Генераторы Г-287Е и Г-288Е на Общий (см. мод-ции)

Существуют аппаратные и визуальные способы, как проверить генератор машины. Однако владелец должен знать устройство и предназначение этого электроприбора, чтобы осуществить диагностику правильно. Данное руководство поможет избежать поездки в СТО и сэкономить эксплуатационный бюджет.


Рис. 1 Проверка генератора авто

Перед тем, как проверить генератор мультиметром своими силами, нужны хотя бы минимальные знания о конструкции электроприбора:

  • ремень передает вращение с коленвала ДВС на шкив генератора
  • механическая энергия преобразуется в электрическую
  • диодный мост изменяет переменный ток в постоянный
  • реле регулятора отвечает за подзарядку АКБ при ее разрядке во время запуска ДВС
  • остальное напряжение расходуется на электроприборы машины


Рис. 2 Конструкция генератора авто

Для аккумулятора вреден, как недозаяд, так и перезаряд, поэтому напряжение на клеммах должно обладать стабильными характеристиками на любых оборотах. При этом присоединительный узел, размеры, схема и качество изготовления генераторов могут существенно отличаться у разных производителей и для конкретных модификаций авто.

Схемы и клеммы

Перед тем, как проверить генератор на машине собственными силами, необходимо знать электрическую схему этого узла и назначение клемм на его корпусе. Наиболее востребованы 6 схем, для примера на нижнем фото приведена одна из них.


Рис. 3 Пример схемы электрической

Для удобства ознакомления цифровые обозначения на всех схемах одинаковые:

  • блок генератора
  • возбуждающая обмотка
  • статорная обмотка
  • выпрямитель
  • выключатель
  • реле лампы контрольной
  • регулятор напряжения
  • лампа контрольная
  • конденсатор для подавления помех
  • блок трансформатор/выпрямитель
  • АКБ
  • стабилитрон
  • резистор

Выводы на корпусе обозначаются не одинаково, что может помешать правельной диагностике мультиметром (тестером):

  • положительная клемма выпрямителя силового – ВАТ; В+; 30; В или «+»
  • возбуждающая обмотка – FLD; E; EXC; F; DF; 67 либо Ш
  • вывод для контрольной лампы от выпрямителя дублирующего – IND; WL; L; 61; D+ или D
  • фаза – STA; R; ͠ или W
  • нуль – МР или «0»
  • вывод для «+» АКБ – Б; 15 или S
  • клемма для соединения с бортовым компьютером – F или FR
  • вывод на выключатель зажигания – IG


Рис. 4 Расположение выводов на корпусе

В РФ чаще всего эксплуатируются генераторы, возбуждающая обмотка регулятора напряжения которых соединена с бортовой сетью «минусом». Хотя существуют варианты, присоединенные к ней «+».

В машинах с дизельными ДВС могут быть установлены двухуровневые силовые установки 14/28 В. Проверка этих генераторов сложнее, лучше осуществлять ее в СТО.

Самостоятельная проверка генератора

Простейшим вариантом, как проверить генератор в домашних условиях без поездки в сервис, является визуальный осмотр и поиск посторонних звуков. Однако этими способами можно выявить не все имеющиеся дефекты. Например, свечение лампы на приборной панели извещает о том, что не производится подзарядка аккумулятора. При этом может быть неисправна сама батарея АКБ или генератор подает недостаточное напряжение на ее клеммы.

Поэтому лучше вооружиться тестером или его более современным вариантом небольших габаритов – мультиметром для высокоточной диагностики. Большинство поломок можно определить по месту, для поиска и починки остальных нужно проверить снятый генератор, разобрав его частично.

Техника безопасности

Чтобы диагностика была безопасной для пользователя и электрической части авто, следует выполнить условия:

  • использование тестера, мультиметра или приборов для измерения сил тока, напряжения и сопротивления по отдельности
  • отключение аккумулятора от бортовой сети и от генератора дополнительно
  • при замене проводки сохранять длину и сечение кабеля, как у исходных деталей
  • убедиться в нормальном натяжении ремня

Запрещено производить действия:

  • использовать источники с напряжением больше 12 В
  • выключать потребители при работающем двигателе и соединенной ременной передачей генератора
  • замыкать с «массой» или клеммой D+ (67) вывод B+ (он же 30)
  • проверять искру на корпус коротким замыканием

Рекомендуется до начала аппаратной диагностики дать поработать ДВС ¼ часа на средних оборотах при включенном ближнем свете фар.

Визуальный осмотр

Прежде всего, владельца интересует, как проверить генератор на машине не снимая этот электроприбор. Поэтому неисправности могут диагностироваться следующими способами:

  • лампочка подзарядки – если она зажглась на панели, либо напряжение подзарядки недостаточное, либо АКБ выработала ресурс
  • сторонние звуки – шум, свист и шелест свидетельствуют о слабом натяжении ремня, изношенной втулке или подшипнике
  • запах гари – может проникнуть через печку в салон, вероятна причина высокотемпературный нагрев обмоток
  • перебои в работе электрики – указывают на недостаточный ток, который производит работающий генератор


Рис. 5 Лампа подзарядки аккумулятора

Ремень можно натянуть, не снимая узел целиком, остальные неисправности устраняются только после демонтажа генератора.

Рис. 6 Проверка натяжения ремня генератора

Подшипники (втулки)

Вал генератора вращается в двух подшипниках качения. Первый фиксируется на самом валу, вынимается вместе с якорем. Второй впрессован в статор в его центральной части. В данном случае диагностика производится на слух и визуально:

  • свист и гул при нормальном натяжении ремня являются признаками выработки подшипника или его рассыпавшейся обоймы
  • при проворачивании вала вручную после снятия ремня он должен крутиться свободно, бел поперечного люфта


Рис. 7 Замена подшипника генератора

В противном случае возможны перекосы, заклинивание, перегорание обмоток, высыпание магнитов якоря. В любом случае до аккумулятора будет доходить пониженное напряжение, недостаточное для подзарядки.

Обмотки

Этот узел единственный в генераторе, диагностика которого визуальным способом эффективнее использования тестера по ряду причин:

  • при интенсивном нагреве лаковое покрытие медного проводника темнеет
  • появляется запах гари
  • сопротивление обмоток слишком маленькое, чтобы точно диагностировать их на короткое замыкание


Рис. 8 Перегоревшая обмотка имеет темный цвет проводов

Следует учесть, что перед тем, как проверить генератор на работоспособность, в этом случае придется его разобрать, сняв с посадочного места. Если электроприбор исправный, лаковое покрытие будет по умолчанию светлым.

