать к самостоятельному бесконтрольному управлению манипулятором стажеров и учеников.
  • Пытаться поднимать грузы, превышающие по массе допустимую грузоподъемность самого крана на заданном вылете стрелы.
  • Производить опускание стрелы с подвешенным грузом до того предела, когда масса груза превысит грузоподъемность самого крана.
  • Выполнять резкое торможение поворачивая стрелу с закрепленным грузом.
  • Перемещать предметы волоком по поверхности, используя в этих целях крюк манипулятора.
  • Перемещать с применением крюка платформы, тележки, железнодорожные вагоны.
  • Поднимать крюком, применяя чрезмерную силу груз, который засыпан грунтом или иными предметами, либо примерзший к земле.
  • В случае защемления съемного грузозахватного устройства, его нельзя освобождать при помощи крана.
  • Производить подъем груза, обвязанного и застропованного с нарушениями правил.
  • Начинать подъем груза, расположенного неустойчиво.
  • Поднимать груз, заполняющий тару выше уровня ее бортов.
  • Складировать груз в непосредственной близости к краю траншей, котлованов, откосов.
  • Размещать груз сверху различных трубопроводов и электрокабелей.
  • Начинать подъем груза, придерживаемого стропальщиком либо грузчиком.
  • Поднимать груз с размещенными на нем людьми.
  • Загружать либо разгружать транспортное средство, если в его кабине находятся люди.
  • Работать с газовыми баллонами, которые не уложены в специально предназначенные для этого контейнеры.
  • Осуществлять подъем грузов на балконы или подачу его в окна зданий без использования соответствующих приемных площадок или спецприспособлений.
  • Пытаться поднимать груз с места при помощи стреловой лебедки.
  • Использовать концевые выключатели в целях остановки механизма в автоматическом режиме.
  • Производить грузоподъемные работы, если у манипулятора неисправны приборы безопасности или тормоза.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]