Линейка культовых тракторов «Беларус» – характеристики и возможности


Трактор Беларус является одним из наиболее известных в пределах СНГ семейством машин колесного типа. Производится трактор Беларус на одноименном заводе, расположенном в Минске с 1950 года. Насчитывая более чем полувековую историю, эти трактора из Белоруссии с течением времени претерпевали значительные изменения. Речь не только о переменах в конструкции, во внешнем виде, оборудовании кабины. Менялись и технические характеристики машин. Так, производитель стал устанавливать рессоры для смягчения ударов и толчков при движении по неоднородной почве. Вопрос как завести трактор Беларусь, часто возникающий ранее у пользователей, сегодня отпадает, так как машины снабжены всеми необходимыми механизмами для бесперебойной работы.

Появление культового «Беларуса»

Изначально завод работал на производстве гусеничных тракторов. Со временем вместе с производством гусеничных машин стали разрабатываться чертежи и схемы производства колесного трактора. Его планировали оснастить навесной гидравликой, благодаря которой трактор должен был работать без сцепщика.

Сегодня на Минском заводе колесные тракторы практически вытеснили гусеничный трактор из производства. Первые колесные машины вышли из производства в далеком 1949 году, а спустя четыре года, после устранения всех неполадок и шероховатостей было запущено серийное производство колесной техники. Первыми колесными моделями тракторов Беларус были МТЗ-1 и МТЗ-2. Это ознаменовало новый важный этап в отечественном машиностроении.

Благодаря новой конструкции машина стала многофункциональной, способной производить различные виды работ без специального прицепщика. Также благодаря колесному ходу трактор мог свободно и самостоятельно передвигаться по городским дорогам, что было невозможно сделать на гусеницах без повреждения дорожного полотна. С этого момента агрегаты стали активно применяться для сельскохозяйственных работ и в строительной, транспортной, промышленной сфере.

МТЗ 80 технические характеристики в сравнении с другими современными моделями производителя

Говоря о технических характеристиках МТЗ 80 важно отметить, что этот трактор является своеобразной «золотой серединой» среди всех моделей белорусского производителя. Он не такой мощный, как «энергонасыщенные» МТЗ 3522 или 3022, а также серьёзно уступает МТЗ 1523 и даже модели 1221. Но в свою очередь, обладает высокими скоростными характеристиками, экономичностью, надежностью, ценовой лояльностью и главное, максимальной простотой в обслуживании. Именно благодаря своей универсальности МТЗ получил такое признание.

Кроме того, эта модель пользуется наибольшей популярностью у мелких и средних аграриев. По сравнению с уже упомянутыми моделями, а также очень дорогой техникой известных европейских или даже китайских производителей, МТЗ 80 и 82 экономически выгоден в эксплуатации и ремонте. Запасные части к этим тракторам можно без проблем найти в любом спецмагазине или на рынке.

МТЗ 80 цена: от 200 000 до 400 000 (б/у), до 680 000 рублей (новый).

МТЗ 82 цена: 250 000 до 450 000 (б/у), до 750 000 рублей (новый).

Распространенная модель 3522

Сегодня линейка тракторов Беларус – это широкий модельный ряд, представленный машинами, позволяющими производить различные виды работ. Наиболее распространенными моделями машин Беларус являются:

МТЗ 3522 – представляет собой колесную машину, габаритные размеры которой составляют 6100×2630×3350 мм. Величина колесной базы – 3000 мм. Трактор осуществляет работу в тяговом и тягово-приводном режимах. Указанная модель может производить различные работы в комбинации со специализированными сельскохозяйственными агрегатами. Машина чаще всего используется в следующих направлениях:

  • обработка почвы перед посевами, посев зерновых, зернобобовых и прочих озимых и яровых культур;
  • заготовка кормовой базы;v
  • уборка различных культур;
  • транспортные работы, перевозки грузов.

Обширные возможности модели 1025

МТЗ 1025 создан для выполнения работ в аграрном производстве. Объем работ и их разнообразие достигается путем использования с данной моделью различных навесных, полунавесных и прицепных машин и орудий. Преимуществом данной модели трактора является его высокая мощность, которая обеспечивается производительным двигателем Deutz и укомплектованным топливным насосом (). Также надежная и долговечная работа машины обеспечена качественной механикой. Трактор оснащен восьмиступенчатой коробкой передач. Ответим на один самых распространенных вопросов: сколько весит трактор? Вес машины — 4680 кг, высота – 2600 мм. Простой ремонт, недорогие запчасти, качественное устройство всех механизмов, различные насадки, которые можно использовать для разного вида работ и небольшой расход топлива также положительно отличают данную модель.