Коллекторная группа и щетки

Перед тем, как проверить генератор на износ этих деталей трения, нужно его разобрать:

  • щетки прилегают к латунным контактам цилиндрической формы – коллекторам
  • чаще всего изнашиваются щетки, лучше менять их комплектом
  • износ коллекторной группы определяется визуально по появившимся канавкам
  • коллекторы можно шлифовать 3 – 4 раза, затем придется их заменить целиком


Рис. 9 Выработка коллекторных колец

На этом этапе проблем у автовладельца не возникает.

Внимание: «Дедовский» метод проверки работоспособности генератора – снятие клеммы «минус» после запуска ДВС и не глохнущий при этом двигатель, для современных авто неприемлем. Мало того, на инжекторых авто лучше не давать «прикуривать» проводами от аккумулятора, подключенного к бортовой системе. Возможно загорание ошибки «чек».


Рис. 10 «Прикуривать» от авто запрещено

Аппаратная диагностика мультиметром

Лучшим вариантом, как проверить генератор автомобиля собственными руками, является использование приборов: омметр + вольтметр + амперметр или тестера (мультиметра). Последний вариант, как проверить исправность генератора, предпочтительнее, так как универсальным прибором можно так же прозвонить диодный мостик.

Диодный мост

Конструкционно состоит мостик из 6 диодов – 3 из них считаются отрицательными, оставшиеся положительными. На самом деле они развернуты в схеме в противоположные стороны, пропуская ток в одном лишь направлении.

Существует два варианта, как проверить автомобильный генератор на целостность диодного выпрямляющего мостика:

  • без снятия агрегата – диагностика производится после отключения «массы» аккумулятора, проводов с регулятора напряжения и диодного моста, тестер переводится в режим омметра, его плюс (красный провод) подключается к 30 клемме генератора, минус (черный провод) замыкается на корпус электроприбора, все диоды целые, если на шкале мультиметра появится бесконечность, пробитые – если высветится какое то значение в Ом
  • после демонтажа и частичной разборки – положительные диоды проверяются аналогичным образом, отрицательные – наоборот, в обоих случаях конкретное значение сопротивления на индикаторе тестера становится признаком пробоя


Рис. 11 Диагностика выпрямителя генератора

Внимание: Если при подключении аккумулятора ошибиться с полярностью, выходит из стоя именно диодный мостик.

Ротор и статор

Если проверка механической части не выявила проблем, работу генератора проверяют дальше после его разборки:

  • статор – проверить обмотку генератора нужно для каждого витка, сопротивление составляет около 0,2 Ом, поэтому потребуется точный прибор, можно использовать безаппаратные способы, рассмотренные выше
  • ротор – если используется модификация на постоянных магнитах, нужно лишь заново установить их внутри обоймы, у обычных роторов всего 2 обмотки, сопротивление каждой из которых составляет 2 – 5 Ом, если тестер покажет бесконечность, значит произошел пробой изоляции или отрыв провода


Рис. 12 Проверка статора мультиметром


Рис. 13 Диагностика обмотки возбуждения

Для более детальной диагностики, работает ли генератор, стартер нужно проверить дополнительно, но уже в комплекте. Для этого замеряется сопротивление между выводом любой обмотки и их общим «нулем», оно должно составлять 0,3 Ом.

Реле регулятора напряжение зарядки АКБ

Во избежание ошибок перед тем, как проверить зарядку генератора машины, следует учесть нюансы:

  • нормальным для аккумулятора авто считается напряжение 12,5 – 12,7 В на его клеммах, то есть во всей бортовой сети при заглушенном двигателе
  • на холостом ходу при включенном ДВС оно достигает значения 13,5 – 14,5 В, для некоторых иномарок нормальным напряжением считается 14,8 В
  • на повышенных оборотах напряжение генератора снижается до 13,7 В
  • если прибор показывает 13 В при работе ДВС под нагрузкой, генератор однозначно нуждается в ремонте
  • перезарядка 15 В опасна тем, что вскипает электролит, начинают сыпаться пластины кислотного аккумулятора
  • недозарядка 13 В не позволит накопить в АКБ истраченную при прокручивании маховика в момент пуска электроэнергию, следующая поезда будет под вопросом

Операции диагностики нужно производить последовательно:

  1. выполняется запуск двигателя ключом стартера
  2. включаются фары на 15 минут, выставляются средние обороты на все это время
  3. измеряется напряжение между клеммой В+ (30) генератора и его «массой», оно должно быть в пределах 13,5 – 14,5 В


Рис. 14 Проверка регулятора напряжения

Многие владельцы после установки качественного автозвука, для которых критичны просадки напряжения бортовой сети, решают проблему кардинально:

  • приобретается и монтируется на приборную панель компактный вольтметр
  • напряжение генератора легко фиксируется, как на холостом ходу, так и на любых оборотах ДВС

Показания считываются с учетом характеристик генератора и напряжения АКБ.

Таким образом, при неисправностях генератора вначале производится внешний осмотр узлов и определение поломок на слух. Затем используется диагностика тестером или мультиметром для выявления самых сложных дефектов.

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес.

Пишите:

Самая основная функция генераторазарядка батареи аккумулятора и питание электрического оборудования двигателя.

Генератор – механизм, который превращает механическую энергию в электрическую. Генератор имеет вал, на который насажен шкив, через который и получает вращения от коленчатого вала двигателя.

Интерактивное изображение схемы генератора. Работает при наведении курсора мышки

Автомобильный генератор используют для питания электропотребителей, таких как: система зажигания, бортовой компьютер, автомобильная светотехника, система диагностики, а также есть возможность заряжать автомобильный аккумулятор. Мощность генератора легкового автомобиля составляет приблизительно 1 кВт. Автомобильные генераторы достаточно надежные в работе, потому что обеспечивают бесперебойную работу множеству приборов в автомобиле, а поэтому и требования к ним соответствующие.

Устройство генератора

Устройство автомобильного генератора подразумевает наличие собственного выпрямителя и регулирующей схемы. Генерирующая часть генератора с помощью неподвижной обмотки (статора) вырабатывает трёхфазный переменный ток, который далее выпрямляется серией из шести больших диодов и уже постоянный ток заряжает аккумулятор. Переменный ток индуцируется вращающимся магнитным полем обмотки (вокруг обмотки возбуждения или ротора). Далее ток через щётки и кольца скольжения подаётся на электронную схему.

