МАЗ 5336 – бортовой автомобиль или крупнотоннажное шасси, используемое для сборки различных моделей посредством установки дополнительных надстроек (самосвального кузова, эвакуатора, автобусного кузова, цистерны, крана-манипулятора и других). Данная серия широко распространена на всем постсоветском пространстве и считается одной из наиболее удачных в линейке Минского автозавода.
Все модификации МАЗ 5336 обладают достоинствами, свойственными белорусским автомобилям: практичностью, безотказностью и небольшой стоимостью. Автомобиль прекрасно адаптирован к суровой зиме и плохим дорогам.
История производства МАЗ 5336 насчитывает несколько десятилетий. За этот период машина успела завоевать доверие потребителей и считается главным «долгожителем» конвейера Минского автозавода.
НАЗНАЧЕНИЕ
МАЗ 5336 задумывался как бортовой грузовик, предназначенный для транспортировки грузов различного типа самостоятельно или в составе автопоезда. Модель предполагалось использовать на межрегиональных, межгородских дорогах и внутри населенных пунктов. Однако конструкция машины оказалось настолько удачной, что вскоре на нее стали монтировать различное оборудование, а сфера применения МАЗ 5336 существенно расширилась. В линейку вошли автомобильные цистерны, строительные версии и манипуляторы. Также появились специальные машины экстренных служб, пассажирские автобусы и пожарные расчеты на базе МАЗ 5336. Серия стала по-настоящему универсальной, но основным направлением использования остались перевозки грузов на средние и большие дистанции.
Модификации
Первоначальная версия является универсальным шасси, при использовании которого есть возможность установить разные типы оборудования. К примеру, кузов можно использовать с открытым либо закрытым тентом бортом, а также самосвальный вариант. Существует возможность смонтировать площадку, позволяющую перевозить цистерны, зерновоз, а также кран. Каждый вариант создаваемой модификации получал свой уникальный индекс, указывающий на тип конструкции:
- МАЗ-630326 – представляет собой лесовоз;
- МАЗ-630308 – используется с целью транспортировки автоцистерн;
- МАЗ-630305 – применяется для перевозки грузов в закрытой кабине и дополнительно подключенным прицепом;
- МАЗ-630168 – модель, использующаяся для осуществления транзитных перевозок;
- МАЗ-630303 – предназначена для установки на шасси различных механизмов для дорожного строительства;
- МАЗ-6317 – является вездеходной версией.
Указанные выше ТТХ разных типов грузовика представляют собой условные описания моделей.
ИСТОРИЯ
В 1981 году на Минском автомобильном заводе началась глобальная реконструкция, продлившаяся 7 лет. За этот период производитель полностью пересмотрел линейку выпускаемых моделей. В конце 1980-х годов предприятие открыло серийный выпуск обновленных серий МАЗ, получивших модернизированную раму и тормозную систему, улучшенную переднюю ось, доработанный салон и переделанную переднюю панель. В числе новых семейств оказался и МАЗ 5336.
В модельном ряду Минского автозавода машина заменила МАЗ 5335, выпускавшийся с 1977 года. Базовая серия по понятным причинам заметно устарела к началу 1980-х годов и нуждалась в глобальной модернизации. При этом изменения с учетом важности семейства прорабатывались особенно тщательно. МАЗ 5336 сохранил достоинства предшественника, но стал современнее и функциональнее.
МАЗ 5336 заметно отличался от МАЗ 5335. Модель получила мягкую подвеску, более мощные агрегаты, просторный грузовой отсек и современную кабину, увеличившуюся в размерах и ставшую более комфортной. Шумо- и виброизоляция были усовершенствованы, новая серия стала более экономичной и производительной. Уже в базовом исполнении МАЗ 5336 обладал богатым набором опций, включая специальный солнцезащитный козырек. Окончательно вытеснить предшественника новинке удалось в 1990 году.
МАЗ 5336 оказался весьма удачным продуктом и просуществовал длительное время. Модель неоднократно модернизировалась, но изменения носили незначительный характер, не позволявший говорить о появлении нового поколения.