Модель 320 и ее функционал

МТЗ 320 – это малогабаритный трактор Беларус, оснащенный полным приводом. В связи с небольшой величиной и легкой пластмассовой облицовкой, основным направлением использования данной машины, являются различные виды городских работ, в том числе коммунальные работы. Двигатель трактора данной модели оснащен непосредственным впрыском. Управление трактора рулевое с гидравлическим усилителем. Ведущими колесами – являются передние, благодаря чему максимальная скорость трактора, как и у МТЗ 311 составляет около 25 км/ч.

Система управления

МТЗ 82.3 стала первой версией трактора МТЗ 82, где производитель внедрил в систему управления электрогиравлические приводы, значительно повышая эргономику управления. Для этого трансмиссия оснащена отдельной гидросистемой, обеспечивающей работу многодисковых гидроподжимных муфт включения. Так данный привод с кнопочным управлением на боковой панели получили системы блокировки дифференциала заднего моста, редуктор включения заднего ВОМ, включение режимов привода ПВМ. Трактор оснащён самой современной панелью управления с жидкокристаллическим экраном, обеспечивающим полный контроль состояния и работы всех систем трактора.

Одна из самых мощных моделей 1502

МТЗ 1502 отличается высокой мощностью двигателя – 157 л.с. (116 кВт), что в первую очередь позволяет осуществлять тяжелые подъемные, строительные и промышленные виды работ. Навесное оборудование дает возможность осуществлять также мелиоративные работы.

Номинальное тяговое усилие, кН40
Масса эксплуатационная, кг13900
Габаритные размеры (длина/ширина/высота), мм6250/2916/2950
Скорость движения, км/ч: вперед/назад1,36 – 14,9/1,9 – 7,1
Дорожный просвет, мм360
Тип гусеницыМеталлическая с резинометаллическим шарниром
Ширина гусеницы, мм500
Наибольшее из средних условных давле-ний гусеничных движителей на грунт, кПа51,0

Модель 1221 и ее преимущества

МТЗ 1221 – это трактор Беларус, основные характеристики которого: 2-ой класс, с мощностью 130 л.с. Огромный ассортимент работ, выполняемых данной моделью, делает ее наиболее распространенной и популярной в России. Машина может использоваться как при проведении сельскохозяйственных работ (таких, как подготовка и культивация земель, уборка и проч.), так и для проведения работ в сфере транспорта, обслуживания лесного и коммунального хозяйства, как снегоуборочный комбайн в зимний период. Неоспоримым преимуществом данной модели является то, что он одинаково эффективно работает в любых природно-климатических условиях и на разных почвах.

Трактор Беларус 1221 можно использовать в агрегате с различными орудиями, приспособлениями и узлами, тягово-сцепными средствами. Наиболее полным образом все функциональные задачи трактор выполняет в комбинации с применением широкозахватной и комбинированной техники.

Навесное оборудование

Успешные продажи и популярность у покупателей напрямую связаны с возможностью работы трактора МТЗ-82 с целым рядом навесного оборудования. Самые востребованные из них:

  1. Вилы погрузочные и транспортные.
  2. Грузоподъемные устройства с гаком и для захвата петель мягких контейнеров.
  3. Механизм для фиксации деревьев и бревен.
  4. Кантователь рулонов.
  5. Ковши, среди которых могут быть как фронтальные, так и челюстные.
  6. Отвалы различного назначения.
  7. Коммунальные щетки.
  8. Тягово-сцепные устройства.

Помимо перечисленных приспособлений, МТЗ-82 может выполнять задачи полноценного экскаватора, фронтального погрузчика или транспортировщика на незначительные расстояния как сыпучих, так и штучных грузов.

Обзор модели 152

Основным предназначением малогабаритного трактора Беларус 152 выступают сельскохозяйственные работы. Навесное оборудование, прицепные машины и орудия – все это существенно расширяет его функционал. Эта машина характеризуется:

  • бензиновым двигателем Хонда на 13 лошадиных сил;
  • массой 615 килограмм;
  • удельным расходом топлива 326 г/кВт.часов;
  • передним ведущим мостом;
  • качающимся задним мостом;
  • механической блокировкой задней пары колес;
  • увеличенным дорожным просветом.

Устройство

«Беларус-82» оснащается ступенчатой, механической КП, отличающейся постоянным зацеплением шестерен с муфтами. Трактор имеет межколесную блокировку дифференциала переднего моста и фрикционную многодисковую муфту сцепления, функционирующую в масле.

В последних МТЗ-82 устанавливают синхронный, зависимый ВОМ, позволяющий работать с активными орудиями. Частота вращения маховика в данном случае составляет 1200 об/мин.

Рулевое управление в тракторе – гидрообъемное с гидроцилиндром в рулевой трапеции и насосом-дозатором. В отдельных версиях устанавливается гидроусилитель руля.