Устройство генератора: 1.Гайка. 2.Шайба. 3.Шкив. 4.Передняя крышка. 5.Дистанционное кольцо. 6.Ротор. 7.Статор. 8.Задняя крышка. 9.Кожух. 10.Прокладка. 11.Защитная втулка. 12.Выпрямительный блок с конденсатором. 13.Щелкодержатель с регулятором напряжения.

Располагается генератор в передней части двигателя автомобиля и запускается с помощью коленчатого вала. Схема подключения и принцип работы генератора автомобиля одинаковый для любых автомобилей. Есть конечно некоторые отличия, но они, как правило, связаны с качеством изготовленного товара, мощностью и компоновкой узлов в моторе. Во всех современных автомобилях устанавливают генераторные установки переменного тока, которые включают не только сам генератор, но и регулятор напряжения. Регулятор равносильно распределяет силу тока в обмотке возбуждения, именно за счет этого и происходит колебание мощности самой генераторной установки в тот момент, когда напряжение на силовых клеммах выхода остается неизменным.

Принцип работы генератора авто

Схема подключения генератора ВАЗ 2110-2115

Схема подключения генератора переменного тока включает такие составляющие:

  1. Аккумулятор.
  2. Генератор.
  3. Блок предохранителя.
  4. Ключ зажигания.
  5. Приборная панель.
  6. Выпрямительный блок и добавочные диоды.

Принцип работы достаточно простой, при включении зажигания плюс через замок зажигание идет через блок предохранителей, лампочку, диодный мост и выходит через резистор на минус. Когда лампочка на приборной панели загорелась, далее плюс идет на генератор (на обмотку возбуждения), далее в процессе запуска двигателя шкив начинает вращаться, также вращается якорь, за счет электромагнитной индукции вырабатывается электродвижущая сила и появляется переменный ток.

Далее в выпрямительный блок через синусоиду в левое плечо диод пропускает плюс, а в правое минус. Добавочные диоды на лампочку отсекают минусы и получаются только плюсы, далее он идет на узел приборной панели, а диод, который там стоит он пропускает только минус, в итоге лампочка гаснет и плюс тогда идет через резистор и выходит на минус.

Принцип работы автомобильного генератора постоянного, можно объяснить так: через обмотку возбуждения начинает течь небольшой постоянный ток, который регулируется управляющим блоком и поддерживается им на уровне чуть больше 14 В. Большинство генераторов в автомобиле способны вырабатывать как минимум 45 ампер. Генератор работает на 3000 оборотах в минуту и выше — если посмотреть на соотношение размеров ремней вентиляторов для шкивов, то оно по отношению к частоте двигателя составит два или три к одному.

Во избежание этого пластины и другие части выпрямителя генераторов частично или полностью покрывают изоляционным слоем. В монолитную конструкцию выпрямительного блока теплоотводы объединяются в основном монтажными платами из изоляционного материала, армированными соединительными шинками.

Далее рассмотрим схему подключения автомобильного генератора на примере автомобиля ВАЗ-2107.

Для чего стоит мощный резистор на регуляторе напряжения генератора Г273?

Первоначальное возбуждение, как для всех автомобильных генераторов, происходит от аккумулятора. При включении выключателя приборов и стартера (ВП и СТ), плюс 24В, приходит на точку В

регулятора напряжения, регулятор открывается, и ток идет от плюса аккумулятора, на плюс генератора. Если на обмотку возбуждения 14 вольтового ротора попадет 24 Вольта, то обмотка почти сразу сгорит, поэтому далее, ток возбуждения идет через мощный резистор 75 Ом. Когда генератор заработал, ток возбуждения идет уже не от выхода генератора, где, действует 28 Вольт, а от средней точки обмотки, где как уже было сказано, напряжение пониженное (этот ток замыкается через диодный мост, поэтому выпрямляется).

То есть, резистор 75 Ом при первоначальном возбуждении ограничивает ток в обмотке ротора, рассчитанной на 12 В. Этот резистор, также, защищает обмотку возбуждения и регулятор напряжения от перегрева при включенном зажигании и неработающем двигателе.

Положительный опыт использования схемы генераторов с дополнительными диодами, определил выпуск следующего поколения генераторов для КАМАЗа. Регулятор напряжения Я120М1, позволяет разделить ток возбуждения и ток управления регулятором. В схеме с дополнительными диодами генератор возбуждается через лампочку маленьким начальным током, а потом, когда генератор заработал, ток возбуждения идет от обмотки генератора и выпрямляется дополнительными диодами. Так возникает короткий путь тока возбуждения. Схема не боится разрядки аккумулятора через обмотку возбуждения, когда включен ВП и СТ, а двигатель не работает.

Применение таких генераторов требует, применение лампочки для ограничения тока первоначального возбуждения. Лампочка стоит в панели приборов и позволяет контролировать работу генератора. В этой схеме появляется дополнительный провод от панели приборов к генератору.

Полезно знать, что в таких генераторах применяется уже свой ротор, рассчитанный на 28 Вольт, его сопротивление около 8-и Ом.

Регуляторы напряжения КАМАЗовских генераторов

Я120 М1, аналоги 77.3702 , 443.3702 412.3702

Я120М12 , аналог 77.3702-01


регулятор генератора Г273 с гасящим резистором 75Ом Внутри установлен регулятор Я120М1


Регулятор генератора с доп диодами 1312.3771. Внутри установлен регулятор Я120М1 или Я120 М12

Регулятор напряжения рекомендуется Я120М12, хотя работает и Я120М1

Схема подключения генератора на ВАЗ 2107

Схема зарядки ВАЗ 2107 зависит от того, какой применяется тип генератора. Чтобы подзарядить аккумуляторную батарею на таких авто, как: ВАЗ-2107, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, которые стоят на карбюраторном двигателе, будет необходим генератор типа Г-222 или его аналог с максимальным током отдачи в 55А. В свою очередь автомобили ВАЗ-2107 у которых инжекторный двигатель используют генератор 5142.3771 или его прототип, который называется генератором повышенной энергии, с максимальным током отдачи 80-90А. Также можно устанавливать более мощные генераторы с током отдачи до 100А. Абсолютно во все виды генераторов переменного тока встраиваются выпрямительные блоки и регуляторы напряжения, они, как правило, изготовлены в одном корпусе со щетками либо съемные и крепятся на самом корпусе.

Схема зарядки ВАЗ 2107 имеет незначительные отличия в зависимости от года изготовления автомобиля. Самым главным отличием есть наличие или отсутствие контрольной лампы заряда, которая расположена на панели приборов, также способ ее подключения и наличие либо отсутствие вольтметра. Такие схемы в основном используются на карбюраторных автомобилях, тогда как на авто с инжекторными двигателями схема не меняется, она идентична с теми автомобилями, которые изготовлялись ранее.