Основные версии серии МАЗ 5336:
- МАЗ 53361 – бортовой грузовик с полной массой 18 тонн (4 на 2). В составе автопоезда масса может достигать 40 тонн. Кузов автомобиля выполнен в формате металлической платформы с деревянным полом, открывающимися задним и боковыми бортами. Модель оборудована кабиной со спальной зоной. В качестве силовой установки используется V-oбpазный 8-цилиндровый дизель с турбонаддувом (рабочий объем – 17,2 л, номинальная мощность – 360 л.с.). Автомобиль оснащается 9-скоростной трансмиссией.
- МАЗ 53362 – бортовой грузовой автомобиль с полной массой 18 тонн. Модель предполагает работу в составе автопоезда с полным весом до 38 тонн. Автомобиль имеет схожие с версией МАЗ 53361 параметры, но считается более экономичной. В подкапотном пространстве устанавливается дизельный агрегат ЯМЗ-238Б с турбонаддувом. При рабочем объеме в 14,866 л двигатель имеет мощность 300 л.с. Базовой является 4-ступенчатая синхронизированная трансмиссия с демультипликатором (общее количество скоростей – 8).
- МАЗ 53363 – дизельный бортовой автомобиль с общей массой 18 тонн. Вес в составе автопоезда составляет 38 тонн. В производство модель была запущена в 1990 году. Кузов сделан в виде металлической платформы и имеет открывающиеся борта (задний и боковые). МАЗ 53363 комплектуется V-oбpазным турбированным мотором ЯМЗ-238Д с всережимным регулятором частоты вращения и муфтой опережения впрыска горючего. Агрегат имеет рабочий объем 14,866 л, номинальную мощность – 330 л.с. Модель оснащается той же трансмиссией, что и МАЗ 53362 – 4-ступенчатой коробкой передач с демультипликатором.
- МАЗ 533603-220 – бортовая модификация, предназначенная для внутригородских, пригородных и региональных перевозок. Модель соответствует нормам системы TIR и подходит для выполнения транзитных перевозок в составе автопоезда массой до 36 тонн. Машина оснащается мотором ЯМЗ с мощностью 250 л.с.
- МАЗ 533605-220 – двухосный бортовой автомобиль с платформой, имеющей площадь14,5 кв.м. Модель комплектуется агрегатом ЯМЗ с мощностью 330 л.с. Допустимый вес в составе автопоезда – 44 тонны.
- МАЗ 53366 – двухосная бортовая версия с полным весом 16,5 тонны. В составе автопоезда полная масса составляет 28,5 тонны. Кузов МАЗ 53366 выполнен в формате металлической платформы с размерами 6100 на 2420 на 2330 мм. Задний и боковые борта могут открываться. При этом присутствуют версии с тентом и без него. Кабина автомобиля увеличена и имеет 2 спальных места. Модель комплектуется турбированным дизелем ЯМЗ-238М2 с рабочим объемом 14,866 и мощностью 240 л.с. Среди других особенностей значатся рессорная подвеска, бездисковые колеса и 5-скоростная коробка передач.
В настоящее время производства данных модификаций прекращено. В линейке Минского автозавода их заменили следующие версии:
- МАЗ 5336А3-320/ МАЗ 5336А5-320;
- МАЗ 5336А3-321/ МАЗ 5336А5-321.
Новые модификации отличаются усовершенствованной конструкцией и новыми 6- и 8-цилиндровыми моторами ЯМЗ, отвечающими экологическим нормам Евро-3.
Также доступны различные вариации со специальными надстройками.
Грузовая платформа
Данная модель оснащается металлической грузовой платформой с откидными бортами. Дополнительно конструкция может быть снабжена съемным каркасом с тентом, защищающим перевозимый груз от воздействия внешних факторов. Используемая платформа обладает площадью в 18.14 квадратных метров. При этом ее длина составляет 7560, а ширина 2430 миллиметров. Высота тентового кузова достигает 2250 миллиметров.