Непогода не является серьезным препятствием для «Беларуса-82». Заднее и переднее стекла оборудованы стеклоочистителями, а на переднем опять же имеется стеклоомыватель. кабина оператора последних версий МТЗ-82.1 соответствует нормам ОЕСД, гарантирующим безопасность оператора. опять же мини трактор получил несколько сенсоров, контролирующих крен, что минимизирует риск опрокидывания. кабину оператора «Беларуса-82» отличают высокие показатели комфортабельности, система подогрева, комплекс фильтрации воздуха, проходящего через вентиляторы, люк крыши, заднее стекло и открывающиеся боковые окна. Дополнительно она может комплектоваться усиленным основанием или тентом-каркасом.

Силовая установка

Четырехцилиндровый рядный дизельный мотор Д-243 с мощностью 81 л. с. и объемом 4,75 л. В номинальном режиме агрегат расходовал 162 г/л. с. час горючего. Крутящий момент 290 Нм обеспечивал достаточное тяговое усилие и хорошую проходимость машины. Запуск производился при помощи пускового карбюраторного мотора или электростартера. В условиях отрицательных температур при пуске использовалась электрофакельная система.

Узлы трансмиссии

Обеспечивают выбор параметров передачи энергии от мотора на задний мост и узлы привода прицепного и навесного оборудования. Силовой привод Передача ращения на ВОМ осуществляется:

  • синхронного типа приводом – темп вращения определяется скоростью перемещения машины 3,5 оборота на каждый метр пути, подключается ко второй ступени КПП;
  • двухскоростной независимый привод – 540/1000 об/мин. Энергия снимается с маховика мотора, сцепление трактора не задействуется.

Узел сцепления

Изделие сухого типа в однодисковом исполнении. Фрикционная муфта постоянно замкнута. Привод муфты механический от педали в кабине.

Коробка переключния передач

КПП в механическом исполнении на 9 режимов передачи момента при движении вперед и 2 на реверс. Использование редуктора, для снижения оборотов, позволяет удвоить количество режимов. Ходоуменьшитель (устанавливается как опция) обеспечивает дополнительные 4 передачи вперед и назад. Раздаточная коробка Устанавливается на модель 82 и обеспечивает подключение ведущего моста передних колес.

Задний мост Оборудуется устройством автоматического блокирования дифференциала, передает вращающий момент на полуоси конечных передач.

Устройства хода Передняя пара пневмоколес направляющая с типоразмером 200—508, задняя пара ведущая 400—965. Передняя ось с поворотными цапфами крепления колес через шарнир устанавливается на брусе полурамы. Весовая нагрузка на ось передается через цилиндрические пружины. Колея изменяемая – 1200/1800 мм передние колеса и 1400 /2100 мм задние.

Система гидравлики В раздельно-агрегатном исполнении. Гидравлический цилиндр с регулятором размещен на приливе кожуха заднего моста.

Беларус 921 – предназначение и характеристики

Идеальным садоводческим колесным трактором выступает Беларус 921. Его тяговый класс – 1,4, а колесная формула 4х4 позволяет осуществлять обработку виноградников и садов, осуществлять работы с опрыскивателем и фрезой. По техническим характеристикам машина мало чем отличается от МТЗ 82. Здесь стоит отметить:

  • экономичный двигатель на 87 лошадиных сил;
  • 95-литровый топливный бак;
  • норму расхода топлива 226 г/кВт.ч;
  • размеры (ширина/высота/длина) – 1550/2350/4500 мм;
  • массу 3800 килограмм.

Трактор МТЗ 82 и другие модификации серии

По большому счету, тракторы МТЗ 80 и 82 просто невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Они начали выпускаться практически в одно время, но все же, их разграничивают по одному важному признаку. Если МТЗ 80 имеет привод только на задние колеса, то модель 82 обладает полным приводом.

Также важно отметить, что разные модификации этой серии выпускались и продолжают выпускаться в наше время. Технические характеристики по сравнению с 1974 годом, когда с конвейера сошел первый трактор, очень сильно изменились в лучшую сторону. Они касаются самых разных элементов силового агрегата, трансмиссии, ходовой части, прицепного оборудования, управления, резины и конечно внешнего вида.

Надежный многофункциональный Belarus 622

Особой многофункциональностью может похвастаться модель 622, оснащаемая надежным четырехцилиндровым мотором, который соответствует экотребованиям Tier 3А. Обширными возможностями агрегат наделяется благодаря наличию независимого двухскоростного вала отбора мощности (1000 или 540 оборотов в минуту). За счет безопасной, комфортабельной кабины, как и у МТЗ 920, работать можно в любую погоду.

Сегодня Минский завод не только производит тракторы для отечественного сельского хозяйства и промышленности. В перспективах завода выпуск машин для экспорта. Модель 2009 года Беларус 3023 – заслужила различные награды на европейских выставках сельскохозяйственной техники.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]