Обозначения генераторных установок:

  1. “Плюс” силового выпрямителя: “+”, В, 30, В+, ВАТ.
  2. “Масса”: “-”, D-, 31, B-, M, E, GRD.
  3. Вывод обмотки возбуждения: Ш, 67, DF, F, EXC, E, FLD.
  4. Вывод для соединения с лампой контроля исправности: D, D+, 61, L, WL, IND.
  5. Вывод фазы:

Схема генератора ВАЗ-2107 тип 37.3701

  1. Аккумуляторная батарея.
  2. Генератор.
  3. Регулятор напряжения.
  4. Монтажный блок.
  5. Выключатель зажигания.
  6. Вольтметр.
  7. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.

При включении зажигания плюс от замка идет к предохранителю № 10, а затем уже поступает на реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи, потом идет к контакту и на вывод катушки. Второй вывод катушки взаимодействует с центральным выводом стартера, где соединяются все три обмотки. Если контакты реле замыкаются, то и контрольная лампа горит. При запуске двигателя генератор вырабатывает ток и на обмотках появляется переменное напряжение 7В. Через катушку реле проходит ток и якорь начинает притягиваться, при этом контакты размыкаются. Генератор № 15 через предохранитель № 9 пропускает ток. Аналогично через генератор напряжения щетки получает питание обмотка возбуждения.

Генератор г288е схема подключение реле

Глава 3. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

КамАЗ-5320 и Урал-4320

Устройство и работа генератора Г288 автомобилей

КамАЗ-5320 и Урал-4320

Генератор предназначен для работы в однопроводной схеме электрооборудования автомобиля. На двигателях КамАЗ 740 устанавливается генератор Г288, работающий с регулятором напряжения 11.3702, или генераторная установка Г273-А. Генератор переменного тока Г288 (рис. 3.2) с электромагнитным возбуждением представляет собой трехфазную двенадцати-полюсную электрическую машину со встроенным выпрямителем на шести кремниевых диодах. Номинальная мощность генератора 1000 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток не менее 47А. На генераторе имеются следующие выводы: «+»— для подключения аккумуляторных батарей и нагрузки, «—»— для подключения к «массе» автомобиля, «Ш» — для соединения с выводом «ВК» выключателя приборов и стартера и выводом «Я/» регулятора напряжения. Генераторная установка переменного тока Г273-А состоит из генератора, встроенных в него выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения Я- 120М. Ее номинальное напряжение 24- В, номинальная мощность 800 Вт. Вывод «+» служит для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки, а вывод «В» — для соединения с выводом «ВК» выключателя приборов и стартера. На регуляторе напряжения установлен переключатель сезонной регулировки, которую проводят следующим образом: если наружная температура держится устойчиво на 0 °С и выше, винт повертывают в крайнее левое положение, если же наружная температура установилась на 0 °С и ниже, винт повертывают в крайнее правое положение.

Генератор состоит из статора, ротора, крышек, блока выпрямителей, щеточного узла. Обмотка возбуждения размещена на валу, который вращается на двух шарикоподшипниках. На одном конце вала закреплены вентилятор и двухручьевой шкив, на другом — контактные кольца, соединенные с обмоткой возбуждения, по которым скользят щетки. В крышке размещен блок выпрямителей и щеткодержатель. Бесконтактный регулятор напряжения автоматически поддерживает напряжение генератора в пределах, обеспечивающих заряд аккумуляторных батарей и надежную работу потребителей.

Рис. 3.2. Генератор: 1 — шкив; 2 — вентилятор; 3, 9 — крышки; 4 — статор; 5 — вал; 6 — ротор; 7 — блок выпрямителей; 8 — контактные кольца; 10— щетка; 11 — щеточный узел; 12—обмотка возбуждения; 13 — полюсный наконечник

Рис. 3.4. Схема соединения источников тока: О, I, II, III — положение ключа выключателя приборов и стартера; IV— к выключателю электрофакельного устройства; V— к выключателю приборов и стартера; VI — к втягивающему реле стартера; VII — к электродвигателям отопителя; VIII — к фонарям заднего хода; IX — к терморело электрофакельного устройства; 1 — генератор Г272; 2 — контактор; 8— кнопочный выключатель «массы»; 4— выключатель «массы» ВК.860; 5 — аккумуляторные батареи; 6— реле стартера РС530; 7 — амперметр; 8 — выключатель приборов и стартера ВК353; 9 — блок предохранителей; 10— реле-регулятор РР356; 11—реле отключения обмотки возбуждения генератора; Ч — черный; Б— белый; 3 —зеленый; Ж — желтый; К — красный; Ф — фиолетовый; Кор коричневый; О — оранжевый

Источник

Схема зарядки ВАЗ с инжекторными двигателями

Такая схема идентичная схемам на других моделях ВАЗов. Она отличается от предыдущих, способом возбуждения и контроля на исправность генератора. Он может быть осуществлен при помощи специальной контрольной лампы и вольтметра на панели приборов. Также через лампу заряда происходит первоначальное возбуждение генератора в момент начала работы. Во время работы генератор работает “анонимно”, тоесть возбуждение идет напрямую с 30-го вывода.Когда включается зажигание, то питание через предохранитель №10 идет на лампу зарядки в панели приборов. Далее через монтажный блок поступает на 61-й вывод. Три дополнительные диода обеспечивают питание регулятору напряжения, а он в свою очередь передает его на обмотку возбуждения генератора. В этом случае контрольная лампа будет гореть. Именно в тот момент, когда генератор будет работать на обкладках выпрямительного моста напряжение будет гораздо выше, чем у аккумуляторной батареи. В этом случае контрольная лампа не будет гореть, потому что напряжение с ее стороны на дополнительных диодах будет ниже, чем со стороны статорной обмотки и диоды закроются. Если во время работы генератора контрольная лампа горит в пол накала, то это может означать, что пробиты дополнительные диоды.

Автозапчасти и СТО

Контактные выводы (клеммы, штекерные разъемы и т. п.) генераторных установок разных моделей, годов выпуска и выпускаемых разными производителями электротехники могут иметь различное буквенное, цифровое или символьное обозначение. При этом не только неискушенный в ремонте систем бортовой электрической сети автомобилей начинающий автоэлектрик или механик, но даже опытный специалист по ремонту электрооборудования может столкнуться с незнакомыми для него обозначениями, что при ремонте и контрольно-диагностических проверках генератора может привести к неприятным последствиям технического характера.