Кроме этого предлагаются и другие варианты надстроек. Например, промтоварные и изотермические фургоны, крано-манипуляторные установки, автомобильные цистерны, самосвальные кузова, автокраны и многое другое. Все это позволяет значительно расширить сферу применения данного грузовика.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры (базовый автомобиль-шасси):
- длина – 8150 мм;
- ширина – 2500 мм;
- высота – 3160 мм;
- монтажная длина рамы – 5506 мм;
- дорожный просвет – 260 мм.
Характеристики базовой платформы:
- длина – 6080 мм;
- ширина – 2380 мм;
- высота борта – 700 мм;
- объем – 10 куб.м.
Весовые показатели:
- снаряженная масса – 7000-8700 кг;
- грузоподъемность – 7800-11000 кг;
- полная масса – 16500-18000 кг;
- нагрузка на переднюю ось – 6500 кг;
- нагрузка на заднюю ось – 10000-11500 кг;
- масса в составе автопоезда – 28500-40000 кг.
Показатели динамики:
- разгон до 60 км/час – 50 сек;
- максимальная скорость – 100 км/час;
- тормозной путь на скорости 60 км/час – 36700 мм.
Расход топлива:
- одиночный автомобиль на скорости 60 км/час – 21,8 л/100 км;
- одиночный автомобиль на скорости 80 км/час – 29,6 л/100 км;
- в составе автопоезда на скорости 60 км/час – 33,2 л/100 км;
- в составе автопоезда на скорости 80 км/час – 40,1 л/100 км.
Емкость топливного бака – 255 л.
На новый автомобиль предоставляется гарантия 200000 км пробега или 24 месяца.
Первое плановое ТО проводится после 20000 км пробега, второе ТО – через 15000 км, третье ТО – через 30000 км.
ДВИГАТЕЛЬ
Последние модели МАЗ 5336 комплектуются 4 типами двигателей. Агрегаты располагаются в передней области кабины продольно и оснащаются механизмом предпускового подогрева, позволяющим осуществлять пуск при минусовой температуре.
Для модификаций МАЗ 5336А3-320/МАЗ 5336А3-321 используются дизельные моторы ЯМЗ-236БЕ2 (Евро-2) и ЯМЗ-6562.10Е3 (Евро-3). V-образные силовые установки имеют систему жидкостного охлаждения, турбокомпрессор, интеркулер и систему подачи горючего Common Rail. Они не требовательны к качеству горючего и эффективно функционируют на российском топливе.
Характеристики двигателей ЯМЗ-236БЕ2/ЯМЗ-6562.10Е3:
- рабочий объем – 11,15 л;
- номинальная мощность – 184 (250) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1078/1128 Нм;
- номинальная частота вращения – 2000/1900 об/мин;
- количество цилиндров – 6.
Для моделей МАЗ 5336А5-320/МАЗ 5336А5-321 используются агрегаты ЯМЗ-238ДЕ2 (Евро-2) и ЯМЗ-6581.10 (Евро-3). Для данных моторов характерны непосредственный впрыск горючего, турбонагнетатель и механизм охлаждения наддувочного воздуха.
Характеристики двигателей МАЗ 5336А5-320/МАЗ 5336А5-321:
- рабочий объем – 14,86 л;
- номинальная мощность – 243 (330) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1225/1274 Нм;
- номинальная частота вращения – 2100/1900 об/мин;
- количество цилиндров – 8 (V-образное расположение).
Трансмиссия
Трансмиссия МАЗ 5336 считается одной из наиболее надежных и обладает большим ресурсом работы. Изготовлением элемента для моделей серии занимается Ярославский моторный завод. Основу трансмиссии составляется 4-ступенчатая коробка передач механического типа ЯМЗ-2381, дополненная демультипликатором. Благодаря данной особенности увеличивается число скоростей (до и максимальный крутящий момент. Все передачи, кроме задней, оборудованы синхронизаторами. В состав трансмиссии также входит двухдисковое сцепление с периферийными пружинами и гидравлическим или пневматическим усилителем. Главная передача – разнесенная двойная, карданная передача – двойная. Ведущий мост имеет передаточное число 5,49.