Для тех, кто занимается диагностированием и ремонтом электрооборудования только отечественных автомобилей, запомнить не столь обширный перечень обозначений на выводах генераторов особого труда не составит, но контактные разъемы и клеммы генераторов иномарок нередко содержат множество незнакомых обозначений. Следует учитывать, что иногда выводы и контакты генераторов у отдельных производителей могут иметь одинаковое буквенное обозначение при различном функционале.

В Таблице 1 приведены наиболее часто встречающиеся обозначения электрических контактов и выводов генераторов, как отечественного, так и зарубежного производства.

Таблица 1. Обозначение контактных разъемов и выводов генераторных установок

Терминал

Функциональное назначение Куда подключить
В+, 30, ВАТ Аккумуляторная батарея (+) Плюс аккумулятора
Е, В-, 31, «-», GRD (Earth – «земля»), Аккумуляторная батарея (-) Минус аккумулятора
В (Battery) то же, что и «S» (см. далее) Плюс аккумулятора
C,G (Communication) вход управления регулятором напряжения блоком управления двигателем. При подаче на этот вход «-» напряжение на выходе генератора не будет превышать 12,5 V
COM (Communication) общее название физического интерфейса управления и диагностики генератора. Могут использоваться протоколы «BSD» (Bit Serial Device), «BSS» (Bit Synchronized) или «LIN» (Local Interconnect Network) Приставка aRC-011, aVR-012
G у автомобилей «Honda» с квадратным 4-х пиновым разъемом это означает зажигание («IGNITION»)
D+ Вывод «+» дополнительного диодного моста для питания регулятора напряжения. Служит для подключения индикаторной лампы, осуществляющей подачу начального напряжения возбуждения и индикацию работоспособности генератора Контрольная лампа
L, I, IL, 61, W, IND (Lamp/Indicator/Illumination) выход на лампу индикатора работоспособности генератора (обычно после «плюс» дополнительного выпрямителя, там, где он есть) Контрольная лампа
D (Drive) вход управления регулятором с терминалом Р-D генераторов (автомобили «Mazda») и Hitachi (автомобиль «Kia Sephia» 1997-2000 г.г.) Приставка aRC-011, aVR-012
D (Dummy) пустой, нет подключения; встречается на автомобилях японского производства
0, Mp Вывод нулевой точки обмотки статора
F, DF, FLD, 67, Ш, EXC (Field) выход регулятора напряжения (вывод обмотки возбуждения) Внешний регулятор
FR, DFM, M (Field Report/Digital Field Monitor/Monitor) выход для контроля нагрузки на генератор блоком управления двигателем Приставка aRC-011, aVR-012 или VRT-RC
LI (Load Indicator) то же, что и «FR», только сигнал инверсный Приставка aRC-011 или VRT-RC
IG, A, 15, Б (Ignition) вход включения зажигания Плюс аккумулятора
LIN Непосредственное указание на интерфейс управления и диагностики генератора по протоколу «LIN» (Local Interconnect Network) Приставка aRC-011
N (NULL) вывод средней обмотки статора. Обычно служит для управления индикаторной лампой работоспособности генератора с механическим регулятором напряжения
N/C (no connect) нет подключения
P, S, STA, Stator, R (Phase/Stator) выход с одной из обмоток статора генератора. Служит для определения регулятором напряжения возбужденного состояния генератора
W (Wave) выход с одной из фазных обмоток статора для подключения тахометра (обычно этот вывод используется в автомобилях с дизельными двигателями)
RLO (Regulated Load Output) вход управления напряжением стабилизации регулятора в диапазоне 11,8…15 V (автомобили «Toyota») Приставка aRC-011
RVC(L) (Regulated Voltage Control) похоже на «SIG», только диапазон изменения напряжения 11,0…15,5 V. Управляющий сигнал подается на терминал «L» Приставка aRC-011 или VRT-RC
S, AS, BVS (Sense/Alternator Sense/Battery Voltage Sense) сенсор, вход для сравнения напряжения в точке контроля. Обычно точка контроля находится в блоке предохранителей ближе к аккумулятору (предохранитель «CHARGE») Плюс аккумулятора
SIG, RC (Signal/Regulator Control) вход кодовой установки напряжения (то же, что и «D») Приставка aRC-011 или VRT-RC
D (Digital) вход кодовой установки напряжения на автомобилях «Ford» (то же, что и «SIG») Приставка aRC-011, aVR-012


Нажмите на изображение чтобы увеличить

Ниже приведен дополнительный список обозначений, которые могли не попасть в представленную выше таблицу: A — то же, что и IG плюс аккумулятора; AS (Alternator Sense) — то же, что и S — плюс аккумулятора; B+ батарея — (+) плюс аккумулятора; B- батарея — (-) минус аккумулятора; BVS (Battery Voltage Sense) — то же, что и S — плюс аккумулятора; C (Communication) вход управления регулятором напряжения блоком управления двигателем. При подаче на этот вход <-> напряжение на выходе генератора не будет превышать 12.5 V; COM (Communication) — общее обозначение физического интерфейса управления и диагностики генератора. Могут использоваться протоколы BSD (Bit Serial Device), BSS (Bit Synchronized Signal) или LIN (Local Interconnect Network); приставка aRCI 011; D+ — вывод (+) дополнительного диодного моста для питания регулятора напряжения. Служит для подключения индикаторной лампы, осуществляющей подачу начального напряжения возбуждения и индикацию работоспособности генератора контрольная лампа; D (Drive) — вход управления регулятором с терминалом P-D; приставка aRC-011 или VRT-RC; D (Dummy) — пустой, нет подключения, в основном на японских автомобилях; D (Digital) — вход кодовой установки напряжения на американских Ford, то же, что и SIG; DF — то же, что и F внешний регулятор; DFM (Digital Field Monitor) — то же, что и FR; приставка aRC-011 или VRT-RC; E (Earth) «земля», батарея (-); F (Field) — выход регулятора напряжения внешний регулятор; FLD — то же, что и F внешний регулятор; FR (Field Report) — выход для контроля нагрузки на генератор блоком управления двигателем; G (Ground) — то же, что и C; I (Indicator) — то же, что и L контрольная лампа; IG (Ignition) — вход включения зажигания плюс аккумулятора; IL (Illumination)vто же, что и L контрольная лампа; L (Lamp) — выход на лампу индикатора работоспособности генератора контрольная лампа; LI (Load Indicator) — то же, что и FR ,только сигнал инверсный; LIN непосредственное указание на интерфейс управления и диагностики генератора по протоколу LIN (Local Interconnect Network); M (Monitor) — то же, что и FR; N (NULL) — вывод средней точки обмоток статора. Обычно служит для управления индикаторной лампой работоспособности генератора с механическим регулятором напряжения; N/C (no connect) — нет подключения; P (Phase) выход с одной из обмоток статора генератора. Служит для определения регулятором напряжения возбужденного состояния генератора; RC (Regulator Control) — то же, что и SIG; RLO (Regulated Load Output) — вход управления напряжением стабилизации регулятора в диапазоне 11,8-15 V («Toyota») RVC(L) (Regulated Voltage Control) — похоже на SIG; S (Sense) — сенсор, вход для сравнения напряжения в точке контроля. Обычно точка контроля находится в блоке предохранителей ближе к аккумулятору (предохранитель CHARGE) плюс аккумулятора; S (Stator) — то же, что и P; SIG (Signal) — вход кодовой установки напряжения; STA (Stator) — то же, что и P; Stator — то же, что и P; W (Wave) — выход с одной из обмоток статора генератора для подключения тахометра в автомобилях с дизельными двигателями; 15 — то же, что и IG плюс аккумулятора; 30 — то же, что и B+ плюс аккумулятора; ; 31 — то же, что и B- минус аккумулятора4 61 — то же, что и L контрольная лампа; 67 — то же, что и F. Дополнение: P, S, STA, Stator, R Phase/Stator выход с одной из обмоток статора генератора. Служит для определения регулятором напряжения возбужденного состояния генератора

Источник: k-a-t.ru.

Проверка работы генератора

Проверить работоспособность генератора можно несколькими способами применяя определенные методы, например: можно проверить ток отдачи генератора, падение напряжения на проводе, который соединяет токовый вывод генератора с аккумуляторной батареей или проверить регулируемое напряжение.

Для проверки будет необходим мультиметр, автомобильный аккумулятор и лампа с припаянными проводами, провода для подключения между генератором и аккумулятором, а еще можно взять дрель с подходящей головкой, так как возможно придется крутить ротор за гайку на шкиве.

Элементарная проверка лампочкой и мультиметорм

Схема подключения: выходная клемма (В+) и ротор (D+). Лампу нужно подключить между основным выходом генератора В+ и контактом D+. После этого берем силовые провода и подключаем “минус” к минусовой клемме аккумулятора и к массе генератора, “плюс” соответственно к плюсу генератора и к выходу В+ генератора. Закрепляем на тиски и подключаем.

Включаем тестер в режим (DC) постоянного тока, цепляем один щуп на аккумулятор к “плюсу”, второй также, но к “минусу”. Далее, если все в рабочем состоянии, то должна загореться лампочка, напряжение в этом случае будет 12,4В. Затем берем дрель и начинаем крутить генератор, соответственно лампочка в этом момент перестанет гореть, а напряжение уже будет 14,9В. После чего добавляем нагрузку, берем гологенную лампу H4 и вешаем ее на клемму аккумулятора, она должна загореться. После чего в аналогичном порядке подключаем дрель и напряжение на вольтметре будет показывать уже 13,9В. В пассивном режиме аккумулятор под лампочкой дает 12,2В, а когда крутим дрелью, то 13,9В.

Схема проверки генератора

Строго не рекомендуется:

  1. Проводить проверку на работоспособность генератора путем короткого замыкания, то есть “на искру”.
  2. Допускать, чтобы генератор работал без включенных потребителей, также нежелательна работа при отключенном аккумуляторе.
  3. Соединение клеммы “30” (в некоторых случаях B+) с “массой” или клемму “67” (в некоторых случаях D+).
  4. Проводить сварочные работы кузова автомобиля при подключенных проводах генератора и аккумулятора.

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем — не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов. Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов. Маркировка и обозначение проводов:

  • Р — розовый.
  • Ф — фиолетовый.
  • О — оранжевый.
  • ЧБ — черно-белый.
  • КБ — коричнево-белый.
  • ЧГ — черно-голубой.
  • К — коричневый.
  • Ч — черный.
  • Б — белый.

Схема подключения генератора ВАЗ-2101

Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:

  • Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  • Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
  • Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
  • Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
  • Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
  • Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
  • Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).

Схема подключения генератора ВАЗ-2107

1 — аккумуляторная батарея; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — генератор; 5 — положительный диод; 6 — обмотка статора; 7 — регулятор напряжения; 8 — обмотка ротора; 9 — конденсатор для подавления радиопомех; 10 — монтажный блок; 11 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 — вольтметр; 13 — реле зажигания; 14 — выключатель зажигания.

Нет в наличии:

Код деталиНаименованиеИнформация о детали
Г287-3701301Крышка со стороны контактных колецКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г287 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 301Нет в наличии
Г287-3701307Прокладка уплотнительнаяКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г287 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 307Нет в наличии
Г272-3701010-01Щеткодержатель в сбореКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г272 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 010Нет в наличии
Г272-3701011ЩеткодержательКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г272 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 011Нет в наличии
Г272-3701020-АЩетка в сбореКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г272 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 020 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
Г272-3701030-АЩетка в сбореКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г272 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 030 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
Г272-3701012-АКрышка щеткодержателяКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г272 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 012 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
8Х-1497-АШайбаКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 5Нет в наличии
М11-41081Шайба пружиннаяКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 2Нет в наличии
Г250Е1-3701016БолтКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 2 Модель Г250Е1 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 016Нет в наличии
8Х-1537МГайкаКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 2Нет в наличии
МХ-0246-01Шайба 8 пружиннаяКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 2Нет в наличии
1МЮ-37ШайбаКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1Нет в наличии
Г287-3701319Втулка изоляционнаяКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г287 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 319Нет в наличии
НО-0801-10Болт контактныйКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1Нет в наличии
Г287-3701305-АКольцо уплотнительное контактноеКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г287 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 305 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
Г21-3701005Чашка ротораКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г21 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 005Нет в наличии
Г288-3701100-АСтаторКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г288 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 100 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
Г210-3701202Кольцо разрезноеКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г210 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 202Нет в наличии
Г288-3701200РоторКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г288 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 200Нет в наличии
7Х-4066ВинтКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 4Нет в наличии
Х-4001-01Шайба пружиннаяКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 11Нет в наличии
15Х-4148ШпонкаКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1Нет в наличии
Г287-3701405Шайба специальнаяКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г287 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 405Нет в наличии
Г287-3701053Втулка распорнаяКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г287 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 053Нет в наличии
Г288-3701130Фаза статораКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г288 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 130Нет в наличии
Г288-3701132Фаза статораКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г288 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 132Нет в наличии
МХ-0235-01ГайкаКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1Нет в наличии
Г287-3701074ШайбаКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г287 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 074Нет в наличии
Г288-3701051Шкив генератора Г-288ЕКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г288 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 051Нет в наличии
Г287-3701055ВентиляторКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г287 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 055Нет в наличии
Г287-3701400Крышка со стороны привода в сбореКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г287 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 400Нет в наличии
Г288А-3701051Шкив генератора Г-287ЕКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г288А Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 051Нет в наличии
Г287-3701054ВтулкаКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г287 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 054Нет в наличии
6-1180304К1С9Подшипник шариковый радиальный однорядный с двусторонним уплотнением 20х52х18Кол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель 6 Группа Cистема питания двигателя Подгруппа 1180 Порядковый номер детали 304 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
6-180603К1С9Подшипник шариковый радиальный однорядный с двусторонним уплотнением 20х52х18Кол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Покрытие воронениеНет в наличии
МХ-0139ВинтКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 3Нет в наличии
Х-1482-01Шайба пружиннаяКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 6Нет в наличии
НО-0102Винт М6Кол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 3Нет в наличии
Х-4237-01Винт М5Кол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 4Нет в наличии
Г250-3701053-А1СкобаКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г250 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 053 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
Г287-3701060КрышкаКол-во на 236 М 2) 238 М 3) 238 АМ 4) 238 ГМ 5) 238 ИМ 6) 238 НД 7) 238 Н 238 Л 9) 238 ПМ 10) 238 ФМ 1 Модель Г287 Группа Электрооборудование Подгруппа Генератор Порядковый номер детали 060Нет в наличии