Кабина
Основной для семейства МАЗ 5336 является подрессоренная 2-местная кабина, которая при помощи гидроцилиндра с классическим ручным приводом может откидываться вперед. Водительское кресло подрессорено и имеет регулировки наклона спинки и подушки, высоты и длины. Сиденье оборудовано ремнями безопасности. Водитель может настраивать и рулевую колонку. В базовой версии спального места не предусмотрено. Для моделей, предназначенных для дальних поездок, предлагается кабина с 1 или 2 спальными местами.
Салон МАЗ 5336 в сравнении с более ранними версиями отличается большим размером и наличием множества полочек и отсеков. Кабина имеет улучшенную систему шумоизоляции и заднее защитное устройство. Рулевое управление оснащается интегрированным гидравлическим усилителем.
Кабину МАЗ 5336 нельзя назвать современной, но минимальный набор параметров, необходимых для комфортной работы, в ней присутствует.
Особенности и эксплуатация
Несмотря на то, что кабина МАЗ 6303 разрабатывалась давно и уступает в части дизайна многим западным конкурентам, в целом получилась удачной. Специалистами отмечается низкий уровень шума и вибраций, хорошая обзорность со всех сторон. Пневмоподвеску имеет не только водительское сидение, но и сидение пассажира. В условиях пониженных температур комфортное пребывание в кабине обеспечивается основной и дополнительной системой отопления. Однако, расположение крана отопителя под кабиной не добавляет комфорта в сильные морозы. Нарекания водителей также вызывает и крышка воздушного фильтра на шпильках с гайками (вместо защелок), что затрудняет быструю замену фильтрующего элемента. Претензии часто и высказываются и к расположению гидроподъемника кабины в незащищенном от грязи месте. Однако, несмотря на мелкие недостатки, отзывы о машине среди автомобилистов в основном положительные. В базовой комплектации МАЗ 6303 оснащается:
- Спойлером и защитным устройством сзади;
- Беззазорной сцепкой;
- Электро-пневмовыводами на прицеп;
- Ремнями безопасности;
- Предпусковым подогревателем мотора;
- Системой ABS.
Не вызывают особых нареканий и установленные на МАЗ 6303 двигатели Ярославского механического завода 238-й серии. В зависимости от целевого назначения могут устанавливаться силовые установки мощностью от 170 до 400 л.с. В целом автомобиль надежен, прост в обслуживании и ремонте и привычен для отечественных водителей. Нет проблем и с наличием расходных материалов и запасных частей, цена на которые значительно ниже, чем на европейские и американские аналоги МАЗ 6303.
Недостатки
МАЗ 5336 имеет репутацию очень надежного автомобиля. Однако модель не лишена недостатков. Главным минусом серии считается большое потребление горючего. Особенно явно проблема прослеживается на старых версиях.
Кабина МАЗ 5336 предоставляет минимум комфорта по современным меркам. Автомобиль неприхотлив и способен выдерживать огромные нагрузки, но вот с удобством работы дела обстоят не очень хорошо, что сразу чувствуется при длительных поездках. Отчасти проблему решает правильная регулировка кресла.
Версии конца 1990-х годов нередко имеют дефекты отдельных элементов. Подобные проблемы в более поздних модификациях являются исключением.
Цена
МАЗ-6303 в первую очередь является бюджетным грузовым автомобилем. Стоимость данной модели с нулевым пробегов сейчас варьируется в пределах от 1.4 миллиона и до 1.6 миллиона рублей за грузовик в минимальной комплектации. Различные модифицированные версии, в том числе и модели с полноприводным шасси (6х6) и четырехосным (8х4), обладают более высокой стоимостью.
Поддержанный экземпляр обойдется по стоимости в пределах от 600 тысяч и до 800 тысяч рублей. Такой ценник обычно имеют модели, выпущенные в период с 2005 по 2008 год. Более свежие доступны по цене до 1.1 миллиона рублей.
Цена аренды МАЗ-6303 составляет в среднем около 1100 рублей за один рабочий час.