Схема подключения генератора ВАЗ-2108

Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.

Схема подключения генератора ВАЗ-2109

  1. Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
  2. Отрицательный диод.
  3. Дополнительный диод.
  4. Положительный диод.
  5. Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
  6. Комбинация приборов.
  7. Вольтметр.
  8. Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
  9. Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
  10. Реле зажигания.
  11. Замок зажигания.
  12. Аккумуляторная батарея.
  13. Конденсатор.
  14. Обмотка ротора.
  15. Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.

Генератор г288е схема подключение реле

Библиографическая ссылка на статью:

Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Рогачёв В.Д. Взаимозаменяемость, применяемость и устройство генератора Г 288Е // Современная техника и технологии. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2013/02/1663 (дата обращения: 12.04.2021).

На автомобиле Урал-4320-31 устанавливаются генератор Г 288Е или 1702.3771. Кроме этих генераторов могут быть установлены их аналоги согласно таблице 1. Внешний вид и устройство автомобильного генератора переменного тока Г 288Е представлено в соответствии с рисунком 2.

Т а б л и ц а 1 – Основные технические характеристики генераторов, взаимозаменяемых с генераторами 1702.3771 и Г 288Е

1 – шкив; 2 – крыльчатка вентилятора; 3 – передняя крышка; 4 – статор;

5 – задняя крышка; 6 – вывод Л1 (переменное фазовое напряжение); 7 – щеткодержатель со щетками; 8 – вывод «+» генератора

Рисунок 1 – Генератор Г 288Е

Согласно таблице 2 представлены его основные характеристики.

Т а б л и ц а 2 – Основные характеристики генератора Г 288Е

Номинальное напряжениеВ28
Ток нагрузки номинальныйА47
Номинальная мощностьВт1000
Частота вращения ротора при напряжении 28 В:

— при токе нагрузки не более 30 А мин -1

Максимальная частота вращения мин -1 8000 Ток возбуждения А от 1,5 до 1,7 Масса генератора без шкива кг 10 Длина мм 230 Диаметр мм 174 Применяемость автомобили с двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238; автомобили КамАЗ -4310 с двигателем 740.10 .

Схема подключения генератора ВАЗ-2110

На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94.3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7 Вольт.

Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке:

  1. Аккумулятор 12В;
  2. генератор 94.3701;
  3. монтажный блок;
  4. замок зажигания;
  5. контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов

Как проверить генератор своими руками

Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.

Схема соединений генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся.

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.

Генераторная установка переменного тока Г-273-А, показанная на рис. 1, состоит из генератора, встроенных в него выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения марки Я-120М. Ее номинальное напряжение 24 В, номинальная мощность 800 Вт. Вывод « + » служит для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки, а вывод В — для соединения с выводом ВК — выключателя приборов и стартера.

На регуляторе напряжения установлен переключатель сезонной регулировки. Регулировку выполняют следующим образом: если температура воздуха держится устойчиво выше 0 °С, винт повертывают в крайнее левое положение (J7), если же наружная температура установилась на 0 “С и ниже, винт повертывают в крайнее правое положение (3).

Генератор переменного тока Г-288 с электромагнитым возбуждением представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную электрическую машину со встроенным выпрямителем на шести кремниевых диодах. Номинальная мощность генератора 1000 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток не менее 47 А. На генераторе имеются следующие выводы: ( + ) —для подключения аккумуляторных батарей и нагрузки: (—) —для подключения к «массе»» автомобиля; Ш — для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера и выводом Ш регулятора напряжения.

Неисправности генераторов и способы их устранения. При поступлении в ремонт генератор может иметь различные неисправности.

Перед снятием генератора с двигателя или перед его установкой на двигатель обязательно отключают аккумуляторную батарею, так как положительная клемма ( +) генератора находится под напряжением.

Для снятия генератора ослабляют стяжной болт опоры кронштейна генератора, отвинчивают гайку шпильки крепления генератора к кронштейну, выворачивают болт крепления генератора к натяжной планке.

Рис. 1. Генераторная установка Г-273 А: а — электрическая схема; б — разрез; в — регулятор напряжения; 1 – шкив; 2 — вентилятор; 3 — крышка со стороны привода; 4 — статор; 5 — ротор; 6- вал ротора; 7 — выпрямительный блок; 8—крышка со стороны контактных колец; 9 — контактное кольцо;, 10 — крышка подшипника; 11 — подпиточный резистор; 12 — регулятор напряжения Я 12 ОМ; 13 — щеткодержатель; 14 -переключатель посезонной регулировки; 15 — резистор посезонной регулировки; Д — клемма соединения с подпиточным резистором; С — клемма соединения с резистором всесезонной регулировки; Ш – клемма соединения с обмоткой ротора; выводы: ( + ) — подключение аккумуляторной батареи и нагрузки; В — для соединения с выводом ВК -выключателя приборов и стартера; ( — ) — подключение к «массе» автомобиля; Л — положение при температуре выше 0 °С; 3 — положение при температуре ниже 0 °С

Рис. 2. Контрольно-испытательный стенд 532М:

Детали и узлы генератора после разборки делят на две группы: детали, не имеющие обмоток, и детали с обмотками.

Детали, не имеющие обмоток, подвергают мойке раствором «Лабомид-203».

Детали, имеющие обмотки, подвергают очистке ветошью, смоченной в бензине, продувают сжатым воздухом и сушат в сушильном шкафу при температуре 90…100 °С в течение 45— 90 мин.

Очищенные детали и узлы подвергают дефектации. Детали, имеющие механические повреждения, заменяют. Погнутые лопасти вентилятора правят и рихтуют. Износ канавок шкива проверяют установкой в шкив роликов диаметром 14 мм и контролем размера по выступам роликов. Размер между выступами роликов должен быть не менее 83,5 мм. Изношенные посадочные отверстия под подшипник в крышке со стороны привода растачивают и затем в них запрессовывают ремонтные кольца с внутренним диаметром, равным номинальному.

Ротор генератора может иметь следующие дефекты: износ железа полюсных наконечников в результате контакта с железом статора; износ шеек вала под шариковые подшипники; погнутость вала якоря; износ контактных колец; биение контактных колец относительно шеек вала; повреждение или обгорание изоляции обмоточного провода ротора; замыкание витков обмотки на массу или между собой; обрыв обмотки ротора от контактных колец.

Исправность обмотки возбуждения ротора проверяют омметром или тестером. Значение сопротивления должно соответствовать указанному в технической характеристике, если в обмотке нет короткозамкнутых витков. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется.

Исправность обмоток и надежность прилегания щеток в контактных кольцах проверяют на стенде по схеме, показанной на рис. 2.

При напряжении источника питания постоянного тока 28 В, подсоединенного к выводным концам обмотки, величина потребляемого тока не должна превышать значений, указанных в технической характеристике генератора.

Замыкание обмотки возбуждения на «массу» определяют контрольной лампой под напряжением 220—550 В. Если в течение минуты лампочка не загорится, то изоляция обмотки исправна.

Статор генератора с катушками может иметь следующие дефекты: износ железа статора в результате задира полюсных наконечников; повреждение или обгорание изоляции обмоточного провода катушки фазы статора; замыкание витков катушки на массу или между собой; обрыв выводных концов катушек фаз; повреждение или обгорание изоляции выводных концов.

Обмотка статора проверяется отдельно после разборки генератора с отсоединенными от выпрямительного блока выводами обмотки. Обрыв в фазной обмотке статора обнаруживается поочередным соединением по две фазы к омметру или тестеру или присоединением через контрольную лампу к источнику тока напряжением 12—30 В. При исправной обмотке показания омметра должны соответствовать значениям, указанным в технической характеристике.

В случае обрыва какой-нибудь из обмоток при соединении ее с выводами двух других стрелка омметра или тестера не отклоняется (контрольная лампа не загорается).

Межвитковое замыкание обмотки статора проверяют дефектоскопом модели ПДО-1.

Щеткодержатель может иметь следующие дефекты: износ щеток по высоте; потерю жесткости щеточных пружин; трещины и обломы крышки щеткодержателя; обломы и трещины на корпусе щеткодержателя.

Высота щеток в соответствии с требованиями ТУ на контроль, сортировку и восстановление должна быть (15±0,5) мм. При высоте щеток меньше 14,5 мм щетки подлежат замене. Потеря жесткости пружин определяется по высоте на приспособлении при нагрузке (220±30) г. При высоте меньше 17,5 мм пружины заменяются новыми. Трещины и обломы на корпусе и крышке щеткодержателя не допускаются. Корпуса и крышки, имеющие трещины и обломы, заменяют на новые.

Сборка, приработка и испытание генераторов. При сборке генератора начало фаз катушек статора необходимо зачистить на длине (16±3) мм, скрутить, сварить или пропаять припоем ПОС-40 на длине не менее 6 мм и изолировать полихлорвиниловой трубкой. Межкатушечные соединения следует заплести и закрепить к лобовым частям катушек на 15 мм. Статор пропитывают лаком МЛ 92 или ГФ 95 с добавлением 15% смолы марки К-421-02.

Сопротивление катушки возбуждения при температуре 20 °С должно быть не менее 16,5—0,50 Ом. После установки катушки между полюсами необходимо ее проверить на отсутствие межвит-ковых замыканий и замыканий на массу. Расстояние между противолежащими полюсами левой и правой половины ротора не должно быть менее 3,5 мм. Выводы катушки возбуждения следует уложить в паз и припаять к контактным кольцам припоем ПОС-40.

Диаметр контактных колец должен быть 31,0—29,3 мм. Допустимое биение контактных колец и полюсов относительно шеек под шариковые подшипники 0,08 мм.

Шероховатость поверхности шеек ротора под внутренние коль-установить переключатель вольтметра в положение «РН»; установить переключатель возбуждения в положение «СРР».

3. Проверить постоянство напряжения генератора без нагрузки (на холостом ходу), при этом необходимо: — установить рукоятку регулятора нагрузки в положение «min» (по стрелке), а маховик изменения частоты вращения — в крайнее левое положение; — нажать на кнопку «пуск», после нажатия на кнопку «пуск» включается генератор трехфазного тока, установленный на раме внутри стенда; — маховиком изменения частоты вращения ведущего вала стенда клиноременной передачи установить частоту вращения вала якоря генератора 2 000 мин при частоте вращения вала генератора 2 000 мин-1 генератор должен давать напряжение f/ — 27,6—28,8 В;

напряжение контролируется по вольтметру стенда:

4. Проверить генератор под нагрузкой для определения максимальной величины тока, для этого необходимо: — маховиком клиноременной передачи установить частоту вращения ведущего вала стенда 2000—3000 мин-1; при этом генератор должен давать напряжение U = 27,6—28,8 В; — рукояткой реостата нагрузки установить максимальную нагрузку на генератор; при этом стрелка амперметра стенда должна показывать силу тока 15—20 А при U = const.

Кроме того, проверяют бесшумность работы механической части генератора.

Приемку генераторов ОТК осуществляют в процессе или после испытаний путем внешнего осмотра, прослушивания tfx работы и контроля рабочих характеристик. При этом проверяют:

наличие всех наружных деталей в соответствии с чертежами; отсутствие механических повреждений и шумность работы; соответствие рабочих характеристик генератора требованиям «Технических условий на сборку и испытание».

Годные генераторы, принятые ОТК, должны иметь клеймо о приемке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]